Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Правительство региона задает тренд образованию

Общество, 00:08, 27 августа 2013,
Слушать новость
Правительство региона задает тренд образованию. .

В преддверии нового учебного года Алексей Райдер рассказал журналистам об образовательных планах, новых программах и ответил на вопросы родителей


1 сентября – праздник знаний по всей России. Тысячи первоклассников впервые войдут в школьные классы, а тысячи учащихся выпускных классов начнут свой последний учебный год.

В преддверии этого дня гостем редакции газеты «Тюменская область сегодня» стал Алексей Райдер, директор департамента образования и науки Тюменской области. В эксклюзивном интервью журналистам Алексей Владимирович рассказал о том, как подготовилось тюменское образование к новому учебному году, и ответил на вопросы читателей.

Александр Скорбенко:
– С каким настроением вы лично, Алексей Владимирович, ждете начала нового учебного года?
Алексей Райдер:
– Начало нового учебного года, как и в школьные годы, жду с особым волнением. 1 сентября, а в текущем году это 2 сентября, – необычный день. Это праздник знаний. Приметы его необычны: море цветов, живописные крас-ки осени, детский смех, приподнятое настроение, радостное ощущение нового учебного года. Школьная страна открывает двери. Этот день – праздник не только для учеников. Он является новым стартом для учителей.

Раиса Ковденко:
– Какую оценку за подготовку к новому учебному году вы бы поставили образовательным учреждениям региона?
Алексей Райдер:
– Оценку за подготовку к новому учебному году поставят ученики и их родители (улыбается). Не забудут нас и контролирующие органы. Если по существу, готовность к занятиям в тюменских образовательных учреждениях высокая.

В Тюменской области создана сеть из 969 образовательных учреждений всех уровней, в них работает более пятнадцати тысяч педагогов. В новом учебном году в первый класс пойдут более семнадцати с половиной тысяч ребят (что на восемьсот человек больше прошлогоднего!). Кроме того, в учреждениях профессионального образования начнут обучение почти шесть с половиной тысяч первокурсников.

Работа по подготовке к новому учебному году велась в плановом порядке и комплексно. Готовилась материально-техническая база.

У нас пока есть время, завершаются работы по текущему ремонту в 473 школах и 13 учреждениях профессионального образования. Еще в 38 школах и 58 детских садах, школе-интернате города Ишима (для слабовидящих детей) и в Тюменском лесотехникуме скоро закончится капитальный ремонт.

Стоит отметить, что в текущем году распахнут двери новые образовательные учреждения – новоселье отпразднует 11 школ, столько же детских садов и один вуз – Ишимский педагогический институт.

К 1 сентября будут завершены также школьные здания меньшей вместимостью в селе Вагай (Омутинский район), деревне Юрмы, поселках Первомайском (Вагайский район) и Сетово, в селе Верхние Аремзяны (Тобольский район), деревне Синициной (Ишимский район).

За последние дни будет сделано немало. Ремонтные работы идут в 19 учреждениях образования. В 13 из них строители полностью введут объекты к 1 сентября, в четырех школах внутренняя отделка к 1 сентября будет завершена, после чего останется выполнить благоустройство территории и облицовку фасадов. В школе № 65 г. Тюмени ремонт продлится дольше, но учебный процесс будет организован в тех блоках, которые уже отремонтированы.

Стоит отметить, что автобусный парк пополнят 76 машин, 24 из которых уже пришли, остальные поставят в сентябре. В этом году закуплено почти 476 тысяч учебников для школьников 1–6 классов, основная масса их уже доставлена, чуть больше четырех тысяч экземпляров поставщики довезут в последние дни августа.

Людмила Шорохова:
– По данным Министерства образования России, в стране сократили 700 средних образовательных учреждений, нет детей. Какова ситуация в нашем регионе?
Алексей Райдер:
– В Тюменской области постоянно испытывается потребность в новых учебных заведениях, замены старых на современные школы. Так, в текущем году из семи новостроек шесть возведены взамен старых. Самая большая школьная новостройка этого года – школа на 825 мест в третьем Заречном микрорайоне. Вслед за ней, в октябре, будет сдана новая школа в Тюменском микрорайоне города Тюмени. Затем появится в МЖК и так далее.

Стоит отметить, что это не стихийное строительство, а плановое. В регионе разработана программа замены старых на современные, полнокомплектные школы не только в крупных городах, но и небольших населенных пунктах.

Константин Елисеев:
– Есть ли в регионе вакансии перед началом учебного года? Если да, как вы планируете их закрывать?
Алексей Райдер:
– Общеобразовательные учреждения Тюменской области почти на сто процентов обеспечены педагогическими кадрами. Увеличился процентный состав учителей с высшим образованием, в школу приходят молодые специалисты, кроме того, каждый десятый педагог имеет стаж работы до 5 лет. Наиболее востребованными остаются учителя иностранного языка, математики и начальных классов, численность детей в регионе с каждым годом увеличивается.

На сегодня общее число вакансий немногим больше пятидесяти. Все имеющиеся вакансии будут закрыты, возможно совмещение. Хотя стоит отметить, что текущий год на порядок отличается от предыдущих лет: вакансии закрывают не совместители, а предметники. Такая возможность появилась лишь в последнее время, когда жители Тюменской области, в том числе получившие в свое время педагогическое образование, увидели, что при нормальной нагрузке и результативной работе зарплата учителя вполне сопоставима с ожиданиями от жизни в нашем регионе.

Ключевое требование к работнику в эффективном контракте – быть в своем деле профессионалом и не прекращать профессиональный рост. Каждый учитель должен понимать, что в этом есть его прямой интерес, поскольку только так можно получить гарантии и льготы от государства. Учитель должен быть уверен в своем профессионализме – работать не только за гарантированную зарплату, но и за совесть, как бы банально это ни звучало, потому что в педагогической профессии нельзя иначе.

