Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Тюменская городская Дума: вчера, сегодня, завтра

В июне Тюменской городской Думе исполняется 20 лет.

Власть и политика, 00:53, 20 июня 2014,
Слушать новость
Тюменская городская Дума: вчера, сегодня, завтра. В июне Тюменской городской Думе исполняется 20 лет..

Точкой отсчета стал 1994 год, когда 1 июня на первое заседание собралась городская Дума первого созыва. За 20 лет накоплен богатейший опыт решения сложных городских проблем, Дума стала важным звеном, соединяющим интересы тюменцев и потребности развития города. В итоге городской Думой накоплен, наверное, лучший капитал – доверие тюменцев. Все это время депутаты Тюменской городской Думы шагали вместе с горожанами, отражая их заботы и чаяния, при этом заглядывая вперед, работая на перспективу. Среди наиболее значимых решений, принятых депутатами, – Устав Тюмени, положение о Счетной палате, утверждение городских целевых программ практически по всем направлениям жизнедеятельности областного центра, положение о территориальном общественном самоуправлении, муниципальном гранте и другие. Диапазон преобразований велик: начиная от кризисного состояния хозяйственного комплекса, проблемами которого занимались депутаты первого созыва, и заканчивая нынешним статусом Тюмени – одного из лидеров среди городов Уральского федерального округа.
Вчера
ГЛАВНЫЙ ИТОГ – СОЗДАНИЕ И ПРИНЯТИЕ УСТАВА ГОРОДА

Владислав ЗАГВАЗДИН

депутат тюменской городской думы 1 созыва

– Два года работы городской Думы первого созыва можно назвать периодом становления. В сложные 90-е годы прошлого века стояла задача просто выжить, поэтому больших целей депутаты не ставили. Например, требовалось цивилизованно решить сложнейший вопрос с жильем, которое находилось в ведении предприятий и обременяло их. Содержание жилья являлось в то время неподъемной нагрузкой. Да  и сам город не мог сразу принять жилой фонд на свой баланс, так как дефицит бюджета был огромным. Следовало разруливать ситуацию постепенно, путем частных решений удалось сдвинуть ее  с места.

В то время партий не было, в депутатский корпус входили управленцы, главы администраций районов, главные врачи, директора предприятий, а также директор школы и начальник отдела милиции. Каждый лоббировал интересы своей сферы деятельности. Так как дефицит бюджета был большим, многозатратные задачи, связанные с развитием города, не ставились. У Думы не было председателя – работал ее секретарь, а проводил заседания и подписывал решения Думы глава городской администрации. Приходилось находить баланс не только между социальными группами, но  и между администрацией и Думой.

Городская Дума пришла на смену городскому совету депутатов, численный состав которого довольно велик. Нас же, депутатов первого созыва, насчитывалось всего 13 человек, но работать пришлось совершенно в другой плоскости. Главным итогом работы первой Думы считаю создание и принятие Устава города, в котором определены полномочия представительной и исполнительной власти и в целом созданы основы нормативно-правовой базы местного самоуправления.


МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ МЫ ТВОРИЛИ СВОИМИ РУКАМИ

Сергей СМЕТАНЮК

депутат тюменской городской думы 2 и 3 созывов, председатель тюменской городской думы

– Местное самоуправление мы творили своими руками. Хорошо помню, как  в 1996 году мы, 16 новоизбранных депутатов, начали работу в Тюменской городской Думе второго созыва. Тогда у Думы не было еще ни собственного аппарата, ни помещений, ни финансирования. Но основные сложности работы того времени состояли даже не  в этом. Из всей нормативной базы органов местного самоуправления существовал лишь Устав города, а в исполнении бюджета вообще невозможно было разобраться. В утвержденном бюджете, в  отчетных документах указывались обычные суммы в рублях по соответствующим статьям расходов, а на практике работали в основном запутанные зачетно-бартерные схемы. При этом одно с другим плохо совмещалось. Естественно, что при отсутствии инструментов контроля, неработающей финансовой системе, отсутствии действенной нормативной базы трудно было говорить об исполнительской дисциплине, ответственности чиновников и наведении порядка с расходованием бюджетных средств.

И все же это было замечательное время. Мы работали творчески, иногда даже не замечали, как  в спорах засиживались на работе далеко за полночь. Многому учились у  соседей из Екатеринбурга и Омска, у нас прочные связи и плодотворные встречи с депутатами Московской городской Думы. Местное самоуправление как орган власти и как общественный институт не просто зарождалось у нас на глазах – мы его творили своими руками.

К 2000 году сформировалась четкая система управления городским хозяйством, мы научились создавать и принимать реалистичные планы, а также контролировать их исполнение, если целевая программа или конкретный пункт в бюджете развития принимались решением городской Думы, исполнялось все в полном объеме. И это было невероятным прорывом. Именно во втором созыве Тюменской городской Думы родился такой инструмент, как депутатский фонд, который позволял на практике выполнять наказы избирателей. Первая cчетная палата в Тюменской области тоже появилась в Тюменской городской Думе. Но самое главное, нам удалось инициировать и провести дискуссию о принципах формирования бюджетов органов местного самоуправления с привлечением широких слоев общественности и руководителей органов государственной власти. Результатом этой работы стали существенные финансовые средства, которые город получал на свое развитие.

За минувшие 20 лет Тюмень изменилась неузнаваемо. Этому способствовали и бурный рост экономики во всей России, и взвешенная, целеустремленная политика руководителей Тюменской области Сергея Собянина и Владимира Якушева, но немаловажный вклад в развитие и процветание города внесли и депутаты Тюменской городской Думы первых трех созывов.


