Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

О воспитании детей и духовной чистоте

Культура, 00:13, 02 августа 2013,
Слушать новость
О воспитании детей и духовной чистоте. .

Продолжение разговора с архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием, состоявшегося в редакции в рамках клуба «От первого лица»


Нечасто журналистам в процессе работы удается поговорить о вечном, и потому разговор с архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием, который принял участие в работе редакционного клуба «От первого лица», продолжался более трех часов (читайте газетную версию заседания клуба в № 120 от 12 июня 2013 года).

Предлагаем вниманию читателей заключительную часть беседы.

Евгения Суворова:
– Моей дочери четыре года. У нее, как и у многих детей, развит инстинкт потребления: надо то или другое, купи и так далее. Как бороться с детским эгоизмом? Как воспитать ребенка духовным человеком?
Архиепископ Димитрий:
– Сегодня особенно важно прививать детям любовь. Однако следует помнить, что любовь способна трансформироваться в эгоизм, тогда ребенок, став взрослым, будет вам не радостью и утешением, а скорбью и печалью. Так говорится в Биб­лии. Родительская любовь должна прививать добропорядочные навыки, рассуждение, пресекать алчность, зависть...

Обычно, когда в семье появляется дитя, папа, мама, бабушки и дедушки в нем души не чают. Все вокруг него бегают, угождают, поэтому ребенок думает, что он центр Земли. При таком воспитании он растет эгоистом. Ребенка нужно сразу приучать к тому, что он такой же член семьи, как и остальные, только пока немощный и маленький. Его нужно привлекать к участию во всех семейных делах, и с поощрением. Взрослые к покупкам детям должны относиться разумно, в меру потребного. Ребенок еще не вправе распоряжаться материальными средствами, поэтому должен довольствоваться тем, что дают мама и папа. Конечно, сегодня обилие товаров, пестрые одежды и яркие витрины располагают к пробуждению алчности, желанию приобрести что-то новое, но взрослые должны быть благоразумными и не делать из ребенка безрассудного потребителя, пусть он растет полноценным, полноправным деятельным членом семьи. И, конечно, нельзя выполнять все его капризы.

Считаю не полезным для ребенка посещение супермаркетов, различных торговых центров, где применяются маркетинговые приемы формирования потребительского образа жизни. При виде обилия товаров и реклам у ребенка развивается алчность, зависть, дух неумеренного потребления, что порой приводит к конфликтным ситуациям между родителями и детьми. Если раньше ребенок получал подарок от папы или мамы – это укрепляло в нем чувство любви к своим родителям, к своим дарителям. Если он сам выбирает себе покупку по своему хотению, то воспринимает это как подарок от супермаркета, что вырабатывает у него влечение в торговые точки, а не к своим родителям или дарителям. Выбор потребного или детских игрушек взрослыми дает возможность формировать круг интересов ребенка с развива­ющим уклоном и положительно влиять на его развитие.

Елена Михалькова:
– Недавно приятельница пожаловалась, что устала от мирской суеты, хочет все бросить и уйти в монастырь. Это нормальное желание?
Архиепископ Димитрий:
– В данном случае необходим индивидуальный подход. Прежде всего надо ответить на вопрос: «Что собираетесь бросить?» Однажды женщина, у которой были семейные проблемы, обратилась ко мне с просьбой благословить на уход в монастырь. Спрашиваю: «А как же сын?» Отвечает: «Отдам в гимназию». Да разве можно матери бросать детей? Это настоящее преступ­ление. Другое дело, если человек не обременен семейными обязанностями или находится в душевном кризисе, но при этом не нарушает права членов своей семьи, особенно малолетних детей. Хотя бывают случаи, когда допускается совмещение материнства и жизнь в монастыре. Ведь женщина с детьми, оставшаяся один на один с проблемами, более уязвима к невзгодам, ей сложно самостоятельно выйти из трудной жизненной ситуации. В этом случае ребенка определяем в монастырский приют, а маму трудиться в монастыре. Следует отметить, что в монастырь она приходит не монахиней, а трудницей. Вскоре ее душевное состояние восстанавливается, а тем временем ребенок живет в благоприятных условиях, посещает школу, творческие кружки или спортивные секции. Жизни этих людей спасены. При этом решаются проблемы жилья и материального достатка.

Признаюсь, в подобных случаях меня всегда возмущает отношение мужчин к своей семье. Как можно не нести ответственности ни перед женой, ни перед ребенком?

