Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

Выборы обеспечивают право каждого

О становлении избирательного законодательства Тюменской области

0:58, 21 мая 2014,
Слушать новость
Выборы обеспечивают право каждого. О становлении избирательного законодательства Тюменской области. Государственные институты призваны выражать и защищать интересы общества. От того, насколько эффективно органы власти взаимодействуют с обществом, зависит благополучие и будущее страны. Одним из важнейших государственных институтов, обеспечивающих право граждан на свободные выборы, являются избирательные комиссии. В преддверии 70-летнего юбилея Тюменской области корреспондент газеты обратился к председателю областной избирательной комиссии Игорю Халину с просьбой поделиться воспоминаниями о становлении избирательного законодательства нашего сложнопостроенного региона. – Всенародно принятая Конституция Российской Федерации и подписание 31 марта 1992 года Федеративного договора между представителями Тюменской области и представителями Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов внесли весьма существенные изменения в федеративное устройство России. Для области и автономных образований это означало качественный переход из статуса административно-территориальной единицы в статус равноправного субъекта Российской Федерации. На повестку дня встали вопросы принятия собственного законодательства и самостоятельного формирования представительного (законодательного) органа государственной власти региона. Процесс законодательного регулирования выборов в органы исполнительной и представительной государственной власти сложноустроенного субъекта Федерации – Тюменской области – тормозился несоответствием отдельных норм действующего на тот момент республиканского законодательства положениям заключенного Федеративного договора. Отсутствие опыта в законодательной деятельности побудило представительный орган Тюменской области использовать прежние формы нормотворчества: 10 ноября 1993 года утверждено положение «О выборах в представительный орган государственной власти Тюменской области», а 17 декабря 1993 года – положение «Об избирательной комиссии по выборам в представительный орган государственной власти Тюменской области». Данные нормативные документы позволили сохранить единство Тюменской области. Теперь выборы надлежало проводить на всей ее территории, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. В соответствии с указанными актами нормами стали следующие положения: – нарезка одномандатных округов без нарушения границ каждого из трех названных субъектов Российской Федерации; – трехзвенная иерархия избирательных комиссий: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, окружные комиссии (комиссии одномандатных округов) и участковые избирательные комиссии. От территориальных избирательных комиссий (городских, районных и поселковых) отказались, чтобы оградить выборы от возможного влияния со стороны органов местного само-управления на подведение итогов голосования; – принцип гарантированного минимального доступа к государственным средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации кандидатами (право на не менее чем одно бесплатное выступление по каналам областного телевидения и радио); – принцип смешанного финансирования избирательной кампании через специально открываемые для каждого кандидата избирательные счета в банке, контролируемые соответствующей окружной избирательной комиссией. Установлен максимально допустимый размер пожертвований для физических и юридических лиц. Введен запрет на пожертвования от иностранных юридических и физических лиц; – несовместимость депутатского мандата с государственной службой и несовместимость двойного депутатства (для участия в избирательной кампании кандидаты в депутаты из числа государственных служащих обязаны были взять отпуск); – судебный механизм разрешения избирательных споров предусматривал возможность обжалования в суде решений избирательной комиссии любого уровня. В дальнейшем Тюменской областной Думой была инициирована поправка в проект Федерального закона «О выборах в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации», определяющая, что выборы в исполнительные и законодательные органы государственной власти области (края) осуществляются на всей территории края или области, включая автономные округа, входящие в их состав. Из-за расхождения позиций Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации принятие данного закона отложено на неопределенное время. В последующем с принятием широко известного постановления Конституционного суда Российской Федерации от 14 июля 1997 года № 12-П в пункте 5 последнего закреплены положения о том, что население автономного округа вправе наравне с населением других районов (частей) края, области участвовать в выборах органов законодательной и исполнительной власти (главы администрации) края, области, поэтому органы государственной власти автономного округа обязаны принять все предусмотренные законодательством меры для реализации этого права граждан. Крайне важной представляется и норма о том (закрепленная в этом же документе), что на основе Конституции Российской Федерации и в рамках действующего законодательства автономный округ, край, область могут конкретизировать с помощью договора условия и порядок формирования органов государственной власти. Предоставленной возможностью широко пользуются не только органы госвласти Тюменской области и двух наших автономных округов, заключая договор о порядке и условиях проведения выборов депутатов Тюменской областной Думы (последний раз такой договор заключался 31 мая 2011 года на период проведения выборов депутатов регионального парламента пятого созыва), но и избирательные комиссии трех субъектов, заключающие соответствующие соглашения о делегировании ряда полномочий (подобное соглашение заключалось, например, в октябре 2011 года). Данные юридические акты ни в коем случае не подменяют норм и положений ни Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательного кодекса (закона) Тюменской области от 3.06.2003 г. № 139 (в новой редакции от 21.06.2003), а также действующих подзаконных актов, однако подчеркивают уникальность организации и проведения выборов органов государственной власти на территории нашего региона, при этом являются уже апробированными механизмами правоприменительной практики сложно-устроенного субъекта Российской Федерации – Тюменской области. Игорь ХАЛИН, председатель избирательной комиссии Тюменской области

Государственные институты призваны выражать и защищать интересы общества. От того, насколько эффективно органы власти взаимодействуют с обществом, зависит благополучие и будущее страны.

