Основатель ялуторовских школ
История провинциального Ялуторовска особенно тесно соприкоснулась с историей России через декабристов. С 1829 по 1856 год в городе отбывали ссылку девять декабристов. Пожалуй, самой заметной и деятельной натурой среди политических изгнанников был Иван Якушкин (1793–1857). Талант и организаторские способности он направил на становление сибирского просвещения.
От его пребывания в Ялуторовске остались не только крепкие духовные всходы, но и материальные следы. Двухэтажный особняк мещанки Федосьи Трапезниковой, где в аскетической обстановке 18 лет квартировал Иван Дмитриевич, после проведенной в середине 90-х годов прошлого века реставрации стал домом-музеем, а первая в Сибири школа для девочек по-прежнему служит целям просвещения. Второе ее рождение произошло в 2003 году.
Оба этих объекта культурного наследия носят статус памятников федерального значения. К ним не зарастает народная тропа. В музейных экспозициях мемориального дома восстановлена обстановка XIX века, посетители имеют возможность познакомиться с кабинетом и спальней декабриста, мещанским интерьером. Возле школы для девочек накануне учебного года собираются первоклассники, чтобы после торжественной линейки пройти в ланкастерский класс и воочию увидеть учебные пособия, с помощью которых постигали азы образования их сверстники в середине девятнадцатого века. Бюст основателя учебного заведения органично вписался в архитектурный облик школы.
Исследователи отмечают энциклопедичность познаний Ивана Якушкина в самых различных сферах наук. Он одинаково успешно занимался ботаникой, философией, историей, математикой, собирал в окрестностях Ялуторовска растения для гербария, представлявшего большую научную ценность.
Через своих друзей выписывал из Европейской России научные приборы, а некоторые мастерил сам с помощью механика-самоучки Расманова.
Во дворе его дома стоял столб с ветромером, с помощью которого проводились метеорологические наблюдения. Составленные им карты получили высокую оценку Географического общества. Результаты его многолетнего изучения природы обобщены в объемном трактате «Что такое жизнь?». До Якушкина ялуторовчане не знали, что такое коньки. Выписав эти невиданные в здешних краях приспособления, Иван Дмитриевич катался на окрестных водоемах, вызывая разные чувства у сибиряков. Любил он купаться до заморозков в Тоболе.
В истории сибирского просветительства две даты занимают особое место. 6 августа 1842 года Якушкин при содействии протоиерея Сретенского собора Степана Знаменского и купца Ивана Медведева открыл школу для мальчиков. Власть поначалу настороженно отнеслась к этой инициативе. Чувствовалось противодействие и церковных кругов. В основе недопонимания лежала вполне объяснимая подоплека: чему может научить детей государственный преступник?!
Но вскоре все встало на свои места, и уже через четыре года в школе обучалось до двухсот мальчиков со всей округи. Из городской казны стали выделять на содержание учебного заведения 200 рублей в год.
1 июля 1846 года в Ялуторовске произошло событие, имевшее большой резонанс в Сибири: распахнула двери всесословная школа для девочек, единственная на огромном пространстве от Урала до Дальнего Востока. И снова Якушкин опирался на авторитет священника Знаменского, который выступил в роли официального просителя, и помощь известного купца Балакшина, который снимал дом для занятий, пока на средства купеческой вдовы Анны Мясниковой не было построено новое здание.
В якушкинских школах применялась прогрессивная для того времени система Белля-Ланкастера, в основе которой лежал метод взаимного обучения: старшие школьники обучали младших. Якушкин сам подготовил учебные пособия, преподавал французский язык. Все ялуторовские декаб-ристы принимали живое участие в школьных делах. Детище Якушкина выдержало наветы и доносы и получило официальное признание. После его отъезда из Сибири школы были переданы в ведение Министерства народного просвещения.
О достаточно высоком уровне преподавания в якушкинских школах свидетельствует тот факт, что многие их выпускники стали известными в Сибири и России деятелями, способствующими превращению отсталой, малообразованной провинции в опорный край державы. Сын ялуторовского купца Александр Балакшин основал Сибирский маслодельный союз, ставший прообразом кооперативного переустройства аграрного сектора. Сын священника Михаил Знаменский стал крупным художником, просветителем, этнографом. Благодаря его работам, подлинники которых хранятся в Государственном Эрмитаже и других хранилищах древности, можно составить достоверное представление о жизни и быте ялуторовской колонии декабристов. Воспитанница Матвея Муравьева-Апостола Августа Созонович известна биографическими заметками о декабристах.
В исторической литературе бытует мнение, что Иван Якушкин открыл первую в Сибири школу для девочек в память о своей безвременно угасшей жене Анастасии Васильевне.
Эта точка зрения не лишена оснований. Анастасия Васильевна (урожденная графиня Шереметева) не последовала за мужем в Сибирь в числе одиннадцати декабристок, разделивших судьбу с политическими изгнанниками.
Хотя готова была отправиться за ним на край света. Письма, адресованные в Сибирь, она с завидным постоянством подписывала «Вся твоя». Сначала царь разрешил Якушкиной ехать одной, без детей, но этому решительно воспротивился Иван Дмитриевич, считавший, что только мать может дать детям должное образование. Потом же, когда дети подросли, прошение Анастасии Васильевны о поездке в Сибирь было отклонено под благовидным предлогом. Двум любящим душам не было суждено встретиться. Анастасия Васильевна не перенесла разлуку и тяжело заболела. Она угасла 20 февраля 1846 года в возрасте 38 лет.
Сыновья Якушкина Вячеслав и Евгений бывали в Ялуторовске, навещали отца после кончины матери. Выросли достойными людьми. Вячеслав после окончания МГУ служил чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири графе Николае Муравьеве-Амурском. Евгений окончил юридический факультет МГУ, служил межевым ревизором. Известен как биограф декабристов.
Жизнь Ивана Якушкина оборвалась 12 августа 1857 года в подмосковном селе Новинки. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.
Так сложилась судьба одной из наиболее ярких фигур в декабристском движении. Близкий друг Александра Грибоедова, офицер лейб-гвардии Семеновского полка, он вместе с Петром Чаадаевым и братьями Муравьевыми-Апостолами 19-летним юношей дошел до Парижа. Через несколько лет после победоносной войны отставной капитан стал одним из основателей Союза спасения, членом Союза благоденствия, проповедуя самые решительные взгляды ради уничтожения самодержавной власти и гнета крепостничества, которые нашли отражение в уничтоженной главе «Евгения Онегина»: «меланхолический Якушкин, казалось, молча обнажал цареубийственный кинжал». От его руки кровь не пролилась. Тридцатилетнее политическое изгнание – расплата за глоток свободы, всего лишь попытку демократизировать государственный строй в России, который стал тормозом на пути врастания страны в просвещенную Европу.
В музее Ялуторовска хранится родословная Якушкиных, полная, со всеми линиями и ответвлениями. Это один из знатных дворянских родов России, под кроной генеалогического древа которого можно легко отыскать ветви Пушкиных, Толстых, Баратынских, Грибоедовых, Одоевских, Менделеевых, Басаргиных...
Потомки Ивана Якушкина разбросаны по городам и весям. Но Ялуторовск, «опальная столица декабристов», неизменно притягивает их. Очень точно чувство признательности к земле, приютившей их предка и хранящей память о нем, выразила доктор биологических наук Елизавета Бонч-Осмоловская из Москвы: «Побывав в Ялуторовске, я как будто перенеслась в другой мир, где нет места суете и беспамятству».