Сергей Исаев:
– Ирина Завьялова через сеть Интернет спрашивает: «Верно ли, что Господь не дает человеку испытаний, которые ему не по силам»?
Архиепископ Димитрий:
– Господь не дает никаких испытаний. Он попускает их. Испытания человек получает за счет своего жизненного поведения. Что посеяли, то и жнем. Все законом прописано – читайте Биб­лию. Чтишь отца и мать – и благо тебе будет, и тебя твои дети почтут. Не чтишь – и тебя уважать не станут. А это, говорится в Писании, самый тяжкий грех, вопиющий на Небо. Он убивает родителей заживо, хоронит их. Поэтому постигающие человека испытания в какой-то мере являются его расплатой за поведение и мысли, в которых он живет.

Александр Халтурин:
– Ваше Высокопреосвященство, можно ли заказывать службу или подавать записочки о здравии некрещеных людей или иноверцев? Как правильно это делать?
Архиепископ Димитрий:
– Вы лично можете и должны за них молиться, в том числе за иноверцев. Церковь молится евхаристической молитвой только за тех, кто является ее членом, то есть за крещеных людей. В записку иноверца или некрещеного вписывать нельзя.

Церковь, как всякое общество, – это общество кающихся грешников. Не надо думать, что если мы ходим в блестящих облачениях, то окружены ореолом – мы идем по пути покаяния. Потом Господь будет судить нас не по тому, что говорили, а как жили. Если были в нас раскаянность и смирение, значит, будем приняты Богом.

В определенное время церковь молится за всех, в том числе и за отступивших, чтобы просветить их светом разума. Если не умеете молиться, подойдите к батюшке, побеседуйте. Когда наше тело недомогает, мы идем к врачу, так и в духовном плане. Священник разъяснит правила и подходы к молитве, поможет понять некоторые ее моменты, ответит на вопросы. Кстати, у Тобольско-Тюменской епархии есть официальный сайт: http://www.tobolsk-eparhia.ru и специальная рубрика «Вопрос священнику».

Валерий Бычков:
– Гражданские браки стали популярны. Можно ли крестить детей, рожденных в таком браке?
Архиепископ Димитрий:
– Церковь может крестить всех детей. Что касается гражданского брака, то таковым следует называть брак, зарегист­рированный в ЗАГСе. Церковный брак – венчание. То, о чем вы говорили выше, называется сожительством, что с позиции государственного права и церковного права является незаконным.

Нелли Королькова, г. Тюмень:
– Живем на улице Олимпийской, рядом строится замечательный храм. Когда состоится его открытие?
Архиепископ Димитрий:
– К концу года должны стать очевидными сроки окончания строительства Благовещенского собора. Хорошую поддержку оказывает правительство Тюменской области, благотворители, но и вы должны молиться, чтобы Господь укреплял труды и дела всех, кто там работает.

' Нелли Королькова:
– Можно ли в крестные родители выбирать чужих людей, имея при этом кровных родственников? Не будут ли на малышей переходить от крестных характер, судьба и заболевания?
Архиепископ Димитрий:
– Никакие телесные болезни не могут перейти, однако душевные – да. Надо осознавать, что крестные – те же родители, только духовные. Так, у мальчика обязательно должен быть крестный отец, у девочки – крестная мать. На них возлагается ответственность за то, чтобы дите стало добрым и нравственным, росло на радость родителям. А родственник или не родственник – не столь важно, главное – чтобы человек был ответственным за судьбу своего крестника.

Евгения Суворова:
– Некоторые светские мероприятия предусматривают открытые платья, но нательный крест не хочется выставлять на всеобщее обозрение. Можно ли крещеному человеку снимать крестик?

Архиепископ Димитрий:
– Церковь считает, что человек должен одеваться целомуд­ренно, особенно, если состоит в браке. Если незамужним девушкам допускалось носить украшения, то выйдя замуж, они должны быть скромнее. Муж и жена принадлежат только друг другу, поэтому нужно одеваться скромно и обязательно носить крестик. Крест, как и ангел-хранитель, спасает и сохраняет нас от воздействия вражьего.

Людмила Шорохова:
– Зачастую людям сложно соблюдать библейские заповеди. Как укрепить себя?
Архиепископ Димитрий:
– Первый грех, который совершили наши прародители Адам и Ева, будучи божественными по своему происхождению, – невоздержание. Из-за этого пошло дальнейшее оскудение духовной природы человека. Поэтому воздержание лежит в основе здравия души и тела. По мысли святителя Митрофана Воронежского: «Употреби труд, храни мерность – богат будеши. Воздержно пий, мало яждь – здрав будеши. Твори благо, бегай злаго – спасен будеши».

