Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Главный геолог Западной Сибири

16 апреля исполняется 105 лет со дня рождения легендарного разведчика недр Рауля-Юрия Георгиевича Эрвье

Общество, 00:12, 15 апреля 2014,
Слушать новость
Главный геолог Западной Сибири. 16 апреля исполняется 105 лет со дня рождения легендарного разведчика недр Рауля-Юрия Георгиевича Эрвье.

Судьбой и делом, которому из восьмидесяти лет жизни отдано шестьдесят, стала для Рауля-Юрия Эрвье геология. Талант и прирожденные организаторские способности проявлялись в нем с ранних лет.

Вскоре после окончания высших инженерных курсов геологоразведчиков в 1934 году он становится начальником партии «Укргеолтрест», а затем партии «Укркоммунводстрой».

Когда смерть не страшна

С 1941 по 1944 год Эрвье на фронте. В осажденной гитлеровцами Одессе со своим отрядом таких же, как сам, «фронтовиков-буровиков» бесперебойно обеспечивает нашу оборону прес-ной водой. Связь Юрия Эрвье с геологией не прерывается даже на войне. Вот только бурить майору инженерной службы, командиру отдельного отряда бурения саперного батальона приходится под огнем.

Строки из боевой характеристики: «Отдельный отряд глубокого бурения Закавказского фронта действовал с частями 223-й дивизии с 21 октября 1942 года по 7 января 1943 года. Личный состав отряда проявил себя как мужественный, находчивый и боевой коллектив. Обеспечивая полки и подразделения дивизии водой в безводной местности, они тем самым в значительной мере способствовали успешному наступлению наших войск. Командир отряда т. Эрвье часто сам проявлял инициативу и оперативность в деле быстрого и лучшего обеспечивания водой действующих частей…»

Боевые награды Юрия Георгиевича, которыми он всегда гордился, – медаль «За оборону Кавказа» и орден Красной Звезды.

После войны с 1945 по 1952 год Эрвье возглавляет Южно-Молдавскую нефтеразведку треста «Молдавнефтегеология» в Кишиневе. Это было непростое время в его биографии. От молодого начальника требовали найти нефть любой ценой, обвиняли в саботаже и даже грозили расстрелом за то, что, несмотря на интенсивные буровые работы, его партии не находят углеводородных залежей. От аппарата сталинских репрессий спас тогда геолога первый секретарь компартии Молдавии Леонид Брежнев, поверивший Эрвье.

Умыться нефтью!

В октябре 1955 года Юрия Георгиевича назначают сначала главным инженером, а затем и управляющим треста «Тюменьнефтегеология».

В соответствии с приказом Главгеологии РСФСР № 185 от 30 декабря 1957 года создано Тюменское территориальное гео-логическое управление, крупнейшее в стране. Возглавил его Юрий Эрвье. В управление вошли все предприятия Тюменского геологоразведочного треста, который организован в сентябре 1957 года в результате объединения трестов «Тюменьнефтегеология» и «Запсибнефтегеофизика». В общей сложности это составило около четырех десятков экспедиций, партий, нефтеразведок, участков и контор.

В 1958 году в организации геологоразведочных работ в стране наметились существенные перемены. Происходила перегруппировка сил и возможностей.

Тогда Юрий Георгиевич еще не подозревал, что станет главным геологом Западной Сибири, открывателем «сибирского неф-тегазового космоса», что две с половиной сотни крупнейших месторождений нефти и газа будут его предчувствием, его работой и его победой.

Началом открытия углеводородных залежей стала скважина № 7 на Мулымьинской структуре в верховьях Конды, из которой 25 апреля 1960 года получена первая нефть.

Юрий Эрвье не был ни кабинетным ученым, ни чистым практиком. Предположить, преду-гадать и дождаться в тиши кабинета подтверждения правоты ему было недостаточно. Он сразу же прилетел на вертолете на буровую. Это было его дело и стало его традицией – умыть лицо первой нефтью и обжечь его же, подойдя вплотную к факелу аварийной скважины!

«Папа Юра»

18 июня 1960 года на скважине № 6, пробуренной бригадой мастера Семена Урусова, ударил фонтан дебитом 350 кубометров!

Спустя месяц после открытия Шаимского месторождения сразу шесть комплексных геологоразведочных экспедиций Тюменского геологического управления переименованы в нефтеразведочные. Москва поставила перед Эрвье задачу подготовить минерально-сырьевую базу для создания в ближайшие десять лет нового крупнейшего нефтегазодобывающего района Советского Союза.

