Об электронных услугах, инвестиционном климате и областных программах
Губернатор ответил на вопросы народных избранников
Губернатор Тюменской области Владимир Якушев в четверг на очередном заседании Тюменской областной Думы выступил с отчетом регионального правительства о результатах работы в 2013 году. После завершения отчета глава региона по сложившейся традиции ответил на вопросы, заданные депутатами областной Думы в соответствии с темами доклада. Предлагаем выдержки из выступления Владимира Якушева в ходе ответов на вопросы.
О выполнении поручений, содержащихся в Послании губернатора от 4 октября 2013 года
– Как региональным правительством, так и на уровне муниципалитетов разработан план мероприятий по реализации Послания. В настоящее время работаем именно по нему. Параметры Послания-2013, отражающие необходимость инвестиционной активности в муниципальных образованиях, дали положительный импульс соответствующей работы в территориях. Основной показатель инвестиционного климата, а это увеличение налогооблагаемой базы и количества новых рабочих мест, стал главной идеологией работы в муниципалитетах. Именно этого эффекта я и добивался, когда обратился в Послании ко всем жителям Тюменской области.
Уже сегодня деятельность по привлечению в регион инвестиций дает хорошие результаты.
Об аварийном жилье
– Объем аварийного жилья на 1 января 2012 года, по данным органов государственной статистики, составил 221 700 квадратных мет-ров. В 2012 – первой половине 2013 года благодаря соответствующим программам расселены граждане, проживавшие на почти 69 тысячах квадратных метров аварийного жилья. В апреле 2013 года утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Есть четкое понимание того, как правительство Тюменской области решит данную задачу до января 2017 года. Во всех муниципальных образованиях определены адреса объектов, жилых домов, которые подпадают под действие этой программы. Имеется четкое понимание и того, где и как будет возводиться новое жилье для участников программы. В целом работа по переселению из ветхого аварийного жилья идет достаточно активно.
О противоде йствии коррупции
– Несомненно, необходимо наказывать коррупционеров, однако главная наша работа – в предупреждении коррупционных явлений. Что под этим понимается? Прежде всего перевод как можно большего количества государственных и муниципальных услуг в электронный вид и создание сети многофункциональных центров. При этом и чиновник, и гражданин, получающий услугу в электронном виде, непосредственно друг с другом не взаимодействуют. «Коррупционного поля» просто не возникает – некому давать и брать взятку. В свою очередь в ходе работы многофункциональных центров граждане могут «в одном окне» получить комп-лекс государственных услуг. Все на виду, поэтому и в данном случае создать какую-либо коррупционную ситуацию крайне сложно.
Продолжается регламентация порядка и нормативов предоставления услуг, и в этом направлении региональное правительство серьезно продвинулось вперед. Определены границы действий того или иного чиновника в русле административных регламентов и его полномочий. Работа осуществляется и в сфере независимой антикоррупционной экспертизы проектов законов и нормативных актов. Вместе с нами над этими задачами работают и сообщества предпринимателей, и прокуратура. В результате этой работы количество «коррупционно уязвимых» нормативных актов резко снизилось.
Обеспечению открытости и прозрачности действий исполнительных органов власти способствует институт Общественных советов при исполнительных органах государственной власти. Общественные советы участвуют в обсуждении текущей работы властных структур, разработанных нормативных актов, а также инициируют законодательные инициативы, необходимые для повышения эффективности работы исполнительной власти.
Уже несколько лет реализуются мероприятия, направленные на предотвращение коррупции в сфере государственной службы. Это порядок замещения вакантных должностей исключительно на конкурсной основе, внедрение принципа ротации, требование предоставления сведений о доходах государственных служащих. Все эти меры уже дали положительный эффект.
Об эффективном использовании земельной собственности, администрирования земель, земельного налога на имущество
– В этой сфере достаточно активно двигаемся вместе с областной налоговой инспекцией. У нас полное взаимодействие и с муниципалитетами. В плане реализации земельных участков и прав на землю хочу привести несколько цифр. За 2012 год общая сумма поступлений в доходную часть бюджета составила 813 миллионов рублей. В 2013 году – 1 миллиард 236 миллионов. В первый квартал 2014 года в бюджет уже поступил 1 миллиард 713 миллионов рублей. Поэтому резерв по этой статье есть, но здесь достаточно много вопросов, связанных с пониманием и проведением кадастра земель, с установлением собственников. Что касается имущественных налогов, то по земельному налогу в 2012 году получили 125 миллионов, в 2013 – 180 миллионов рублей. Здесь тоже видим увеличение. Что касается поступ-ления имущественных налогов от коммерческого сектора, то в 2013 году поступил 1 миллиард 30 миллионов рублей, что на 30 процентов выше, чем в 2012 году.
По поводу имущества, которое находится в областной собственности, замечу, что здесь не так много источников, которые дают доходы. Боровская птицефабрика серьезно закредитована на сегодняшний день, требуется модернизация в ближайшие годы. Думаю, на одном из комитетов подробно доложим, что необходимо делать и какие затраты в ближайшее время планируем понести. Боровская птицефабрика – это 15 процентов валового продукта всего АПК Тюменской области, и этот проект имеет несколько иное значение, чем получение прибыли – там работает много людей.
О задачах по улучшению условий работы малого и среднего предпринимательства
– В первую очередь это решение проблем, связанных с подключением новых предприятий к сетям. Ресурсо-снабжающие организации поставлены в жесткие условия: тарифы им поднимать не дают, инвестиционная составляющая у них минимальная. Единственное, где они могут получить реальные деньги, – это подключение. Здесь они пытаются дополнительно заработать. Необходимо осуществлять контроль, необходимо, чтобы принципиальную позицию занимала региональная энергетическая комиссия. В принципе этот механизм работает.
Второе – доступ к земельным участкам. Как правило, инвестор, который приходит в областной центр, хочет найти земельные участки в центре города. Но мы с вами договорились, что точечную застройку в центре города надо прекращать. Естественно, брать большую территорию, сносить ветхое аварийное жилье и затем со всеми требованиями, которые выставлены муниципальным образованием, строить не каждый инвестор соглашается. Мы стараемся эти сложности решать. Есть процедура аукционов, в ближайшее время будем выставлять участки, и возможность приобретения земли в общем-то есть.
Третье – это наши проверяющие структуры. Как бы ни говорили и пытались уменьшить количество проверяющих, после каждого чрезвычайного происшествия требования к той же пожарной безопасности ужесточаются. Четвертое – вопросы коррупции. Я сам стараюсь встречаться с инвесторами постоянно, задаю вопросы и мониторю. Ярко выраженных проблем нет, но работу в любом случае нужно усиливать. Еще один момент – это вопросы, связанные с безо-пасностью и тем, как работает правоохранительная система. Весь этот комплекс как раз и создает теплый инвестиционный климат, который привлекает партнеров на нашу землю. И конечно, когда они просят встречи с первыми руководителями и видят желание помочь и пойти навстречу, это дает результат.