Выступление святейшего патриарха Кирилла на Тюменском форуме всемирного русского народного собора
Православные Тобольска с ликованием и восторгом встречали патриарха Кирилла
– Мы создали отделение Всемирного русского народного собора в Тюмени, в одном из важнейших регионов нашего Отечества, от которого во многом зависит успех экономического развития и процветания Родины. Экономика играет очень важную роль в формировании могущества страны, ее материального благополучия, в укреплении обороноспособности. Но очень часто страны и государства терпят фиаско не потому, что мало добывается нефти, не хватает денег, неблагоприятно складываются экономические перспективы, а потому что нечто надломилось в душе людей, нечто произошло на уровне их сознания, – когда они с легкостью поднимают друг на друга руку, разрушают свою историческую общность, покорно следуют рекомендациям извне. Вот тогда и наступает национальная погибель. Совершенно очевидно: от того, что происходит на уровне нашего сознания, убеждений, на уровне внутренней, духовной жизни, во многом зависит, будет ли положительным или отрицательным результат, и это применимо к личности, к семье, обществу и государству.
Тема, поднятая сегодня, представляет чрезвычайную важность для нашего будущего. Мы прекрасно понимаем, что сохранить Отечество – Россию – можно, только обеспечив межнациональный мир и взаимопонимание всех народов, ее населяющих. Если брат поднимет руку на брата, если каждая нация начнет обособляться от других, выкраивая из единого государственного организма лоскуты этнических уделов, страну ожидает катастрофа, о чем достаточно красноречиво свидетельствует наша давняя и недавняя история.
Но у поднятой на форуме проблемы есть и обратная сторона, есть иное прочтение. Не только межнациональный мир является залогом единства России. Совершенно справедливо и то, что единство России, притягательная сила нашего государства, объединяющая миссия российской цивилизации являются залогом межнационального мира на огромных пространствах Евразии. Потому на всех нас – на тех, кому дороги наша страна и цивилизация, созданное содружество народов, – возложена двуединая задача: не только беречь межнациональный мир во имя единства России, но и беречь единство России во имя межнационального мира.
Не случайно форум, затронувший столь судьбоносную тему, проходит в Западной Сибири. Переход через Урал и освоение Сибирского субконтинента стали важнейшей вехой в созидании российской государственности. Сибирь дала русскому народу тот запас прочности, который позволил нашей стране перерасти региональный уровень и стать державой мирового значения.
Говоря об огромном, стратегическом значении Сибири и Урала в судьбе российской цивилизации, мы ведем речь не только об огромных природных богатствах русской Азии, хотя их роль тоже трудно переоценить. Сегодня Зауралье и Западная Сибирь стали центром российской энергетической мощи и во многом локомотивом развития.
Однако главное для нас – это вклад сибирской эпопеи в формирование русского национального характера. Здесь русские в полной мере проявили себя как смелый и решительный народ-первопроходец, народ, не боящийся вызовов пространства и климата, народ, ставящий духовные ценности выше материальных обстоятельств. Сибиряки издавна славятся тем, что являют собой пример сильной воли, твердости и редкого мужества. Именно эти качества ярчайшим образом проявились в годы Великой Отечественной войны, когда сибирские дивизии находились на острие атакующих ударов нашей армии. Эти же качества понадобились в годы освоения нефтегазовых месторождений Тюменской земли.