СОЗДАН ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КОНТРОЛЯ

Все эти документы необходимы для успешной работы сложного городского механизма: развития социальной сферы, реформирования жилищно-коммунального комплекса, внедрения новых форм и методов управления муниципальной собственностью, создания необходимых условий содействия и поддержки местным товаропроизводителям… Представительный орган местного само-управления сумел в полной мере выполнить свое предназначение по отстаиванию интересов горожан-избирателей, создал действенную систему контроля за работой исполнительного органа власти – администрацией. Многое удалось сделать, но осталось и достаточно проблем. Пожалуй, одной из наиболее серьезных до сих пор является недостаточность бюджетных средств для решения вопросов местного значения, получаемых за счет местных налогов и сборов. И это несмотря на то, что значительная финансовая поддержка муниципальных образований происходит в ходе реализации приоритетных национальных проектов и федеральных, региональных целевых программ. Мне и моим коллегам пришлось работать в условиях, когда после небольшого периода относительной стабильности разразился мировой финансово-экономический кризис. Его последствия в той или иной степени негативно отразились на всех регионах и муниципальных образованиях страны, даже на таких благополучных, к каким принято относить Тюменскую область, наш город. При сокращении городского бюджета почти на 60 процентов пришлось вносить значительные изменения и в ранее намеченные городские программы. Вместе с тем в городе разработали и реализовали план антикризисных мероприятий, что позволило максимально снизить социальную напряженность, не допустить развала финансово-экономической и социальной сферы. Средства городской казны следовало распределять таким образом, чтобы поддержать социально незащищенные слои населения. Была проведена серьезная работа: депутаты приложили максимум усилий для сохранения социально-направленных городских программ и минимизации последствий экономического кризиса для горожан. Сегодня как никогда востребованы профессионализм депутатов, их опыт и навыки. От своевременности принятых ими решений, их продуманности и эффективности исполнения напрямую зависит судьба города и области. Главную оценку работы народных представителей дадут жители Тюмени, которые доверили своим избранникам решение городских проблем. Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! От всей души поздравляю вас  с 20-летием Тюменской городской Думы! Все эти годы городские депутаты вместе со своими земляками-тюменцами стремились своим трудом сделать Тюмень лучше, краше, богаче. Искренне желаю вам мудрости в принятии решений, здоровья, оптимизма, благополучия! С юбилеем!

Сергей МЕДВЕДЕВ

депутат тюменской городской думы 3, 4, 5 созывОВ, председатель тюменской городской думы, глава муниципального образования городской округ г. тюмень

– Депутатом Тюменской городской Думы я избирался на протяжении трех созывов – в третьем, четвертом и пятом. Каждый из них был по-своему неповторим, и все депутаты, с которыми мне довелось работать, навсегда останутся в моем сердце. Одним из наиболее значимых итогов совместной работы в Тюменской городской Думы в течение 12 лет  я бы назвал тот факт, что за это время в Тюмени сформировался и все эти годы эффективно функционировал полноценный и открытый институт подлинного народовластия. Более двух тысяч нормативных правовых актов разработано и принято депутатами пяти созывов.


ОПОРА НА ГОРОЖАН - ЗАЛОГ УСПЕХА

Альбина СЕЛЕЗНЕВА

депутат тюменской городской думы 4, 5, 6 созывов

– Городское движение органов территориального общественного самоуправления насчитывает более 15 лет. Еще не будучи депутатом, мне довелось стоять у его истоков и работать над положением о территориальном общественном самоуправлении. ТОСов тогда не существовало, но они были жизненно необходимы. Их основой стал координационный совет, председателем которого меня избрали в 1996 году.

Отмечу постоянное тесное взаимодействие органов ТОС  с депутатами, с властью всех уровней. Подчеркну еще один положительный момент: кто бы ни был председателем городской Думы – Сергей Сметанюк, Сергей Медведев или Дмитрий Еремеев – все они способствовали развитию гражданских инициатив, а органы ТОС – это  и есть гражданские инициативы. Еще один значимый момент – депутаты принимают решения в распределении средств на ремонт жилых домов, благоустройство территорий, опираясь на горожан-избирателей. Кроме того, в постоянные комиссии Думы могут входить с правом совещательного голоса председатели органов ТОС.

В планах палаты представителей органов ТОС города – осуществлять контроль за эффективным расходованием каждого рубля городской казны. С этой целью внесено предложение заключить договор о сотрудничестве с городской Думой и администрацией города. Как председатель палаты, считаю, что депутатам нужно максимально учитывать мнение горожан при решении любых вопросов городского значения. Опора на население – залог успеха не только Думы, но любого органа власти.


Сегодня
ВЫСОКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ИЗБИРАТЕЛЯМИ

Дмитрий ЕРЕМЕЕВ,

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ тюменской городской думы, ДЕПУТАТ Тюменской городской думы 5, 6 созывов, глава муниципального образования городской округ г. Тюмень

– Дмитрий Владимирович, уже два десятилетия Тюменская городская Дума выступает рупором и защитником интересов избирателей. В настоящее время работает шестой созыв представительного органа местного самоуправления. Каковы его особенности, в чем отличия от предыдущих созывов? В течение 20 лет работы Думы многое менялось: количество комиссий, депутатов, соотношение партий, система выборов. К чему на данный момент пришла городская Дума? Какие перспективы вы видите в развитии этого органа власти?

– Действительно, 20 лет назад, 1 июня 1994 года, состоялось первое заседание Тюменской городской Думы, представительного органа власти местного самоуправления, избранного в новой, постсоветской России на основе новых демократических принципов.

Первое заседание проходило в здании краеведческого музея, которое до революции являлось зданием городской Думы. Наверное, в этом есть особый смысл: продемонстрировать горожанам преемственность традиций городского самоуправления российского парламентаризма, которые были утрачены в советский период.

С самого первого дня образования в Тюмени представительного органа местного самоуправления в 1994 году городская Дума стремилась стать полноправным выразителем и надежным защитником интересов избирателей.

Депутаты, избранные в состав первой Думы, прекрасно понимали ответственность перед горожанами за управление городом в переходный период, в период становления нового государственного и общественно-политического строя. Также они четко осознавали и то, что им необходимо понимание со стороны жителей города, их поддержка. Без этого реформы обречены на провал.

Считаю, что депутаты всех созывов в полной мере сохранили это важнейшее для избранника народа качество – высокую ответственность перед избирателями. Каждый из шести созывов городской Думы был по-своему труден, свое-образен, отличался по масштабам и направлениям решаемых проблем, количеству и названиям постоянных комиссий, численности депутатов и партийных фракций. Но во всех созывах главным для городских депутатов были и остаются проблемы и заботы избирателей, проблемы горожан.

– С какими результатами подходят депутаты к юбилею городской Думы? Какие наиболее важные решения приняты депутатами шести созывов? Приходится ли принимать непопулярные меры?

– Об успехах или неудачах любого представительного органа власти, на мой взгляд, в определенной степени можно судить по тому, как избиратели проявляют свои предпочтения в период выборной кампании: если какой-то депутат получает поддержку жителей на протяжении нескольких созывов, это свидетельствует о доверии избирателя к депутатам и представительному органу в целом. И таких депутатов в различных созывах Тюменской городской Думы подавляющее большинство, тех, кто избирался в Думу не один раз. Еще одним критерием успешности работы Думы, прежде всего ее нормотворческой деятельности, служит качество принимаемых нормативных правовых актов, насколько эти акты соответствуют действующему законодательству. В этом отношении у Тюменской городской Думы, я бы сказал, также очень приличные показатели.