По таким же принципам следует воспитывать детей. Не баловать их новой куклой или машинкой, а с младенчества приучать к воздержанию. К сожалению, в современном мире сложно удержаться от потребительских соблазнов. В городах повсюду яркая реклама, призывающая что-то купить. Следует быть скромнее в запросах. Детей, к примеру, раньше не принято было водить в магазины, зато сейчас малыша с пеленок берут в огромный торговый центр – океан соблазнов, где тут же начинаются капризы: купи то, купи это... Надо понимать: у дитя нет осмысления собственных потребностей. Для ребенка поводом для радости должен стать родитель, принесший подарок, а не яркий супермаркет. Считаю, что детей до семи лет следует оберегать от потребительских соблазнов. Лучше чаще выезжать с семьей на природу, посещать храм. Так формируется полноценная личность.

Помню, в детстве по воскресеньям мама всегда стряпала пироги. Выбежим утром на кухню (нас было четверо), но выпечку не берем. Ждем папу, который что-то мастерит в столярке. Придет отец, и тогда все садимся за стол. А сегодня что получается? Ребенок стал цент­ром Вселенной. Все лучшее только ему. Неровен час вырастить эгоиста. Еще пример. Как водится, папа играет роль строгого цензора, всегда что-то запрещающего. Женщины – более мягкие, уступчивые. Предположим, ребенок не хочет есть, капризничает, просит вместо супа пирожное-мороженое. Отец строго запрещает, а мама и бабушка в то же время шепчут: ничего, папа уйдет на работу, получишь сладенькое. Типичный случай, не правда ли? Однако мало кто задумывается, что таким поведением подрываем авторитет отца, учим детей лукавству.

Маргарита Шаманенко:
– Какова роль мужчины в жизни общества и семьи? Ведь сейчас все заботы переложены на плечи женщины: дамы деньги зарабатывают, детей воспитывают...
Архиепископ Димитрий:
– … и сумки таскают! Нужно понимать: несмотря на то, что мужчины и женщины разные, они должны дополнять друг друга. Если в семье кто-то кого-то подавляет силой, хитростью, лукавством, то идет нарушение баланса, предназначения людей. Семье нужна мужественность, твердый стержень, но одновременно и мягкость. Сегодня, увы, грани между мужчинами и женщинами размываются. Девушки начинают походить на ребят, парни становятся инфантильными, манерными. Это нарушение Божьего устроения, поэтому страдает семья.

Считаю, что большая роль в жизни семьи и общества принадлежит именно женщине. Она формирует не только саму себя, но и мужскую половину. Часто бывает, что мамы балуют сыновей, особенно матери-одиночки, не понимая, что этим портят их. И тогда вырастает личность капризная, непонятная. Он и маме потом будет досадой.

Поэтому на женщине лежит большая ответственность, даже природой это предусмотрено: быть мудрой и в то же время целомудренной. Если девушки, начиная со школьной скамьи, поддаются потоку неправильных киношных образов поведения, то это неправильно формирует и юношей. Если она становится фривольной, а порой слишком открытой и распущенной, то это противоречит самой природе. Не ко времени все это, не ко времени. Потому и мужская половина не вырастает твердой, понимаете? Мужчины становятся инфантильными, падкими на соблазны. В результате получаем то, что имеем – некрепкие семьи, когда пожили, побаловались и разбежались. А вот если бы соблюдались устои старой Руси… Нужно отдать должное исламскому миру: там женщины твердо себя сохраняют. В Биб­лии говорилось: если девушка нарушила свою чистоту, ее побивали камнями. И объяснялось, почему: она не может стать матерью здоровых детей. Тогда, во времена Моисея, возможно, это было трудно понять, но сейчас, зная микробиологию, генетику, очевидно.

Чистоту надо возрождать. Вы спросили, каким представляю мир через сто лет. Хочется, чтобы девушки надели платья. Это тоже культура: в зависимости от региона, природных условий и физиологии выработаны определенные формы одежды, образы мужчин и женщин не должны смешиваться, иначе происходит нарушение сознания и восприятия. И красоты, конечно.

Александр Скорбенко:
– Насколько опасна компьютерная зависимость?
Архиепископ Димитрий:
– Современные технологии разрушают духовный мир человека. Люди, особенно дети, начинают перерождаться, жить виртуально. Компьютерные игры делают детей жестокими. Вы, наверное, видели в новостях: дети живут не в семье, они поглощены компьютером. Любой призыв родителей опомниться и вернуться на эту землю приводит к конфликтам. Осенью мальчик из-за конфликта с отцом выбросился в окно, причина – увлечение компьютерными играми. А что это за желание «прославиться», когда девочки снимают на телефон зверское избиение подруги?! Сто, двести лет назад такого и представить было нельзя. Из жизни уходит красота, романтика. Остается пошлость. А ведь человек должен вызревать, в том числе его чувства. Здесь велика роль родителей и школы.

