Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Отзвук «золотого» века

Об открытии, которое произошло во время работы выставки «Романовы в Сибири»

Культура, 00:49, 16 мая 2014,
Слушать новость
Отзвук «золотого» века. Об открытии, которое произошло во время работы выставки «Романовы в Сибири».

В моей практике это уже не первый случай, когда организация выставки стимулирует новые открытия, связанные, как говорят музейщики, с атрибуцией – установлением автора, места создания, истории бытования, сюжета произведений, годами хранящихся в запасниках. Словно вещи ждут подходящий повод, чтобы поведать о себе, своих авторах, обладателях или моделях.

Открытие, о котором пойдет речь, произошло во время работы выставки «Романовы в Сибири» – иначе данная миниатюра обязательно бы вошла в экспозицию, посвященную юбилею императорской династии.

«Дама в белом платье на фоне красной драпировки» – такое условно-описательное название сопровождало «неизвестный», неатрибутированный экспонат. Предположительно, судя по костюму и общей стилистике, французский художник начала ХIХ века. Судя по раме, на которую кроме лепнины наклеена кружевная сетка, 30-е годы того столетия.

Работа по поиску модели и автора велась в двух направлениях: имя художника подсказывал инициал – крошечная буква «J», нанесенная белой краской на перила балюстрады. Что касается моделей, то все дамы, изображенные в белых платьях, уподоблявших фигуру античной статуе, на фоне красных драпировок, которых нашлось немало, тщательно «собирались» в особую папочку. Собирались до той поры, пока автор этих строк, готовясь к экзамену по истории искусств, не стала
сортировать «вопросные» открытки.

На пол случайно упала одна из старых репродукционных открыток ужасного качества. Но! На ней была дама в белом платье на красном фоне. Прежде чем я проанализировала сходство, сердце екнуло: это не случайно. И надпись на обороте дала ответ! Неизвестная дама оказалась Татьяной Васильевной Юсуповой (1769–1841),
а художник под скромным инициалом «J» – Жан Лоран Монье.

Конечно, крошечная миниатюра отличалась от большого живописного оригинала в силу размера и технических особенностей. Однако Марина Краснобаева, заместитель директора крупнейшего подмосковного музея-усадьбы Архангельское, подтвердила мои догадки. Жаль, что не осталось описи миниатюр, а она, несомненно, существовала, поскольку Юсуповы владели огромной коллекцией. Не сохранилось и фарфоровых изделий юсуповского производства, где, согласно моде той поры, встречаются росписи в виде портретных миниатюр на чашках и вазах.

Татьяна Юсупова (урожденная Энгельгардт) позировала многим известным художникам: Вуалю, Лампи, Виже-Лебрен, Кристине Робертсон, ведь она приходилась родной, самой младшей, пятой племянницей светлейшему князю Потемкину. Живая, умная и красивая девочка с 12 лет стала фрейлиной Екатерины Великой. Как и прославленный дядя, она обладала не просто яркой внешностью, но и весьма гордым нравом. Отказавшись от любовного альянса с государем за построенный дворец, она сама на личные средства затевает грандиозную стройку из принципа, а когда ее третий муж во Франции завещает дом своей любовнице, втридорога выкупает его у соперницы и устраивает в нем мемориальный музей дражайшему супругу. В ее гостиной собирался избранный круг лиц,
в который входили Державин, Крылов, Жуковский, Пушкин.

При этом она была очень расчетлива и экономна. Она приумножила несметное состояние Юсуповых, управляя имениями и делами так, что многие советовались с ней по финансовым вопросам, и пополняла коллекцию драгоценностей мирового масштаба.

На одном из поздних портретов кисти Кристины Робертсон (1841) она изображена с непарной серьгой в виде огромной жемчужины грушевидной формы. Эта знаменитая «Перегрина», парную к которой, по легенде, Клеопатра растворила в кубке с вином на пиру, чтобы впечатлить Антония. Были в ее коллекции и алмазные сережки, особо любимые Марией-Антуанеттой. Польстившая своей модели в плане возраста, художница передала ее царственную осанку, самодостаточность и внутренний стержень, достойный титула.