Говорить о важности принятых Думой решений следует в том смысле, что любое думское решение – своего рода свод правил, необходимых для успешной жизнедеятельности и развития города. Они отличаются по объему и длительности действия. Например, Генеральный план городского округа город Тюмень, утвержденный Думой на период до 2040 года, представляет собой обширный документ, в котором предусмотрены важные и необходимые для города объекты социальной инфраструктуры (образования, общественного питания, здравоохранения, физической культуры, массового спорта и отдыха населения, культуры и искусства), объекты специального назначения (места захоронения, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов), транспортной инфраструктуры (магистральные улицы, дороги, остановочные пункты общественного транспорта, тоннели, мосты для пешеходов и на автомобильных магистралях) и т.д. Разработка этого документа заняла не один год. А вот решение Думы «О правилах содержания домашних животных в городе Тюмени» по объему значительно уступает Генеральному плану, но не по важности и остроте! Так что я не стал бы делить думские решения на важные и не очень. Что касается непопулярных решений, порой депутаты вынуждены принимать документ, который, мы знаем это заранее, будет, мягко говоря, не всеми воспринят с одобрением.

Например, когда в 2012 году утверждали положение об отборе многоквартирных домов города Тюмени, находящихся в управлении управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов для проведения капитального ремонта за счет средств бюджета города Тюмени, мы прекрасно понимали, что это не панацея от всех бед, что обязательно будут недовольные, обиженные. Но на тот момент это было шагом вперед: мы включали в процесс общественность и предлагали механизм взаимодействия с депутатским корпусом.

– Насколько активно участвуют избиратели в обсуждении вопросов городской жизни? Помогает ли диалог власти и общества решать городские проблемы?

– Жители города всегда отличались, как говорится, активной жизненной позицией. Это проявляется во многих аспектах. Почти два десятилетия в Тюмени успешно работают советы ТОС, решая такие важные для населения вопросы, как организация досуговой деятельности по месту жительства для детей, молодежи и старшего поколения, охраны общественного порядка, участия граждан в благоустройстве территории ТОСа, спортивно-массовой работы с населением и другие. В течение нескольких последних лет стали более активно проявлять себя создаваемые советы многоквартирных жилых домов, чью роль в организации управления совместным имуществом собственников жилья, эксплуатации и ремонта жилого фонда, контроля за полнотой и качеством поставляемых жилищных и коммунальных услуг невозможно переоценить.

Большой интерес в последнее время вызывают у горожан вопросы организации парковочных мест и мест отдыха, распределение и расходование средств городского бюджета, работы общественного транспорта и другие. Жители города, представители общественности имеют возможность для участия в обсуждении этих и иных проблем, для внесения предложений и высказывания полезных замечаний. И они используют эту возможность, может быть, пока не на сто процентов, но  я уверен, что  в дальнейшем активность граждан будет только возрастать.

Что касается возможности донести свое мнение до конкретного депутата, обратиться к нему за помощью, на мой взгляд, многие тюменцы знают, где  и когда ведут прием депутаты Тюменской городской Думы, и не стесняются обращаться в общественные приемные. И это правильно!

– Какая городская проблема (а может быть, их несколько) вас как председателя Думы волнует сейчас в первую очередь? В каких сферах требуются изменения, по вашему мнению?

– Таких вопросов целая палитра. Многие из них требуют кардинального изменения федерального законодательства.

Это прежде всего вопросы, связанные с поиском дополнительных источников наполнения доходной части местного бюджета: нормализация рекламной деятельности, наведение порядка в размещении оптико-волоконных линий на опорах освещения, упорядочение оказания развлекательных услуг населению в местах массового отдыха, ликвидация незаконно установленных нестационарных торговых объектов и другие. Требуется совершенствование института развития застроенных территорий и предоставление гражданам возможности легализации строений и земельных участков, которыми жители открыто пользуются с постперестроечных, а порой и с советских времен.

Остро стоит проблема появления на улицах безнадзорных домашних животных. Недавно в этом направлении мы сделали первый шаг, предусмотрев механизм субсидирования расходов на стерилизацию домашних животных, имеющих хозяев и находящихся на свободном выгуле.

– Дмитрий Владимирович, что бы вы пожелали тюменцам-избирателям и коллегам в юбилей городской Думы?

– Совершенно искренне хочу пожелать, чтобы мы достигли такого уровня развития правовых, социальных и управленческих институтов, при которых у жителей отсутствовала бы необходимость обращаться к депутатам по защите нарушенных законных прав.


СРЕДИ ДЕПУТАТОВ НЕ БЫЛО И НЕТ РАВНОДУШНЫХ

Николай РОМАНОВ

депутат тюменской городской думы 5 и 6 созывОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ председателЯ тюменской городской думы

– В 1986 году меня избрали председателем исполкома Центрального районного совета народных депутатов, так что опыт депутатской деятельности у меня есть . В качестве заместителя главы города Тюмени курировал систему городского хозяйства.

Подчеркну, что среди депутатов не было и нет равнодушных людей – не знаю таких, хотя все мы разные по возрасту, социальному положению, политическим взглядам. Конечно, за два десятилетия многое изменилось в лучшую сторону. И год работы Думы нового созыва говорит о том, что она настроена на то, чтобы как можно полнее отвечать запросам и потребностям горожан.

Два десятилетия – большой период для представительного органа муниципального образования. Большую часть этого времени я отчитывался перед депутатами, работая в органах исполнительной власти, и нередко отвечал на их нелицеприятные вопросы. Конечно, нереально решить абсолютно все проблемы – некоторые из них берут начало в прошлом веке, например, ремонт сетей, ремонт жилья, но работа идет. В настоящее время бюджет и его расходы согласованы и сама Дума стала намного прагматичнее. Кроме того, депутаты активнее сотрудничают с избирателями, советами домов. Если раньше к нам приходили по одному, то теперь обращаются либо инициативные группы, либо советы домов. Частных обращений стало меньше.

Основным итогом деятельности Думы, на мой взгляд, является то, что город сохранил социальные объекты, ремонтирует школы и детские сады, развивает газовое хозяйство, сумел крепко подвинуться в водоснабжении – наверное, многие помнят перебои с водой в часы пик, теперь этого нет.