Мы отвыкли от того, что на должности в системе образования люди могут претендовать на конкурсной основе. И хотя среди ищущих работу всегда есть те, для кого важен исключительно заработок, нужно воспользоваться ситуацией в целом. Более серьезная конкуренция должна быть среди выпускников школы, поступающих в педагогические вузы. Если педагогическую профессию будут выбирать ребята с более высокими баллами ЕГЭ хотя бы по сравнению с уровнем предыдущего года, нам в скором времени не придется сетовать на уже привычный негативный фильтр.

Александр Скорбенко:
– 1 сентября тюменские педагоги встретят с повышением заработной платы?
Алексей Райдер:
– В Тюменской области наблюдается характерный для последних лет рост заработной платы: плановое повышение у педагогов состоялось с 1 января 2013 года. В следующем году планируется такой же подход. Средний размер заработной платы соответствует региональному.

Хотя с 1 сентября у многих учителей заработная плата все же увеличится за счет новой почасовой нагрузки. У всех специалистов она разная: у одних больше, у других меньше.

Александр Скорбенко:
– Скоро ли зарплата школьного учителя будет сопоставима с зарплатой нефтяника?
Алексей Райдер:
– Ответом на этот вопрос могут послужить слова из песни Владимира Высоцкого: «Выбираю тоже, как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя». Одни выбрали профессию учителя, другие – нефтяника. Это разные профессии, у них разные требования и условия работы. Поэтому их зарплаты не могут быть равными. Не исключаю, что педагоги хотели бы иметь зарплату нефтяников (смеется).

Звонок в редакцию. Елена Крымская, г. Тюмень:
– Алексей Владимирович, вы знаете, сколько требуется денег для того, чтобы собрать ребенка в шк олу?
Алексей Райдер:
– Спасибо за вопрос, он как никогда актуален. Каждая семья в среднем на сборы ребенка в школу тратит более пяти тысяч рублей. Основная статья расходов складывается из затрат на новую одежду, за лето многие дети подросли. Причем надо купить не один комплект: парадная, повседневная и спортивная форма.

– Завершаются работы по текущему ремонту
в 473 школах и 13 учреждениях профессионального образования.
Еще в 38 школах и 58 детских садах, школе-интернате города Ишима (для слабовидящих детей) и в Тюменском лесотехникуме скоро закончится капитальный ремонт. Стоит отметить, что в текущем году распахнут двери новые образовательные учреждения – новоселье отпразднует 11 школ, столько же детских садов и один вуз – Ишимский педагогический институт.

До недавнего времени покупка учебников и учебных пособий значительно сказывалась на семейном бюджете. Но второй год подряд это бремя затрат компенсирует правительство Тюменской области. Благодаря этому в прошлом году все дети начальной школы были бесплатно обеспечены учебниками. В текущем году их уже получат и учащиеся 4, 5 и 6 классов. Несмотря на это, статью затрат на учебники полностью исключить не придется. Ведь надо купить учебные пособия, тетради разового заполнения, прописи, контурные карты и так далее.

Кроме того, с 1 сентября из семейного бюджета в привычном формате для родителей будут оплачивать питание ребенка. Однако стоит отметить, что все льготы по оплате за питание ребенка из малообеспеченной или многодетной семьи сохранены в полном объеме.

Нина Генне:
– С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый базовый закон об образовании в России. Он определяет четкие ориентиры для всех уровней образования – от дошкольного до высшего. Ожидаете ли вы в связи с этим какие-то кардинальные перемены?
Алексей Райдер:
– Базовый закон об образовании, то есть федеральный, устанавливает единые отношения и требования соблюдения государственных стандартов не только в обучении школьников, студентов, но и дошкольников. Вместе с тем у него есть особенность: в каждом регионе должен появиться региональный закон об образовании, где прописывается специфика образования на данной территории. Например, школы могут быть аульные, кочевые, хуторские или как в Тюменской области – стационарные.

Региональный образовательный компонент позволяет, что особенно важно для национальных республик, разрабатывать собственные национальные учебники, образовательные курсы и так далее. Тюменская область – многонациональная территория, где нет четко выраженного признака одной нации. Вместе с тем региональный компонент существует: у нас особая география, история, связанная с освоением Тюменского Севера, и многое другое.

Региональный закон об образовании принят 5 июля на заседании областной Думы, который 1 сентября вступает в силу. В этой связи все готово для его принятия.

В базовом законе об образовании предусмотрены новые льготы в системе гарантий обучающихся в части питания, защиты детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти нормы приняты и в Тюменской области. Более того, согласовываются уже и подзаконные акты. Именно они определят в регионе размер стипендии у студентов, сумму компенсации за питание школьников, меры соцподдержки для детей-инвалидов и так далее. Все это позволило не только сохранить в полном объеме ранее существующие льготы, но и прирасти новыми суммами.

Благодаря базовому закону в учебных учреждениях появится новая служба – психолого-медико-педагогического сопровождения детей, требующих повышенного внимания к себе в освоении школьной программы. Это очень важно, ведь каждый ребенок должен учиться с комфортными ощущениями.

В дошкольном образовании свои новшества: появился стандарт образования, сохранен размер родительской платы, финансирование из областного бюджета, что позволит не возлагать груз ответственности на плечи родителей. На каждом уровне своя специфика и особенности, но в целом готов заверить, что и областной закон, принятый в развитие федерального закона, и принимаемая подзаконная база нормативных актов ведут к стабильному существованию системы образования и как минимум к пониманию родителями того, что ожидает их детей.

Не следует ожидать каких-либо революционных новшеств – напротив, в ряде случаев старались нивелировать и не применять их на территории региона. Считаю, что в целом нам удалось неплохо сделать это.

Светлана Хозяинова:
– Согласно законодательству ответственность за школьное обучение лежит на местных органах власти. Есть ли у департамента реальные возможности влиять на процесс?
Александр Скорбенко:
– Добавлю к вопросу свой. Говорят о стандартах образования, но мы же воспитываем не стандартных людей, а хотим видеть креативных личностей. Какой выход можно предложить?
Алексей Райдер:
– Исходить следует из тезиса общедоступности образования в стране в отличие от образовательных систем в других странах. Поскольку государство обязано каждому ребенку дать образование, оно и формирует требования к минимальному стандарту. Вместе с тем это не означает, что все будут причесаны под одну гребенку, то есть воспримут стандарт как верхнюю планку – напротив, он является подтверждением гарантии государства, что ниже стандарта никто не должен осваивать программы обучения. Под стандарт развиваются все образовательные программы.