Французский портретист Жан Лоран Монье был придворным художником Людовика ХVI. Мастер родился в Париже в 1843 году, от гнева революции эмигрировал в Лондон. Александр Павлович, будущий император Александр I, очень симпатизировал английским мастерам, поэтому спустя семь лет после первого пробного визита, в 1802 году, напитавшийся английским духом, Монье перебирается в Петербург, где возглавит класс портретной живописи Императорской Академии художеств. Портрет Юсуповой он пишет в год приезда по заказу сына Николая Борисовича Юсупова. Бытуя поочередно в двух дворцах – на Фонтанке и на Мойке, этот холст в 1925 году попал в Эрмитаж, откуда и поступил в Архангельское в 1930-м.
Очевидно, портрет владельцам понравился, была заказана реплика похожих размеров, которая ныне хранится в Лувре. Может быть, наша миниатюра послужила эскизом, представленным для заказчика? Отмечалось, что Монье изобразил Юсупову «ничуть не льстя», не опускался до грубой фальши. Но в своем видении натуры он все же остался французским, а не английским мастером, что особенно заметно в живописном оригинале портрета Юсуповой. Так изображали всех очаровательниц французских салонов, пока имперские замашки Наполеона не оформились в идеологию нового стиля ампир, с обилием позолоты и резкости застывших форм.

Белое платье, модная кашемировая шаль, легкая небрежность кудрей создают особую атмосферу утренней свежести, созвучной облику модели, сидящей в кокетливом развороте. Тоска по утонченной роскоши французского двора эпохи Антуанетты, наступающая эра романтизма, интерес к античности и зарево революции удивительным образом смешались и в этом полотне, и в миниатюре на тонком костяном овале, выполненной в смешанной технике – акварелью и гуашью «точечным пунктиром», с коричневатой обводкой. Хрупкость этой техники как нельзя лучше соответствует ощущениям быстротечности времени и бренности окружающего мира, любимым философским темам начала ХIХ столетия.
Оксана КОСТКО, искусствовед

В моей практике это уже не первый случай, когда организация выставки стимулирует новые открытия, связанные, как говорят музейщики, с атрибуцией – установлением автора, места создания, истории бытования, сюжета произведений, годами хранящихся в запасниках. Словно вещи ждут подходящий повод, чтобы поведать о себе, своих авторах, обладателях или моделях.

Открытие, о котором пойдет речь, произошло во время работы выставки «Романовы в Сибири» – иначе данная миниатюра обязательно бы вошла в экспозицию, посвященную юбилею императорской династии.

«Дама в белом платье на фоне красной драпировки» – такое условно-описательное название сопровождало «неизвестный», неатрибутированный экспонат. Предположительно, судя по костюму и общей стилистике, французский художник начала ХIХ века. Судя по раме, на которую кроме лепнины наклеена кружевная сетка, 30-е годы того столетия.

Работа по поиску модели и автора велась в двух направлениях: имя художника подсказывал инициал – крошечная буква «J», нанесенная белой краской на перила балюстрады. Что касается моделей, то все дамы, изображенные в белых платьях, уподоблявших фигуру античной статуе, на фоне красных драпировок, которых нашлось немало, тщательно «собирались» в особую папочку. Собирались до той поры, пока автор этих строк, готовясь к экзамену по истории искусств, не стала
сортировать «вопросные» открытки.

На пол случайно упала одна из старых репродукционных открыток ужасного качества. Но! На ней была дама в белом платье на красном фоне. Прежде чем я проанализировала сходство, сердце екнуло: это не случайно. И надпись на обороте дала ответ! Неизвестная дама оказалась Татьяной Васильевной Юсуповой (1769–1841),
а художник под скромным инициалом «J» – Жан Лоран Монье.