Тюмень растет, но водозаборы справляются и еще долгое время будут справляться. И сама Дума не стояла на месте, развивалась. Период созывов увеличился до пяти лет, идет постоянная ротация депутатов, хотя среди них есть и «долгожители»: Ришад Зиганшин, Юрий Коновалов, Александр Захаров. И главное – идет нормальная стабильная работа на благо города и его жителей.


Завтра
СИНТЕЗ ОПЫТА И ЗНАНИЙ

Василий МАЛКОВ

Председатель тюменского городского совета ветеранов

– В городе делается много хорошего. Многие депутаты постоянно сотрудничают с нами и в курсе, чем занимается совет ветеранов. Мы подпитываем их опытом, они нас – своими знаниями. В городе более 130 тысяч ветеранов-пенсионеров – примерно пятая часть населения Тюмени, поэтому и доля внимания депутатов, думаю, тоже должна быть пропорциональной.

Среди проблем нашего общества выделю вопросы культуры. Вот, к примеру, недавно прошел заключительный концерт смотра-конкурса ветеранских творческих коллективов Тюмени, посвященный 70-летию Тюменской области и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Таких коллективов в городе немало, и это прекрасно, но они нуждаются в поддержке. Например, каким-то образом нужно оплачивать труд концертмейстеров-профессионалов, ведь город нашел возможности для оплаты труда спортивных организаторов. А еще требуются костюмы для выступлений. Вот  и задание-пожелание депутатам городской Думы на перспективу.

На постоянном контроле у депутатов должны находиться вопросы обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны и его ремонт. Дело в том, что многие могут попросту до своей очереди не дожить. Обращаю внимание на борьбу с коррупцией в жилищно-коммунальной сфере. Убежден, что внедрение системы хозрасчета могло бы помочь решить эту проблему. Конечно, ветеранов волнует рост оплаты услуг ЖКХ  и их обоснованность, непрозрачность деятельности управляющих компаний. Нам нужна поддержка депутатов при работе с обращениями ветеранов. Не надо забывать и о наращивании производственной мощи города, тогда и казна станет богатеть.


ЭНЕРГИЮ ГОРОЖАН - В ДЕЙСТВИЕ

Владимир ХАЛЯМИН

Президент ассоциации собственников жилья и обслуживающих организаций тюменской области

– Мне довелось быть депутатом городской Думы второго созыва, председателем комиссии по бюджету, налогам и сборам – так она тогда называлась. Если первый созыв работал два года, то Дума второго созыва действовала четыре года и выполняла свои задачи – это утверждение положения о территориальном общественном самоуправлении, работа над городской целевой программой «Молодежь Тюмени», временным положением о целевом финансировании общественно-полезных программ. Кроме того, шла работа над новыми документами, которые определяли порядок взаимодействия определенных общественных структур. В настоящее время ею активно занимается председатель городской Думы Дмитрий Еремеев.

Известно, что  в Думе будет готовиться к первому чтению законопроект о наделении полномочиями советов домов, чтобы обеспечить их эффективную работу. Действительно, проблемы жилищно-коммунального хозяйства актуальны, много нареканий поступает и на управляющие компании, работу которых собственники жилья не контролируют. Очень важно энергию активных горожан направить на контроль деятельности этих компаний. Развитие самоуправления в жилищной сфере необходимо, ведь если этот вопрос не будет решен, наболевшие проблемы в ЖКХ останутся без движения.


К ПЛОДОТВОРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ

Светлана ЯРОСЛАВОВА

Ответственный организатор Общественного совета города Тюмени

– Общественный совет города Тюмени сотрудничает с Тюменской городской Думой в рамках соглашения о сотрудничестве. Предметом соглашения является совместная деятельность сторон по созданию и функционированию механизма общественной экспертизы и общественного контроля по реализации социально значимых проектов и программ, нормативно-правовых актов, бюджета города, разработка и принятие которых входит в компетенцию Тюменской городской Думы.

Члены Общественного совета принимают активное участие в разработке законопроектов, программ городского значения, решений и иных документов по вопросам развития социальной сферы, экономики, предпринимательства, планов социально-экономического развития города, участвуют в совместных гражданских слушаниях, в том числе через средства массовой информации и Интернет, по актуальным вопросам общественной жизни Тюмени. В свою очередь депутатский корпус Тюменской городской Думы принимает участие в поддержке социальных проектов общественных организаций, которые входят в состав совета, в решении наиболее острых социально значимых проблем по противодействию коррупции, антикризисным мерам, чрезвычайным ситуациям, в проведении горячих линий в периоды выборов и т.д.

Правление и актив Общественного совета города поздравляет депутатов с праздником и желает более активного и эффективного сотрудничества с городской общественностью.


АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ – ЗЕЛЕНУЮ УЛИЦУ

Елена ПАВЛОВА

Житель города Тюмени

– Мне не приходилось обращаться за помощью к депутатам Тюменской городской Думы – уверена, что это неплохой факт. По роду своей деятельности приходится практически ежедневно ездить на автомобиле. Действительно, качество дорог в областном центре хорошее, появились новые удобные развязки, приятно заезжать в благоустроенные дворы. Тем не менее в городе немало дорог, покрытых щебенкой. Любое дорожно-транспортное происшествие, особенно в часы пик, может сразу же застопорить автомобильную трассу.

Радует, что активно решается проблема транспортного коллапса. Конечно, не могу не сказать о парковке, проблему усугубляет и застройка города, сложившаяся в конце прошлого века. Хотелось бы пожелать депутатам уделить особое внимание эффективности транспортной инфраструктуры, т.к. автомобиль уже давно не роскошь, а обыденное средство передвижения для людей всех возрастов.


БОЛЬШЕ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК

Надежда ГУЛЬТЯЕВА

Житель города Тюмени

– У меня трое детей, и на повестке дня  в семье стоят, конечно, прогулки. Тюмень хорошеет, благоустраивается, растут новые кварталы, которые украшают прекрасные детские и спортивные площадки. Видно, что озеленение города ведется с любовью.

Раньше высаживали практически одни тополя, пухом которых заметало почти весь город. Теперь же цветут яблони, благоухает сирень, появилось много новых сортов деревьев и даже розы! Хотелось бы, чтобы в городе стало больше таких парков, как сквер Депутатов – он ухоженный, тенистый, и малышам там есть чем заняться.

Поздравляя депутатов с юбилеем, хочу обратить их внимание на  кварталы со старыми пятиэтажками. да, деревья там уже большие, улицы тенистые и спасают от жары, но вот новенькие детские площадки  будут очень востребованы.