Начался золотой век тюменской геологии. Начиналась новая история всей Тюменской области. Вслед за Шаимским открыты Усть-Балыкское и Мегионское месторождения, фонтан газа ударил в 1962 году из Тазовской опорной скважины.

В это же время сенсация зрела и в Среднем Приобье. В зимний сезон 1962–1963 годов сейсмопартия Леонида Кабаева выявила Самотлорскую структуру. А в мае 1965 года бригада испытателей Петра Безродного получила первый фонтан нефти на Самотлоре. Суточный дебит превысил тысячу кубометров!

К 1965 году на территории области открыто в общей сложности 38 месторождений нефти и газа. Эта череда открытий подтвердила высочайшую перспективность Западной Сибири.

1966 год принес еще одну значительную победу. По приказу Юрия Эрвье Нарыкарская экспедиция из Ханты-Мансийского округа перебазирована в Уренгой. Первая же скважина Р-2 на Уренгойской площади, пробуренная бригадой Владимира Полупанова, дала мощный фонтан газа. Уже после каротажа стало ясно, что открыто новое месторождение!

Эрвье делал ставку на молодежь, не боялся доверять молодым специалистам ответственную работу и руководство большими коллективами. В 28–30 лет у него становились главными инженерами, главными геологами, начальниками экспедиций… Тогда в нефтеразведку приходило много ребят, потерявших отцов в годы Великой Отечественной. Жизненные установки, которые приобретались под воздействием «Папы Юры» (так называли его между собой геологи, которые по возрасту и в самом деле годились ему в сыновья), помогли многим не только встать на ноги, но и добиться успехов и прославиться.

– Я считаю, первооткрывателем стал коллектив единомышленников, людей разных специальностей, и называю их одним именем – геологи Тюмени. Любое открытие – итог огромного напряжения, сплав знаний и энтузиазма, устремленных к большой цели, – говорил Юрий Эрвье.

Дорога без конца

Не только открытыми месторождениями гордился Юрий Георгиевич. Гордился людьми, в которых видел перспективу, и они оправдывали его надежды. Колоссальной трудоспособностью, волей, требовательностью Эрвье создавал в коллективе обстановку напряженнейшей работы, но большое, чуткое сердце, ум, талант руководителя делали его близким и понятным людям. Он ставил задачи и требовал их выполнения, но оставался, по воспоминаниям современников, простым и сердечным человеком, прекрасным товарищем.

За успешное выполнение заданий семилетнего плана по приросту разведанных запасов нефти и природного газа и создание новой сырьевой базы нефтегазодобывающей промышленности в Западной Сибири Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1966 года Тюменское территориальное геологическое управление награждено орденом Ленина, высшей наградой государства.

А через месяц на базе территориального управления создан главк – крупнейшее в Советском Союзе геологическое производственное предприятие. В зону его ответственности вошли также северные территории Красноярского края, полуостров Таймыр. Задачи по приросту запасов выполнили досрочно и перекрыли в таких объемах, что мировое сообщество вынуждено было признать первенство СССР. Успехи геологов в 60-е годы выстроили всю экономику страны с учетом тюменского фактора.

С поста первого руководителя Главтюменьгеологии в 1977 году Юрий Эрвье уходит на пост заместителя министра геологии СССР и переезжает из Тюмени в Москву. И в столице Юрий Георгиевич жил заботами региона и отрасли до последнего рабочего дня. В тюменской же земле, согласно завещанию, он похоронен в августе 1991 года.

У Юрия Георгиевича было много сторонников и единомышленников. А сколько учеников, людей, которых он сделал настоящими профессионалами!

В его учениках сегодня надежда на возрождение геологии. Много талантливых геологов продолжает работать в Тюмени, городах области и за ее пределами.

Сегодня геологи из «золотого запаса Папы Юры» занимают высокие посты, определяющие позиции в геологической науке и на производстве. Работают напряженно, самоотверженно, помня принцип, которому когда-то учил их Юрий Эрвье: «Геолог может ошибаться. Может сомневаться в своих прежних выводах, пересматривать, переосмысливать то, что казалось бесспорным. Но всегда обязан верить в конечный успех. Может быть, даже вопреки фактам».

А еще Эрвье как-то сказал, что выбрал для себя дорогу, которой нет конца. Ведь «геология – вечный поиск. И никто не знает, где скрыла природа ключи от своих сокровищ». Дорогу осилит идущий. Жизнь подтвердила это и еще не раз подтвердит. Настоящее и будущее назовет имена новых героев, которых тоже по праву будут называть первооткрывателями.

