Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

Диалоги о русском слове

Редактор журнала «Юность» Андрей Дударев беседовал с тюменцами о русской литературе

17:44, 12 июня 2014,
Слушать новость
Диалоги о русском слове. Редактор журнала «Юность» Андрей Дударев беседовал с тюменцами о русской литературе. В середине мая в Тюмени состоялись «Дни русского слова». В рамках мероприятия столицу региона посетили редактор журнала «Юность» Валерий Дударев, а также редактор альманаха «День поэзии» Андрей Шацков. На встрече, организованной обществом русской культуры, советом партийного проекта «Единой России» «Историческая память» присутствовали студенты и взрослые, увлеченные прозой и поэзией. Актуальные для читающей публики темы поднимал Валерий Дударев : говорили о проектной литературе, любимых поэтах, особенностях современного поколения молодежи. Советы поэт и редактор давал без назидания, через призму историй из жизни. Первым делом «рулевой» журнала «Юность» отметил отличия в восприятии отдельных событий у разных поколений: «Мы выступали на Сахалине, где один из поэтов очень долго рассказывал о том, как его не печатали в Советском Союзе. На галерке сидели представители нового поколения и между собой шептались: «Вот дядька что-то там говорит, его не печатали. Ну разместил бы все это дело в Интернете». Тема цифровой эры получила свое развитие чуть позже, когда Валерий Дударев предложил студентам найти характеристику своему поколению по аналогии с «поколением пепси». «Поколение Интернета, айфонов, социальных сетей», – сыпались варианты из зала. Все погрустнели, когда кто-то из глубины крикнул: «Поколение одиночества». Одиночества, вызванного развитым онлайн общением, когда можно переписываться удаленно, а не общаться лично. Недостаток полноценного общения, в том числе о литературе, сказывается на современных молодежных пристрастиях. – Какой поэт сейчас самый популярный среди молодых людей от 18 до 23 лет? Еще пять лет назад этого не было, – заинтриговал Валерий Дударев. – Самый популярный – Эдуард Асадов. Почему? Мы ответить не можем. Поэзия – это и заклинание, и молитва, и разговор, а что может сегодня молодой человек почерпнуть из поэзии, в которой написано: «Я – поэт сугубо комсомольский, и об этом помните, прошу»? Значит что-то может. Редактор журнала «Юность» отметил, что спрос на хорошую литературу снижается вместе с уровнем образованности читателя: «С каким трудом человек может определить хотя бы тему или идею произведения, определить, чем отличается фабула от сюжета. У человека после литературного института или после филфака это еще как-то получается. А ведь литературное мышление должно существовать». Необходимость литературного мышления объясняется просто – именно оно помогает отличать проектную литературу от литературы настоящей. – Проектная литература качественно сделана, но занимается другим, это внехудожественная литература. Здесь не предполагается, что писатель будет грустить, радоваться, будет не писать. Там предполагается каждый год выдать по два-три романа – это чистая коммерция, а цель этой литературы – релаксация, – рассказал Валерий Дударев. – Многие читают эту литературу в метро в Москве, одну ветку проезжают и выбрасывают книгу в урну. Проектная литература – это Борис Акунин, Владимир Сорокин, Виктор Пелевин, хотя последний ближе к художественной литературе, особенно ранний. Это и Людмила Улицкая, которая после повести «Сонечка» занимается проектами, и Дина Рубина. У зрителей возник закономерный вопрос: «Что же тогда читать?» Редактор журнала «Юность» назвал сразу несколько имен - Михаил Тарковский. Это племянник Андрея Тарковского. Он понял, что не может творить в Москве, уехал в Краснодарский край, там живет и пишет о своих новых друзьях и жителях. Алексей Варламов, Игорь Михайлов. У последнего две книги, одна называется «Заовражье», а вторая – «Письма из недалека», она выходила в издательстве «Художественная литература». Михайлов пишет о малых городах России. Еще Эльдар Абузяров! Он, чтобы дописать свой роман «Мутабор» ездил участвовать в революции в Киргизии. Это писатель горячих точек, он не пишет за компьютером. Мы сейчас печатаем его повесть в рассказах «Финское солнце». Из молодых назову еще Леру Тихонову, Дениса Гуцко. Роман Дениса «Русскоговорящий» -- это яркая проза, как раз литература, которой якобы нет – о развале Союза, об уходе великой империи. Хотя сейчас он уже переключился на проектную литературу где-то. Из поэтов, конечно, Евгений Лесин, Ольга Рычкова, Геннадий Русаков. Читателям, которые только планируют включиться в серьезную литературу, Валерий Дударев порекомендовал начать с литературных анекдотов Даниила Хармса, в которых тонко подмечены основные черты характера известных писателей, а также обыграны детали их биографии. Участники «Дней русского слова» единодушно сошлись на том, что встречи, посвященные русской литературе, должны проходить регулярно. Это уникальная возможность открыть для себя новые имена писателей и найти единомышленников.

