Совершенствуйте мастерство!
в Тюмени в последнее время проводится все больше шахматных турниров, в которых участвуют школьники. В основном они занимаются под руководством тренеров: в областном шахматном центре Анатолия Карпова, городском шахматном клубе, ДЮСШ-4, Дворце творчества или в своих школах.
От помощи тренера во многом зависят успехи выступлений ребят. Во-первых, тренеру необходимо заинтересовать ребенка игрой, помочь получить эстетическое наслаждение и радость спортивной борьбы. Во-вторых, убедиться, что ребенок готов работать, не жалея времени и сил, и родители его в этом поддерживают. И конечно, важна серьезная теоретическая подготовка и проверка знаний в тренировочных и турнирных партиях.
Для совершенствования шахматного мастерства необходимо изучать творчество мастеров прошлого; подбирать дебютный материал и изучать идеи, заложенные в дебютах; постоянно углублять свои познания в области миттельшпиля, подбирать и разбирать типичные позиции. Нужно твердо усвоить основные принципы игры в эндшпиле, систематически решать задачи и этюды; ежедневно улучшать технику расчета вариантов (совет – возьмите за правило каждый день разбирать не менее одной-двух партий, трех комбинаций). Главное — занимайтесь другими видами спорта. Помните, что шахматы — это спорт, требующий хорошей физической формы, которую необходимо сохранять в течение длительных турниров.
В заключение дам совет: чтобы при игре турнирной партии не попасть в цейтнот и сделать правильный выбор хода, пользуйтесь известной схемой для его обдумывания: 1) определите угрозу соперника (не заманил ли он вас в ловушку); 2) оцените и проанализируйте позицию; 3) рассчитайте варианты (определите хотя бы два-три своих хода на его последний ход). Всегда помните, что оценка позиции базируется на пяти основных законах стратегии: равенство сил; безопасность короля; борьба за центр; активность фигур; слабость полей и пешек.
Для тренировки разберите следующие две партии, сыгранные на межзональном турнире (1993 год): 1) Л. Олль – В. Ананд, Славянская защита. 1.d4 d5 2.c4 c6 3.Kf3 Kf6 4.Kc3 a6 5.e3 b5 6.b3 Cg4 7.h3 C:f3 8.Ф:f3 e6 9.Cd2 Cb4 10.Фd1 0-0 11.Ce2 bc 12.bc c5 13.dc d4 14.ed Ф:d4 15.Фc2 Kc6 16.0-0 Фe5 17.Фa4 Лad8 18.Ce1 Kd4 19.Ф:b4 K:e2+ 20.K:e2 … (на 25-м ходу белые сдались, завершите партию), 0 – 1;
2) Л. Юдасин – Б. Гулько, Французская защита. 1.e4 e6 2.d4 d5 3.Kd2 c5 4.Kgf3 cd 5.K:d4 Kc6 6.Cb5 Cd7 7.K:c6 bc 8.Cd3 Фc7 9.Фe2 Cd6 10.Kf3 de 11.Ф:e4 Kf6 12.Фh4 Лb8 13.0-0 Kd5 14.Лe1 Ce7 15.Фg4 g6 16.c4 f5 17.C:f5 Kf6 18.Фf4 Ф:f4 19.C:f4 Л:b2 20. … (на 23-м ходу черные сдались, завершите партию), 1 – 0.
Надеюсь, что после этой статьи родители, дети которых занимаются шахматами под руководством тренера, прислушаются к советам и будут следить, разбирают ли дети партии, заглядывают ли в шахматные книги и систематически ли они решают композиции.
Сегодня, как обычно, предлагаю упражнения для гимнастики ума: первое задание на тему «Стратегические пункты» (уроки для 1-2 разряда, диаграммы № 1, 2, 3); второе задание: решить два этюда, диаграммы № 4, 5. Для решения этюда (ничья) вспомните тему «Патовые комбинации», которая служит оружием слабой стороны.
Не секрет, что в шахматах многое повторяется. Поэтому изучение классического наследия – необходимое условие совершенствования шахматиста. Подводя итоги тренерским наставлениям при подготовке будущих чемпионов, вспомню фразу персонажа Аркадия Райкина: «Ученье свет, а неученых тьма!»
Ребята, чтобы не попасть в эту толпу, изучайте шахматы! И главное – помните, что без критического взгляда на позицию принимать решение лишь по аналогии — занятие бесполезное. Подходите к изу-чению любой темы и разбору партий основательно и критически, тогда успешное выступление в турнирах вам будет обеспечено.
Желаю всем успехов и побед! Добивайтесь поставленных целей, удач вам в ближайших турнирах!