Чем реклама отличается от вывески?
– На жилом доме № 8 по улице Белинского в г. Тюмени размещен плакат, рекламирующий Тюменьэнергобанк. Плакат занимает площадь со второго по пятый этаж, практически на всю высоту дома. Уже несколько лет как банк не существует, а реклама до сих пор висит. Кто-то же должен за нее платить?
Анатолий Небогатов, г. Тюмень
Отвечает руководитель Тюменского управления ФАС России Дмитрий Валерьевич Шалабодов (тел. (3452) 50-56-57):
– В соответствии со статьей 3 закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; рекламодатель – изготовитель или продавец товара или иное определившее объект рекламирования лицо; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 16.03.2006 № АК/3512 «О разграничении рекламы и иной информации» закон «О защите прав потребителей» не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно для юридического лица. Следовательно, при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Так, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц.
Согласно пункту 18 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. К этим сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске законом «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы независимо от манеры ее исполнения.
Указание же на здании в месте нахождения организации не только ее фирменного названия, но и реализуемых товаров (с указанием их торговых марок или знаков) – не относится к обычаям делового оборота и может рассматриваться в качестве рекламы. Такая информация не только отвечает целям обозначения места нахождения организации, но и привлекает внимание к определенным группам товаров.
Исходя из содержания информации и способа доведения ее до потребителя (в виде значительных размеров конструкции, размещенной на стене жилого дома), следует вывод, что целью ее размещения не является исключительно обозначение места нахождения, а прежде всего она размещена в целях привлечения внимания к объекту рекламирования – ОАО «Тюменьэнергобанк».
Исходя из этого, вышеуказанная конструкция не может являться вывеской, поскольку предназначена для поддержания и информирования интереса неопределенного круга лиц именно к банку, размещение конструкции с изображением товарного знака банка и его названия не является обязательным в силу закона и направлено на привлечение внимания к информации, поддерживая интерес потребителей к объекту рекламирования.
Таким образом, конструкция является рекламной, а размещенная на ней информация – рекламой ОАО «Тюменьэнергобанк».
Согласно части 3 статьи 5 закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе выступает ОАО «Тюменьэнергобанк», которое решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2009 г. по делу № А70-8795/3-2008 признано несостоятельным (банкротом), в отношении указанной кредитной организации было открыто конкурсное производство. ОАО «Тюменьэнергобанк» не осуществляет деятельность с 2009 года. Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения части 3 статьи 5 закона о рекламе.
Согласно пункту 7 статьи 7 закона о рекламе, не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений в случае отсутствия таких разрешений.
Приказом Банка России от 3.12.2008 № ОД-915 отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации ОАО «Тюменьэнергобанк». Таким образом, реклама ОАО «Тюменьэнергобанк» содержит признаки нарушения пункта 7 статьи 7 закона о рекламе.
В настоящее время по факту размещения вышеуказанной рекламы с признаками нарушения пункта 7 статьи 7, части 3 статьи 7 закона о рекламе возбуждено дело № Р 14/101 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.