Время года - урожай
Интервью с заместителем главы Тюменского района, начальником управления АПК Сергеем Джанбровским
Об итогах сельскохозяйственного года и планах на будущее рассказывает заместитель главы Тюменского района, начальник управления АПК Сергей Джанбровский.
– Тюменский район первым завершил уборку урожая. Значит ли это, что существует соревновательность между районами?
– Убрать первыми в нашем понимании – показать высокую организацию труда. Соревнования идут, скорее, с погодными условиями, надо успеть управиться до наступления дождей. Но и на погоду все сваливать нельзя. Так можно все время себе оправдание находить: посеять не успел из-за снега, убрать – из-за дождя. Известно, что в сельском хозяйстве весна начинается осенью. Первая заповедь агронома – заготовить семена для будущего урожая, позаботиться о почве и удобрениях. Большую поддержку оказывает областной бюджет, который выделяет субсидии на приобретение удобрений и семян. Только за девять месяцев текущего года Тюменский район получил на эти цели 265 миллионов рублей бюджетной поддержки. Осенью закладываем основу урожая будущего 2014 года.
– Вернемся к погоде. Как климатические условия в этом году сказались на работе сельхозпредприятий и можно ли назвать их особенными?
– Каждая весна особенная. В 2013 году была холодной, с избытком влаги. В ходе полевых работ стало понятно, что в сроки не укладываемся. Пшеницу положено сеять до 25 мая, можно, конечно, и 30-го, но это приведет к тому, что обмолачивать будем вынуждены в октябре. Приняли решение скорректировать программу. Уменьшили площадь зерновых культур на полторы тысячи гектаров, взамен посеяли кормовые. Таким образом к первой декаде сентября завершили уборку зерновых и обеспечили животных кормами на полтора года. Сельское хозяйство – не догма, а умение ориентироваться в заданных условиях.
– Какая роль в сельскохозяйственном процессе отводится потребителю. Производитель продукции научился чувствовать его присутствие в поле?
– Интересы покупателя продукции – наши интересы. Сегодня потребитель активно диктует производителю свои условия. На тендерах разговор ведется не просто о поставке картофеля, а об определенных сортах. Например, санаторий «Тараскуль» в этом году закупает только красные сорта. Другой просит картофель с конкретным названием – этот и только этот. В овощеводческих хозяйствах района белокожурого картофеля почти не осталось, потому что не востребован. Хозяйство может получить выгоду лишь в том случае, если сохранит объемы и повысит качество продукции. Сами знаете, какой картофель выбирает хозяйка в магазине – крупный, ровный, чистый, красиво упакованный. Приходится думать, как угодить. Семена таких сортов закупаем пока в Европе.
– Селекционный картофель с Запада. Не значит ли это, что едим генно-модифицированные продукты?
– Это популярный вопрос. Хочу успокоить покупателей: мы работаем в тесном контакте с Россельхознадзором. Не просто купили и сеем. Семена в течение всей зимы проходят проверку на всхожесть, качество, поколение. Например, пятую и шестую репродукции сеять нельзя. Кроме того, есть разрешенный для применения перечень удобрений, препаратов для обработки. Система контроля работает эффективно, она не видна потребителю, она необходима самому хозяйству. Без таких экспертиз продукцию просто не допустят на рынок. Хозяйства вынуждены идти на дополнительные затраты и оплачивать услуги экспертизы. Частично это финансируется из федерального бюджета, частично из бюджета производителей продукции.
Специалисты Россельхозцентра выходят на поля, проводят апробацию посевов, исследуют их, сопоставляют с заявленными сортами. Есть селекционеры, с которыми сотрудничаем десятилетиями. Они тоже не стоят на месте, выводят новые виды овощей. Раньше знали одну капусту, теперь подразделяем — на засолку, на долгое хранение. К сожалению, в России пока нет такой моркови, которая состояла бы только из мякоти, как любят покупатели, или свеклы одинакового среднего размера. Приходя в магазин или на рынок, покупатель выбирает не только вкус, но и цвет, и форму. Поэтому пользуемся зарубежными гибридными сортами. Но еще раз заострю внимание – все семена проходят жесткий отбор. Да и для того, чтобы отправить партию картофеля в магазин, нужно получить сертификат, а значит, провести лабораторные исследования на содержание нитратов. Рисковать никто не станет, каждое хозяйство дорожит своим авторитетом.
– Каждое хозяйство – прежде всего люди. Мы много говорим о модернизации производства. Какое место в этом процессе отводится человеку труда, как оплачивается его работа, есть ли у него шанс стать героем нашего времени?
– Во все времена в нашем деле человеческий фактор играл огромное значение. Каких бы высот ни достигла технология, от человека зависит многое. Хоть роботами все производство наполни, без человека не обойтись. Средняя заработная плата в сельскохозяйственной отрасли нашего района составляет 21 тысячу рублей. Еще миллион рублей в этом году выделили на поощрение в честь профессионального праздника. В районе и в области действуют условия трудового соперничества. Подводим итоги, выявляем лидеров среди хозяйств и передовиков. До торжественного собрания их имена сохраним в тайне. Скажем только, что первыми уборку урожая среди хозяйств Тюменского района завершило предприятие «Учхоз» аграрного университета.
– Что было самым запоминающимся в этом сезоне? Какая новость тянет на сельскохозяйственную сенсацию в масштабах Тюменского района?
– Мы живем и работаем от весны до весны. Только весна у всех наступает в разное время. В Упоровском районе, например, на две недели раньше, у нас, соответственно, позже. Когда стоит хорошая погода, люди в поле работают, покупатель ждет продукцию, а цена на нее растет — вот это и радует. Главное ведь не наработаться, а заработать! В этом году мы получили 27 центнеров с гектара (в прошлом — 17). Это и есть наша главная хорошая новость. Важно правильно сориентироваться в погодных условиях, в обстановке, посеять то, что надо, и качественно убрать. В каждом хозяйстве своя специфика, свое отлаженное направление.
– Значит, в ближайшее время на полях Ембаево вместо капусты мы не увидим клубнику?
– Пока не планируем никаких перепрофилирующих мероприятий. Опыт выращивания культур нарабатывается годами, улучшаются сорта, приобретается оборудование, выстраиваются технологические линии, набираются опыта специалисты, умножаются контакты на рынке сбыта. Это не сразу приходит.
А клубнику в промышленных объемах нам погода не позволяет выращивать.
Не в той климатической зоне живем. В Тюменском районе День сельского хозяйства отмечаем не по российскому календарю, у нас в это время еще уборочная кипит. Праздновать будем 1 ноября. Традиционно в этот день чествуем лучшие ветеранские подворья, отмечаем лидеров подсобных хозяйств.
– Сергей Романович, сколько лет вы работаете в сельском хозяйстве?
– Сразу после школы пришел. У меня первая запись в трудовой книжке — механизатор.
– Обладая таким опытом, можете определить, какие времена сегодня переживает сельское хозяйство?
– Действительно, много всего на моих глазах поменялось — времена, люди, подходы к ведению сельского хозяйства. С уверенностью могу сказать: мы научились работать по-новому, перестроились, прежде всего ушли от стереотипов мышления. Раньше в колхозе тысячи людей работали, сейчас десять человек обрабатывают поле. В то же время разные экономические подходы не меняют сути. Сельское хозяйство — труд коллективный, в одиночку его не осилить.