Жить интересно! Я так привык
Представляем вашему вниманию интервью главного редактора газеты «Тюменская область сегодня» Александра Скорбенко с известным сибирским режиссером и актером Константином Одеговым. Он рассказывает о развитии кино, пути к Богу, трепетной и трагичной музе и вечном стремлении к идеальному образу в жизни и искусстве.
– Константин Владимирович, вы как человек творческий, что можете сказать о кино?
– В первую очередь это искусство и довольно высокое. Такое же, как литература, музыка и живопись, тем более что кино включает в себя все эти виды искусства. Даже Ленин отмечал, что «кино является для нас важнейшим из искусств». А знаете продолжение цитаты? Оно таково: «…и цирк, пока народ неграмотен». Хотя многие приписывают эту язвительную концовку Луначарскому. Как там на самом деле было, теперь трудно сказать. В любом случае грамотнее мы не стали, а в нынешнем веке совсем даже наоборот, увы, так сложилась экономическая обстановка – российскому народу уже не до образованности. В итоге кино в плане его влияния на наше развитие остается таким же значимым, как утверждал вождь пролетариата.
– Насколько властны фильмы над людьми? Когда вы показываете свое кино народу, какую цель ставите – пробуждение духовности, вы отталкиваете их от Бога или приближаете?
– Не ставлю перед собой цели кого-то воспитывать или образовывать. Но очень надеюсь, что мои произведения могут помочь приблизить к пониманию истинной веры. Человек живет для того, чтобы спасти собственную душу. Я спасаю прежде всего свою. Об остальных Бог позаботится.
– Для себя самого что вы извлекаете из собственного творчества?
– Как раз через свое кино и пришел к православию. Это произошло в работе над фильмом «Наследники». Было ощущение, словно меня за руку привели к осознанию того, что такое православная вера для русского человека.
– Как вы считаете, современная Россия стала ближе к Богу?
– Мы живем в апостасийный век. Чем ближе к апокалипсису, тем мы дальше от Бога. Никто не знает часа и времени того, но то, что конец наступит, неизбежно. Это описано в Библии. И случится это именно потому, что мы, к сожалению, все дальше и дальше уходим от Всевышнего.
– Вижу вас в фильмах одним из главных действующих лиц либо просто человеком, включенным в сюжеты. Это желание увековечить себя, совпасть с каким-то героем или что-то еще?
– За всю историю моего творчества государство ни разу меня не поддержало.
Получал финансирование в банках, занимал у друзей, кто-то из товарищей помогал бескорыстно, чаще всего это происходило все вместе.
Оплата актерской работы – это дополнительные расходы, причем немалые. Так что из экономических соображений был вынужден стать еще и актером, но если мне суждено себя увековечить, то предпочел бы сделать это в качестве режиссера.
Хотя уверен, если создавая то или иное произведение, думать о собственном величии в будущем, то скорее всего ничего не получится.
– Каково быть актером собственного фильма?
– Трудно, но очень интересно. Вообще редко встречал людей, которые, узнав, что я режиссер, не предлагали бы мне себя в качестве актера. Так что выходит, с удовольствием воспользовался служебным положением. О том, что получилось, судить зрителю.
– Как вы считаете, может свердловскую киностудию стоит приблизить к Тюмени и начать снимать здесь кино?
– У нас много талантов, которые могли бы раскрыть свой потенциал. Было бы замечательно обзавестись собственной студией в Тюмени. Но боюсь, что это невозможно, опять-таки из экономических соображений. К сожалению, отечественное кино за редкими исключениями сегодня прибыли не приносит. А духовное и нравственное развитие теперь мало кого заботит.
– Чтобы не жалеть о бесцельно прожитых годах, какие три вещи вы возьмете от жизни, чтобы ступать по ней смело и знать, что не зря?
– Скорее, мне хотелось бы, чтобы после моей жизни что-то осталось. Тогда уж точно не буду жалеть о бесцельно прожитых годах.
– Какой самый большой рекорд в своей жизни вы хотели бы поставить?
– Об этом не задумывался. Несомненно, с чувством иронии отношусь к собственным достижениям. Сверхзадачи перед собой не ставил.
– Любой художник сталкивается с проблемами: непонимание, деньги, актеры, нестыковки... Очень трудно понять, где главное, а где второстепенное, чем зажечься, а на что не растратиться, для этого нужно колоссальное терпение и смирение. Так вот, смирение какую роль играет в вашем творчестве?
– Важнейшую. Не скрою, в начале своей кинодеятельности ожидал успеха и даже славы. Но это быстро прошло. Сейчас пришло понимание того, что в творчестве важнее, чтобы произведение состоялось, а то, как и когда его признают, уже вторично. Конечно, всем хочется, чтобы это произошло при жизни.
– За каждым великим мужчиной стоит великая муза. Какова ваша вдохновительница?
– Не думаю, что я настолько велик, но муза мне досталась достойная гения. Моя муза – мученица. Дорогая супруга Эмма очень страдает от моего творчества, поскольку последнее приносит в основном финансовые проб-лемы. Тем не менее она вдохновляет меня на труд, терпит каждое авантюрное начало. Вот насколько хватит ее терпения, я не знаю.
– Кино на самом деле продолжает человека и его природное предназначение. Как и в каких фильмах далее будет отражаться Константин Одегов?
– Сейчас в работе документальный фильм о рекорд-смене планеты, покорившем Эверест, северный и южный полюс – великом путешест-веннике современности Федоре Конюхове. В планах экранизация собственной повести «Я знаю, что ты есть» и новой повести «Порог сердца» тюменского писателя Сергея Козлова, с которым мы уже реализовали интересный проект – фильм «Наследники».
Читайте также