Образование бизнесу – большому и малому!
Предприниматели и бизнесмены готовы сесть за парты. О возможности профессиональной переподготовки и повышения квалификации представители регионального бизнес-сообщества говорили с ректоратом Тюменского государственного нефтегазового университета.
Напомним, в начале ноября 2013 года между региональным отделением «ОПОРЫ РОССИИ» и ТюмГНГУ подписано соглашение о сотрудничестве по многим направлениям, одно из которых – кадровое обеспечение. Таким образом разговор в стенах вуза – отголосок последних Губернаторских чтений, где бурно осуждались пути приумножения интеллектуального потенциала страны.
Необходимость качественного образования продиктована временем, убежден председатель Тюменского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Эдуард Омаров.
– Проблема в том, что действительно компетентных бизнесменов и предпринимателей единицы. Тонкостям этих профессий никто не учит. Между тем повысить производительность труда и обеспечить экономический рост страны могут только люди, умеющие грамотно вести бизнес, – развивает мысль Эдуард Закирович. – Настало время обучаться предпринимательству на современном уровне.
Задача представителей бизнес-сообщества состоит в том, чтобы сформулировать, какого рода информация им необходима для грамотного ведения дел. Именно эти сведения лягут в основу специально разработанных образовательных программ.
Нефтегазовый университет – превосходная площадка для взаимовыгодного сотрудничества: в течение пяти лет в вузе реализуются образовательные программы по основам предпринимательства и инновационному менеджменту.
Но отсутствие четких задач со стороны государства и работодателей затрудняет взаимодействие учреждений профобразования и реальной экономики.
– Благоприятный инвестиционный климат, сложившийся в Тюменской области за последние годы, неизбежно тянет за собой и вопрос кадрового обеспечения, – рассуждает ректор ТюмГНГУ Владимир Новоселов, продолжая тему качества человеческого ресурса в России. -- Казалось бы, в регионе давно действует отлаженная система профобразования – от начального до высшего, но два основных принципа по-прежнему остаются нереализованными: это качество подготовки специалистов и их востребованность.
Чтобы удовлетворить оба требования, необходимо наладить сотрудничество теоретиков и людей, обладающих практическим опытом.
– Одно из основных перспективных направлений сотрудничества – обучение предпринимателей по коротким образовательным программам, – считает Новоселов. -- Эти люди уже являются носителями инновационных идей, которые реализованы в жизнь. В то же время нужно давать практико-ориентированную направленность знаниям, которые несет профессорско-преподавательский состав. Практики, участвующие в образовательном процессе, смогут выбирать себе преемников из числа талантливых студентов.
В Тюменском регионе такую модель подготовки высококвалифицированных специалистов сочли самой перспективной и начали активно ее применять.
По словам заместителя губернатора области Вадима Шумкова, преподавателям учебных заведений предлагают пройти трехмесячную стажировку на ведущих предприятиях региона с сохранением заработной платы в вузе.
– Педагог должен понять, чем сегодня дышит экономика, чтобы нести студентам достоверные знания, которые найдут практическое применение, – поясняет Шумков. -- Вместе с этим ведущих специалистов крупнейших предприятий необходимо приглашать в учреждения профобразования. Обмен информацией и опытом поможет снизить кадровый диспаритет, который наблюдаем по всей стране.
Основным элементом конкуренции в современном мире, по убеждению Вадима Михайловича, являются не технологии, не ультрасовременное оборудование, а специалисты. Реально конкурируют лишь государства, обладающие интеллектуальными ресурсами. Причем кадры нужно уметь не только готовить, но и удерживать, создавая благоприятную среду.
Обозначив вектор взаимовыгодного сотрудничества, каждая из сторон разработает свою тактику реализации общей цели. Подписание соглашения поможет ТюмГНГУ определиться с содержанием образовательных программ.
В качестве дополнительных форм взаимодействия бизнес-сообщества и вуза рассматривают проведение совместных научно-исследовательских проектов, организацию практики студентов, стажировок преподавателей, трудоустройства выпускников.