Тюменский Дон Кихот
Открытие в Тюмени в 1869 году, 145 лет назад, первой частной типографии – крупнейшее событие в истории тюменской книжной культуры. Произошло это благодаря Константину Высоцкому (1836–1886), первому в нашем городе печатных дел мастеру. Художник Иван Калганов не случайно рисовал его или в образе правдоискателя из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», или в образе Дон Кихота.
Судьба героя Сервантеса, как известно, напрямую связана с книгами: увлекшись чтением рыцарских романов, он потерял рассудок, но умер, перестав читать. Сегодня, когда более 30 процентов россиян не читает книг, ни бумажных, ни электронных, мы заново открываем для себя эту историю-притчу: книги не должны подменять жизнь, но отказ от них равносилен смерти.
В истории жизни Константина Николаевича немало белых пятен, спорными являются даже вопросы о том, когда он родился и когда умер. Бесспорно только то, что в 1869 году, в возрасте 33 лет, он открыл первую в нашем городе типографию.
Этому событию предшествовало два других, не менее значительных: в 1866 г. он открыл в Тюмени фотомастерскую, а в 1867 г. – литографию с четырьмя ручными печатными станками.
Высоцкий стоит в ряду знаменитых издателей XIX века, которых принято называть издателями-просветителями.
В этом ряду – Александр Смирдин, Козьма Солдатенков, Иван Сытин. Сутью издательской стратегии Высоцкого было служение родной земле с ее каждодневными жизненными интересами. «Одна тень прогресса и разумности в делах близкой нам местности может и должна возбуждать горячее сочувствие», – писал он в статье, посвященной приезду в Тюмень великого князя Владимира Александровича. Искренняя заинтересованность в судьбе родного края, вера в силу печатного слова заставляют Высоцкого активно участвовать в обсуждении проектов Уральской железной дороги, только один из которых, как известно, включал Тюмень «в линию железной дороги из Сибири в Москву».
Книги, напечатанные Высоцким, а после его смерти его дочерью Людмилой Высоцкой, свидетельствуют об активном участии издателей в жизни тюменцев. Не случайно самыми распространенными «жанрами» книг Высоцких были уставы и отчеты. Внимание привлекают два отчета, в которых с очевидностью раскрывается система ценностей наших предков.
Первый – «Отчет по любительскому спектаклю, данному 23 января 1888 г. в пользу ученицы Тюменской женской прогимназии Натальи Марениной, с целью дать ей возможность продолжать образование в гимназии» (1889).
Второй – «Отчет по любительскому спектаклю 13 апреля 1890 г. в г. Тюмени в пользу окончившей курс в Тюменской прогимнази и, ныне ученицы V класса Омской женской гимназии Натальи Марениной» (1890).
Особое место в ряду выпущенных Высоцким книг занимают карты («карты-дорожники») и путешествия, ставшие результатом его сотрудничества с Иваном Игнатовым, крупнейшим тюменским пароходовладельцем и дядей писателя Михаила Приш-вина. Самая знаменитая из них – книга Андрея Павлова «3 000 верст по рекам Западной Сибири: очерки и заметки из скитаний по берегам Туры, Тобола, Иртыша и Оби» (1878). Она включает «Исторический обзор Сибири» от Геродота и страны гипербореев до Ермака и заселения Сибири русскими, которое проходило прежде всего по рекам. Главное же в ней – бесценные наблюдения путешественника, который в течение нескольких месяцев плыл из Тюмени в Томск. Атмосферу книги дают почувствовать, например, следующие слова автора: «Большинство пассажиров обского парохода, следующего из Тюмени в Томск, едут служить, искать счастья, наживы с непременным желанием вернуться в Европу. Пустынные берега Оби и Иртыша пугают. Холодно, сыро, безлюдно. Тяжело становится впечатлительной натуре человека, первый раз знакомящегося с Сибирью».
Книга Андрея Павлова, написанная легко, увлеченно, заинтересованным в судьбе Сибири человеком, заслуживает того, чтобы быть переизданной сегодня, когда особым спросом пользуются травелоги и путеводители.
Значительным событием в истории типографии Высоцкого и тюменской жизни в целом стал выпуск книг художника и писателя Михаила Знаменского и прежде всего книги «Обрыв: роман классический, картинный, отменно длинный, длинный, длинный и сатирический и чинный» (1875), блестящей пародии на широко известный роман Ивана
Гончарова. Сегодня роман читается как остро современный, ибо объектом сатиры выступают здесь модная «духовность», вторичность, подражательность и «кондовый здравый смысл».
Современники воспринимали Высоцкого как личность «богато одаренную», «высокую и гуманную», отличающуюся «безукоризненной честностью, труженичеством и энергией». Высоко оценивая Высоцкого и его роль в культурном развитии Тюмени, Николай Чукмалдин, известный купец и меценат, называет его человеком-учителем, пишет о «семенах добра и гуманности», посеянных Высоцким в нашем городе, о том, что ум его «светочем светил» для всех тюменцев.
Судьба Высоцкого, однако, как и судьба многих Дон Кихотов, по словам Чукмалдина, печальна: в 1886 г. он «умер, немногими оплаканный, а большинством забытый и даже осмеянный». Могила Высоцкого на Текутьевском кладбище в Тюмени, к сожалению, утрачена. Памятник первопечатнику земли Тюменской, безусловно, украсил бы наш город и восстановил историческую справедливость.