Точкой отсчета стал 1994 год, когда 1 июня на первое заседание собралась городская Дума первого созыва. За 20 лет накоплен богатейший опыт решения сложных городских проблем, Дума стала важным звеном, соединяющим интересы тюменцев и потребности развития города. В итоге городской Думой накоплен, наверное, лучший капитал – доверие тюменцев. Все это время депутаты Тюменской городской Думы шагали вместе с горожанами, отражая их заботы и чаяния, при этом заглядывая вперед, работая на перспективу. Среди наиболее значимых решений, принятых депутатами, – Устав Тюмени, положение о Счетной палате, утверждение городских целевых программ практически по всем направлениям жизнедеятельности областного центра, положение о территориальном общественном самоуправлении, муниципальном гранте и другие. Диапазон преобразований велик: начиная от кризисного состояния хозяйственного комплекса, проблемами которого занимались депутаты первого созыва, и заканчивая нынешним статусом Тюмени – одного из лидеров среди городов Уральского федерального округа.
Вчера
ГЛАВНЫЙ ИТОГ – СОЗДАНИЕ И ПРИНЯТИЕ УСТАВА ГОРОДА

Владислав ЗАГВАЗДИН

депутат тюменской городской думы 1 созыва

– Два года работы городской Думы первого созыва можно назвать периодом становления. В сложные 90-е годы прошлого века стояла задача просто выжить, поэтому больших целей депутаты не ставили. Например, требовалось цивилизованно решить сложнейший вопрос с жильем, которое находилось в ведении предприятий и обременяло их. Содержание жилья являлось в то время неподъемной нагрузкой. Да  и сам город не мог сразу принять жилой фонд на свой баланс, так как дефицит бюджета был огромным. Следовало разруливать ситуацию постепенно, путем частных решений удалось сдвинуть ее  с места.

В то время партий не было, в депутатский корпус входили управленцы, главы администраций районов, главные врачи, директора предприятий, а также директор школы и начальник отдела милиции. Каждый лоббировал интересы своей сферы деятельности. Так как дефицит бюджета был большим, многозатратные задачи, связанные с развитием города, не ставились. У Думы не было председателя – работал ее секретарь, а проводил заседания и подписывал решения Думы глава городской администрации. Приходилось находить баланс не только между социальными группами, но  и между администрацией и Думой.

Городская Дума пришла на смену городскому совету депутатов, численный состав которого довольно велик. Нас же, депутатов первого созыва, насчитывалось всего 13 человек, но работать пришлось совершенно в другой плоскости. Главным итогом работы первой Думы считаю создание и принятие Устава города, в котором определены полномочия представительной и исполнительной власти и в целом созданы основы нормативно-правовой базы местного самоуправления.


МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ МЫ ТВОРИЛИ СВОИМИ РУКАМИ

Сергей СМЕТАНЮК

депутат тюменской городской думы 2 и 3 созывов, председатель тюменской городской думы

– Местное самоуправление мы творили своими руками. Хорошо помню, как  в 1996 году мы, 16 новоизбранных депутатов, начали работу в Тюменской городской Думе второго созыва. Тогда у Думы не было еще ни собственного аппарата, ни помещений, ни финансирования. Но основные сложности работы того времени состояли даже не  в этом. Из всей нормативной базы органов местного самоуправления существовал лишь Устав города, а в исполнении бюджета вообще невозможно было разобраться. В утвержденном бюджете, в  отчетных документах указывались обычные суммы в рублях по соответствующим статьям расходов, а на практике работали в основном запутанные зачетно-бартерные схемы. При этом одно с другим плохо совмещалось. Естественно, что при отсутствии инструментов контроля, неработающей финансовой системе, отсутствии действенной нормативной базы трудно было говорить об исполнительской дисциплине, ответственности чиновников и наведении порядка с расходованием бюджетных средств.

И все же это было замечательное время. Мы работали творчески, иногда даже не замечали, как  в спорах засиживались на работе далеко за полночь. Многому учились у  соседей из Екатеринбурга и Омска, у нас прочные связи и плодотворные встречи с депутатами Московской городской Думы. Местное самоуправление как орган власти и как общественный институт не просто зарождалось у нас на глазах – мы его творили своими руками.

К 2000 году сформировалась четкая система управления городским хозяйством, мы научились создавать и принимать реалистичные планы, а также контролировать их исполнение, если целевая программа или конкретный пункт в бюджете развития принимались решением городской Думы, исполнялось все в полном объеме. И это было невероятным прорывом. Именно во втором созыве Тюменской городской Думы родился такой инструмент, как депутатский фонд, который позволял на практике выполнять наказы избирателей. Первая cчетная палата в Тюменской области тоже появилась в Тюменской городской Думе. Но самое главное, нам удалось инициировать и провести дискуссию о принципах формирования бюджетов органов местного самоуправления с привлечением широких слоев общественности и руководителей органов государственной власти. Результатом этой работы стали существенные финансовые средства, которые город получал на свое развитие.

За минувшие 20 лет Тюмень изменилась неузнаваемо. Этому способствовали и бурный рост экономики во всей России, и взвешенная, целеустремленная политика руководителей Тюменской области Сергея Собянина и Владимира Якушева, но немаловажный вклад в развитие и процветание города внесли и депутаты Тюменской городской Думы первых трех созывов.