Каждый ребенок должен знать, что если будет прилежно посещать занятия, готовиться и отвечать на вопросы педагога, получая удовлетворительные оценки, то продемонстрирует на итоговой экзаменационной аттестации знания на уровне стандарта. Такая схема привычна с советских времен – чтобы подтвердить, что ученик освоил программу, ему нужно было сдать выпускные экзамены на три (у нас пока действует пятибалльная система отметок). Четверки и пятерки означают, что школьник усвоил знания выше стандарта. Есть дети, чьи знания выше этих отметок, что, конечно же, зависит от педагогов и родителей, готовых уделять ребенку больше внимания.

Стандарт государственного образования ориентирован на ребенка со средними способностями, чтобы при сочетании учебной нагрузки и заданий он смог усвоить программу.

Александр Скорбенко:
– Есть ли какая-нибудь особая определяющая стратегия управления образованием в регионе?
Алексей Райдер:
– Деятельность органов управления образованием в каждом субъекте в первую очередь настроена под государственную систему и под государственную политику в этой сфере, которую задает Министерство образования и науки РФ через федеральные стандарты и требования к реализации программ.

Государственная политика Тюменской области в сфере обучения подрастающего поколения учитывает особенности региона. Признателен руководству области за особое внимание к системе образования. Педагоги не обижены в материальном плане, особые условия созданы для подбора кадров. При этом правительство региона задает четкий тренд самого содержания образования. Это требования к комфортности педагогического процесса и созданию условий для максимального развития ребенка. Очень важно, что такая задача поставлена от исполнительной власти. В настоящее время выстраивается система и в сопровождении конкретным педагогом, и в работе психологических служб, и отдельно взятого образовательного учреждения и муниципальных систем образования. Все это нацелено на создание необходимых условий обучения. Работа в этом направлении идет уже в течение двух лет.

Предстоящая августовская областная конференция тоже посвящена данной теме. В настоящее время в регионе проходят единые методические дни, преподаватели занимаются вопросами психолого-педагогической дидактики, которые часто в рутинной жизни педагога отходят на второй план в процессе гонки за оценками и освоением программы. При этом нередко упускаются из виду особенности того или иного ребенка.

Добавлю, что воодушевлен настроением педагогов на методических днях – пытаемся вернуть к обсуждению элементарные технологии педагогической работы. Каждый педагог еще на стадии обучения в вузе овладевал ими, однако в процессе работы в школе, получив задачу только учить, не уделял достаточного внимания психолого-педагогическим аспектам. Педагогический коллектив отдает должное качественной материально-технической базе, современным условиям работы, отличающимся в лучшую сторону от других субъектов РФ, при этом коллеги осознают, что необходимо вернуть педагогическое внимание к ребенку. Именно такая задача озвучена областным правительством. Уверен, нам удастся ее решить.

Вопрос, поступивший по Интернету от Евгении Максимовой из Упоровского района:
– Мой сын идет в 9-й класс, успеваемость у него не очень хорошая – много троек. Можно ли надеяться, что он сможет учиться в 10–11 классах, ведь туда отбирают не всех, хотя Конституция гарантирует бесплатное среднее образование? Отдавать его в профтехучилище не хочу.
Алексей Райдер:
– Поддержу задавшую этот вопрос маму и другим родителям настоятельно советую продолжать обучение детей в старших классах. Такая политика реализуется в сети образовательных учреждений. Разумеется, в основной массе школы хотят работать с «удобными» учениками, хотя неудобных учеников, считаю, не бывает. Конституция гарантирует, что каждый ребенок имеет право получить среднее общее образование. То, что юноша завершает 9-й класс с тройками, недоработка школы, которая затем устраивает фильтр для детей. Школа обязана переводить учеников в 10–11 классы и наверстать упущенное за предыдущие годы.

Конечно, все это повышает ответственность школы, потому что ребят ждет итоговая аттестация, в том числе в форме ЕГЭ, но школьник обязан будет продемонстрировать знания на уровне стандарта. В настоящее время взят под контроль поток распределения учеников после 9-х классов, при этом идет параллельное сокращение приема в учреждения профобразования на базе 9-го класса. Таким образом в последние годы происходит переориентация школьного образования на более комплексную ответственность за подготовку к жизни выпускников.

На портале правительства Тюменской области указаны телефоны директора департамента образования и науки и его заместителей: обязательно приложим усилия к тому, чтобы решение о дальнейшем обучении в школе состоялось в пользу ребенка и семьи.

Вопрос, поступивший по Интернету от Тимофея Абрамова из Тюменского района:
– Зачем в школах увеличивают часы физкультуры и ОБЖ, а математику и русский язык сокращают? Как при таких условиях можно успешно сдать ЕГЭ?
Алексей Райдер:
– Всему можно найти логическое объяснение. Увеличивает часы физкультуры федеральное министерство, утверждая новую структуру базисного учебного плана общеобразовательного учреждения. Третий урок физкультуры появился в базисном учебном плане, который в части федерального компонента не может быть пересмотрен, поскольку входит в образовательный стандарт. Не согласен, что из-за физкультуры сокращаются часы русского языка и математики – предметы остаются в пределах заданного часового объема, потому что по ним запланирована итоговая аттестация. Вполне возможно, что в некоторых школах сократились часы дополнительных занятий по этим предметам.

Подчеркну: в пределах федерального базисного учебного плана русский язык и математика незыблемы. Кроме того, в скором времени увеличится количество часов изучения иностранного языка, так как в стандарте старшей школы нового поколения иностранный будет третьим обязательным предметом, что является оправданным. Да, где-то прибавится, где-то убавится. Логика такого процесса учитывает санитарные требования и предельные нагрузки на детей – 30 часов в неделю. И потому увеличение часов иностранного языка произойдет за счет уменьшения числа уроков какого-либо предмета.