Не менее важно для нас и то, что Сибирь в рамках Российского государства изначально развивалась как пространство межнационального мира, взаимного уважения и соработничества разных народов. Российская стратегия освоения Сибири коренным образом отличалась от западноевропейских моделей колонизации. Здесь не знали геноцида и резерваций, здесь не было деления на народы господ и народы рабов. Русские переселенцы всегда относились к коренным жителям Северной Азии по-христиански, как к равным, стремясь устроить совместную жизнь к общему благу. При этом вместе с выходцами из Центральной и Северной России Сибирь приняла большое число переселенцев с Украины, из Белоруссии, Поволжья, а позднее, когда границы нашего Отечества расширились на юг, – также с Кавказа и из Средней Азии. Следует признать, что сегодняшняя динамичная, бурно развивающаяся Западная Сибирь является бесспорным результатом государственного единства нашей страны и достигнутого в ней межнационального мира.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что в противовес разделяющему, конфликтному, болезненному национализму, Всемирный русский народный собор опирается на русскую национальную традицию, обладающую огромным созидательным потенциалом; на ту традицию, которая, вдохновляясь христианскими идеалами братской любви, объединила и русский народ, и всю многонациональную Россию, обеспечив прочный межнациональный мир. Русских иногда называют народом мягкотелым, недостаточно пассионарным, не умеющим давать сдачи. А ведь именно эти качества, сформированные в первую очередь под влиянием Православной церкви, и привели к тому, что вместе с этим народом без всяких рисков потерять свою национальную самобытность, свое достоинство, трудятся многие и многие другие народы. Что было бы, если бы русские не имели этой мягкой открытой души, сформированной православием? Они оттолкнули бы своей силой очень многих и никогда не стали бы ядром огромной многонациональной страны. Русский народный собор обладает потенциалом, который позволяет, опираясь на русскую нацию и русскую культуру, содействовать широкому межнациональному диалогу и братскому сотрудничеству народов и этносов в единой семье Российского государства.
Какие же из стоящих перед Собором и перед всем обществом задач имеют непосредственное отношение к теме нашего форума? Что мы можем сделать, чтобы обеспечить единство страны и межнациональный мир в условиях, когда множество внешних факторов работает на его разрушение? Впрочем, не только внешних, но и внутренних: мы с вами являемся свидетелями того, как то здесь, то там возникает напряжение на межнациональной почве. Однако до сих пор эти инциденты, по милости Божией, купировались совместными действиями народов Руси.
В Евангелии сказано: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25). Избегая прежде всего этого гибельного разделения в самих себе, мы можем обозначить три важные задачи, которые стоят перед Собором. Эти задачи связаны между собой, и их можно выстроить по иерархической вертикали: 1) обеспечение единства и взаимопонимания внутри русского народа – без этого взаимопонимания и консолидации русского народа не может быть консолидации межнационального общества; 2) обеспечение единства и взаимопонимания между русским народом и Российским государством, потому что крушение Российского государства в начале XX века и произошло по той причине, что под влиянием многих факторов и внешних воздействий значительная часть русского народа вступила в конфликт со своим собственным государством; 3) обеспечение единства и взаимопонимания между русским народом и другими братскими народами нашей страны.
Это триединая задача, которая выстраивается в той последовательности, о которой я только что сказал. Но безусловно, решение этих задач не может быть разделено во времени: мол, когда решим первую, возьмемся за вторую, а потом за третью. Так ничего у нас не получится. Все эти задачи мы должны решать одновременно, потому что все они актуальны и требуют безотлагательного участия.
Сегодня в России наблюдается невиданная за минувшие три десятилетия консолидация общества. Однако нас не может не тревожить та разрушительная для национального самосознания работа, которая проводится в обширных регионах Российской Федерации, население которых всегда считалось русским. Так, во время Всероссийской переписи населения 2010 года с широким размахом прошли пиар-акции «Национальность – казак» и «Национальность – сибиряк». Для популяризации новых идентичностей снимались рекламные ролики, велась настойчивая пропаганда в Интернете, создавались сообщества в социальных сетях. Современному человеку сам разговор об отделении Сибири от России может показаться абсурдом, абсолютно беспочвенной идеей, – но ведь всего полтора века назад таким же абсурдом казалось отделение Украины!
Упомянутые идеи, к счастью, пока не приобрели популярности в народе, однако нас не могут не тревожить попытки легализовать раскол русского народа на академическом уровне. Так, некоторые статусные ученые мужи дают официальные заключения о существовании национальности «казак», утверждают, что русский народ трудно представить как некий «гомогенный субъект» и для русских «региональная специфика перекрывает специфику этническую».
