Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Ворота в Арктику: забытый первопроходец

«Имя покойного Александра Трапезникова в деле, столь важном, как непосредственное сближение Сибири с Европой через Обь, должно быть поставлено одним из первых, и очень жаль, что оно так скоро забылось, и об экспедициях, Александром Трапезниковым предпринятых, нигде даже не упоминается», - так писал в 1898 году его современник и почитатель Николай Чукмалдин.

Культура, 01:40, 13 декабря 2013,
Слушать новость
Ворота в Арктику: забытый первопроходец. «Имя покойного Александра Трапезникова в деле, столь важном, как непосредственное сближение Сибири с Европой через Обь, должно быть поставлено одним из первых, и очень жаль, что оно так скоро забылось, и об экспедициях, Александром Трапезниковым предпринятых, нигде даже не упоминается», - так писал в 1898 году его современник и почитатель Николай Чукмалдин..

«Имя покойного Александра Трапезникова в деле, столь важном, как непосредственное сближение Сибири с Европой через Обь, должно быть поставлено одним из первых, и очень жаль, что оно так скоро забылось, и об экспедициях, Александром Трапезниковым предпринятых, нигде даже не упоминается», - так писал в 1898 году его современник и почитатель Николай Чукмалдин.

Другой современник свидетельствовал, что Трапезников «везде и у всех своим прямодушным характером, рыцарскою честностью и благородным образом воззрений снискивал себе всеобщее расположение и приобретал неограниченное среди коммерческого люда доверие».

Александр Трапезников считается иркутским и московским купцом, но важная часть его биографии связана и с нашим краем. Не столько из личной выгоды, сколько из желания на собственном опыте убедиться в возможности доставки грузов Северным морским путем из Западной Сибири в Европу и тем способствовать экономическому развитию нашего края Трапезников в 1877 году отправил из Лондона собственный пароход «Луиза». Первый опыт оказался удачным: «Луиза» с грузом европейских товаров благополучно прошла Карское море и прибыла в Тобольск.

На следующий год Трапезников на построенной в Тюмени трехмачтовой шхуне «Сибирь» отправил в Лондон груз сала. По прибытии в Лондон шхуна была освидетельствована обществом Veritas и зачислена в список судов первого класса. Как говорил сам Трапезников, столь успешное начало давало не только надежду на успешное развитие нового вида деятельности, но и нравственно обязывало продолжать начатые опыты для большего убеждения в возможности морских торговых сношений Сибири с Европой.

С этой целью Трапезников построил в Тюмени еще три трехмачтовые шхуны: «Надежду», «Обь» и «Тюмень». В 1879 году отправил их вместе с остававшимся в Обской губе пароходом «Луиза» с пшеницей, салом и спиртом. Эта экспедиция закончилась неудачно. Пароход «Луиза» в результате случившейся аварии и потери руля сел на мель и в августе 1879 года потонул во время сильной бури близ Тазовской губы. Шхуны «Надежда» со спиртом и «Обь» с пшеницей благополучно дошли до Новой Земли, однако не смогли пройти через проливы, которые в том году оказались закрыты льдом. Обе шхуны, оставшиеся на зимовку близ Байдарацкой губы, вследствие сильного напора льдов потерпели полное крушение: «Надежда» осенью 1879-го, а «Обь» весной 1880 года. Тогда же погибла и шхуна «Тюмень», оказавшаяся на мели в Обской губе, хотя и удалось спасти часть груза с помощью специально посланного из Тобольска парохода.

Несмотря на столь серьезные убытки, сам Трапезников по этому поводу никакого сожаления не испытывал и всегда говорил, что «эта его потеря пошла на дело общеполезное и государственное». Для будущих исследователей Северного морского пути после этой экспедиции Трапезников издал отдельной брошюрой метеорологические наблюдения.

«Имя покойного Александра Трапезникова в деле, столь важном, как непосредственное сближение Сибири с Европой через Обь, должно быть поставлено одним из первых, и очень жаль, что оно так скоро забылось, и об экспедициях, Александром Трапезниковым предпринятых, нигде даже не упоминается», - так писал в 1898 году его современник и почитатель Николай Чукмалдин.

Другой современник свидетельствовал, что Трапезников «везде и у всех своим прямодушным характером, рыцарскою честностью и благородным образом воззрений снискивал себе всеобщее расположение и приобретал неограниченное среди коммерческого люда доверие».

Александр Трапезников считается иркутским и московским купцом, но важная часть его биографии связана и с нашим краем. Не столько из личной выгоды, сколько из желания на собственном опыте убедиться в возможности доставки грузов Северным морским путем из Западной Сибири в Европу и тем способствовать экономическому развитию нашего края Трапезников в 1877 году отправил из Лондона собственный пароход «Луиза». Первый опыт оказался удачным: «Луиза» с грузом европейских товаров благополучно прошла Карское море и прибыла в Тобольск.

На следующий год Трапезников на построенной в Тюмени трехмачтовой шхуне «Сибирь» отправил в Лондон груз сала. По прибытии в Лондон шхуна была освидетельствована обществом Veritas и зачислена в список судов первого класса. Как говорил сам Трапезников, столь успешное начало давало не только надежду на успешное развитие нового вида деятельности, но и нравственно обязывало продолжать начатые опыты для большего убеждения в возможности морских торговых сношений Сибири с Европой.

С этой целью Трапезников построил в Тюмени еще три трехмачтовые шхуны: «Надежду», «Обь» и «Тюмень». В 1879 году отправил их вместе с остававшимся в Обской губе пароходом «Луиза» с пшеницей, салом и спиртом. Эта экспедиция закончилась неудачно. Пароход «Луиза» в результате случившейся аварии и потери руля сел на мель и в августе 1879 года потонул во время сильной бури близ Тазовской губы. Шхуны «Надежда» со спиртом и «Обь» с пшеницей благополучно дошли до Новой Земли, однако не смогли пройти через проливы, которые в том году оказались закрыты льдом. Обе шхуны, оставшиеся на зимовку близ Байдарацкой губы, вследствие сильного напора льдов потерпели полное крушение: «Надежда» осенью 1879-го, а «Обь» весной 1880 года. Тогда же погибла и шхуна «Тюмень», оказавшаяся на мели в Обской губе, хотя и удалось спасти часть груза с помощью специально посланного из Тобольска парохода.

Несмотря на столь серьезные убытки, сам Трапезников по этому поводу никакого сожаления не испытывал и всегда говорил, что «эта его потеря пошла на дело общеполезное и государственное». Для будущих исследователей Северного морского пути после этой экспедиции Трапезников издал отдельной брошюрой метеорологические наблюдения.



Тюменцы смогут увидеть книги из фонда редких изданий

02 августа

Мобильная библиотека «библиобус» привезла первые книги жителям Краснодонского района

02 августа