Людмила Шорохова:
– В связи с новой государственной программой развития образования на 2011–2020 годы возникает вопрос, какие произойдут изменения в сфере обучения детей с ограниченными возможностями?
Алексей Райдер:
– Принципиальное изменение политики в данной сфере проходит под призывом федерального министерства о том, что необучаемых детей нет. Это очень важное заявление. В специализированных учебных учреждениях ребята видят только друг друга и тем самым не представляют горизонты дальнейшего развития. Дети с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в обычный образовательный процесс. Практика показывает, что они развиваются намного результативнее.

В настоящее время в регионе из более чем шести тысяч детей с ограниченными возможностями свыше четырех тысяч человек учатся в школах общего типа. Детям, которым не противопоказана дистанционная форма обучения, ставим дома компьютерную технику, они могут общаться со сверстниками из других школ и заниматься дополнительным образованием, например, рисованием. Для них третий год подряд проводится олимпиада, причем подведение итогов и награждение проходит совместно с победителями других олимпиад. Да, пусть ребенок собрал фигурку из конструктора, но для него и его родителей это подвиг, очередной шаг развития.

В итоге специалисты фиксируют ускорение в развитии ребят с ограниченными возможностями. Вместе с тем, если родители настаивают на проживании и обучении ребенка в коррекционном учреждении, в том числе в интернате, такое право тоже должно быть гарантировано.

В области существует шесть коррекционных школ, раньше было 22 таких учреждения.

Раиса Ковденко:
– Алексей Владимирович, совпадают ли тенденции в образовании со словами из песни, которую исполняла Алла Пугачева «То ли еще будет»? Нередко родители первоклашек в шоке от сложных предметов. Или же все, о чем вы говорили, направлено навстречу ребенку?
Алексей Райдер:
– Интегралов и квадратных корней в первом классе нет (улыбается). Действительно, программа современной начальной школы значительно отличается по нагрузке и насыщенности от аналогичных программ, допустим, моего поколения. Думаю, это оправдано. Раньше первый год в школе уходил на обучение письму по прописям. Конечно, этот навык необходим ребенку, но он закрепляется автоматически благодаря новым учебным пособиям. Требования прежнего государственного стандарта включали заказ на каллиграфический почерк. В настоящее время большинство работает с компьютером и потому каллиграфия ушла в набор прикладных компетенций.

Добавлю, что современные программы начальной школы меняют вектор мысли, делая акцент на логическое мышление.

Нина Генне:
– Школа предоставляет платные услуги, при этом договор заключают родители. Если ребенку исполнилось 14 лет, кто должен заключать договор?
Алексей Райдер:
– Родители.

Валентин Курпатов, г. Ялуторовск:
– В каждом учебном заведении своя школьная форма. Где-то разрешают приходить девочкам в юбках, а мальчикам в брюках любого цвета, лишь бы это были не джинсы. Где-то необходимы костюмы, сарафаны, пиджаки определенной расцветки. В некоторых школах правила предельно строги, и под пиджаком можно носить только, например, белые и голубые блузки и рубашки. Нужна ли единая школьная форма?
Алексей Райдер:
– Единственное требование к школьной форме: она должна соответствовать санитарным и гигиеническим нормам, а также требованиям безопасности детей. Вопрос введения школьной формы для обучающихся может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет). При этом никто не вправе заставить приобретать школьную форму определенного бренда или производителя.

Звонок от Светланы из Тобольского района:
– Прочитала, что многодетным семьям дают компенсацию на школьную форму.
Алексей Райдер:
– Ежегодно по линии областного департамента социального развития малообеспеченным семьям предоставляется адресная материальная помощь на подготовку к новому учебному году. Она не обязательно предназначена на приобретение одежды. Цели могут быть разными – у каждого свои потребности. Вам нужно обратиться в территориальный комплексный центр социального обслуживания населения. Если статус малообеспеченности подтверждается, материальная помощь будет оказана. В каком размере – зависит от вашего семейного достатка.

Светлана Хозяинова:
– Законно ли проведение тестирования при приеме в первый класс?
Алексей Райдер:
– Если ребенок проживает на микроучастке, который закреплен за школой или гимназией, учреждение обязано принять в первый класс без всяких вступительных испытаний. Но есть две гимназии, которые обслуживают весь город Тюмень – № 5 и 21. Они проводят отбор.

Нина Генне:
– Обязательно ли в школе должна работать «продленка» для младших классов?
Алексей Райдер:
– Согласно стандарту, услуга «Группа продленного дня» не является обязательной. Но когда родители требуют, школа может ее организовать. Необходимо понимать, что это потребует дополнительных затрат. Семье придется заплатить за питание второй раз. Дополнительные часы работы педагога надо будет оплачивать родителям в складчину. Это платная образовательная услуга, на которую необходимо заключать договор.

Александр Скорбенко:
– Кем из тюменских учителей можно гордиться на российском уровне?
Алексей Райдер:
– В нашем регионе трудится у доски девять тысяч школьных педагогов, из них более тысячи – заслуженные учителя РФ. Есть народный учитель РФ – единственный в Тюменской области. Это Ольга Ройтблат. Есть почетные работники общего, профессионального образования. В отрасли серьезный подход к присуждению наград Министерства образования РФ. Каждый год на августовской конференции и в День учителя чествуем людей, имеющих большие заслуги. Нынче количество наград, утвержденных для работников Тюменской области, более трехсот.

Александр Скорбенко:
– У вас хорошая команда! Профессионалы, на которых можно положиться!
Алексей Райдер:
– Однозначно!

Александр Скорбенко:
– Что бы вы пожелали детям и родителям накануне нового учебного года?
Алексей Райдер:
– От всей души желаю исполнения чаяний и надежд! У родителей свои надежды. У детей свои: «Лишь бы не перегрузили!» Как минимум встретиться с теми людьми, по которым соскучились, испытать радость. Педагогам желаю в очередной раз реализовать себя, найти подход к каждому ребенку. Всем остальным желаю просто праздника, отметить День знаний с хорошим настроением и зарядиться позитивом на весь учебный год.

Александр Скорбенко:
– Спасибо!

