Магазин на диване – плюсы или минусы?
Жизнь в современном мире требует от человека максимум движений с минимумом затрат времени на них. В городской суете это особенно заметно, что приводит к росту популярности приобретения всевозможных товаров дистанционным путем (через Интернет, телемагазин или просто по каталогу службы доставки).
Но правильно ли полагаться на порядочность продавца, надеясь на Федеральный закон «О рекламе», обязывающий предоставлять достоверные сведения о предлагаемом товаре (услуге)?
Комментирует ведущий юрисконсульт отдела по защите прав потребителей департамента потребительского рынка администрации г. Тюмени Олег Борисович Костин (тел. (3452) 51-09-40):
– Закон РФ «О защите прав потребителей» поможет современному покупателю, когда вместо того, чтобы размещать на сайте Интернете или телемагазина достоверную и полную информацию о товаре (услуге), в том числе об их свойствах, продавец ссылается на письмо Роспотребнадзора от 12.10.2007 г. № 0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом» и сообщает информацию о товаре (услуге) в момент передачи его покупателю в виде печатного текста на листе формата А4.
Как быть, если вопрос касается покупки продуктов питания? Закон РФ устанавливает, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков по своему выбору вправе: потребовать замены товара на аналогичный; замены товара на товар такой же марки с соответствующим пересчетом покупной цены; отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы. При этом потребитель также вправе потребовать от продавца возмещения понесенных убытков.
Пункт 4 статьи 26.1 закона РФ предусматривает, что потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после получения товара в течение семи дней.
Хотелось бы особо обратить внимание на постановление правительства РФ от 19.01.1998 г.
№ 55, которым утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену. С этим документом должен ознакомиться каждый любитель покупок «без захода в магазин»! Вместе с тем возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если он не входит в указанный перечень, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки товара. Если у вас не сохранился чек или счет-фактура на товар, ничего страшного. Это не лишает вас права на возврат товара, используя другие доказательства оплаты покупки данного товара, к примеру, свидетельские показания. При отказе продавец обязан вернуть покупателю деньги, уплаченные им по договору купли-продажи в течение десяти дней с момента предъявленного требования, за минусом суммы, необходимой для транспортировки товара от покупателя к продавцу.
Однако хочется обратить ваше внимание, что не все так просто. Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем, а также, если приобретенный им товар надлежащего качества является продуктом питания.