Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Чем реклама отличается от вывески?

Общество, 00:32, 19 июня 2014,
Слушать новость
Чем реклама отличается от вывески?. .

– На жилом доме № 8 по улице Белинского в г. Тюмени размещен плакат, рек­ламирующий Тюменьэнергобанк. Плакат занимает площадь со второго по пятый этаж, практически на всю высоту дома. Уже несколько лет как банк не существует, а рек­лама до сих пор висит. Кто-то же должен за нее платить?
Анатолий Небогатов, г. Тюмень

Отвечает руководитель Тюменского управления ФАС России Дмитрий Валерьевич Шалабодов (тел. (3452) 50-56-57):

– В соответствии со статьей 3 закона о рекламе, рек­ламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуа­лизации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, ре­зультаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортив­ное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; рекламодатель – изготовитель или продавец товара или иное определившее объект рекламирования лицо; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изгото­витель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 16.03.2006 № АК/3512 «О разграничении рекламы и иной информации» закон «О защите прав потребителей» не содержит требований к количеству вывесок, разме­щение которых обязательно для юридического лица. Следовательно, при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вы­веска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обсто­ятельства размещения такой информации на здании. Так, отвечают целям обозначе­ния места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или на каж­дом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц.

Согласно пункту 18 информационного письма Президиума Высшего арбит­ражного суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмот­рения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к ре­кламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. К этим сведениям не применяются требования законодательства Рос­сийской Федерации о рекламе.

Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске законом «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы независимо от манеры ее исполне­ния.

Указание же на здании в месте нахождения организации не только ее фирмен­ного названия, но и реализуемых товаров (с указанием их торговых марок или знаков) – не относится к обычаям делового оборота и может рассмат­риваться в качестве рекламы. Такая информация не только отвечает целям обозна­чения места нахождения организации, но и привлекает внимание к определенным группам товаров.

Исходя из содержания информации и способа доведения ее до потре­бителя (в виде значительных размеров конструкции, размещенной на стене жилого дома), следует вывод, что целью ее размещения не является исключительно обозна­чение места нахождения, а прежде всего она размещена в целях привлечения внимания к объекту рекламирования – ОАО «Тюменьэнергобанк».

Исходя из этого, вышеуказанная конструкция не может являться вывеской, по­скольку предназначена для поддержания и информирования интереса неопределен­ного круга лиц именно к банку, размещение конструкции с изображением товарного знака банка и его названия не является обязательным в силу закона и направлено на привлечение внимания к информации, поддерживая интерес потре­бителей к объекту рекламирования.

Таким образом, конструкция является рекламной, а размещенная на ней информация – рекламой ОАО «Тюмень­энергобанк».

Согласно части 3 статьи 5 закона о рекламе, недостоверной признается ре­клама, которая содержит не соответствующие действительности сведения.

Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе выступает ОАО «Тюменьэнергобанк», которое решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2009 г. по делу № А70-8795/3-2008 признано несостоятельным (банкротом), в отношении указанной кредитной организации было открыто конкурсное производ­ство. ОАО «Тюмень­энергобанк» не осуществляет деятельность с 2009 года. Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки наруше­ния части 3 статьи 5 закона о рекламе.

Согласно пункту 7 статьи 7 закона о рекламе, не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений в случае отсутствия таких разрешений.

Приказом Банка России от 3.12.2008 № ОД-915 отозвана лицензия на осу­ществление банковских операций у кредитной организации ОАО «Тюмень­энергобанк». Таким образом, реклама ОАО «Тюменьэнергобанк» содержит признаки нарушения пункта 7 статьи 7 закона о рек­ламе.

В настоящее время по факту размещения вышеуказанной рекламы с призна­ками нарушения пункта 7 статьи 7, части 3 статьи 7 закона о рекламе возбуждено дело № Р 14/101 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

– На жилом доме № 8 по улице Белинского в г. Тюмени размещен плакат, рек­ламирующий Тюменьэнергобанк. Плакат занимает площадь со второго по пятый этаж, практически на всю высоту дома. Уже несколько лет как банк не существует, а рек­лама до сих пор висит. Кто-то же должен за нее платить?
Анатолий Небогатов, г. Тюмень

Отвечает руководитель Тюменского управления ФАС России Дмитрий Валерьевич Шалабодов (тел. (3452) 50-56-57):

– В соответствии со статьей 3 закона о рекламе, рек­ламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуа­лизации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, ре­зультаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортив­ное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; рекламодатель – изготовитель или продавец товара или иное определившее объект рекламирования лицо; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изгото­витель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 16.03.2006 № АК/3512 «О разграничении рекламы и иной информации» закон «О защите прав потребителей» не содержит требований к количеству вывесок, разме­щение которых обязательно для юридического лица. Следовательно, при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вы­веска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обсто­ятельства размещения такой информации на здании. Так, отвечают целям обозначе­ния места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или на каж­дом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц.

Согласно пункту 18 информационного письма Президиума Высшего арбит­ражного суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмот­рения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к ре­кламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. К этим сведениям не применяются требования законодательства Рос­сийской Федерации о рекламе.

Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске законом «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы независимо от манеры ее исполне­ния.

Указание же на здании в месте нахождения организации не только ее фирмен­ного названия, но и реализуемых товаров (с указанием их торговых марок или знаков) – не относится к обычаям делового оборота и может рассмат­риваться в качестве рекламы. Такая информация не только отвечает целям обозна­чения места нахождения организации, но и привлекает внимание к определенным группам товаров.

Исходя из содержания информации и способа доведения ее до потре­бителя (в виде значительных размеров конструкции, размещенной на стене жилого дома), следует вывод, что целью ее размещения не является исключительно обозна­чение места нахождения, а прежде всего она размещена в целях привлечения внимания к объекту рекламирования – ОАО «Тюменьэнергобанк».

Исходя из этого, вышеуказанная конструкция не может являться вывеской, по­скольку предназначена для поддержания и информирования интереса неопределен­ного круга лиц именно к банку, размещение конструкции с изображением товарного знака банка и его названия не является обязательным в силу закона и направлено на привлечение внимания к информации, поддерживая интерес потре­бителей к объекту рекламирования.

Таким образом, конструкция является рекламной, а размещенная на ней информация – рекламой ОАО «Тюмень­энергобанк».

Согласно части 3 статьи 5 закона о рекламе, недостоверной признается ре­клама, которая содержит не соответствующие действительности сведения.

Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе выступает ОАО «Тюменьэнергобанк», которое решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2009 г. по делу № А70-8795/3-2008 признано несостоятельным (банкротом), в отношении указанной кредитной организации было открыто конкурсное производ­ство. ОАО «Тюмень­энергобанк» не осуществляет деятельность с 2009 года. Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки наруше­ния части 3 статьи 5 закона о рекламе.

Согласно пункту 7 статьи 7 закона о рекламе, не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений в случае отсутствия таких разрешений.

Приказом Банка России от 3.12.2008 № ОД-915 отозвана лицензия на осу­ществление банковских операций у кредитной организации ОАО «Тюмень­энергобанк». Таким образом, реклама ОАО «Тюменьэнергобанк» содержит признаки нарушения пункта 7 статьи 7 закона о рек­ламе.

В настоящее время по факту размещения вышеуказанной рекламы с призна­ками нарушения пункта 7 статьи 7, части 3 статьи 7 закона о рекламе возбуждено дело № Р 14/101 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.