Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Вся жизнь – в творчестве

Общество, 00:33, 07 февраля 2014,
Слушать новость
Вся жизнь – в творчестве. .

С самого начала творческой деятельности Лилия Демина мыслила крупно, во вселенском масштабе, стараясь захватить широко и поспеть везде: и в созданном ею фольклорном центре, и в ансамбле «Верея», и на фольклорном отделении в колледже искусств (она его  и организовала).

В это же время преподавала в училище искусств на оркестровом отделении. И могла бы на всю жизнь остаться хорошим преподавателем. Но… Она не просто преподавала, она жила в народном творчестве.

Карьерный рост

Бывшие коллеги из комитета по делам национальностей Тюменской области, где она курировала национально-культурные общественные объединения, с восхищением вспоминают:

«С невероятной скоростью при ней внедрялись в жизнь проекты комитета. Она работала над совершенствованием программ конкурсов-фестивалей, сбором текстовых материалов, редактированием научно-методического и репертуарно-информационного альманаха «Национальные культуры региона».

Постепенно круг ее обязанностей во всех отраслях расширялся. Так Лилия Васильевна прошла путь до директора института музыки, театра и хореографии Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.

Обрядовая культура является базисом, основой традиции данной местности. Изучая обряды, можем сравнивать себя с другими, знать, куда мы пришли. Крепкими районами в плане сохранения традиций можно назвать Упоровский и Исетский, своеобразие их обрядовой культуры идет от большого количества проживающих на этой территории староверов. А там, где живут переселенцы 30–40-х годов, песен практически не осталось, только советская лирика.

В творческой работе она ценила и ценит в первую очередь профессионализм и ответственность. Потому уделяет особое внимание повышению квалификации кадров, понимая, что от их профессионального уровня во многом зависит состояние искусствоведения сегодня и его развитие завтра.

В институте проводится бесчисленное количество форумов, конкурсов, фестивалей, концертов. Проекты, возглавляемые Лилией Васильевной, актуальные вчера, имеют большую ценность и сегодня. Это фестивали национальных культур, обрядовые праздники, театрализованные шествия, парады и многое другое.

Важнейшие черты ее личности: надежность, верность раз  и навсегда избранной профессии.

От первого лица
– Лилия Васильевна, возглавляя институт музыки, театра и хореографии академии культуры, искусств и социальных технологий, какие главные цели вы преследуете?

– Качественная подготовка творческих кадров в сфере культуры, формирование и развитие культурных потребностей подрастающего поколения. Как этого достичь? Путем участия в многочисленных конкурсах и фестивалях, проводимых в таких городах, как Санкт-Петербург, Москва, Салехард, Ноябрьск, Нижневартовск, Новый Уренгой. В Новом Уренгое, например, традиционно проводится фестиваль «Мы славяне, мы едины», на последние три меня приглашали в качестве председателя жюри.

– Цели достигаются? Вы гордитесь своими выпускниками?

– Сотни выпускников института, квалифицированных специалистов работают в различных учебных заведениях и учреждениях культуры Тюменской области, а также за ее пределами. Среди них преподаватели высших учебных заведений, школ искусств, руководители хореографических, хоровых, театральных, оркестровых коллективов Тюмени, Ноябрьска, Сургута, Новосибирска, Надыма, Губкинского, Кургана, Екатеринбурга, Москвы и других городов. Наши студенты – лауреаты престижных всероссийских и международных конкурсов, стипендиаты президента РФ, правительства РФ, губернатора Тюменской области. За выдающиеся заслуги в области культуры многие стали лауреатами всероссийских и международных конкурсов.

– В 2013 году одной из важнейших задач в нашей области была разработка и внедрение механизма инновационной инфраструктуры. Применимы ли инновации в отношении культуры?

– В культуре существуют традиции, которые формировались веками. Они передаются из поколения в поколение. Но  с годами многие из них тоже видоизменяются, обновляются. Например, бабушка вязала крючком и постаралась передать дочери свою технологию вязания. Дочь переняла все способы, добавив собственные варианты. Внучка внесла свои и даже разработала методику обучения… Таким образом, новации в творчестве внедряются, но мягко, постепенно. Взять тот же песенный жанр, можно вспомнить колыбельные песни, на темы любви, измены, тюремные песни, ямщицкие, о встрече зимы, весны… Раньше пели практически все, песней выражали свои чувства. Сегодня поющих меньше и пение имеет другую окраску: поющий должен привлекать слушателя к сопереживанию, вовлекать в процесс. Это можно назвать новыми формами. Но  в целом ценности не утрачиваются, традиции вечны.

