Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Любишь кататься – люби и саночки возить

Права потребителя при оказании услуг (выполнения работ) по ремонту автотранспортных средств

Общество, 00:11, 10 октября 2013,
Слушать новость
Любишь кататься – люби и саночки возить. Права потребителя при оказании услуг (выполнения работ) по ремонту автотранспортных средств.

Автомобиль – это технически сложный товар, и как  любой механизм, рано или поздно может выйти из строя. Случается это обычно в самый неподходящий момент. Поэтому потребителям довольно часто приходится обращаться в сервисные центры. Однако далеко не все знают, на что необходимо обращать внимание, сдавая автомобиль в ремонт.
Комментирует начальник отдела по защите прав потребителей департамента потребительского рынка администрации г. Тюмени Наталья Владимировна Яцыкова (тел.(3452) 51-09-40):

– Основой правового регулирования отношений с автосервисом по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей являются нормы главы 37 «Подряд» Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку в большинстве случаев заказчиком услуги выступает гражданин – потребитель, использующий автомобиль для своих личных бытовых нужд, к отношениям применяется специальное законодательство – Закон РФ «О защите прав потребителей», а также принятые в соответствии с ним Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные постановлением правительства РФ от 11.04.2001 № 290, которые более детально регламентируют порядок оформления заказов потребителей, сдачи-приемки автотранспортных средств и устанавливают дополнительную ответственность авторемонтных организаций за нарушение прав потребителя.

Виды ремонтов

Прежде всего следует различать ремонт гарантийный и негарантийный. Первый осуществляется в течение срока действия гарантии и выполняется теми сервисными центрами, у которых заключены договоры с торгующей организацией или  с изготовителем. Основанием для такого ремонта служит гарантийный талон или отметка в сервисной книжке о гарантийных обязательствах. Там же обычно указаны адреса специализированных центров для товаров данной торговой марки. Что касается платного ремонта, то гарантийный талон в данном случае не нужен. Он проводится за денежные средства потребителя.Но независимо от вида ремонта в обязанности сервисного центра входит следующее.

На основании п.1, 2 ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им работах (услугах).

В силу п. 1, 2 ст. 10 закона исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах (услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация об услугах

Информация должна быть размещена в помещении, где производится прием заказов, в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке содержать: а) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их оказания; б) наименования стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги (выполняемые работы); в) сведения об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) установленным требованиям, в случае если такие услуги (работы) подлежат обязательному подтверждению соответствия (номер и срок действия документа, подтверждающего соответствие, орган, его выдавший); г) цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также цены на используемые при этом запасные части и материалы, сведения о порядке и форме оплаты; д) гарантийные сроки, если они установлены; е) сведения о сроках выполнения заказов; ж) указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу (выполнять работу) и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги (п. 4 Правил).

За нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой работе (услуге), об исполнителе и о режиме их работы, то есть за несоблюдение требований п. 4 Правил предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Что в договоре?

В силу п. 15 Правил договор заключается в письменной форме (он может быть оформлен в виде заказ-наряда, квитанции или иного документа) и должен содержать: фирменное наименование и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации); дату приема заказа и срок его исполнения; марка, модель автомототранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов; перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество; сведения о цене оказываемой услуги (выполняемой работы), порядок ее оплаты, а также о цене автомототранспортного средства, определяемой по соглашению сторон; гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены; должность, фамилия, имя, отчество лица, принимающего заказ (оформляющего договор), его подпись, а также подпись потребителя и другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ). Один экземпляр договора выдается потребителю, а другой остается в сервисном центре (у исполнителя работ).

В случае если потребитель оставляет исполнителю автомототранспортное средство для оказания услуг (выполнения работ), исполнитель обязан одновременно с договором составить приемосдаточный акт, в котором указываются комплектность автомототранспортного средства, видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении потребителем запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены. Правильное оформление акта сдачи-приемки позволяет исключить споры о причинах внешних повреждений автомобиля, обнаруженных после ремонта.

Кроме того, потребитель вправе в любое время проверять ход  и качество оказания услуг (выполнения работ), не вмешиваясь в деятельность исполнителя.

Возмещение ущерба

В соответствии со ст. 35 закона РФ, п. 36 Правил в случае полной или частичной утраты (повреждения) принятого у потребителя автомототранспортного средства (запасных частей и материалов) исполнитель обязан известить об этом потребителя и в трехдневный срок передать безвозмездно в собственность потребителю автомототранспортное средство (запасные части и материалы) аналогичного качества либо возместить в двукратном размере цену утраченного (поврежденного) автомототранспортного средства (запасных частей и материалов), а также расходы, понесенные потребителем.

В случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы) потребитель вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:

а) безвозмездного устранения недостатков;
б) соответствующего уменьшения установленной за работу цены;
в) безвозмездного повторного выполнения работы;
г) возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанной услуги (выполненной работы) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги (выполненной работы) или существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему  в связи с недостатками оказанной услуги (выполненной работы).

Законодательство о защите прав потребителей не применяется при разрешении споров, вытекающих из отношений между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также из отношений, возникающих в связи с выполнением работ для граждан – предпринимателей, выполнением для них или предоставлением услуг не для личных, семейных, домашних и иных нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности либо в связи с выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций.