В публикации использованы материалы сборника «Открытые горизонты», Тюмень, 2005.

Судьбой и делом, которому из восьмидесяти лет жизни отдано шестьдесят, стала для Рауля-Юрия Эрвье геология. Талант и прирожденные организаторские способности проявлялись в нем с ранних лет.

Вскоре после окончания высших инженерных курсов геологоразведчиков в 1934 году он становится начальником партии «Укргеолтрест», а затем партии «Укркоммунводстрой».

Когда смерть не страшна

С 1941 по 1944 год Эрвье на фронте. В осажденной гитлеровцами Одессе со своим отрядом таких же, как сам, «фронтовиков-буровиков» бесперебойно обеспечивает нашу оборону прес-ной водой. Связь Юрия Эрвье с геологией не прерывается даже на войне. Вот только бурить майору инженерной службы, командиру отдельного отряда бурения саперного батальона приходится под огнем.

Строки из боевой характеристики: «Отдельный отряд глубокого бурения Закавказского фронта действовал с частями 223-й дивизии с 21 октября 1942 года по 7 января 1943 года. Личный состав отряда проявил себя как мужественный, находчивый и боевой коллектив. Обеспечивая полки и подразделения дивизии водой в безводной местности, они тем самым в значительной мере способствовали успешному наступлению наших войск. Командир отряда т. Эрвье часто сам проявлял инициативу и оперативность в деле быстрого и лучшего обеспечивания водой действующих частей…»

Боевые награды Юрия Георгиевича, которыми он всегда гордился, – медаль «За оборону Кавказа» и орден Красной Звезды.

После войны с 1945 по 1952 год Эрвье возглавляет Южно-Молдавскую нефтеразведку треста «Молдавнефтегеология» в Кишиневе. Это было непростое время в его биографии. От молодого начальника требовали найти нефть любой ценой, обвиняли в саботаже и даже грозили расстрелом за то, что, несмотря на интенсивные буровые работы, его партии не находят углеводородных залежей. От аппарата сталинских репрессий спас тогда геолога первый секретарь компартии Молдавии Леонид Брежнев, поверивший Эрвье.

Умыться нефтью!

В октябре 1955 года Юрия Георгиевича назначают сначала главным инженером, а затем и управляющим треста «Тюменьнефтегеология».

В соответствии с приказом Главгеологии РСФСР № 185 от 30 декабря 1957 года создано Тюменское территориальное гео-логическое управление, крупнейшее в стране. Возглавил его Юрий Эрвье. В управление вошли все предприятия Тюменского геологоразведочного треста, который организован в сентябре 1957 года в результате объединения трестов «Тюменьнефтегеология» и «Запсибнефтегеофизика». В общей сложности это составило около четырех десятков экспедиций, партий, нефтеразведок, участков и контор.

В 1958 году в организации геологоразведочных работ в стране наметились существенные перемены. Происходила перегруппировка сил и возможностей.

Тогда Юрий Георгиевич еще не подозревал, что станет главным геологом Западной Сибири, открывателем «сибирского неф-тегазового космоса», что две с половиной сотни крупнейших месторождений нефти и газа будут его предчувствием, его работой и его победой.

Началом открытия углеводородных залежей стала скважина № 7 на Мулымьинской структуре в верховьях Конды, из которой 25 апреля 1960 года получена первая нефть.

Юрий Эрвье не был ни кабинетным ученым, ни чистым практиком. Предположить, преду-гадать и дождаться в тиши кабинета подтверждения правоты ему было недостаточно. Он сразу же прилетел на вертолете на буровую. Это было его дело и стало его традицией – умыть лицо первой нефтью и обжечь его же, подойдя вплотную к факелу аварийной скважины!

«Папа Юра»

18 июня 1960 года на скважине № 6, пробуренной бригадой мастера Семена Урусова, ударил фонтан дебитом 350 кубометров!

Спустя месяц после открытия Шаимского месторождения сразу шесть комплексных геологоразведочных экспедиций Тюменского геологического управления переименованы в нефтеразведочные. Москва поставила перед Эрвье задачу подготовить минерально-сырьевую базу для создания в ближайшие десять лет нового крупнейшего нефтегазодобывающего района Советского Союза.

Начался золотой век тюменской геологии. Начиналась новая история всей Тюменской области. Вслед за Шаимским открыты Усть-Балыкское и Мегионское месторождения, фонтан газа ударил в 1962 году из Тазовской опорной скважины.

