Феникс нефтяного региона
Научно-производственному объединению «Тюменьнефтегаз» – 50 лет
4 декабря исполняется 50 лет со дня создания научно-производственного объединения «Тюменьнефтегаз», появление которого предопределило развитие Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Имя «Тюменнефтегаз» имеет длинную и почетную историю – несколько раз за последние полвека его носили флагманы нефтяного региона.
До середины 60-х годов, когда в недрах Тюменской области были открыты месторождения нефти и газа, регион был «одним из многих». Ведущей отраслью промышленности являлась лесная. Благодаря общей площади лесного фонда около 94,5 млн. га по обеспеченности ресурсами область стояла на пятом месте в стране. Население области жило за счет рыбной ловли и сельского хозяйства. И если аграрный юг региона еще с XVIII века стал административным, культурным и духовным центром Сибири, то территория автономных округов была толком не обжита, и здесь существовало только два города, – ныне столицы Ханты-Мансийск (Югра) и Салехард (Ямал).
Сквозь тайгу и болота
Полноценное развитие Тюменской области началось с освоения нефтегазовых месторождений. Обстоятельный прогноз о больших залежах углеводородов в недрах региона сделал ученый-геолог Иван Губкин, который заговорил о необходимости развертывания геологоразведочных работ в Сибири еще с начала 30-х годов. Он также был в числе тех, кто противился созданию Нижне-Обской ГЭС. По замыслам проектировщиков станция должна была обеспечить электроэнергией огромную территорию Западной Сибири. Однако при строительстве водохранилища затоплению подверглись бы пойма реки Обь, часть территории ХМАО и Тобольский район. Месторождения нефти и газа могли уйти под воду.
Несмотря на десятилетия геологических изысканий, сопровождавшихся неудачами из-за отсутствия технических возможностей для поиска и вступлением страны в Великую Отечественную войну, геологи продолжали разведку. Она увенчалась успехом во многом благодаря случаю – бригада начала бурить скважину на месте, отличном от проектного, после чего 21 сентября 1953 года возникла аварийная ситуация и выброс фонтана газа высотой 45–50 метров. Так было открыто первое в Тюменской области месторождение газа.
Первыми «тюменскими нефтяниками» принято считать сотрудников аналитического отдела Тюменского совнархоза, которые консолидировали у себя всю информацию о геологоразведочных работах в Тюменской области. Созданный 26 января 1961 года отдел состоял из начальника Николая Буланкова, главного инженера Евгения Голдырева, главного геолога Юрия Фаина и двух инженеров – Тамары Кленовой и Василия Цыбизова. Все они после объединения Свердловского и Тюменского совнархозов в Средне-Уральский отдел нефтяной и газовой промышленности с местонахождением в Свердловске, в мае 1963 года оказались востребованы при образовании нефтепромыслового управления – именно оно первым получило имя «Тюменьнефтегаз».
Рождение исполина
Добывать в Тюменской области так необходимое стране в индустриальной гонке черное золото в самом начале 60-х гг. приходилось на болотах, потому каждый, кто ехал на месторождения, вез в руках топор, лопату и гвозди. Как муравьи, по травинке собирающие огромный муравейник, тюменские нефтяники по гвоздику сооружали в тайге города. Однако, невзирая на колоссальные объемы завозимых грузов, по итогам 1963 года выполнение строительно-монтажных работ было оценено как «неудовлетворительное» – лишь 53,9 процента от плана. И в декабре 1963 года в связи с необходимостью перейти с пробной эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на их промышленное освоение, НПУ «Тюменьнефтегаз» ликвидируется и создается объединение «Тюменьнефтегаз». На его плечи легла вся организация работ по бурению скважин, обустройству промыслов и добыче нефти.
Возглавлять объединение прибыл из Башкирии руководитель самого крупного в стране бурового треста «Туймазабурнефть» Арон Маркович Слепян. Буровик по специальности, талантливый руководитель, требовательный к себе и подчиненным, Слепян в короткий срок провел большую работу по комплектованию нефтегазодобывающих предприятий квалифицированными кадрами, обустройству промыслов и началу освоения нефтяных и газовых месторождений Тюменской области.
Работать в Тюменскую область приехали способные и опытные инженеры, которые основали знаменитую тюменскую школу скоростной проходки скважин. С первых месяцев развертывания буровых работ начался поиск наиболее приемлемой к условиям Западной Сибири технологии бурения. В качестве основных направлений были выбраны широкое внедрение гидромоторных долот в сочетании с турбобурами с непроточной пятой; использование принудительной очистки промывочной жидкости за счет применения ситогидроциклонных установок; улучшение качества промывки скважин за счет использования двух насосов и т.п. Применение новой технологии бурения позволило молодому нефтяному району стать лидером в скоростном бурении и проходки на бригаду.