В середине мая в Тюмени состоялись «Дни русского слова». В рамках мероприятия столицу региона посетили редактор журнала «Юность» Валерий Дударев, а также редактор альманаха «День поэзии» Андрей Шацков. На встрече, организованной обществом русской культуры, советом партийного проекта «Единой России» «Историческая память» присутствовали студенты и взрослые, увлеченные прозой и поэзией.

Актуальные для читающей публики темы поднимал Валерий Дударев : говорили о проектной литературе, любимых поэтах, особенностях современного поколения молодежи. Советы поэт и редактор давал без назидания, через призму историй из жизни. Первым делом «рулевой» журнала «Юность» отметил отличия в восприятии отдельных событий у разных поколений: «Мы выступали на Сахалине, где один из поэтов очень долго рассказывал о том, как его не печатали в Советском Союзе. На галерке сидели представители нового поколения и между собой шептались: «Вот дядька что-то там говорит, его не печатали. Ну разместил бы все это дело в Интернете». Тема цифровой эры получила свое развитие чуть позже, когда Валерий Дударев предложил студентам найти характеристику своему поколению по аналогии с «поколением пепси». «Поколение Интернета, айфонов, социальных сетей», – сыпались варианты из зала. Все погрустнели, когда кто-то из глубины крикнул: «Поколение одиночества». Одиночества, вызванного развитым онлайн общением, когда можно переписываться удаленно, а не общаться лично. Недостаток полноценного общения, в том числе о литературе, сказывается на современных молодежных пристрастиях.

– Какой поэт сейчас самый популярный среди молодых людей от 18 до 23 лет? Еще пять лет назад этого не было, – заинтриговал Валерий Дударев. – Самый популярный – Эдуард Асадов. Почему? Мы ответить не можем. Поэзия – это и заклинание, и молитва, и разговор, а что может сегодня молодой человек почерпнуть из поэзии, в которой написано: «Я – поэт сугубо комсомольский, и об этом помните, прошу»? Значит что-то может.

Редактор журнала «Юность» отметил, что спрос на хорошую литературу снижается вместе с уровнем образованности читателя: «С каким трудом человек может определить хотя бы тему или идею произведения, определить, чем отличается фабула от сюжета. У человека после литературного института или после филфака это еще как-то получается. А ведь литературное мышление должно существовать». Необходимость литературного мышления объясняется просто – именно оно помогает отличать проектную литературу от литературы настоящей.

– Проектная литература качественно сделана, но занимается другим, это внехудожественная литература. Здесь не предполагается, что писатель будет грустить, радоваться, будет не писать. Там предполагается каждый год выдать по два-три романа – это чистая коммерция, а цель этой литературы – релаксация, – рассказал Валерий Дударев. – Многие читают эту литературу в метро в Москве, одну ветку проезжают и выбрасывают книгу в урну. Проектная литература – это Борис Акунин, Владимир Сорокин, Виктор Пелевин, хотя последний ближе к художественной литературе, особенно ранний. Это и Людмила Улицкая, которая после повести «Сонечка» занимается проектами, и Дина Рубина.

У зрителей возник закономерный вопрос: «Что же тогда читать?» Редактор журнала «Юность» назвал сразу несколько имен - Михаил Тарковский. Это племянник Андрея Тарковского. Он понял, что не может творить в Москве, уехал в Краснодарский край, там живет и пишет о своих новых друзьях и жителях. Алексей Варламов, Игорь Михайлов. У последнего две книги, одна называется «Заовражье», а вторая – «Письма из недалека», она выходила в издательстве «Художественная литература». Михайлов пишет о малых городах России. Еще Эльдар Абузяров! Он, чтобы дописать свой роман «Мутабор» ездил участвовать в революции в Киргизии. Это писатель горячих точек, он не пишет за компьютером. Мы сейчас печатаем его повесть в рассказах «Финское солнце». Из молодых назову еще Леру Тихонову, Дениса Гуцко. Роман Дениса «Русскоговорящий» -- это яркая проза, как раз литература, которой якобы нет – о развале Союза, об уходе великой империи. Хотя сейчас он уже переключился на проектную литературу где-то. Из поэтов, конечно, Евгений Лесин, Ольга Рычкова, Геннадий Русаков.

Читателям, которые только планируют включиться в серьезную литературу, Валерий Дударев порекомендовал начать с литературных анекдотов Даниила Хармса, в которых тонко подмечены основные черты характера известных писателей, а также обыграны детали их биографии. Участники «Дней русского слова» единодушно сошлись на том, что встречи, посвященные русской литературе, должны проходить регулярно.

Это уникальная возможность открыть для себя новые имена писателей и найти единомышленников.

Читайте также

Новость Тюмени: Тюменцам предлагают вырастить мандарин на подоконнике

Тюменцам предлагают вырастить мандарин на подоконнике

09:03

Новость Тюмени: Как тюменцы отпраздновали День пограничника

Как тюменцы отпраздновали День пограничника

28 мая

Новость Тюмени: В России вышел комикс о супергероях Ямала

В России вышел комикс о супергероях Ямала

28 мая