СОЗДАН ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КОНТРОЛЯ

Все эти документы необходимы для успешной работы сложного городского механизма: развития социальной сферы, реформирования жилищно-коммунального комплекса, внедрения новых форм и методов управления муниципальной собственностью, создания необходимых условий содействия и поддержки местным товаропроизводителям… Представительный орган местного само-управления сумел в полной мере выполнить свое предназначение по отстаиванию интересов горожан-избирателей, создал действенную систему контроля за работой исполнительного органа власти – администрацией. Многое удалось сделать, но осталось и достаточно проблем. Пожалуй, одной из наиболее серьезных до сих пор является недостаточность бюджетных средств для решения вопросов местного значения, получаемых за счет местных налогов и сборов. И это несмотря на то, что значительная финансовая поддержка муниципальных образований происходит в ходе реализации приоритетных национальных проектов и федеральных, региональных целевых программ. Мне и моим коллегам пришлось работать в условиях, когда после небольшого периода относительной стабильности разразился мировой финансово-экономический кризис. Его последствия в той или иной степени негативно отразились на всех регионах и муниципальных образованиях страны, даже на таких благополучных, к каким принято относить Тюменскую область, наш город. При сокращении городского бюджета почти на 60 процентов пришлось вносить значительные изменения и в ранее намеченные городские программы. Вместе с тем в городе разработали и реализовали план антикризисных мероприятий, что позволило максимально снизить социальную напряженность, не допустить развала финансово-экономической и социальной сферы. Средства городской казны следовало распределять таким образом, чтобы поддержать социально незащищенные слои населения. Была проведена серьезная работа: депутаты приложили максимум усилий для сохранения социально-направленных городских программ и минимизации последствий экономического кризиса для горожан. Сегодня как никогда востребованы профессионализм депутатов, их опыт и навыки. От своевременности принятых ими решений, их продуманности и эффективности исполнения напрямую зависит судьба города и области. Главную оценку работы народных представителей дадут жители Тюмени, которые доверили своим избранникам решение городских проблем. Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! От всей души поздравляю вас  с 20-летием Тюменской городской Думы! Все эти годы городские депутаты вместе со своими земляками-тюменцами стремились своим трудом сделать Тюмень лучше, краше, богаче. Искренне желаю вам мудрости в принятии решений, здоровья, оптимизма, благополучия! С юбилеем!

Сергей МЕДВЕДЕВ

депутат тюменской городской думы 3, 4, 5 созывОВ, председатель тюменской городской думы, глава муниципального образования городской округ г. тюмень

– Депутатом Тюменской городской Думы я избирался на протяжении трех созывов – в третьем, четвертом и пятом. Каждый из них был по-своему неповторим, и все депутаты, с которыми мне довелось работать, навсегда останутся в моем сердце. Одним из наиболее значимых итогов совместной работы в Тюменской городской Думы в течение 12 лет  я бы назвал тот факт, что за это время в Тюмени сформировался и все эти годы эффективно функционировал полноценный и открытый институт подлинного народовластия. Более двух тысяч нормативных правовых актов разработано и принято депутатами пяти созывов.


ОПОРА НА ГОРОЖАН - ЗАЛОГ УСПЕХА

Альбина СЕЛЕЗНЕВА

депутат тюменской городской думы 4, 5, 6 созывов

– Городское движение органов территориального общественного самоуправления насчитывает более 15 лет. Еще не будучи депутатом, мне довелось стоять у его истоков и работать над положением о территориальном общественном самоуправлении. ТОСов тогда не существовало, но они были жизненно необходимы. Их основой стал координационный совет, председателем которого меня избрали в 1996 году.

Отмечу постоянное тесное взаимодействие органов ТОС  с депутатами, с властью всех уровней. Подчеркну еще один положительный момент: кто бы ни был председателем городской Думы – Сергей Сметанюк, Сергей Медведев или Дмитрий Еремеев – все они способствовали развитию гражданских инициатив, а органы ТОС – это  и есть гражданские инициативы. Еще один значимый момент – депутаты принимают решения в распределении средств на ремонт жилых домов, благоустройство территорий, опираясь на горожан-избирателей. Кроме того, в постоянные комиссии Думы могут входить с правом совещательного голоса председатели органов ТОС.

В планах палаты представителей органов ТОС города – осуществлять контроль за эффективным расходованием каждого рубля городской казны. С этой целью внесено предложение заключить договор о сотрудничестве с городской Думой и администрацией города. Как председатель палаты, считаю, что депутатам нужно максимально учитывать мнение горожан при решении любых вопросов городского значения. Опора на население – залог успеха не только Думы, но любого органа власти.


Сегодня
ВЫСОКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ИЗБИРАТЕЛЯМИ

Дмитрий ЕРЕМЕЕВ,

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ тюменской городской думы, ДЕПУТАТ Тюменской городской думы 5, 6 созывов, глава муниципального образования городской округ г. Тюмень

– Дмитрий Владимирович, уже два десятилетия Тюменская городская Дума выступает рупором и защитником интересов избирателей. В настоящее время работает шестой созыв представительного органа местного самоуправления. Каковы его особенности, в чем отличия от предыдущих созывов? В течение 20 лет работы Думы многое менялось: количество комиссий, депутатов, соотношение партий, система выборов. К чему на данный момент пришла городская Дума? Какие перспективы вы видите в развитии этого органа власти?

– Действительно, 20 лет назад, 1 июня 1994 года, состоялось первое заседание Тюменской городской Думы, представительного органа власти местного самоуправления, избранного в новой, постсоветской России на основе новых демократических принципов.

Первое заседание проходило в здании краеведческого музея, которое до революции являлось зданием городской Думы. Наверное, в этом есть особый смысл: продемонстрировать горожанам преемственность традиций городского самоуправления российского парламентаризма, которые были утрачены в советский период.

С самого первого дня образования в Тюмени представительного органа местного самоуправления в 1994 году городская Дума стремилась стать полноправным выразителем и надежным защитником интересов избирателей.

Депутаты, избранные в состав первой Думы, прекрасно понимали ответственность перед горожанами за управление городом в переходный период, в период становления нового государственного и общественно-политического строя. Также они четко осознавали и то, что им необходимо понимание со стороны жителей города, их поддержка. Без этого реформы обречены на провал.

Считаю, что депутаты всех созывов в полной мере сохранили это важнейшее для избранника народа качество – высокую ответственность перед избирателями. Каждый из шести созывов городской Думы был по-своему труден, свое-образен, отличался по масштабам и направлениям решаемых проблем, количеству и названиям постоянных комиссий, численности депутатов и партийных фракций. Но во всех созывах главным для городских депутатов были и остаются проблемы и заботы избирателей, проблемы горожан.

– С какими результатами подходят депутаты к юбилею городской Думы? Какие наиболее важные решения приняты депутатами шести созывов? Приходится ли принимать непопулярные меры?

– Об успехах или неудачах любого представительного органа власти, на мой взгляд, в определенной степени можно судить по тому, как избиратели проявляют свои предпочтения в период выборной кампании: если какой-то депутат получает поддержку жителей на протяжении нескольких созывов, это свидетельствует о доверии избирателя к депутатам и представительному органу в целом. И таких депутатов в различных созывах Тюменской городской Думы подавляющее большинство, тех, кто избирался в Думу не один раз. Еще одним критерием успешности работы Думы, прежде всего ее нормотворческой деятельности, служит качество принимаемых нормативных правовых актов, насколько эти акты соответствуют действующему законодательству. В этом отношении у Тюменской городской Думы, я бы сказал, также очень приличные показатели.

