Сибиряки предпочитают качество
Далее в сюжете: Формула вкусного обеда
В Тюменской области по поручению губернатора разрабатываются новые подходы к развитию мясного скотоводства. В первую очередь планируется продумать выгодные для всех сторон механизмы взаимодействия поставщиков и переработчиков мясной продукции, а также ориентировать сельхозтоваропроизводителей на сбыт конечной продукции и внедрение в свою деятельность маркетинговой политики.
Для более эффективной деятельности в данном направлении создана рабочая группа, объединившая усилия всех структур. В ее состав вошли директор департамента агропромышленного комплекса Владимир Чейметов, депутат Тюменской областной Думы, председатель комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Юрий Конев, начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Андрей Пантелеев, главы муниципальных районов и директора тюменских предприятий.
Главной целью работы группы является повышение конкурентоспособности мясной отрасли региона, преодоление межотраслевого соотношения цен, стабилизация финансово-экономического состояния сельхозтоваропроизводителей и ускорения темпов развития их производств.
Одним из видимых методов добиться желаемых результатов может стать ориентирование предприятий мясного скотоводства на вертикально интегрированный путь развития. Сегодня в Тюменской области уже существует положительный пример такой работы, в частности, в ООО «Ясень-Агро» и ООО «ПК «Молоко».
Для наглядного знакомства с современным подходом к развитию производства рабочая группа провела выездное совещание на площадках ООО «Ясень-Агро». Предприятие организовано в 2003 году на базе трех разорившихся колхозов. Сегодня оно осуществляет полный сельскохозяйственный цикл, охватывающий все этапы процесса от воспроизводства, откорма, переработки, маркетинга вплоть до торговой сети, продающей готовый продукт конечному потребителю. Это позволяет предприятию устранять неопределенности во взаимоотношениях с поставщиками, переработчиками и потребителями, оптимизировать хозяйственно-экономическую деятельность. Такая работа помогает предприятию не только окупать расходы, затраченные на воспроизводство и откорм животных, но и получать адекватную затраченным усилиям прибыль. А это, в свою очередь, дает возможность для дальнейшего развития, внедрения современных технологий.
Так, сегодня здесь установлены системы эффективной вентиляции, предотвращающие «эффект сауны», в 2014 году введен в эксплуатацию новый убойный цех, для вскармливания телят используется «Молочное такси» с автоматическим дозированием, пастеризацией и поддержанием необходимой температуры молочной смеси и другие новшества. Кроме того, удается внедрять ресурсосберегающие технологии. Например, в помещениях действует система рекуперации тепла, когда тепло, выделяемое от холодильных установок, направляется на подогрев воды и отопление помещения.
Новые технологии позволяют снизить затраты, что в итоге влияет на стоимость конечного продукта, не ухудшая его качества. Таким образом, повышается спрос населения на местный продукт и его конкурентоспособность, что немаловажно в условиях ВТО.
При этом предприятия, не имеющие пока возможности для строительства новых цехов, могли бы рассмотреть вариант сотрудничества с существующими перерабатывающими мощностями с целью использования их площадей для переработки своей продукции. В результате за счет изменения конечного продукта производители смогут расширить свой рынок сбыта.
Развитию мясного скотоводства способствует и политика господдержки отрасли, которая действует в Тюменской области. Так, отдельным блоком в проекте мер, рассматриваемом рабочей группой, стал вопрос предоставления субсидий по различным направлениям. Сейчас анализируется возможность увеличения субсидий на содержание чистопородного мясного скота в племенных репродукторах с 8 до 10 тысяч рублей, на содержание коров в помесном мясном скотоводстве – с 2,5 до 4 тысяч рублей на голову.
Третьим блоком проекта мер должна стать правильная маркетинговая политика сельхозтоваропроизводителей, направленная на совершенствование культуры потребления. Среди предлагаемых вариантов – включение в рынки сбыта переработанной продукции ресторанов области с договором об информировании посетителей о пользе и качественных свойствах продукта. Для реализации этого планируется организовать выезд шеф-поваров, менеджеров и руководителей предприятий Ассоциации гостеприимства Тюменской области для знакомства с тюменским продуктом на местах производства. Кроме того, внимание покупателей предлагается привлекать специальными стендами возле торговых рядов, где они смогли бы получить полную информацию о том, где и как была произведена данная продукция, ее полезных свойствах и способах приготовления. Расширить рынок сбыта готовой продукции производителям может помочь и использование метода франшизы с выходом на «магазины у дома».
Таким образом, меры государственной поддержки при одновременном внедрении самими сельхозтоваропроизводителями новых подходов к реализации своей продукции позволят не только сохранить мясное скотоводство Тюменской области, но и развить его конкурентоспособность и производство.
По материалам департамента агропромышленного комплекса Тюменской области
Ранее в сюжете