Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Рождение сибирского пароходства

Предприниматели, занимавшиеся пароходным делом, играли важную роль в жизни Тюмени

Общество, 00:50, 23 мая 2014,
Слушать новость
Рождение сибирского пароходства. Предприниматели, занимавшиеся пароходным делом, играли важную роль в жизни Тюмени.

19 мая 1844 года первый сибирский пароход «Основа» прибыл из Тюмени в Тобольск, и эта дата принята как начало сибирского пароходства. Мне авторитетной представляется точка зрения одного из успешных пароходовладельцев – Ивана Игнатова, считавшего, что именно в этот год началось регулярное судоходство. С 1844 по 1854 год между Тюменью и Томском ходил только один пароход.

Тот же Игнатов отмечает, что поначалу сибирское купечество недоверчиво относилось к пароходу. Но постепенно настроение стало меняться. В 1854 году сибирские купцы Марьин, Хаминов, Кондинский и Тецков основали компанию «Опыт», построили 100-сильный пароход «Ермак», машина для которого была изготовлена в Бельгии на заводе «Коккериль». В том же году предприниматель Поклевский-Козелл построил пароход «Иртыш» в 80 сил на заводе «Гакс и Гуллет», и там же в 1856 году золотопромышленник Рязанов построил 25-сильный пароход «Иоанн».

К этому времени преимущества пароходного сообщения стали очевидны, тюменский купец Наум Тюфин первый обследовал реки Тавду, Лозьву и Сосьву с целью выяснить возможность судоходства по ним. В 1859 году Тюфин и Решетников заложили 80-сильный пароход «Тюмень» (в 1886 году он был переделан и получил название «Вьюн»). К ним в 1860 году присоединился екатеринбургский купец Михайлов, и эта компания, создав фирму «Дружба», построила 120-сильнй пароход «Сибиряк» на заводе «Гуллет», в 1860 году перенесенном в Тюмень.

1860-й стал годом, когда судостроение в Тюмени получило полное признание. В этом же году по заказу Поклевского-Козелла построен 120-сильный пароход «Работник», по заказу купца Тецкова 60-сильный «Димитрий» и по заказу чиновника Эйсмонта 80-сильный «Анатолий». До 1870 года все пароходы для Сибири строились на заводе «Гуллет», только «Тайга» был приобретен в Бельгии и доставлен в Тюмень частями.

По мере увеличения числа пароходов барыши их владельцев стали падать, что побудило компанию «Дружба» объединиться с другими собственниками в «Комиссионерство Сибирского буксирного пароходства», которое просуществовало только одну навигацию. Нездоровая конкуренция между пароходовладельцами, любыми способами стремившимися перебить друг у друга клиентов («кладчиков»), в итоге привела к полному игнорированию интересов этих клиентов. Упорядочению пароходного сообщения способствовало правительство, в 1865 году передавшее вновь созданному «Комиссионерству» право на перевозку арестантов, до того направлявшихся к местам ссылки пешими.

На новый уровень пароходное сообщение вывели объединившиеся в одну компанию нижегородский купец Колчин и тюменский купец Игнатов с братьями, когда их пароход «Рейтерн» в первых числах июня 1870 года доставил баржу с полным грузом товаров из Тюмени в Томск за восемь суток. Это был рекорд, многие не верили, поскольку пароходы «Комиссионерства» такой же путь проделывали за 17 суток. В том же году товарищество Колчина и Игнатова основало судостроительную верфь и механическое заведение в Тюмени на левом берегу Туры напротив пристаней, которое в 1874 году перенесло на четыре версты ниже, в район деревни Мысовской. В 1882 году вместо деревянных зданий были возведены каменные, и заведение переименовано в Жабынский механический и чугунолитейный завод.

Впоследствии именно пароходное дело купца Игнатова развивалось наиболее успешно и в начале XX века выросло в «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли».

Предприниматели, занимавшиеся пароходным делом, стали играть важную роль в жизни Тюмени, оказывали реальное влияние на то, кому стать городским головой, их даже стали называть «партией пароходчиков», и не случайно в типографии Высоцкой в 1889 году клиентам в качестве популярных украшений на деловые бумаги предлагались изображения пароходов.