Говорить о важности принятых Думой решений следует в том смысле, что любое думское решение – своего рода свод правил, необходимых для успешной жизнедеятельности и развития города. Они отличаются по объему и длительности действия. Например, Генеральный план городского округа город Тюмень, утвержденный Думой на период до 2040 года, представляет собой обширный документ, в котором предусмотрены важные и необходимые для города объекты социальной инфраструктуры (образования, общественного питания, здравоохранения, физической культуры, массового спорта и отдыха населения, культуры и искусства), объекты специального назначения (места захоронения, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов), транспортной инфраструктуры (магистральные улицы, дороги, остановочные пункты общественного транспорта, тоннели, мосты для пешеходов и на автомобильных магистралях) и т.д. Разработка этого документа заняла не один год. А вот решение Думы «О правилах содержания домашних животных в городе Тюмени» по объему значительно уступает Генеральному плану, но не по важности и остроте! Так что я не стал бы делить думские решения на важные и не очень. Что касается непопулярных решений, порой депутаты вынуждены принимать документ, который, мы знаем это заранее, будет, мягко говоря, не всеми воспринят с одобрением.

Например, когда в 2012 году утверждали положение об отборе многоквартирных домов города Тюмени, находящихся в управлении управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов для проведения капитального ремонта за счет средств бюджета города Тюмени, мы прекрасно понимали, что это не панацея от всех бед, что обязательно будут недовольные, обиженные. Но на тот момент это было шагом вперед: мы включали в процесс общественность и предлагали механизм взаимодействия с депутатским корпусом.

– Насколько активно участвуют избиратели в обсуждении вопросов городской жизни? Помогает ли диалог власти и общества решать городские проблемы?

– Жители города всегда отличались, как говорится, активной жизненной позицией. Это проявляется во многих аспектах. Почти два десятилетия в Тюмени успешно работают советы ТОС, решая такие важные для населения вопросы, как организация досуговой деятельности по месту жительства для детей, молодежи и старшего поколения, охраны общественного порядка, участия граждан в благоустройстве территории ТОСа, спортивно-массовой работы с населением и другие. В течение нескольких последних лет стали более активно проявлять себя создаваемые советы многоквартирных жилых домов, чью роль в организации управления совместным имуществом собственников жилья, эксплуатации и ремонта жилого фонда, контроля за полнотой и качеством поставляемых жилищных и коммунальных услуг невозможно переоценить.

Большой интерес в последнее время вызывают у горожан вопросы организации парковочных мест и мест отдыха, распределение и расходование средств городского бюджета, работы общественного транспорта и другие. Жители города, представители общественности имеют возможность для участия в обсуждении этих и иных проблем, для внесения предложений и высказывания полезных замечаний. И они используют эту возможность, может быть, пока не на сто процентов, но  я уверен, что  в дальнейшем активность граждан будет только возрастать.

Что касается возможности донести свое мнение до конкретного депутата, обратиться к нему за помощью, на мой взгляд, многие тюменцы знают, где  и когда ведут прием депутаты Тюменской городской Думы, и не стесняются обращаться в общественные приемные. И это правильно!

– Какая городская проблема (а может быть, их несколько) вас как председателя Думы волнует сейчас в первую очередь? В каких сферах требуются изменения, по вашему мнению?

– Таких вопросов целая палитра. Многие из них требуют кардинального изменения федерального законодательства.

Это прежде всего вопросы, связанные с поиском дополнительных источников наполнения доходной части местного бюджета: нормализация рекламной деятельности, наведение порядка в размещении оптико-волоконных линий на опорах освещения, упорядочение оказания развлекательных услуг населению в местах массового отдыха, ликвидация незаконно установленных нестационарных торговых объектов и другие. Требуется совершенствование института развития застроенных территорий и предоставление гражданам возможности легализации строений и земельных участков, которыми жители открыто пользуются с постперестроечных, а порой и с советских времен.

Остро стоит проблема появления на улицах безнадзорных домашних животных. Недавно в этом направлении мы сделали первый шаг, предусмотрев механизм субсидирования расходов на стерилизацию домашних животных, имеющих хозяев и находящихся на свободном выгуле.

– Дмитрий Владимирович, что бы вы пожелали тюменцам-избирателям и коллегам в юбилей городской Думы?

– Совершенно искренне хочу пожелать, чтобы мы достигли такого уровня развития правовых, социальных и управленческих институтов, при которых у жителей отсутствовала бы необходимость обращаться к депутатам по защите нарушенных законных прав.


СРЕДИ ДЕПУТАТОВ НЕ БЫЛО И НЕТ РАВНОДУШНЫХ

Николай РОМАНОВ

депутат тюменской городской думы 5 и 6 созывОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ председателЯ тюменской городской думы

– В 1986 году меня избрали председателем исполкома Центрального районного совета народных депутатов, так что опыт депутатской деятельности у меня есть . В качестве заместителя главы города Тюмени курировал систему городского хозяйства.

Подчеркну, что среди депутатов не было и нет равнодушных людей – не знаю таких, хотя все мы разные по возрасту, социальному положению, политическим взглядам. Конечно, за два десятилетия многое изменилось в лучшую сторону. И год работы Думы нового созыва говорит о том, что она настроена на то, чтобы как можно полнее отвечать запросам и потребностям горожан.

Два десятилетия – большой период для представительного органа муниципального образования. Большую часть этого времени я отчитывался перед депутатами, работая в органах исполнительной власти, и нередко отвечал на их нелицеприятные вопросы. Конечно, нереально решить абсолютно все проблемы – некоторые из них берут начало в прошлом веке, например, ремонт сетей, ремонт жилья, но работа идет. В настоящее время бюджет и его расходы согласованы и сама Дума стала намного прагматичнее. Кроме того, депутаты активнее сотрудничают с избирателями, советами домов. Если раньше к нам приходили по одному, то теперь обращаются либо инициативные группы, либо советы домов. Частных обращений стало меньше.

Основным итогом деятельности Думы, на мой взгляд, является то, что город сохранил социальные объекты, ремонтирует школы и детские сады, развивает газовое хозяйство, сумел крепко подвинуться в водоснабжении – наверное, многие помнят перебои с водой в часы пик, теперь этого нет.

Тюмень растет, но водозаборы справляются и еще долгое время будут справляться. И сама Дума не стояла на месте, развивалась. Период созывов увеличился до пяти лет, идет постоянная ротация депутатов, хотя среди них есть и «долгожители»: Ришад Зиганшин, Юрий Коновалов, Александр Захаров. И главное – идет нормальная стабильная работа на благо города и его жителей.