В это же время сенсация зрела и в Среднем Приобье. В зимний сезон 1962–1963 годов сейсмопартия Леонида Кабаева выявила Самотлорскую структуру. А в мае 1965 года бригада испытателей Петра Безродного получила первый фонтан нефти на Самотлоре. Суточный дебит превысил тысячу кубометров!

К 1965 году на территории области открыто в общей сложности 38 месторождений нефти и газа. Эта череда открытий подтвердила высочайшую перспективность Западной Сибири.

1966 год принес еще одну значительную победу. По приказу Юрия Эрвье Нарыкарская экспедиция из Ханты-Мансийского округа перебазирована в Уренгой. Первая же скважина Р-2 на Уренгойской площади, пробуренная бригадой Владимира Полупанова, дала мощный фонтан газа. Уже после каротажа стало ясно, что открыто новое месторождение!

Эрвье делал ставку на молодежь, не боялся доверять молодым специалистам ответственную работу и руководство большими коллективами. В 28–30 лет у него становились главными инженерами, главными геологами, начальниками экспедиций… Тогда в нефтеразведку приходило много ребят, потерявших отцов в годы Великой Отечественной. Жизненные установки, которые приобретались под воздействием «Папы Юры» (так называли его между собой геологи, которые по возрасту и в самом деле годились ему в сыновья), помогли многим не только встать на ноги, но и добиться успехов и прославиться.

– Я считаю, первооткрывателем стал коллектив единомышленников, людей разных специальностей, и называю их одним именем – геологи Тюмени. Любое открытие – итог огромного напряжения, сплав знаний и энтузиазма, устремленных к большой цели, – говорил Юрий Эрвье.

Дорога без конца

Не только открытыми месторождениями гордился Юрий Георгиевич. Гордился людьми, в которых видел перспективу, и они оправдывали его надежды. Колоссальной трудоспособностью, волей, требовательностью Эрвье создавал в коллективе обстановку напряженнейшей работы, но большое, чуткое сердце, ум, талант руководителя делали его близким и понятным людям. Он ставил задачи и требовал их выполнения, но оставался, по воспоминаниям современников, простым и сердечным человеком, прекрасным товарищем.

За успешное выполнение заданий семилетнего плана по приросту разведанных запасов нефти и природного газа и создание новой сырьевой базы нефтегазодобывающей промышленности в Западной Сибири Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1966 года Тюменское территориальное геологическое управление награждено орденом Ленина, высшей наградой государства.

А через месяц на базе территориального управления создан главк – крупнейшее в Советском Союзе геологическое производственное предприятие. В зону его ответственности вошли также северные территории Красноярского края, полуостров Таймыр. Задачи по приросту запасов выполнили досрочно и перекрыли в таких объемах, что мировое сообщество вынуждено было признать первенство СССР. Успехи геологов в 60-е годы выстроили всю экономику страны с учетом тюменского фактора.

С поста первого руководителя Главтюменьгеологии в 1977 году Юрий Эрвье уходит на пост заместителя министра геологии СССР и переезжает из Тюмени в Москву. И в столице Юрий Георгиевич жил заботами региона и отрасли до последнего рабочего дня. В тюменской же земле, согласно завещанию, он похоронен в августе 1991 года.

У Юрия Георгиевича было много сторонников и единомышленников. А сколько учеников, людей, которых он сделал настоящими профессионалами!

В его учениках сегодня надежда на возрождение геологии. Много талантливых геологов продолжает работать в Тюмени, городах области и за ее пределами.

Сегодня геологи из «золотого запаса Папы Юры» занимают высокие посты, определяющие позиции в геологической науке и на производстве. Работают напряженно, самоотверженно, помня принцип, которому когда-то учил их Юрий Эрвье: «Геолог может ошибаться. Может сомневаться в своих прежних выводах, пересматривать, переосмысливать то, что казалось бесспорным. Но всегда обязан верить в конечный успех. Может быть, даже вопреки фактам».

А еще Эрвье как-то сказал, что выбрал для себя дорогу, которой нет конца. Ведь «геология – вечный поиск. И никто не знает, где скрыла природа ключи от своих сокровищ». Дорогу осилит идущий. Жизнь подтвердила это и еще не раз подтвердит. Настоящее и будущее назовет имена новых героев, которых тоже по праву будут называть первооткрывателями.

В публикации использованы материалы сборника «Открытые горизонты», Тюмень, 2005.



Тюменские члены Ассамблеи народов России приобрели для бойцов СВО необходимое оборудование

28 марта

Отчет МАУ ДО САШ «НЕГЕ»

28 марта