Команда Слепяна привела «Тюменьнефтегаз» к первому успеху – весной 1964 года с Шаимского, Усть-Балыкского и Мегионского месторождений ушла первая тюменская нефть. 6 июня пробная баржа отправилась на Омский нефтеперерабатывающий завод. Специалисты замеряли скорость налива, осадку баржи, проход по перекатам рек и время прихода в пункт назначения. Планировалось, что в период 1966–1970 годов Тюменская область даст стране лишь около 5 млн. тонн нефти. С высоты сегодняшнего дня эти планы иначе, чем пессимистичными, назвать нельзя, но объяснялось все просто – добыча черного золота в тяжелых климатических условиях Севера была ежедневным подвигом человеческих возможностей.
12 июня 1965 года в Тюмени родился исполин, который получил название Главтюменнефтегаз – Главное Тюменское производственное управление по нефтяной и газовой промышленности. Его появление было обусловлено освоением открытых месторождений. Именно главк в течение следующих 40 лет осуществлял руководство нефтегазовой промышленностью Западной Сибири.
Поднимали всем Союзом
После образования главка объединение «Тюменьнефтегаз» во главе с новым начальником Львом Чуриловым и главным инженером Василием Кореляковым встало во главе управлений геофизики, бурения, снабжения и строительства в Сургуте. При этом в Тюмени осталось почти большинство сотрудников объединения – их профессионализм был безусловно востребован в главке. В их числе и Арон Слепян, занявший пост первого заместителя начальника Главтюменнефтегаза.
Нефтяной округ Тюменской области – Югру – поднимали с нуля: на месте почти европейского сегодня города Сургута была деревня, самая большая в регионе, но все-таки деревня. Дома для буровиков – балки, от которых Тюменский Север избавлялся тяжело, ставили быстро и из подручных материалов. Задача осложнялась тем, что юг и север региона имели постоянное транспортное сообщение только благодаря зимникам и рекам в период навигации. Другие стабильные магистрали в районах будущей добычи углеводородов отсутствовали. Если не успевали завезти стекла, люди закладывали окна ватными одеялами и так зимовали.
У Главтюменнефтегаза есть официальная дата, до которой он просуществовал – осень 1990 года, а у «Тюменьнефтегаза» – нет: к тому времени он уже около двух десятков лет существовал в виде «взрослых» объединений, разделенных по региональному принципу. Все они были выпестованы «Тюменьнефтегазом», как матерью, чтобы, повзрослев, уйти в самостоятельную жизнь.
Главное богатство
С «падением» главка в Тюмени осталось его главное богатство – кадры и собственность.
В мгновение и те, и другие оказались не нужны государству. Возрождение «Тюменнефтегаза» произошло в феврале 1991 года в форме научно-производственного объединения благодаря энтузиазму бывшего главного инженера главка Юрия Вершинина.
Штат специалистов восстанавливали по крохам, собственность отвоевывали в судах. При этом одним из наиболее дальновидных решений Вершинина стало присвоение предприятию имени бывшего первого нефтепромыслового управления региона.
«Новичку» топливно-энергетического сектора нужно было с чего-то начинать, найти для себя еще не занятую нишу в нефтедобыче Тюменской области, и ею стал Уват. «Тюменнефтегаз» приобрел лицензию на право добычи углеводородов из недр Кальчинского месторождения в Уватском районе на юге Тюменской области, и после года подготовительных работ приступил к бурению первых эксплуатационных скважин. Месторождение стало главным активом маленького предприятия, а спустя годы – первым кирпичиком в фундаменте будущего Уватского проекта.
Сегодня проект – это уже 12 лицензионных участков (включающих более 30 открытых месторождений, среди которых и старенькая Кальча) с геологическими запасами 1,2 млрд. тонн нефти. Оператором проекта выступает ООО «РН-Уватнефтегаз», дочернее общество крупнейшей нефтяной компании «Роснефть». «Тюменнефтегазу» в свою очередь принадлежит лицензия на разработку Русского месторождения, расположенного в Ямало-Ненецком автономном округе, которое входит в число крупнейших месторождений России. И задача по его освоению как нельзя лучше соответствует кредо предприятия – всегда и везде оставаться первопроходцем.
Читайте также