В меморандуме «О единстве русского народа» Собор ясно и недвусмысленно высказался по этому вопросу. Домыслы о гетерогенности русского народа – это миф, имеющий сугубо политическую природу. По мировым масштабам русские – исключительно цельная, единая нация. По степени религиозного и языкового единства регионов, по близости культурных матриц русские не имеют аналогов среди крупных наций планеты. Феномен русской монолитности объясняется тем, что в нашем национальном самосознании исключительное место занимает связь личности с государством. Этническая идентичность русских больше, чем у любых других народов, сопряжена с идентичностью государственной, с российским патриотизмом и с верностью государственному центру.
Вот почему чрезвычайно важно развитие национальных общественных организаций, основанных на традиционной для русских лояльности к своему государству. Под лояльностью мы понимаем вовсе не примиренчество с теми недостатками, с которыми сталкивается наш народ в общении с властью, в том числе страдая от многих преступлений, совершаемых на экономической почве, как и от многих до сих пор не решенных социальных проблем. Но все эти задачи нашей внутренней, национальной повестки дня мы должны решать, сохраняя единство народа и сохраняя то отношение к государственности, которое присуще русской нации.
Необходимо как можно быстрее растабуировать понятие «русская национальная организация» в глазах государственных деятелей. Федеральные русские организации должны стать полноценными участниками общественного процесса, полноправными субъектами национальной политики, «гражданским скелетом» государственного единства страны. Действительно, в течение долгого времени на любые инициативы по объединению русских было наложено табу.
Помню, когда в 1993 году мы создавали Всемирный русский народный собор, какой ужасной, лживой пропагандой, выплеснувшейся в средствах массовой информации, сопровождалось первое заседание Собора. Нас объявляли националистами, фашистами, желающими реставрировать идеологическую составляющую Советского Союза, и эта пропаганда достигала цели.
Потребовались долгие годы работы Собора, чтобы преодолеть разного рода провокации, происходившие на его заседаниях, когда средства массовой информации, особенно телевидение, могли выхватить то или иное высказывание, а затем представить обществу, доказывая, что Всемирный русский народный собор – чуть ли не черносотенная организация. Пришлось многое преодолеть, но настало время, когда и общество, и государство не видят никаких психологических или политических затруднений в том, чтобы работать вместе в рамках Всемирного русского народного собора. На это ушли годы борьбы, годы труда, годы формирования интеллектуальных концепций, которые сегодня по милости Божией усваиваются обществом и представителями государства.
Необходимо также открыть русские культурные центры, которые станут очагами созидательного национального сознания, проводниками традиции российского единства, средоточием государственно мыслящих общественных сил. Такие центры также могут стать и площадками межнационального диалога в регионах Российской Федерации.
Выступая за этнокультурное развитие и укрепление национального сознания, нельзя ни в коем случае забывать о том главном, что нас объединяет, – о нашей общей российской цивилизации. На протяжении веков она была цивилизацией диалога, высоко ценившей уважение к иным народам и культурам, не боявшейся учиться у соседей и вместе с тем не позволявшей высокомерного отношения к собственным ценностям. Рождение Руси – физическое, а затем духовное – результат равноправного свободного диалога славян, финно-угров и скандинавов, тюрков и византийцев.
Идея диалога культур и религиозных традиций занимает очень важное, я бы сказал, центральное место в работе Собора. Основной темой этого диалога должны стать поиски цивилизационной формулы российской идентичности, разделяемой большинством граждан России независимо от их национальности и вероисповедания. Гармонизация межнациональных отношений возможна не на пути отказа от национальных чувств или подавления национального сознания, а на пути осознания принадлежности наших народов к общей, созданной совместным трудом цивилизации.
Теория плавильного котла, основанная на опыте Соединенных Штатов, которые как бы перемалывали в едином политическом и географическом пространстве национальные особенности, оказалась абсолютно нежизнеспособной ни в Европе, ни в других местах земного шара. И в этом смысле Россия, которая подчеркивает важность национального, этнического, культурного факторов, являет для всего мира пример построения добрых отношений между людьми разных национальностей и религий. Цивилизации, которая не противопоставляла, а объединяла народы. Цивилизации, которая имеет огромные заслуги и достижения в прошлом и которая, безусловно, найдет собственный путь в будущее.