Конечно, крошечная миниатюра отличалась от большого живописного оригинала в силу размера и технических особенностей. Однако Марина Краснобаева, заместитель директора крупнейшего подмосковного музея-усадьбы Архангельское, подтвердила мои догадки. Жаль, что не осталось описи миниатюр, а она, несомненно, существовала, поскольку Юсуповы владели огромной коллекцией. Не сохранилось и фарфоровых изделий юсуповского производства, где, согласно моде той поры, встречаются росписи в виде портретных миниатюр на чашках и вазах.

Татьяна Юсупова (урожденная Энгельгардт) позировала многим известным художникам: Вуалю, Лампи, Виже-Лебрен, Кристине Робертсон, ведь она приходилась родной, самой младшей, пятой племянницей светлейшему князю Потемкину. Живая, умная и красивая девочка с 12 лет стала фрейлиной Екатерины Великой. Как и прославленный дядя, она обладала не просто яркой внешностью, но и весьма гордым нравом. Отказавшись от любовного альянса с государем за построенный дворец, она сама на личные средства затевает грандиозную стройку из принципа, а когда ее третий муж во Франции завещает дом своей любовнице, втридорога выкупает его у соперницы и устраивает в нем мемориальный музей дражайшему супругу. В ее гостиной собирался избранный круг лиц,
в который входили Державин, Крылов, Жуковский, Пушкин.

При этом она была очень расчетлива и экономна. Она приумножила несметное состояние Юсуповых, управляя имениями и делами так, что многие советовались с ней по финансовым вопросам, и пополняла коллекцию драгоценностей мирового масштаба.

На одном из поздних портретов кисти Кристины Робертсон (1841) она изображена с непарной серьгой в виде огромной жемчужины грушевидной формы. Эта знаменитая «Перегрина», парную к которой, по легенде, Клеопатра растворила в кубке с вином на пиру, чтобы впечатлить Антония. Были в ее коллекции и алмазные сережки, особо любимые Марией-Антуанеттой. Польстившая своей модели в плане возраста, художница передала ее царственную осанку, самодостаточность и внутренний стержень, достойный титула.

Французский портретист Жан Лоран Монье был придворным художником Людовика ХVI. Мастер родился в Париже в 1843 году, от гнева революции эмигрировал в Лондон. Александр Павлович, будущий император Александр I, очень симпатизировал английским мастерам, поэтому спустя семь лет после первого пробного визита, в 1802 году, напитавшийся английским духом, Монье перебирается в Петербург, где возглавит класс портретной живописи Императорской Академии художеств. Портрет Юсуповой он пишет в год приезда по заказу сына Николая Борисовича Юсупова. Бытуя поочередно в двух дворцах – на Фонтанке и на Мойке, этот холст в 1925 году попал в Эрмитаж, откуда и поступил в Архангельское в 1930-м.
Очевидно, портрет владельцам понравился, была заказана реплика похожих размеров, которая ныне хранится в Лувре. Может быть, наша миниатюра послужила эскизом, представленным для заказчика? Отмечалось, что Монье изобразил Юсупову «ничуть не льстя», не опускался до грубой фальши. Но в своем видении натуры он все же остался французским, а не английским мастером, что особенно заметно в живописном оригинале портрета Юсуповой. Так изображали всех очаровательниц французских салонов, пока имперские замашки Наполеона не оформились в идеологию нового стиля ампир, с обилием позолоты и резкости застывших форм.

Белое платье, модная кашемировая шаль, легкая небрежность кудрей создают особую атмосферу утренней свежести, созвучной облику модели, сидящей в кокетливом развороте. Тоска по утонченной роскоши французского двора эпохи Антуанетты, наступающая эра романтизма, интерес к античности и зарево революции удивительным образом смешались и в этом полотне, и в миниатюре на тонком костяном овале, выполненной в смешанной технике – акварелью и гуашью «точечным пунктиром», с коричневатой обводкой. Хрупкость этой техники как нельзя лучше соответствует ощущениям быстротечности времени и бренности окружающего мира, любимым философским темам начала ХIХ столетия.
Оксана КОСТКО, искусствовед



Тюменцы смогут увидеть книги из фонда редких изданий

02 августа

Мобильная библиотека «библиобус» привезла первые книги жителям Краснодонского района

02 августа