К будущей профессии – со школьной скамьи
В Тюменской городской Думе состоялись заседания постоянных комиссий. В повестку дня постоянной комиссии по социальной политике и городскому самоуправлению вошло 11 пунктов, в том числе вопросы о поправках в Устав города, в положение о комиссии по поощрениям городской Думы и порядок квотирования рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поисках работы.
Депутаты также заслушали информацию о профориентации и профессиональной подготовке школьников в соответствии с планом работы постоянной комиссии. Выбор профессии – дело ответственное и серьезное не только для человека, но и для общества. Менеджеров, бухгалтеров, юристов избыток, а вот грамотных инженеров, электриков, слесарей, сантехников не хватает. К тому же существует немало интереснейших профессий, но о них надо узнать, познакомиться с ними.
Как рассказал депутатам директор департамента образования Андрей Степанов, проф-ориентация представляет собой комплекс мер. Вначале выясняются предпочтения, склонности и возможности учащихся, затем их разделяют по профилям обучения. Обучение проходит в союзе с учреждениями дополнительного и профессионального образования, с предприятиями города и региона.
Профориентация в 8–9-х классах включает в себя предпрофильную подготовку учащихся, в 10–11-х – профильное обучение. Чтобы помочь ученикам 8–9-х классов выбрать обучение на старшей ступени или будущую профессию, в учебные планы введены предметные элективные или пробные курсы. Например, курсы «Выбор профессии» (школы №№ 8, 28), «Я выбираю профессию» (школы №№ 46, 89), «Я и мой выбор» (школа № 18), «Профессии нашего города» (школа № 15) и другие.
В рамках дополнительного образования на базе городских школ открыты специализированные факультативные классы добровольной подготовки к военной службе, открылись классы по безопасности жизнедеятельности. Растет число детей, занима-ющихся в кружках технической направленности, в том числе по робототехнике и лего-конструированию. Такие кружки открыты в 21 школе, их посещают 600 ребят. Юные тюменцы успешно выступают на региональных и всероссийских соревнованиях: в прошлом году пятиклассники из 16-й гимназии завоевали первенство в России по робототехнике.
В задачи профориентационной работы входит повышение интереса школьников к научно-исследовательской работе. С этой целью развивают деятельность школьные и городские научные общества учащихся, взят курс на взаимодействие педагогов, работающих с одаренными детьми, разрабатываются эффективные механизмы сотрудничества с вузами, спортивными, творческими, общественными, научно-исследовательскими организациями.
В двух школах организованы два отделения городского научного общества учащихся, объединяющие более 1 600 человек. На базе школы № 25 (естественно-математическое направление) в сотрудничестве с учеными и преподавателями тюменских вузов проводятся семинары, публичные лекции и лабораторные занятия. Для учащихся городских школ открыты кружки «Астрономия и космонавтика», «Юный географ», «3D-моделирование научных опытов». В деятельности городского научного общества учащихся на базе школы № 70 реализуются городские проекты «Умные взрослые – умным детям», «Школа «Аист» (активные ищут, спорят, творят)», «Информационное пространство детства», работают Школа гуманитарного развития, школьная телестудия.
Новым и успешным является взаимодействие с общественными организациями. По инициативе Ассоциации выпускников президентской программы Тюменской области второй год реализуется проект «Стратегия жизни». В его рамках ребята встречаются с успешными и интересными людьми, руководителями предприятий. По словам директора департамента, во время таких встреч идет рассказ не только о пути к успеху, детей учат целеполаганию, ответственности за собственный выбор. По-прежнему популярными остаются экскурсии на предприятия и организации.
Профориентация, конечно, помогает выбрать любимое дело, но проведенные исследования подтверждают общероссийскую тенденцию: большинство старшеклассников предпочитают профессии, которые можно получить через высшее образование. Как отметил Андрей Степанов, упускается значимость и престиж рабочих профессий, и потому данное направление отражено в задачах на следу-ющий год. Это популяризация рабочих специальностей, формирование положительного образа человека труда и гражданина своей страны, а также выработка гибкой системы взаимодействия средней и старшей ступеней школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, с предприятиями, общественными организациями города и региона.
– Количество учеников, отдающих предпочтение рабочим профессиям, уменьшается, – заметила депутат Виктория Безкровная и предложила наладить постоянные экскурсии школьников в средние специальные учебные заведения, где обучают рабочим профессиям.
Депутат Михаил Колосов отметил, что департамент образования активно развивает систему сетевого взаимодействия образовательных учреждений, и поблагодарил за возможность выбирать наиболее эффективную форму такого взаимодействия.
– Например, пять школ, в том числе гимназия № 1 с углубленным изучением обществознания, разработали систему интеллектуально-познавательных игр для 5–9-х классов в сфере познания человека, его места в мире, обществе, в том числе рынка труда, требований к профессии, – добавил Михаил Александрович. – Эта система позволяет школам не только решать задачу поддержки одаренных детей, но (что очень важно) помогает ученикам осознанно выбирать направление профильного обучения в старших классах.
Председатель постоянной комиссии по социальной политике и городскому самоуправлению Ольга Павлова предложила депутатам принять представленную городской администрацией информацию к сведению.