Александр ВЫЧУГЖАНИН, доктор исторических наук

19 мая 1844 года первый сибирский пароход «Основа» прибыл из Тюмени в Тобольск, и эта дата принята как начало сибирского пароходства. Мне авторитетной представляется точка зрения одного из успешных пароходовладельцев – Ивана Игнатова, считавшего, что именно в этот год началось регулярное судоходство. С 1844 по 1854 год между Тюменью и Томском ходил только один пароход.

Тот же Игнатов отмечает, что поначалу сибирское купечество недоверчиво относилось к пароходу. Но постепенно настроение стало меняться. В 1854 году сибирские купцы Марьин, Хаминов, Кондинский и Тецков основали компанию «Опыт», построили 100-сильный пароход «Ермак», машина для которого была изготовлена в Бельгии на заводе «Коккериль». В том же году предприниматель Поклевский-Козелл построил пароход «Иртыш» в 80 сил на заводе «Гакс и Гуллет», и там же в 1856 году золотопромышленник Рязанов построил 25-сильный пароход «Иоанн».

К этому времени преимущества пароходного сообщения стали очевидны, тюменский купец Наум Тюфин первый обследовал реки Тавду, Лозьву и Сосьву с целью выяснить возможность судоходства по ним. В 1859 году Тюфин и Решетников заложили 80-сильный пароход «Тюмень» (в 1886 году он был переделан и получил название «Вьюн»). К ним в 1860 году присоединился екатеринбургский купец Михайлов, и эта компания, создав фирму «Дружба», построила 120-сильнй пароход «Сибиряк» на заводе «Гуллет», в 1860 году перенесенном в Тюмень.

1860-й стал годом, когда судостроение в Тюмени получило полное признание. В этом же году по заказу Поклевского-Козелла построен 120-сильный пароход «Работник», по заказу купца Тецкова 60-сильный «Димитрий» и по заказу чиновника Эйсмонта 80-сильный «Анатолий». До 1870 года все пароходы для Сибири строились на заводе «Гуллет», только «Тайга» был приобретен в Бельгии и доставлен в Тюмень частями.

По мере увеличения числа пароходов барыши их владельцев стали падать, что побудило компанию «Дружба» объединиться с другими собственниками в «Комиссионерство Сибирского буксирного пароходства», которое просуществовало только одну навигацию. Нездоровая конкуренция между пароходовладельцами, любыми способами стремившимися перебить друг у друга клиентов («кладчиков»), в итоге привела к полному игнорированию интересов этих клиентов. Упорядочению пароходного сообщения способствовало правительство, в 1865 году передавшее вновь созданному «Комиссионерству» право на перевозку арестантов, до того направлявшихся к местам ссылки пешими.

На новый уровень пароходное сообщение вывели объединившиеся в одну компанию нижегородский купец Колчин и тюменский купец Игнатов с братьями, когда их пароход «Рейтерн» в первых числах июня 1870 года доставил баржу с полным грузом товаров из Тюмени в Томск за восемь суток. Это был рекорд, многие не верили, поскольку пароходы «Комиссионерства» такой же путь проделывали за 17 суток. В том же году товарищество Колчина и Игнатова основало судостроительную верфь и механическое заведение в Тюмени на левом берегу Туры напротив пристаней, которое в 1874 году перенесло на четыре версты ниже, в район деревни Мысовской. В 1882 году вместо деревянных зданий были возведены каменные, и заведение переименовано в Жабынский механический и чугунолитейный завод.

Впоследствии именно пароходное дело купца Игнатова развивалось наиболее успешно и в начале XX века выросло в «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли».

Предприниматели, занимавшиеся пароходным делом, стали играть важную роль в жизни Тюмени, оказывали реальное влияние на то, кому стать городским головой, их даже стали называть «партией пароходчиков», и не случайно в типографии Высоцкой в 1889 году клиентам в качестве популярных украшений на деловые бумаги предлагались изображения пароходов.

Александр ВЫЧУГЖАНИН, доктор исторических наук



Тюменские члены Ассамблеи народов России приобрели для бойцов СВО необходимое оборудование

28 марта

Отчет МАУ ДО САШ «НЕГЕ»

28 марта