Знание прав, а также соблюдение требований действующего законодательства поможет во многих случаях избежать конфликта и судебного разбирательства.

Автомобиль – это технически сложный товар, и как  любой механизм, рано или поздно может выйти из строя. Случается это обычно в самый неподходящий момент. Поэтому потребителям довольно часто приходится обращаться в сервисные центры. Однако далеко не все знают, на что необходимо обращать внимание, сдавая автомобиль в ремонт.
Комментирует начальник отдела по защите прав потребителей департамента потребительского рынка администрации г. Тюмени Наталья Владимировна Яцыкова (тел.(3452) 51-09-40):

– Основой правового регулирования отношений с автосервисом по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей являются нормы главы 37 «Подряд» Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку в большинстве случаев заказчиком услуги выступает гражданин – потребитель, использующий автомобиль для своих личных бытовых нужд, к отношениям применяется специальное законодательство – Закон РФ «О защите прав потребителей», а также принятые в соответствии с ним Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные постановлением правительства РФ от 11.04.2001 № 290, которые более детально регламентируют порядок оформления заказов потребителей, сдачи-приемки автотранспортных средств и устанавливают дополнительную ответственность авторемонтных организаций за нарушение прав потребителя.

Виды ремонтов

Прежде всего следует различать ремонт гарантийный и негарантийный. Первый осуществляется в течение срока действия гарантии и выполняется теми сервисными центрами, у которых заключены договоры с торгующей организацией или  с изготовителем. Основанием для такого ремонта служит гарантийный талон или отметка в сервисной книжке о гарантийных обязательствах. Там же обычно указаны адреса специализированных центров для товаров данной торговой марки. Что касается платного ремонта, то гарантийный талон в данном случае не нужен. Он проводится за денежные средства потребителя.Но независимо от вида ремонта в обязанности сервисного центра входит следующее.

На основании п.1, 2 ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им работах (услугах).

В силу п. 1, 2 ст. 10 закона исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах (услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация об услугах

Информация должна быть размещена в помещении, где производится прием заказов, в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке содержать: а) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их оказания; б) наименования стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги (выполняемые работы); в) сведения об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) установленным требованиям, в случае если такие услуги (работы) подлежат обязательному подтверждению соответствия (номер и срок действия документа, подтверждающего соответствие, орган, его выдавший); г) цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также цены на используемые при этом запасные части и материалы, сведения о порядке и форме оплаты; д) гарантийные сроки, если они установлены; е) сведения о сроках выполнения заказов; ж) указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу (выполнять работу) и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги (п. 4 Правил).

За нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой работе (услуге), об исполнителе и о режиме их работы, то есть за несоблюдение требований п. 4 Правил предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Что в договоре?

В силу п. 15 Правил договор заключается в письменной форме (он может быть оформлен в виде заказ-наряда, квитанции или иного документа) и должен содержать: фирменное наименование и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации); дату приема заказа и срок его исполнения; марка, модель автомототранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов; перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество; сведения о цене оказываемой услуги (выполняемой работы), порядок ее оплаты, а также о цене автомототранспортного средства, определяемой по соглашению сторон; гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены; должность, фамилия, имя, отчество лица, принимающего заказ (оформляющего договор), его подпись, а также подпись потребителя и другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ). Один экземпляр договора выдается потребителю, а другой остается в сервисном центре (у исполнителя работ).

В случае если потребитель оставляет исполнителю автомототранспортное средство для оказания услуг (выполнения работ), исполнитель обязан одновременно с договором составить приемосдаточный акт, в котором указываются комплектность автомототранспортного средства, видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении потребителем запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены. Правильное оформление акта сдачи-приемки позволяет исключить споры о причинах внешних повреждений автомобиля, обнаруженных после ремонта.

Кроме того, потребитель вправе в любое время проверять ход  и качество оказания услуг (выполнения работ), не вмешиваясь в деятельность исполнителя.

Возмещение ущерба

В соответствии со ст. 35 закона РФ, п. 36 Правил в случае полной или частичной утраты (повреждения) принятого у потребителя автомототранспортного средства (запасных частей и материалов) исполнитель обязан известить об этом потребителя и в трехдневный срок передать безвозмездно в собственность потребителю автомототранспортное средство (запасные части и материалы) аналогичного качества либо возместить в двукратном размере цену утраченного (поврежденного) автомототранспортного средства (запасных частей и материалов), а также расходы, понесенные потребителем.

В случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы) потребитель вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:

а) безвозмездного устранения недостатков;
б) соответствующего уменьшения установленной за работу цены;
в) безвозмездного повторного выполнения работы;
г) возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанной услуги (выполненной работы) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги (выполненной работы) или существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему  в связи с недостатками оказанной услуги (выполненной работы).

Законодательство о защите прав потребителей не применяется при разрешении споров, вытекающих из отношений между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также из отношений, возникающих в связи с выполнением работ для граждан – предпринимателей, выполнением для них или предоставлением услуг не для личных, семейных, домашних и иных нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности либо в связи с выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций.

Знание прав, а также соблюдение требований действующего законодательства поможет во многих случаях избежать конфликта и судебного разбирательства.



Читайте также

В Тюмени выбирают «Лучший дом. Лучший двор»

23 сентября

Ишимские семьи станут участниками осеннего сезона библиотечной студии «Читаем с Букляшом»

23 сентября