11 тысяч часов Ирины Богатыренко
У Ирины Богатыренко 30 лет на борту покой и порядок
Далее в сюжете: Первые обладатели Всероссийской премии имени Федора Конюхова
Часто слышу от знакомых: «Хочу Новый год в Таиланде встретить, каникулы впереди длинные, но страшно так высоко в небо подниматься...»
Людям, которые больше всего на свете боятся летать, просто не попадались такие стюардессы, как Ирина Богатыренко. От нее веет необыкновенной теплотой и душевностью: комфорт гарантирован. А ослепительная улыбка способна растопить колючее сердце самого взыскательного пассажира. Не зря истинных представительниц этой профессии восхищенно называют воздушными принцессами.
– Профессия стюардессы считается очень притягательной...
– Будучи девчонкой, мечтала о ней: романтика, путешествия, красивая форма. К тому же стюардессы всегда ассоциируются с интеллигентностью, обаянием, грацией. Судьба улыбнулась мне – поступила в Ленинградское авиационно-техническое училище, окончила его. По распределению попала в Тюмень.
– И здесь столкнулись с суровой реальностью?
– Все оказалось совсем не так, как представлялось изначально: необустроенные
(в те времена) холодные гостиницы для персонала, тяжелый график работы, где стираются грани между ночью и днем. Перепады атмосферного давления тоже не прибавляют сил. Однако любовь к профессии помогла преодолеть все трудности.
– Помните свой первый полет?
– Летом 1983 года устроилась во второй Тюменский объединенный авиаотряд. Со временем получила допуски на такие типы самолетов, как Ан-24, Ту-134, Ту-154. 20 августа впервые на рейсе Тюмень – Новый Уренгой летела уже в должности бортпроводницы. Мне понравилось. Общаясь с людьми, чувствую себя комфортно.
– Вам уютно в небе?
– Прикипела душой к нему. Стаж моей работы составляет 30 лет, за это время налетала около 11 тысяч часов. Теперь занимаюсь обучением персонала и преимущественно провожу квалификационные проверки в рейсовых условиях.
Веду методическую, воспитательную работу, контроль за осуществлением требований по обеспечению безопасности пассажиров в полете, за трудовой дисциплиной, за высоким уровнем сервиса на борту воздушного судна.
– Плох тот бортпроводник, который...
– ...не умеет создать комфортную обстановку. На первом месте стоят такие качества характера, как ответственность, доброжелательность. Без коммуникабельности тоже никуда, особенно в дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетах, где в составе бригады 10 человек. Необходимо находить общий язык как с коллегами, так и с пассажирами, быть тонким психологом и обладать колоссальным терпением.
Обязательны врачебные навыки, хотя бы минимальные. На борту самолета имеется медицинская аптечка, нужно четко знать, какие препараты предложить человеку с повышенным артериальным давлением или тому, кто волнуется при взлете.
– Мир удалось повидать?
– На чартерах. Была в Германии, Франции, Польше и Болгарии, Турции и Эмиратах.
– В профессии есть минусы?
– Существует вероятность задержки рейса, поэтому нельзя сказать точно, когда нас нужно ждать дома с горячим ужином (смеется). А самое главное – не получается заранее запланировать какое-то событие в жизни.
– Куда обращаться тем, кто желает работать над облаками?
– В авиакомпаниях обычно проводится конкурс по набору кандидатов на должность бортпроводника. Молодые люди заполняют анкеты, сдают необходимый пакет документов в отдел кадров. Следующий этап – конкурсная комиссия, где кандидаты проходят определенный отбор. Обращают внимание на состояние здоровья, презентабельную внешность, манеру поведения, речь.
Поскольку не только международными рейсами, но и внутренними часто путешествуют иностранцы, желательно свободно владеть английским языком.
Повысить профессиональный уровень не проблема – в учебном центре есть языковые курсы, можно самостоятельно изучать иностранные слова и построения предложений.
– Требования жесткие, как к космонавтам?
– Вес и рост бортпроводника должны укладываться в заданные нормативы, поскольку, к примеру, проходы в самолетах стандартного размера и в случае возникновения вне-штатных ситуаций требуется ловкость, сноровка. А еще недюжинная выдержка, чтобы спасти жизни пассажиров.
Что касается внешности бортпроводников, то эстетическая сторона тоже не на последнем месте, ведь они – лицо авиакомпании.
– Как часто происходят внештатные ситуации?
– Ими считаются даже задержки рейса по метеоусловиям. Когда я только начинала работать в «Тюменских авиалиниях», существовал авиамаршрут Тюмень – Новый Уренгой – Москва. Бывало неоднократно, что нелетная погода в Уренгое не позволяла выполнить рейс по расписанию. Тогда садились в Тюмени. Раздраженные пассажиры выплескивали негодование на бортпроводников и даже захватывали воздушное судно.
Тем не менее стюардам приходилось исполнять свои обязанности как полагается – проводить послеполетные работы: сдавать бортовое питание, коммерческую загрузку, мягкий инвентарь.
– Новорожденных не приходилось принимать?
– Пока не довелось, но второе рождение пассажиру подарили. Однажды летели из Тюмени в Москву. Только разнесли горячее питание, как мужчине стало плохо – сердечный приступ. Помимо лекарственных средств, в арсенале у персонала имеются кислородные подушки. Этого оказалось недостаточно. Тогда, согласно правилам, по радио экипаж обратился к пассажирам с вопросом, есть ли среди них медицинский работник. Таковой нашелся, оказал доврачебную помощь, поставил укол. При посадке к трапу подогнали машину «скорой помощи», больного увезли в реанимацию. Все завершилось благополучно.
– Семья с пониманием относится к издержкам вашей работы?
– С будущим супругом познакомились в общежитии для молодых специалистов. Он, как и я, окончил авиационное училище, только по другой специальности – инженер-электрик. Отвечает за электроснабжение взлетно-посадочных полос и прилегающей территории. Так что профессию мою знает изнутри.
А сын наш, поскольку вырос среди самолетов, тоже отучился в Ульяновском высшем летном училище. Сейчас трудится в авиакомпании «ЮТэйр» вторым пилотом.
– Династия Богатыренко ширится?
– И, надеюсь, продолжится!
Ранее в сюжете