Расти, рыбка, большая!
В самом отдаленном от Тюмени районном центре области – селе Сладково – открылся единственный в России завод по производству нильской тиляпии – тропической пресноводной рыбы, популярной среди европейских гурманов.
Мощности завода замкнутого цикла рассчитаны на производство 300 тонн тиляпии в год. На полные объемы тюменские рыбоводы планируют выйти в течение года.
А пока в эти дни в цехах завода выпустили первую, тестовую партию экзотической для Сибири рыбы.
Подготовка к запуску необычного для России производства началась в Сладковском товарном рыбоводческом хозяйстве полгода назад – четырьмя партиями по 30 тысяч штук из Нидерландов привезены личинки тиляпии. Сейчас потребность в закупках за рубежом отпала: в хозяйстве наладили воспроизводство рыбы.
– Проект начинался с очень незамысловатой переработки, – отметил на открытии завода губернатор Тюменской области Владимир Якушев. – Однако процесс развития производства не остановился и сегодня мы открываем уникальный, единственный в России завод по производству тиляпии. Здесь сформирован замкнутый цикл – от выращивания рыбы до ее конечной переработки.
За Сладковским товарным рыбоводческим хозяйством закреплен озерный фонд общей площадью в 17 тысяч гектаров. В прошлом году объемы вылова рыбы в хозяйстве вышли на отметку 900 тонн. Прежде чем остановить выбор на производстве тропической тилапии, сладковские рыбоводы два года изучали рынок.
Производство начинается с икринки
– Как жизнь начинается с икринки, так и наше производство начинается с получения икры, – объяснил заместитель директора Сладковского товарного рыбоводческого хозяйства Андрей Гунин. – На одного самца приходится четыре самки. У нас три бассейна по восемь секций каждый. Соответственно, в каждом бассейне 24 самки, в трех – 72. Не все самки сразу дают икру. Одни сегодня, другие завтра, третьи – через неделю. Поэтому отбираем икру каждые десять дней. Почему именно раз в десять дней? Потому что если допустить более длительный срок, можно пропустить выклев икринок, вылупление личинок, а также их сток в канализацию.
После отбора икринок их закладывают в аппарат Вейса, где происходит инкубация – вылупление личинок. Когда рыбоводы получают личинок, они пересаживают их в нерестовые бассейны-аквариумы – там они вырастают до веса 1 грамм. После этого их пересаживают в большие бассейны диаметром 3,6 метра, где они набирают вес до 7 граммов. Затем снова идут пересадка и сортировка.
Вес в полкилограмма тиляпия набирает за полгода – после достижения такого веса рыб отлавливают и передают на переработку. Питается рыба растительными кормами, которые доставляются из Нидерландов.
– Самка тиляпии вынашивает икру во рту, плавает, дышит и обогащает ее кислородом. Мы стремимся создать такие же условия, когда переносим ее в инкубационный аппарат с постоянным водообменом и обогащением кислородом, – рассказал Андрей Гунин. – Конечный продукт маточной инкубационной станции – молодь весом 30 граммов. Затем выпускаем ее на возрастную станцию – в бассейны с диаметром 5 и 3,6 метра емкостью 27 и 18 кубометров. Температура во всех бассейнах и зимой, и летом – плюс 28 градусов по Цельсию.
Пока переноска в цехе осуществляется вручную, но в планах предприятия – покупка европейских рыбонасосов. Только эти рыбонасосы придется приспособить к нашим условиям – для того, чтобы, во-первых, облегчить труд рыбоводов, а во-вторых, меньше травмировать рыбу и в конечном счете обеспечить больший выход продукции.
Тропическая рыба в холодной Сибири
Оборудование доставлено из Германии и ЮАР. Холодильный терминал хозяйства рассчитан на 450 тонн единовременного хранения рыбы. По годовому трудовому контракту на предприятии работает немецкий специалист, который следит за техникой. На заводе трудится 66 человек, но в период путины численность работников увеличивается до 100 и больше. Многие из них пока даже не попробовали тропическую рыбу, выращенную в сибирских водах.
– Тиляпия поступила к нам второй раз, – поведала Надежда, директор мазагина «Сто озер», расположенного на территории Сладковского товарного рыбоводческого хозяйства. – Партия пока небольшая. Первая была в копченом виде. Сейчас – охлажденная. Цена для местных дороговата – 250 рублей за килограмм. Но берут на пробу. Внешне рыба похожа на морского окуня, но на вкус другая. Сама ее пока не пробовала. Но говорят, костей мало и вкусная. Можно жарить, а можно варить уху.
Производители обещают, что когда пойдут крупные партии, цену на необычную для Сибири рыбу снизят. В Тюмени у хозяйства работает отдел менеджеров, есть линия сбыта. Они уже ищут покупателей.
– Пока что интерес проявляют только в том плане, что спрашивают, что это такое и с чем ее едят, – признался Андрей Гунин. – Попробуют, поймут, что рыба того стоит, и будут покупать. Попробовал и сам. Готовил дома, пожарил – вкусно!
Расчет на покупателей
В планах сладковских рыбоводов – модернизировать процесс, создав системы контроля – кислорода в воде, насосов, оксигенатора и автоматического кормления. На каждый бассейн установят автоматические кормушки – в них будет засыпаться корм, а также устанавлена программа кормления. Станет работать система оповещения путем рассылки SMS-сообщений на телефоны – после получения сообщения можно оперативно реагировать на неисправности. Пока же с утра снимают показания системы кислорода, качества воды, эти данные заносят в компьютерную программу, которая и рассчитывает кормовой план.
Производство тропической нильской тиляпии в холодной Сибири уже идет, перспективы выйти на объем 300 тысяч тонн в год есть, но есть и вопросы. Будут ли бесперебойными поставки кормов из Нидерландов? Станет ли тиляпия популярной среди потребителей Тюменской области и соседних регионов?
– Наша концепция развития рассчитана на 2-3 года, – сказал президент ассоциации производственно-торговых предприятий Тюменской области «Оцелот» Руслан Цицкиев. – Все новые технологии обязательно будут использоваться в Сладковском районе. Но в сегодняшней конкурентной борьбе важно не только внедрять новые производства, но и удерживать то, что имеется. Если не будет сбоев и сможем добиваться запланированного от поставщиков и выходить на покупателей, будем развивать Сладковский район и другие площадки, которые у нас есть.