В преддверии нового учебного года Алексей Райдер рассказал журналистам об образовательных планах, новых программах и ответил на вопросы родителей


1 сентября – праздник знаний по всей России. Тысячи первоклассников впервые войдут в школьные классы, а тысячи учащихся выпускных классов начнут свой последний учебный год.

В преддверии этого дня гостем редакции газеты «Тюменская область сегодня» стал Алексей Райдер, директор департамента образования и науки Тюменской области. В эксклюзивном интервью журналистам Алексей Владимирович рассказал о том, как подготовилось тюменское образование к новому учебному году, и ответил на вопросы читателей.

Александр Скорбенко:
– С каким настроением вы лично, Алексей Владимирович, ждете начала нового учебного года?
Алексей Райдер:
– Начало нового учебного года, как и в школьные годы, жду с особым волнением. 1 сентября, а в текущем году это 2 сентября, – необычный день. Это праздник знаний. Приметы его необычны: море цветов, живописные крас-ки осени, детский смех, приподнятое настроение, радостное ощущение нового учебного года. Школьная страна открывает двери. Этот день – праздник не только для учеников. Он является новым стартом для учителей.

Раиса Ковденко:
– Какую оценку за подготовку к новому учебному году вы бы поставили образовательным учреждениям региона?
Алексей Райдер:
– Оценку за подготовку к новому учебному году поставят ученики и их родители (улыбается). Не забудут нас и контролирующие органы. Если по существу, готовность к занятиям в тюменских образовательных учреждениях высокая.

В Тюменской области создана сеть из 969 образовательных учреждений всех уровней, в них работает более пятнадцати тысяч педагогов. В новом учебном году в первый класс пойдут более семнадцати с половиной тысяч ребят (что на восемьсот человек больше прошлогоднего!). Кроме того, в учреждениях профессионального образования начнут обучение почти шесть с половиной тысяч первокурсников.

Работа по подготовке к новому учебному году велась в плановом порядке и комплексно. Готовилась материально-техническая база.

У нас пока есть время, завершаются работы по текущему ремонту в 473 школах и 13 учреждениях профессионального образования. Еще в 38 школах и 58 детских садах, школе-интернате города Ишима (для слабовидящих детей) и в Тюменском лесотехникуме скоро закончится капитальный ремонт.

Стоит отметить, что в текущем году распахнут двери новые образовательные учреждения – новоселье отпразднует 11 школ, столько же детских садов и один вуз – Ишимский педагогический институт.

К 1 сентября будут завершены также школьные здания меньшей вместимостью в селе Вагай (Омутинский район), деревне Юрмы, поселках Первомайском (Вагайский район) и Сетово, в селе Верхние Аремзяны (Тобольский район), деревне Синициной (Ишимский район).

За последние дни будет сделано немало. Ремонтные работы идут в 19 учреждениях образования. В 13 из них строители полностью введут объекты к 1 сентября, в четырех школах внутренняя отделка к 1 сентября будет завершена, после чего останется выполнить благоустройство территории и облицовку фасадов. В школе № 65 г. Тюмени ремонт продлится дольше, но учебный процесс будет организован в тех блоках, которые уже отремонтированы.

Стоит отметить, что автобусный парк пополнят 76 машин, 24 из которых уже пришли, остальные поставят в сентябре. В этом году закуплено почти 476 тысяч учебников для школьников 1–6 классов, основная масса их уже доставлена, чуть больше четырех тысяч экземпляров поставщики довезут в последние дни августа.

Людмила Шорохова:
– По данным Министерства образования России, в стране сократили 700 средних образовательных учреждений, нет детей. Какова ситуация в нашем регионе?
Алексей Райдер:
– В Тюменской области постоянно испытывается потребность в новых учебных заведениях, замены старых на современные школы. Так, в текущем году из семи новостроек шесть возведены взамен старых. Самая большая школьная новостройка этого года – школа на 825 мест в третьем Заречном микрорайоне. Вслед за ней, в октябре, будет сдана новая школа в Тюменском микрорайоне города Тюмени. Затем появится в МЖК и так далее.

Стоит отметить, что это не стихийное строительство, а плановое. В регионе разработана программа замены старых на современные, полнокомплектные школы не только в крупных городах, но и небольших населенных пунктах.

Константин Елисеев:
– Есть ли в регионе вакансии перед началом учебного года? Если да, как вы планируете их закрывать?
Алексей Райдер:
– Общеобразовательные учреждения Тюменской области почти на сто процентов обеспечены педагогическими кадрами. Увеличился процентный состав учителей с высшим образованием, в школу приходят молодые специалисты, кроме того, каждый десятый педагог имеет стаж работы до 5 лет. Наиболее востребованными остаются учителя иностранного языка, математики и начальных классов, численность детей в регионе с каждым годом увеличивается.

На сегодня общее число вакансий немногим больше пятидесяти. Все имеющиеся вакансии будут закрыты, возможно совмещение. Хотя стоит отметить, что текущий год на порядок отличается от предыдущих лет: вакансии закрывают не совместители, а предметники. Такая возможность появилась лишь в последнее время, когда жители Тюменской области, в том числе получившие в свое время педагогическое образование, увидели, что при нормальной нагрузке и результативной работе зарплата учителя вполне сопоставима с ожиданиями от жизни в нашем регионе.

Ключевое требование к работнику в эффективном контракте – быть в своем деле профессионалом и не прекращать профессиональный рост. Каждый учитель должен понимать, что в этом есть его прямой интерес, поскольку только так можно получить гарантии и льготы от государства. Учитель должен быть уверен в своем профессионализме – работать не только за гарантированную зарплату, но и за совесть, как бы банально это ни звучало, потому что в педагогической профессии нельзя иначе.

Мы отвыкли от того, что на должности в системе образования люди могут претендовать на конкурсной основе. И хотя среди ищущих работу всегда есть те, для кого важен исключительно заработок, нужно воспользоваться ситуацией в целом. Более серьезная конкуренция должна быть среди выпускников школы, поступающих в педагогические вузы. Если педагогическую профессию будут выбирать ребята с более высокими баллами ЕГЭ хотя бы по сравнению с уровнем предыдущего года, нам в скором времени не придется сетовать на уже привычный негативный фильтр.

