Королева тюменских маршрутов
Она всегда горит вдохновением. От любви к ставшей такой родной Тюмени – и уходящей вместе с деревянными наличниками окон, и совсем модерновой.
От благодарности к людям: встречу с каждым искренне считает подарком судьбы.
Нина Сабитова немного лукавит, когда называет себя дамой «постбальзаковского» возраста. В ней столько бьющего через край интереса ко всему новому, к самой жизни! Она ведет рассказ – и время останавливается, пространство замирает. Не зря же Нина Иосифовна – один из лучших экскурсоводов края.
– Как становятся экскурсоводами?
– По специальности я историк. Получила образование в одном из лучших университетов страны – Томском, бывшем императорском. Достаточно сказать, что латынь преподавала профессор Молина, знавшая 44 иностранных языка. К нашим услугам были спецфонды. Да, фотографировать не разрешалось, но читать допросы Колчака дозволялось. Первые два курса мы посещали симфонические концерты, спектакли, музеи. И если сначала туда нас буквально «загоняли палками», то потом втянулись и уже с удовольствием слушали органную музыку.
– Вас тепло приняла Тюмень?
– Здесь живу с 1971 года. Поначалу Тюмень показалась серой, унылой, скучной. Стала искать интересных людей, ценящих и хранящих родовую память, и через них прочувствовала и всей душой полюбила город (конечно, книги и архивы тоже сыграли немаловажную роль).
Благодарю за это потомков известной семьи Карнацевич. А представители знаменитого купеческого рода Котовщиковых поделились замечательной традицией, существовавшей сотни лет назад. Даже летом, приглашая на чаепитие, очень строго соблюдали этикет: требовались перчатки, шляпка. Хозяйка дома, приветствуя гостью на входе, обязана была ей говорить комплименты: «Какой у вас милый наряд», «Как вам идет этот воротничок. Наверное, муж с ярмарки привез?». А когда дама уходила, она «возвращала долг» хозяйке: «У вас такой ароматный чай и дивные пирожные!» Это был «этикет» по воспитанию добра и снятию агрессии.
– Такие традиции завораживают...
– Сейчас многие потянулись к истории. Люди поездили по миру, отдохнули и начали осознавать, что грех не знать тот край, где живешь.
К примеру, есть в Тюмени салон императорского фарфора. Мне нравится, что там занимаются не только продажей, но и образованием клиентов. Мы придумали очень интересный совместный проект: изучаем, как и где раньше проходили чаепития. Сначала минут 40 осматриваем город, купеческие места, затем вспоминаем историю фарфора, связанную с Сибирью, и пьем чай из великолепной посуды.
– Как «закалялась сталь»?
– Раньше на туристическом рынке Тюмени было всего три организации: «Интурист», бюро молодежного туризма «Спутник» и областное бюро путешествий и экскурсий. Я благодарна тому периоду: мы принимали тогда целые туристические поезда. Представьте себе, за выходные обслуживали по 12 экскурсионных автобусов. Было много внештатников. И высочайшие требования к экскурсоводам: попробуй ошибиться, когда историки, архитекторы, а позднее и священнослужители слушают о храмах Тюмени.
– Это популярная экскурсия?
– Одна из самых востребованных. Самое забавное, что 20 лет назад разрабатывала ее для учащихся начальных классов. Меня попросили учителя, чтобы дети знали, как вести себя в церкви. А потом и взрослые стали просить «Храмы Тюмени». Главный мотив – тема нравственности: как, не уйдя в монастырь, остаться в этом жестоком мире порядочным человеком.
– Много еще интересных маршрутов?
– Тема «Купечество в Тюмени» мне близка. Не надо идеализировать это сословие – оно было разным. Обожаю Николая Чукмалдина. Непростой, но такой притягательный Андрей Текутьев.
«Тюмень вечерняя» рассказывает о счастливых любовных историях. Есть дом Чакина на улице Семакова – в нем находится генконсульство Украины. На этой маленькой вилле жил архитектор Константин Чакин с женой Марией – очень гармоничная пара. Старожилы рассказывали, что тем, у кого не складывались личные отношения или наступил разлад в семье, достаточно было прийти на музыкальный вечер к Чакиным – и все налаживалось. Гармония любви возрождалась. Туристы теперь стараются потрогать дом или сфотографироваться на его фоне.
Знаете, в жизни часто происходят удивительные вещи. К примеру, открывшийся недавно ресторан мексиканской кухни «Дон Хулио» на Первомайской расположен в здании, где раньше жил успешный адвокат, который очень любил и ценил вкусную еду.
Люблю экскурсии в маленькие городки. Например, Талица – это не только город, связанный со знаменитым разведчиком Николаем Кузнецовым. Там жил Поклевский-Козелл, выдающийся промышленник, там находится непревзойденная церковь Петра и Павла.
Часто заказывают «Экскурсию в подарок» на юбилеи, дни рождения. К ней нужен особый подход, она должна быть праздничной.
Бывают штучные экскурсии – очень сложная, творческая работа. Как-то фирма, занимающаяся изготовлением чугунных изделий, попросила показать, как раньше оформлялись дома, значение каждого узора: почему лилия вверх, что выражает каждый завиток. Разрабатывала «Тюмень литературную» по просьбе преподавателей школ и вузов, в частности, экскурсию по местам писателя Влади-слава Крапивина, «Тюмень модерновую».
Интересно, что руководители, представители органов власти заказывают экскурсию «Тюмень глазами туристов», хотят знать, что представляет собой столица Западной Сибири в глазах приезжих.
– С иностранцами работаете?
– Часто... Англичане ценят сдержанность в одежде и достоинство в манерах. Они уважают интеллект. Всегда просят показать дом с мезонином, вспоминают Чехова. Немцы – это невероятная четкость во всем. Их волнует вопрос сохранения исторических памятников.
– Трудно быть гидом?
– На первый взгляд кажется легко: выучил текст наизусть – и вперед. Вовсе нет. Нужно обладать обширными знаниями в самых различных областях, особенно в культуре и истории разных стран, постоянно заниматься самообразованием, чувствовать прекрасное. Экскурсовод должен быть отличным психологом. Уметь создать позитивный микроклимат. Плюс мобильность. Не помешает владение иностранными языками.
– Поделитесь красивой легендой...
– Великим Тюменским ханством в XV веке правил хан Ибак. Когда ему предсказали смерть, приказал все сокровища, какие только есть у него, жен и наложниц, положить в 40 ящиков. Затем 40 верных воинов спрятали драгоценности в глубоких колодцах, после чего были убиты, чтобы никому не смогли показать место «захоронения» клада. Ибак-хан завещал, что сокровища найдет мужчина (не обязательно мусульманин) старше 12 лет, который чтит три заповеди: уважает нижестоящих и слабых, не льстит богатым и не обижает женщин.
– Самый оригинальный турист в вашей практике?
– Один знаменитый врач, академик, попросил провести экскурсию молча, ничего не говорить, а только показывать. Три часа ездили по городу, он указывал на объект, который его заинтересовал, спрашивал: «А это что?». Только начинаю объяснять – просит тишины. Тем не менее увиденным остался доволен. Как оказалось, он недавно провел сложнейшую операцию, очень устал и не нуждался в излишнем словесном потоке.
– Вы счастливый человек?
– Безусловно!
– Что-то в жизни еще не сбылось?
– Хочу побывать в Таллине, поучаствовать в проекте «Экскурсии на крышах». Было бы здорово увидеть ночную столицу Эстонии.
Читайте также