Одним из важнейших государственных институтов, обеспечивающих право граждан на свободные выборы, являются избирательные комиссии. В преддверии 70-летнего юбилея Тюменской области корреспондент газеты обратился к председателю областной избирательной комиссии Игорю Халину с просьбой поделиться воспоминаниями о становлении избирательного законодательства нашего сложнопостроенного региона.

– Всенародно принятая Конституция Российской Федерации и подписание 31 марта 1992 года Федеративного договора между представителями Тюменской области и представителями Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов внесли весьма существенные изменения в федеративное устройство России. Для области и автономных образований это означало качественный переход из статуса административно-территориальной единицы в статус равноправного субъекта Российской Федерации. На повестку дня встали вопросы принятия собственного законодательства и самостоятельного формирования представительного (законодательного) органа государственной власти региона.

Процесс законодательного регулирования выборов в органы исполнительной и представительной государственной власти сложноустроенного субъекта Федерации – Тюменской области – тормозился несоответствием отдельных норм действующего на тот момент республиканского законодательства положениям заключенного Федеративного договора.

Отсутствие опыта в законодательной деятельности побудило представительный орган Тюменской области использовать прежние формы нормотворчества: 10 ноября 1993 года утверждено положение «О выборах в представительный орган государственной власти Тюменской области», а 17 декабря 1993 года – положение «Об избирательной комиссии по выборам в представительный орган государственной власти Тюменской области». Данные нормативные документы позволили сохранить единство Тюменской области. Теперь выборы надлежало проводить на всей ее территории, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

В соответствии с указанными актами нормами стали следующие положения:

– нарезка одномандатных округов без нарушения границ каждого из трех названных субъектов Российской Федерации;

– трехзвенная иерархия избирательных комиссий: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, окружные комиссии (комиссии одномандатных округов) и участковые избирательные комиссии. От территориальных избирательных комиссий (городских, районных и поселковых) отказались, чтобы оградить выборы от возможного влияния со стороны органов местного само-управления на подведение итогов голосования;

– принцип гарантированного минимального доступа к государственным средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации кандидатами (право на не менее чем одно бесплатное выступление по каналам областного телевидения и радио);

– принцип смешанного финансирования избирательной кампании через специально открываемые для каждого кандидата избирательные счета в банке, контролируемые соответствующей окружной избирательной комиссией. Установлен максимально допустимый размер пожертвований для физических и юридических лиц. Введен запрет на пожертвования от иностранных юридических и физических лиц;

– несовместимость депутатского мандата с государственной службой и несовместимость двойного депутатства (для участия в избирательной кампании кандидаты в депутаты из числа государственных служащих обязаны были взять отпуск);

– судебный механизм разрешения избирательных споров предусматривал возможность обжалования в суде решений избирательной комиссии любого уровня.

В дальнейшем Тюменской областной Думой была инициирована поправка в проект Федерального закона «О выборах в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации», определяющая, что выборы в исполнительные и законодательные органы государственной власти области (края) осуществляются на всей территории края или области, включая автономные округа, входящие в их состав.

Из-за расхождения позиций Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации принятие данного закона отложено на неопределенное время.

В последующем с принятием широко известного постановления Конституционного суда Российской Федерации от 14 июля 1997 года № 12-П в пункте 5 последнего закреплены положения о том, что население автономного округа вправе наравне с населением других районов (частей) края, области участвовать в выборах органов законодательной и исполнительной власти (главы администрации) края, области, поэтому органы государственной власти автономного округа обязаны принять все предусмотренные законодательством меры для реализации этого права граждан.

Крайне важной представляется и норма о том (закрепленная в этом же документе), что на основе Конституции Российской Федерации и в рамках действующего законодательства автономный округ, край, область могут конкретизировать с помощью договора условия и порядок формирования органов государственной власти.

Предоставленной возможностью широко пользуются не только органы госвласти Тюменской области и двух наших автономных округов, заключая договор о порядке и условиях проведения выборов депутатов Тюменской областной Думы (последний раз такой договор заключался 31 мая 2011 года на период проведения выборов депутатов регионального парламента пятого созыва), но и избирательные комиссии трех субъектов, заключающие соответствующие соглашения о делегировании ряда полномочий (подобное соглашение заключалось, например, в октябре 2011 года).

Данные юридические акты ни в коем случае не подменяют норм и положений ни Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательного кодекса (закона) Тюменской области от 3.06.2003 г. № 139 (в новой редакции от 21.06.2003), а также действующих подзаконных актов, однако подчеркивают уникальность организации и проведения выборов органов государственной власти на территории нашего региона, при этом являются уже апробированными механизмами правоприменительной практики сложно-устроенного субъекта Российской Федерации – Тюменской области.

Игорь ХАЛИН, председатель избирательной комиссии Тюменской области

Читайте также

Новость Тюмени: В Тюмень снова придут гроза и штормовой ветер

В Тюмень снова придут гроза и штормовой ветер

14:31

Новость Тюмени: В Тюмени ночью на станции Войновка произошла утечка опасного груза

В Тюмени ночью на станции Войновка произошла утечка опасного груза

12:01

Новость Тюмени: Тюменский пожарный кот Семен попал на федеральный канал

Тюменский пожарный кот Семен попал на федеральный канал

19 мая