Александр Скорбенко:
– 1 сентября тюменские педагоги встретят с повышением заработной платы?
Алексей Райдер:
– В Тюменской области наблюдается характерный для последних лет рост заработной платы: плановое повышение у педагогов состоялось с 1 января 2013 года. В следующем году планируется такой же подход. Средний размер заработной платы соответствует региональному.

Хотя с 1 сентября у многих учителей заработная плата все же увеличится за счет новой почасовой нагрузки. У всех специалистов она разная: у одних больше, у других меньше.

Александр Скорбенко:
– Скоро ли зарплата школьного учителя будет сопоставима с зарплатой нефтяника?
Алексей Райдер:
– Ответом на этот вопрос могут послужить слова из песни Владимира Высоцкого: «Выбираю тоже, как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя». Одни выбрали профессию учителя, другие – нефтяника. Это разные профессии, у них разные требования и условия работы. Поэтому их зарплаты не могут быть равными. Не исключаю, что педагоги хотели бы иметь зарплату нефтяников (смеется).

Звонок в редакцию. Елена Крымская, г. Тюмень:
– Алексей Владимирович, вы знаете, сколько требуется денег для того, чтобы собрать ребенка в шк олу?
Алексей Райдер:
– Спасибо за вопрос, он как никогда актуален. Каждая семья в среднем на сборы ребенка в школу тратит более пяти тысяч рублей. Основная статья расходов складывается из затрат на новую одежду, за лето многие дети подросли. Причем надо купить не один комплект: парадная, повседневная и спортивная форма.

– Завершаются работы по текущему ремонту
в 473 школах и 13 учреждениях профессионального образования.
Еще в 38 школах и 58 детских садах, школе-интернате города Ишима (для слабовидящих детей) и в Тюменском лесотехникуме скоро закончится капитальный ремонт. Стоит отметить, что в текущем году распахнут двери новые образовательные учреждения – новоселье отпразднует 11 школ, столько же детских садов и один вуз – Ишимский педагогический институт.

До недавнего времени покупка учебников и учебных пособий значительно сказывалась на семейном бюджете. Но второй год подряд это бремя затрат компенсирует правительство Тюменской области. Благодаря этому в прошлом году все дети начальной школы были бесплатно обеспечены учебниками. В текущем году их уже получат и учащиеся 4, 5 и 6 классов. Несмотря на это, статью затрат на учебники полностью исключить не придется. Ведь надо купить учебные пособия, тетради разового заполнения, прописи, контурные карты и так далее.

Кроме того, с 1 сентября из семейного бюджета в привычном формате для родителей будут оплачивать питание ребенка. Однако стоит отметить, что все льготы по оплате за питание ребенка из малообеспеченной или многодетной семьи сохранены в полном объеме.

Нина Генне:
– С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый базовый закон об образовании в России. Он определяет четкие ориентиры для всех уровней образования – от дошкольного до высшего. Ожидаете ли вы в связи с этим какие-то кардинальные перемены?
Алексей Райдер:
– Базовый закон об образовании, то есть федеральный, устанавливает единые отношения и требования соблюдения государственных стандартов не только в обучении школьников, студентов, но и дошкольников. Вместе с тем у него есть особенность: в каждом регионе должен появиться региональный закон об образовании, где прописывается специфика образования на данной территории. Например, школы могут быть аульные, кочевые, хуторские или как в Тюменской области – стационарные.

Региональный образовательный компонент позволяет, что особенно важно для национальных республик, разрабатывать собственные национальные учебники, образовательные курсы и так далее. Тюменская область – многонациональная территория, где нет четко выраженного признака одной нации. Вместе с тем региональный компонент существует: у нас особая география, история, связанная с освоением Тюменского Севера, и многое другое.

Региональный закон об образовании принят 5 июля на заседании областной Думы, который 1 сентября вступает в силу. В этой связи все готово для его принятия.

В базовом законе об образовании предусмотрены новые льготы в системе гарантий обучающихся в части питания, защиты детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти нормы приняты и в Тюменской области. Более того, согласовываются уже и подзаконные акты. Именно они определят в регионе размер стипендии у студентов, сумму компенсации за питание школьников, меры соцподдержки для детей-инвалидов и так далее. Все это позволило не только сохранить в полном объеме ранее существующие льготы, но и прирасти новыми суммами.

Благодаря базовому закону в учебных учреждениях появится новая служба – психолого-медико-педагогического сопровождения детей, требующих повышенного внимания к себе в освоении школьной программы. Это очень важно, ведь каждый ребенок должен учиться с комфортными ощущениями.

В дошкольном образовании свои новшества: появился стандарт образования, сохранен размер родительской платы, финансирование из областного бюджета, что позволит не возлагать груз ответственности на плечи родителей. На каждом уровне своя специфика и особенности, но в целом готов заверить, что и областной закон, принятый в развитие федерального закона, и принимаемая подзаконная база нормативных актов ведут к стабильному существованию системы образования и как минимум к пониманию родителями того, что ожидает их детей.

Не следует ожидать каких-либо революционных новшеств – напротив, в ряде случаев старались нивелировать и не применять их на территории региона. Считаю, что в целом нам удалось неплохо сделать это.

Светлана Хозяинова:
– Согласно законодательству ответственность за школьное обучение лежит на местных органах власти. Есть ли у департамента реальные возможности влиять на процесс?
Александр Скорбенко:
– Добавлю к вопросу свой. Говорят о стандартах образования, но мы же воспитываем не стандартных людей, а хотим видеть креативных личностей. Какой выход можно предложить?
Алексей Райдер:
– Исходить следует из тезиса общедоступности образования в стране в отличие от образовательных систем в других странах. Поскольку государство обязано каждому ребенку дать образование, оно и формирует требования к минимальному стандарту. Вместе с тем это не означает, что все будут причесаны под одну гребенку, то есть воспримут стандарт как верхнюю планку – напротив, он является подтверждением гарантии государства, что ниже стандарта никто не должен осваивать программы обучения. Под стандарт развиваются все образовательные программы.

