Прирожденный первопроходец
2 ноября исполняется 85 лет Льву Ровнину
Сегодня празднует юбилей один из первооткрывателей Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, человек, сыгравший существенную роль в обосновании перспектив открытия гигантских месторождений нефти и газа в Тюменской области, Лев Ровнин.
Лев Иванович непосредственно участвовал в решении производственных и научных задач, связанных с обоснованием размещения поисково-разведочных и сейсморазведочных работ, в выборе направлений поискового и разведочного бурения, оценке текущих и прогнозных запасов месторождений и в целом Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.
За плечами Льва Ивановича большая, полная замечательных и неповторимых событий жизнь. В августе 1951 года супруги Ровнины приехали в Тюмень, получив направление из Новосибирского нефтеразведочного треста. Начальство определило местом работы Иевлевскую буровую партию.
В Иевлево Лев поначалу выполнял простейшие поручения, однако руководители быстро заметили, какой у молодого специалиста багаж знаний, и через считанные месяцы он стал старшим геологом партии. Ночевал на буровых, как правило, ездил с ружьем. Геологи изучали территорию в направлении Байкалово, Варвары, Покровского. Ровнин быстро понял бесперспективность поисков здесь нефти и газа, убедил в этом трест.
Характерная деталь – будущий великий геолог с первых шагов боролся с косностью и инертностью окружающих. Так, коллеги убеждали его не спешить бросать пустые скважины, ведь за метры проходки им давали премии, не учитывая результатов. Ровнин стоял на своем. Так же, как и впоследствии, когда подчиненные старались охватить бурением исхоженные места, а Лев Иванович отправлял их на болота.
Спустя всего два с небольшим года после окончания вуза Ровнина назначили главным геологом треста. Это было непростое время. В 1953 году в Министерстве нефтяной промышленности решили прекратить все работы на Севере, в том числе бурение в Западной Сибири: дорого, средств нет, главная задача экономики – восстановление разрушенного войной хозяйства. И тут грянула Березовская сенсация!
– Опорные скважины мы разбросали по Западной Сибири, и одна из скважин с глубины всего-то 1 300 метров дала мощный газовый фонтан, – рассказывал Лев Ровнин. – Фонтан гудел и орал. Часть населения уехала, часть ушла в тайгу. Кто-то сказал, что сейчас конец света будет. Я сказал: никакого конца света, будете жить спокойно. А вот вокруг будут скважины. И немало.
Геолог оказался прав: в этой зоне открыли 24 газовых месторождения с запасами почти триллион кубометров. Далее были Шаим, Усть-Балык, Мегион, Уренгой...
Двенадцать скважин в Уренгое пробурили за короткий срок при дефиците всего, отсутствии дорог. Трубы на месторождение доставляли военные самолеты, полевой аэродром расчистили на песке. «Вместе с Губкинским и Комсомольским месторождениями мы вышли на запасы в 11,5 триллиона кубометров газа. Вышли на первое место в мире по запасам. Это был мощный экономический и политический рычаг в развитии государства», – вспоминает Лев Иванович.
Крупнейшая в мире Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция покорилась Ровнину и его соратникам. Спасибо вам, Лев Иванович, говорит современная Россия, и долгих лет жизни. С юбилеем!
По материалам издания «Биография великого подвига»
Читайте также