– В ряде вузов появились собственные технопарки. Возможно ли нечто подобное в академии культуры?

– Институт музыки, театра и хореографии Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий имеет договоры с Белорусским университетом культуры, Везувианским институтом архео­логии (Италия), с вузами других городов России и зарубежья. Проводим огромное количество фестивалей и форумов. Наиболее известные «Нам воспевать Тюменский край», «Академия творческого успеха», «Тюменский звездопад», «К успеху через творчество». Вот это и есть наш «технопарк», на этой «культурной площадке» и оттачивается мастерство, нарабатываются новые технологии в музыкальном, хореографическом творчестве.

– Будучи главным специалистом областного комитета по делам национальностей, вы курировали крупные проекты. Назовите их.

– Это областные фестивали «Мост дружбы», «Радуга», «Благовест», сотрудничество с национальными общественными объединениями казачества, поляков, таджиков и других народов, проживающих на территории Тюменской области. И сейчас тесно сотрудничаем с северными городами и соседними областями. Дружим с ассоциацией чувашей «Таван», которая часто приглашает меня в качестве председателя жюри на конкурс «Чувашская красавица».

С ансамблем «Росстань» ежегодно выступаем на праздновании Дня области, Дня города Тюмени. Часто выезжаем в Москву и за рубеж. Фольклорный центр «Росстань» сумел объединить детские фольклорные и молодежные ансамбли школ города и области. Главными задачами центра стало сохранение и возрождение фольклорных традиций, привлечение молодого поколения к народному искусству, пропаганда песенной, инструментальной и танцевальной традиционной культуры региона.

Есть еще проект – «Традиционная культура Сибири», где планируется издать сочинения лучших народных коллективов. В фольклоре есть то, что необходимо осмысливать, анализировать и запускать в жизнь. Мне пришлось осваивать целину, изучая в экспедициях обрядовый и песенный фольклор Тюменского края. Собранный фольклорно-этнографический материал используем в учебном процессе, мастер-классах, семинарах для руководителей фольклорных ансамб­лей и преподавателей школ, колледжа и академии по проведению народных праздников. Выступаем с докладами на научно-практических конференциях, посвященных изучению локальных традиций России и сохранению народной культуры в Урало-Сибирском регионе.

– В удивительном и фантастическом мире искусства тот, кто обогащен знаниями прошлого – а вы упорно и много лет их постигаете и в обновленном виде возвращаете в настоящее – имеет конкурентное преимущество. Ваши креативные идеи успешно реализуются, а значит, творят прогресс. В связи с этим напоследок вопрос из серии «блица»: упорство – это положительная или отрицательная черта?

– Положительная, если на пользудела.

мнения

Надежда ВЫЧУЖАНИНА,

руководитель ансамбля «Россияночка», заведующая ДК села Ермаки, Викуловский район:

– Лилия Демина может реализовать любую идею, заряжает людей оптимизмом и жизнерадостностью. С помощью фольклорных экспедиций сохраняет традиции, которые уже исчезли в других регионах. Эти песни исполняет и наш ансамбль, а Лилия Васильевна, как участник жюри многих конкурсов, всегда подсказывает, как исполнять их правильно.

Николай САЛЬНИКОВ,

руководитель ансамбля «Березка», заведующий ДК села Новоберезовка, Аромашевский район:

– Лилия Васильевна делала большое дело, приезжая к нам и собирая фольклор. Позднее она показывала эти традиции со своим ансамблем, что позволило взглянуть на них по-новому. Прекрасный человек, который всегда поздравляет нас  с праздниками. Наш ансамбль исполняет песни всех славянских народов и до сих пор, несмотря на почтенный возраст его участниц, может подготовиться к встрече с гостями.

Руслана ЛОСЕВА,

руководитель ансамбля «Яромил», г. Тюмень:

– Изучение фольк­лора Тюменской области Лилией Деминой всколыхнуло целый пласт исследователей – лингвистов, этнографов, музееведов, археологов. Она создала фольклорную школу, далекую от академической традиции народного пения, насаждающейся сейчас и слабо связанной с традициями. Важно, что  у нее появились последователи, которые готовы ехать в глубинку, чтобы возвращать людям традиционное искусство. Это имеет огромное значение для культуры нашего народа.