Каждый ребенок должен знать, что если будет прилежно посещать занятия, готовиться и отвечать на вопросы педагога, получая удовлетворительные оценки, то продемонстрирует на итоговой экзаменационной аттестации знания на уровне стандарта. Такая схема привычна с советских времен – чтобы подтвердить, что ученик освоил программу, ему нужно было сдать выпускные экзамены на три (у нас пока действует пятибалльная система отметок). Четверки и пятерки означают, что школьник усвоил знания выше стандарта. Есть дети, чьи знания выше этих отметок, что, конечно же, зависит от педагогов и родителей, готовых уделять ребенку больше внимания.

Стандарт государственного образования ориентирован на ребенка со средними способностями, чтобы при сочетании учебной нагрузки и заданий он смог усвоить программу.

Александр Скорбенко:
– Есть ли какая-нибудь особая определяющая стратегия управления образованием в регионе?
Алексей Райдер:
– Деятельность органов управления образованием в каждом субъекте в первую очередь настроена под государственную систему и под государственную политику в этой сфере, которую задает Министерство образования и науки РФ через федеральные стандарты и требования к реализации программ.

Государственная политика Тюменской области в сфере обучения подрастающего поколения учитывает особенности региона. Признателен руководству области за особое внимание к системе образования. Педагоги не обижены в материальном плане, особые условия созданы для подбора кадров. При этом правительство региона задает четкий тренд самого содержания образования. Это требования к комфортности педагогического процесса и созданию условий для максимального развития ребенка. Очень важно, что такая задача поставлена от исполнительной власти. В настоящее время выстраивается система и в сопровождении конкретным педагогом, и в работе психологических служб, и отдельно взятого образовательного учреждения и муниципальных систем образования. Все это нацелено на создание необходимых условий обучения. Работа в этом направлении идет уже в течение двух лет.

Предстоящая августовская областная конференция тоже посвящена данной теме. В настоящее время в регионе проходят единые методические дни, преподаватели занимаются вопросами психолого-педагогической дидактики, которые часто в рутинной жизни педагога отходят на второй план в процессе гонки за оценками и освоением программы. При этом нередко упускаются из виду особенности того или иного ребенка.

Добавлю, что воодушевлен настроением педагогов на методических днях – пытаемся вернуть к обсуждению элементарные технологии педагогической работы. Каждый педагог еще на стадии обучения в вузе овладевал ими, однако в процессе работы в школе, получив задачу только учить, не уделял достаточного внимания психолого-педагогическим аспектам. Педагогический коллектив отдает должное качественной материально-технической базе, современным условиям работы, отличающимся в лучшую сторону от других субъектов РФ, при этом коллеги осознают, что необходимо вернуть педагогическое внимание к ребенку. Именно такая задача озвучена областным правительством. Уверен, нам удастся ее решить.

Вопрос, поступивший по Интернету от Евгении Максимовой из Упоровского района:
– Мой сын идет в 9-й класс, успеваемость у него не очень хорошая – много троек. Можно ли надеяться, что он сможет учиться в 10–11 классах, ведь туда отбирают не всех, хотя Конституция гарантирует бесплатное среднее образование? Отдавать его в профтехучилище не хочу.
Алексей Райдер:
– Поддержу задавшую этот вопрос маму и другим родителям настоятельно советую продолжать обучение детей в старших классах. Такая политика реализуется в сети образовательных учреждений. Разумеется, в основной массе школы хотят работать с «удобными» учениками, хотя неудобных учеников, считаю, не бывает. Конституция гарантирует, что каждый ребенок имеет право получить среднее общее образование. То, что юноша завершает 9-й класс с тройками, недоработка школы, которая затем устраивает фильтр для детей. Школа обязана переводить учеников в 10–11 классы и наверстать упущенное за предыдущие годы.

Конечно, все это повышает ответственность школы, потому что ребят ждет итоговая аттестация, в том числе в форме ЕГЭ, но школьник обязан будет продемонстрировать знания на уровне стандарта. В настоящее время взят под контроль поток распределения учеников после 9-х классов, при этом идет параллельное сокращение приема в учреждения профобразования на базе 9-го класса. Таким образом в последние годы происходит переориентация школьного образования на более комплексную ответственность за подготовку к жизни выпускников.

На портале правительства Тюменской области указаны телефоны директора департамента образования и науки и его заместителей: обязательно приложим усилия к тому, чтобы решение о дальнейшем обучении в школе состоялось в пользу ребенка и семьи.

Вопрос, поступивший по Интернету от Тимофея Абрамова из Тюменского района:
– Зачем в школах увеличивают часы физкультуры и ОБЖ, а математику и русский язык сокращают? Как при таких условиях можно успешно сдать ЕГЭ?
Алексей Райдер:
– Всему можно найти логическое объяснение. Увеличивает часы физкультуры федеральное министерство, утверждая новую структуру базисного учебного плана общеобразовательного учреждения. Третий урок физкультуры появился в базисном учебном плане, который в части федерального компонента не может быть пересмотрен, поскольку входит в образовательный стандарт. Не согласен, что из-за физкультуры сокращаются часы русского языка и математики – предметы остаются в пределах заданного часового объема, потому что по ним запланирована итоговая аттестация. Вполне возможно, что в некоторых школах сократились часы дополнительных занятий по этим предметам.

Подчеркну: в пределах федерального базисного учебного плана русский язык и математика незыблемы. Кроме того, в скором времени увеличится количество часов изучения иностранного языка, так как в стандарте старшей школы нового поколения иностранный будет третьим обязательным предметом, что является оправданным. Да, где-то прибавится, где-то убавится. Логика такого процесса учитывает санитарные требования и предельные нагрузки на детей – 30 часов в неделю. И потому увеличение часов иностранного языка произойдет за счет уменьшения числа уроков какого-либо предмета.

