Энергетик для буренок
В Тюменской области завершается не только уборочная кампания, но и заготовка кормов для животноводства. Правительство региона делает особый акцент на интенсивном развитии молочной отрасли. Поэтому тема сытной зимовки становится как никогда актуальной.
Это вам не ананасы!
Всем известна фраза: нет фермы – нет деревни. Социальная значимость молочного направления очевидна: обеспечение занятости сельского населения и самое главное – сохранение уклада деревенской жизни в целом. Вместе с тем невозможно вести экономически выгодное животноводство без эффективного кормопроизводства.
– В Сибири из-за недостатка солнца основные корма обладают низкой энергетической ценностью, достигающей 8,7 МДж обменной энергии в килограмме сухого вещества, хотя должно быть 10 МДж! Только при таком раскладе можно получать хорошие экономические показатели отрасли, – отмечает заместитель директора департамента АПК Тюменской области Рустем Бетляев.
Стоит отметить, что аграрии региона стараются разрешить вопрос дефицита энергии в корме. Во-первых, увеличивают производство кукурузного силоса в фазе восковой спелости. Ведь царица полей может дать до 11 МДж энергии. Во-вторых, с 2012 года в области ведутся эксперименты по производству зерна кукурузы. Полученные результаты оказались весьма неплохими, поэтому нынче площадь возделывания этой культуры на зерно возросла с 200 до 2 000 га.
Следующая проблема тюменского животноводства – нехватка протеина в рационе животных. В регионе не было сырья (да и перерабатывающей базы!) для производства белковых добавок – жмыха, шрота. В последнее время это направление стало активно развиваться. Так, заводоуковский маслозавод перерабатывает технические культуры на жмых для животноводства. Кроме того, в прошлом году получен отличный урожай сои в 20 ц/га.
– Это революционный прорыв, будто на наших огородах стали выращивать... ананасы! – сравнивает Рустем Бетляев. – Эксперимент удался благодаря тому, что аграрии пошли на риск, не пожалели сил, времени, да и материальных затрат, чтобы найти оптимальные сорта, разработать технологии выращивания. Все это позволит существенно улучшить обеспеченность животных качественными белковыми кормами.
Что касается силоса, то видовая урожайность и имеющиеся площади посева силосных культур в этом году позволят в полной потребности (а она составляет 274 тыс. тонн) обеспечить животных кормом. Напомним, что силос обладает высокими питательными свойствами, а по своей калорийности, содержанию витаминов сравним со свежей травой и является ценным продуктом питания животных, способствующим усвоению других грубых кормов.
Поливные луга
Интенсивное развитие молочного животноводства подразумевает также строительство современных мегаферм – фабрик молока, где получают более 7,5 тыс. кг в год на одну фуражную корову. Разумеется, такие показатели требуют качественной кормовой базы, которую нужно обеспечивать, несмотря на погодные и экономические катаклизмы. Кстати, об экономике. Высокие цены на хлеб негативно отразились на развитии молочной отрасли. Примерно 40–45 процентов рациона дойного стада приходится на зерно. Арифметика получалась неутешительной. Чтобы справиться с ситуацией, некоторые хозяйства стали уменьшать объемы скармливания концентрированных кормов. С одной стороны, такая «диета» оздоравливает стадо, улучшает показатели воспроизводства, с другой – аукается на молочной продуктивности.
Еще один важный вопрос – мелиорация в кормопроизводстве. За последние пять лет регион перенес две засухи. Так, в прошлом году существенно пострадали Исетский, Упоровский, частично Тюменский и Ялуторовский районы. Некоторым хозяйствам пришлось покупать корма у других сельхозпроизводителей. В связи с этим аграрии обратили пристальное внимание на полив кормовых культур. Так, если на тысячу голов скота придется 200 га поливных угодий, можно существенно
снизить возникающие при засухе риски обеспечения кормами. Первой ласточкой стало изменение мировоззрения руководителей самих хозяйств. Когда-то «поливные» меры считались чем-то заоблачным, однако такой опыт уже имеется у исетского «ЗапСибХлеб-Исеть», упоровского «КРиММа», выращивающего рапс на поливе. В следующем году опробовать эту технологию планируют Сладковский и Казанский районы.
– Молочная отрасль – очень эффективный бизнес, – продолжает Рустем Бетляев. – Судите сами: регион производит 430 кг молока на душу населения юга Тюменской области, а потребляет 180 кг. Остальное вывозится за пределы субъекта. Поэтому если отрасль не будет чутко реагировать на условия рынка, развития ожидать не стоит.
Перед регионом поставлена амбициозная задача – в ближайшие пять лет увеличить валовое производство молока примерно на 30–35 процентов. Для достижения этих целей необходимо на 15–20 процентов повысить количество стойломест и, соответственно, заполнить их. Сегодня дойное стадо области без учета личных подворий составляет 53 тыс. коров. Из них 15 тыс. приходится на племенное поголовье. Построено и введено в эксплуатацию 18 молочных комплексов. Средняя продуктивность животных на мегафермах – более 7 тыс. кг молока, сельхозпредприятиях – 5 700 кг. Это одни из лучших показателей по УФО и в целом по России.
Разумеется, молочное животноводство как одно из перспективных направлений развития экономики региона обеспечивается государственной поддержкой. Это касается посевов многолетних трав, покупки семян кукурузы и других кормовых трав. Имеется прямая субсидия на производство молока. В ЛПХ эта поддержка увеличилась и составляет четыре рубля за литр. Субсидируется 50 процентов стоимости племенного и 90 процентов стоимости импортного скота. Последнее применимо к проектам, подразумевающим также новое строительство и создание дополнительных стойломест. Также бюджет субсидирует 90 процентов затрат на благоустройство территорий. Кстати, именно такая поддержка, по мнению Рустема Бетляева, является одной из самых важных, поскольку дотации в благоустройство позволяют повысить привлекательность сельского труда, косвенно решить проблему дефицита кадров.
…Остается добавить, что новые подходы к заготовке кормов, а также развитию, казалось бы, столь традиционной отрасли, как животноводство, – логический ответ на изменяющиеся условия ведения молочного бизнеса. Ведь чтобы выдержать жесткую конкуренцию рынка, необходимо всегда быть на шаг впереди коллег.