Далее в сюжете: Красноармейский удар по афганскому узлу

С самого начала творческой деятельности Лилия Демина мыслила крупно, во вселенском масштабе, стараясь захватить широко и поспеть везде: и в созданном ею фольклорном центре, и в ансамбле «Верея», и на фольклорном отделении в колледже искусств (она его  и организовала).

В это же время преподавала в училище искусств на оркестровом отделении. И могла бы на всю жизнь остаться хорошим преподавателем. Но… Она не просто преподавала, она жила в народном творчестве.

Карьерный рост

Бывшие коллеги из комитета по делам национальностей Тюменской области, где она курировала национально-культурные общественные объединения, с восхищением вспоминают:

«С невероятной скоростью при ней внедрялись в жизнь проекты комитета. Она работала над совершенствованием программ конкурсов-фестивалей, сбором текстовых материалов, редактированием научно-методического и репертуарно-информационного альманаха «Национальные культуры региона».

Постепенно круг ее обязанностей во всех отраслях расширялся. Так Лилия Васильевна прошла путь до директора института музыки, театра и хореографии Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.

Обрядовая культура является базисом, основой традиции данной местности. Изучая обряды, можем сравнивать себя с другими, знать, куда мы пришли. Крепкими районами в плане сохранения традиций можно назвать Упоровский и Исетский, своеобразие их обрядовой культуры идет от большого количества проживающих на этой территории староверов. А там, где живут переселенцы 30–40-х годов, песен практически не осталось, только советская лирика.

В творческой работе она ценила и ценит в первую очередь профессионализм и ответственность. Потому уделяет особое внимание повышению квалификации кадров, понимая, что от их профессионального уровня во многом зависит состояние искусствоведения сегодня и его развитие завтра.

В институте проводится бесчисленное количество форумов, конкурсов, фестивалей, концертов. Проекты, возглавляемые Лилией Васильевной, актуальные вчера, имеют большую ценность и сегодня. Это фестивали национальных культур, обрядовые праздники, театрализованные шествия, парады и многое другое.

Важнейшие черты ее личности: надежность, верность раз  и навсегда избранной профессии.

От первого лица
– Лилия Васильевна, возглавляя институт музыки, театра и хореографии академии культуры, искусств и социальных технологий, какие главные цели вы преследуете?

– Качественная подготовка творческих кадров в сфере культуры, формирование и развитие культурных потребностей подрастающего поколения. Как этого достичь? Путем участия в многочисленных конкурсах и фестивалях, проводимых в таких городах, как Санкт-Петербург, Москва, Салехард, Ноябрьск, Нижневартовск, Новый Уренгой. В Новом Уренгое, например, традиционно проводится фестиваль «Мы славяне, мы едины», на последние три меня приглашали в качестве председателя жюри.

– Цели достигаются? Вы гордитесь своими выпускниками?

– Сотни выпускников института, квалифицированных специалистов работают в различных учебных заведениях и учреждениях культуры Тюменской области, а также за ее пределами. Среди них преподаватели высших учебных заведений, школ искусств, руководители хореографических, хоровых, театральных, оркестровых коллективов Тюмени, Ноябрьска, Сургута, Новосибирска, Надыма, Губкинского, Кургана, Екатеринбурга, Москвы и других городов. Наши студенты – лауреаты престижных всероссийских и международных конкурсов, стипендиаты президента РФ, правительства РФ, губернатора Тюменской области. За выдающиеся заслуги в области культуры многие стали лауреатами всероссийских и международных конкурсов.

– В 2013 году одной из важнейших задач в нашей области была разработка и внедрение механизма инновационной инфраструктуры. Применимы ли инновации в отношении культуры?

– В культуре существуют традиции, которые формировались веками. Они передаются из поколения в поколение. Но  с годами многие из них тоже видоизменяются, обновляются. Например, бабушка вязала крючком и постаралась передать дочери свою технологию вязания. Дочь переняла все способы, добавив собственные варианты. Внучка внесла свои и даже разработала методику обучения… Таким образом, новации в творчестве внедряются, но мягко, постепенно. Взять тот же песенный жанр, можно вспомнить колыбельные песни, на темы любви, измены, тюремные песни, ямщицкие, о встрече зимы, весны… Раньше пели практически все, песней выражали свои чувства. Сегодня поющих меньше и пение имеет другую окраску: поющий должен привлекать слушателя к сопереживанию, вовлекать в процесс. Это можно назвать новыми формами. Но  в целом ценности не утрачиваются, традиции вечны.

– В ряде вузов появились собственные технопарки. Возможно ли нечто подобное в академии культуры?