Людмила Шорохова:
– В связи с новой государственной программой развития образования на 2011–2020 годы возникает вопрос, какие произойдут изменения в сфере обучения детей с ограниченными возможностями?
Алексей Райдер:
– Принципиальное изменение политики в данной сфере проходит под призывом федерального министерства о том, что необучаемых детей нет. Это очень важное заявление. В специализированных учебных учреждениях ребята видят только друг друга и тем самым не представляют горизонты дальнейшего развития. Дети с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в обычный образовательный процесс. Практика показывает, что они развиваются намного результативнее.

В настоящее время в регионе из более чем шести тысяч детей с ограниченными возможностями свыше четырех тысяч человек учатся в школах общего типа. Детям, которым не противопоказана дистанционная форма обучения, ставим дома компьютерную технику, они могут общаться со сверстниками из других школ и заниматься дополнительным образованием, например, рисованием. Для них третий год подряд проводится олимпиада, причем подведение итогов и награждение проходит совместно с победителями других олимпиад. Да, пусть ребенок собрал фигурку из конструктора, но для него и его родителей это подвиг, очередной шаг развития.

В итоге специалисты фиксируют ускорение в развитии ребят с ограниченными возможностями. Вместе с тем, если родители настаивают на проживании и обучении ребенка в коррекционном учреждении, в том числе в интернате, такое право тоже должно быть гарантировано.

В области существует шесть коррекционных школ, раньше было 22 таких учреждения.

Раиса Ковденко:
– Алексей Владимирович, совпадают ли тенденции в образовании со словами из песни, которую исполняла Алла Пугачева «То ли еще будет»? Нередко родители первоклашек в шоке от сложных предметов. Или же все, о чем вы говорили, направлено навстречу ребенку?
Алексей Райдер:
– Интегралов и квадратных корней в первом классе нет (улыбается). Действительно, программа современной начальной школы значительно отличается по нагрузке и насыщенности от аналогичных программ, допустим, моего поколения. Думаю, это оправдано. Раньше первый год в школе уходил на обучение письму по прописям. Конечно, этот навык необходим ребенку, но он закрепляется автоматически благодаря новым учебным пособиям. Требования прежнего государственного стандарта включали заказ на каллиграфический почерк. В настоящее время большинство работает с компьютером и потому каллиграфия ушла в набор прикладных компетенций.

Добавлю, что современные программы начальной школы меняют вектор мысли, делая акцент на логическое мышление.

Нина Генне:
– Школа предоставляет платные услуги, при этом договор заключают родители. Если ребенку исполнилось 14 лет, кто должен заключать договор?
Алексей Райдер:
– Родители.

Валентин Курпатов, г. Ялуторовск:
– В каждом учебном заведении своя школьная форма. Где-то разрешают приходить девочкам в юбках, а мальчикам в брюках любого цвета, лишь бы это были не джинсы. Где-то необходимы костюмы, сарафаны, пиджаки определенной расцветки. В некоторых школах правила предельно строги, и под пиджаком можно носить только, например, белые и голубые блузки и рубашки. Нужна ли единая школьная форма?
Алексей Райдер:
– Единственное требование к школьной форме: она должна соответствовать санитарным и гигиеническим нормам, а также требованиям безопасности детей. Вопрос введения школьной формы для обучающихся может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет). При этом никто не вправе заставить приобретать школьную форму определенного бренда или производителя.

Звонок от Светланы из Тобольского района:
– Прочитала, что многодетным семьям дают компенсацию на школьную форму.
Алексей Райдер:
– Ежегодно по линии областного департамента социального развития малообеспеченным семьям предоставляется адресная материальная помощь на подготовку к новому учебному году. Она не обязательно предназначена на приобретение одежды. Цели могут быть разными – у каждого свои потребности. Вам нужно обратиться в территориальный комплексный центр социального обслуживания населения. Если статус малообеспеченности подтверждается, материальная помощь будет оказана. В каком размере – зависит от вашего семейного достатка.

Светлана Хозяинова:
– Законно ли проведение тестирования при приеме в первый класс?
Алексей Райдер:
– Если ребенок проживает на микроучастке, который закреплен за школой или гимназией, учреждение обязано принять в первый класс без всяких вступительных испытаний. Но есть две гимназии, которые обслуживают весь город Тюмень – № 5 и 21. Они проводят отбор.

Нина Генне:
– Обязательно ли в школе должна работать «продленка» для младших классов?
Алексей Райдер:
– Согласно стандарту, услуга «Группа продленного дня» не является обязательной. Но когда родители требуют, школа может ее организовать. Необходимо понимать, что это потребует дополнительных затрат. Семье придется заплатить за питание второй раз. Дополнительные часы работы педагога надо будет оплачивать родителям в складчину. Это платная образовательная услуга, на которую необходимо заключать договор.

Александр Скорбенко:
– Кем из тюменских учителей можно гордиться на российском уровне?
Алексей Райдер:
– В нашем регионе трудится у доски девять тысяч школьных педагогов, из них более тысячи – заслуженные учителя РФ. Есть народный учитель РФ – единственный в Тюменской области. Это Ольга Ройтблат. Есть почетные работники общего, профессионального образования. В отрасли серьезный подход к присуждению наград Министерства образования РФ. Каждый год на августовской конференции и в День учителя чествуем людей, имеющих большие заслуги. Нынче количество наград, утвержденных для работников Тюменской области, более трехсот.

Александр Скорбенко:
– У вас хорошая команда! Профессионалы, на которых можно положиться!
Алексей Райдер:
– Однозначно!

Александр Скорбенко:
– Что бы вы пожелали детям и родителям накануне нового учебного года?
Алексей Райдер:
– От всей души желаю исполнения чаяний и надежд! У родителей свои надежды. У детей свои: «Лишь бы не перегрузили!» Как минимум встретиться с теми людьми, по которым соскучились, испытать радость. Педагогам желаю в очередной раз реализовать себя, найти подход к каждому ребенку. Всем остальным желаю просто праздника, отметить День знаний с хорошим настроением и зарядиться позитивом на весь учебный год.

Александр Скорбенко:
– Спасибо!



Читайте также

Школьников и студентов УФО приглашают принять участие в конкурсе спектаклей

09 июня

В тюменском центре реабилитации прошел концерт «Поющие сердца Донбасса»

09 июня