Завтра
СИНТЕЗ ОПЫТА И ЗНАНИЙ

Василий МАЛКОВ

Председатель тюменского городского совета ветеранов

– В городе делается много хорошего. Многие депутаты постоянно сотрудничают с нами и в курсе, чем занимается совет ветеранов. Мы подпитываем их опытом, они нас – своими знаниями. В городе более 130 тысяч ветеранов-пенсионеров – примерно пятая часть населения Тюмени, поэтому и доля внимания депутатов, думаю, тоже должна быть пропорциональной.

Среди проблем нашего общества выделю вопросы культуры. Вот, к примеру, недавно прошел заключительный концерт смотра-конкурса ветеранских творческих коллективов Тюмени, посвященный 70-летию Тюменской области и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Таких коллективов в городе немало, и это прекрасно, но они нуждаются в поддержке. Например, каким-то образом нужно оплачивать труд концертмейстеров-профессионалов, ведь город нашел возможности для оплаты труда спортивных организаторов. А еще требуются костюмы для выступлений. Вот  и задание-пожелание депутатам городской Думы на перспективу.

На постоянном контроле у депутатов должны находиться вопросы обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны и его ремонт. Дело в том, что многие могут попросту до своей очереди не дожить. Обращаю внимание на борьбу с коррупцией в жилищно-коммунальной сфере. Убежден, что внедрение системы хозрасчета могло бы помочь решить эту проблему. Конечно, ветеранов волнует рост оплаты услуг ЖКХ  и их обоснованность, непрозрачность деятельности управляющих компаний. Нам нужна поддержка депутатов при работе с обращениями ветеранов. Не надо забывать и о наращивании производственной мощи города, тогда и казна станет богатеть.


ЭНЕРГИЮ ГОРОЖАН - В ДЕЙСТВИЕ

Владимир ХАЛЯМИН

Президент ассоциации собственников жилья и обслуживающих организаций тюменской области

– Мне довелось быть депутатом городской Думы второго созыва, председателем комиссии по бюджету, налогам и сборам – так она тогда называлась. Если первый созыв работал два года, то Дума второго созыва действовала четыре года и выполняла свои задачи – это утверждение положения о территориальном общественном самоуправлении, работа над городской целевой программой «Молодежь Тюмени», временным положением о целевом финансировании общественно-полезных программ. Кроме того, шла работа над новыми документами, которые определяли порядок взаимодействия определенных общественных структур. В настоящее время ею активно занимается председатель городской Думы Дмитрий Еремеев.

Известно, что  в Думе будет готовиться к первому чтению законопроект о наделении полномочиями советов домов, чтобы обеспечить их эффективную работу. Действительно, проблемы жилищно-коммунального хозяйства актуальны, много нареканий поступает и на управляющие компании, работу которых собственники жилья не контролируют. Очень важно энергию активных горожан направить на контроль деятельности этих компаний. Развитие самоуправления в жилищной сфере необходимо, ведь если этот вопрос не будет решен, наболевшие проблемы в ЖКХ останутся без движения.


К ПЛОДОТВОРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ

Светлана ЯРОСЛАВОВА

Ответственный организатор Общественного совета города Тюмени

– Общественный совет города Тюмени сотрудничает с Тюменской городской Думой в рамках соглашения о сотрудничестве. Предметом соглашения является совместная деятельность сторон по созданию и функционированию механизма общественной экспертизы и общественного контроля по реализации социально значимых проектов и программ, нормативно-правовых актов, бюджета города, разработка и принятие которых входит в компетенцию Тюменской городской Думы.

Члены Общественного совета принимают активное участие в разработке законопроектов, программ городского значения, решений и иных документов по вопросам развития социальной сферы, экономики, предпринимательства, планов социально-экономического развития города, участвуют в совместных гражданских слушаниях, в том числе через средства массовой информации и Интернет, по актуальным вопросам общественной жизни Тюмени. В свою очередь депутатский корпус Тюменской городской Думы принимает участие в поддержке социальных проектов общественных организаций, которые входят в состав совета, в решении наиболее острых социально значимых проблем по противодействию коррупции, антикризисным мерам, чрезвычайным ситуациям, в проведении горячих линий в периоды выборов и т.д.

Правление и актив Общественного совета города поздравляет депутатов с праздником и желает более активного и эффективного сотрудничества с городской общественностью.


АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ – ЗЕЛЕНУЮ УЛИЦУ

Елена ПАВЛОВА

Житель города Тюмени

– Мне не приходилось обращаться за помощью к депутатам Тюменской городской Думы – уверена, что это неплохой факт. По роду своей деятельности приходится практически ежедневно ездить на автомобиле. Действительно, качество дорог в областном центре хорошее, появились новые удобные развязки, приятно заезжать в благоустроенные дворы. Тем не менее в городе немало дорог, покрытых щебенкой. Любое дорожно-транспортное происшествие, особенно в часы пик, может сразу же застопорить автомобильную трассу.

Радует, что активно решается проблема транспортного коллапса. Конечно, не могу не сказать о парковке, проблему усугубляет и застройка города, сложившаяся в конце прошлого века. Хотелось бы пожелать депутатам уделить особое внимание эффективности транспортной инфраструктуры, т.к. автомобиль уже давно не роскошь, а обыденное средство передвижения для людей всех возрастов.


БОЛЬШЕ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК

Надежда ГУЛЬТЯЕВА

Житель города Тюмени

– У меня трое детей, и на повестке дня  в семье стоят, конечно, прогулки. Тюмень хорошеет, благоустраивается, растут новые кварталы, которые украшают прекрасные детские и спортивные площадки. Видно, что озеленение города ведется с любовью.

Раньше высаживали практически одни тополя, пухом которых заметало почти весь город. Теперь же цветут яблони, благоухает сирень, появилось много новых сортов деревьев и даже розы! Хотелось бы, чтобы в городе стало больше таких парков, как сквер Депутатов – он ухоженный, тенистый, и малышам там есть чем заняться.

Поздравляя депутатов с юбилеем, хочу обратить их внимание на  кварталы со старыми пятиэтажками. да, деревья там уже большие, улицы тенистые и спасают от жары, но вот новенькие детские площадки  будут очень востребованы.



В десяти СНТ на территории Тюмени отключат электричество

25 ноября

Тюменские политики и общественники выразили поддержку президенту Владимиру Путину

22 ноября