– Институт музыки, театра и хореографии Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий имеет договоры с Белорусским университетом культуры, Везувианским институтом архео­логии (Италия), с вузами других городов России и зарубежья. Проводим огромное количество фестивалей и форумов. Наиболее известные «Нам воспевать Тюменский край», «Академия творческого успеха», «Тюменский звездопад», «К успеху через творчество». Вот это и есть наш «технопарк», на этой «культурной площадке» и оттачивается мастерство, нарабатываются новые технологии в музыкальном, хореографическом творчестве.

– Будучи главным специалистом областного комитета по делам национальностей, вы курировали крупные проекты. Назовите их.

– Это областные фестивали «Мост дружбы», «Радуга», «Благовест», сотрудничество с национальными общественными объединениями казачества, поляков, таджиков и других народов, проживающих на территории Тюменской области. И сейчас тесно сотрудничаем с северными городами и соседними областями. Дружим с ассоциацией чувашей «Таван», которая часто приглашает меня в качестве председателя жюри на конкурс «Чувашская красавица».

С ансамблем «Росстань» ежегодно выступаем на праздновании Дня области, Дня города Тюмени. Часто выезжаем в Москву и за рубеж. Фольклорный центр «Росстань» сумел объединить детские фольклорные и молодежные ансамбли школ города и области. Главными задачами центра стало сохранение и возрождение фольклорных традиций, привлечение молодого поколения к народному искусству, пропаганда песенной, инструментальной и танцевальной традиционной культуры региона.

Есть еще проект – «Традиционная культура Сибири», где планируется издать сочинения лучших народных коллективов. В фольклоре есть то, что необходимо осмысливать, анализировать и запускать в жизнь. Мне пришлось осваивать целину, изучая в экспедициях обрядовый и песенный фольклор Тюменского края. Собранный фольклорно-этнографический материал используем в учебном процессе, мастер-классах, семинарах для руководителей фольклорных ансамб­лей и преподавателей школ, колледжа и академии по проведению народных праздников. Выступаем с докладами на научно-практических конференциях, посвященных изучению локальных традиций России и сохранению народной культуры в Урало-Сибирском регионе.

– В удивительном и фантастическом мире искусства тот, кто обогащен знаниями прошлого – а вы упорно и много лет их постигаете и в обновленном виде возвращаете в настоящее – имеет конкурентное преимущество. Ваши креативные идеи успешно реализуются, а значит, творят прогресс. В связи с этим напоследок вопрос из серии «блица»: упорство – это положительная или отрицательная черта?

– Положительная, если на пользудела.

мнения

Надежда ВЫЧУЖАНИНА,

руководитель ансамбля «Россияночка», заведующая ДК села Ермаки, Викуловский район:

– Лилия Демина может реализовать любую идею, заряжает людей оптимизмом и жизнерадостностью. С помощью фольклорных экспедиций сохраняет традиции, которые уже исчезли в других регионах. Эти песни исполняет и наш ансамбль, а Лилия Васильевна, как участник жюри многих конкурсов, всегда подсказывает, как исполнять их правильно.

Николай САЛЬНИКОВ,

руководитель ансамбля «Березка», заведующий ДК села Новоберезовка, Аромашевский район:

– Лилия Васильевна делала большое дело, приезжая к нам и собирая фольклор. Позднее она показывала эти традиции со своим ансамблем, что позволило взглянуть на них по-новому. Прекрасный человек, который всегда поздравляет нас  с праздниками. Наш ансамбль исполняет песни всех славянских народов и до сих пор, несмотря на почтенный возраст его участниц, может подготовиться к встрече с гостями.

Руслана ЛОСЕВА,

руководитель ансамбля «Яромил», г. Тюмень:

– Изучение фольк­лора Тюменской области Лилией Деминой всколыхнуло целый пласт исследователей – лингвистов, этнографов, музееведов, археологов. Она создала фольклорную школу, далекую от академической традиции народного пения, насаждающейся сейчас и слабо связанной с традициями. Важно, что  у нее появились последователи, которые готовы ехать в глубинку, чтобы возвращать людям традиционное искусство. Это имеет огромное значение для культуры нашего народа.



Ранее в сюжете

Не хлебом единым…

07

«Чтобы стоять, я должен держаться корней…»

07

Два муниципалитета Тюменского района вошли в тройку конкурса «Самое безопасное сельское поселение»

20 апреля

Семьи из подтопленных муниципалитетов Тюменской области начали получать компенсацию

20 апреля