Если, к примеру, человек приобретает холодильник или стиральную машину, то изучает технику безопасности. Крайне необходима «техника безопасности» посещения Интернета, работы с компьютером, телефоном. Почему все, что стыдно и срамно, находится в открытом доступе?

Виртуальная зависимость влияет на психику, люди «уходят» из реальной жизни. Как-то ко мне обратилась с вопросом женщина: «Что делать с сыном? До армии трудился, сейчас ничего не делает, работать не хочет, только пьет, ест и сидит у компьютера». А мать при этом надрывается на трех работах. Спрашиваю: «Кто купил ему компьютер? Вы? А научили его безопасности при обращении с ним?»

Полностью отвергать новые технологии тоже нельзя, неразумно. Жизнь не остановишь. Журналистское сообщество должно помочь выработать какие-то инструкции по технике безопасности. Нужно ставить заслонки, «программные предохранители», чтобы защитить детей.

Продолжение разговора с архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием, состоявшегося в редакции в рамках клуба «От первого лица»


Нечасто журналистам в процессе работы удается поговорить о вечном, и потому разговор с архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием, который принял участие в работе редакционного клуба «От первого лица», продолжался более трех часов (читайте газетную версию заседания клуба в № 120 от 12 июня 2013 года).

Предлагаем вниманию читателей заключительную часть беседы.

Евгения Суворова:
– Моей дочери четыре года. У нее, как и у многих детей, развит инстинкт потребления: надо то или другое, купи и так далее. Как бороться с детским эгоизмом? Как воспитать ребенка духовным человеком?
Архиепископ Димитрий:
– Сегодня особенно важно прививать детям любовь. Однако следует помнить, что любовь способна трансформироваться в эгоизм, тогда ребенок, став взрослым, будет вам не радостью и утешением, а скорбью и печалью. Так говорится в Биб­лии. Родительская любовь должна прививать добропорядочные навыки, рассуждение, пресекать алчность, зависть...

Обычно, когда в семье появляется дитя, папа, мама, бабушки и дедушки в нем души не чают. Все вокруг него бегают, угождают, поэтому ребенок думает, что он центр Земли. При таком воспитании он растет эгоистом. Ребенка нужно сразу приучать к тому, что он такой же член семьи, как и остальные, только пока немощный и маленький. Его нужно привлекать к участию во всех семейных делах, и с поощрением. Взрослые к покупкам детям должны относиться разумно, в меру потребного. Ребенок еще не вправе распоряжаться материальными средствами, поэтому должен довольствоваться тем, что дают мама и папа. Конечно, сегодня обилие товаров, пестрые одежды и яркие витрины располагают к пробуждению алчности, желанию приобрести что-то новое, но взрослые должны быть благоразумными и не делать из ребенка безрассудного потребителя, пусть он растет полноценным, полноправным деятельным членом семьи. И, конечно, нельзя выполнять все его капризы.

Считаю не полезным для ребенка посещение супермаркетов, различных торговых центров, где применяются маркетинговые приемы формирования потребительского образа жизни. При виде обилия товаров и реклам у ребенка развивается алчность, зависть, дух неумеренного потребления, что порой приводит к конфликтным ситуациям между родителями и детьми. Если раньше ребенок получал подарок от папы или мамы – это укрепляло в нем чувство любви к своим родителям, к своим дарителям. Если он сам выбирает себе покупку по своему хотению, то воспринимает это как подарок от супермаркета, что вырабатывает у него влечение в торговые точки, а не к своим родителям или дарителям. Выбор потребного или детских игрушек взрослыми дает возможность формировать круг интересов ребенка с развива­ющим уклоном и положительно влиять на его развитие.

Елена Михалькова:
– Недавно приятельница пожаловалась, что устала от мирской суеты, хочет все бросить и уйти в монастырь. Это нормальное желание?
Архиепископ Димитрий:
– В данном случае необходим индивидуальный подход. Прежде всего надо ответить на вопрос: «Что собираетесь бросить?» Однажды женщина, у которой были семейные проблемы, обратилась ко мне с просьбой благословить на уход в монастырь. Спрашиваю: «А как же сын?» Отвечает: «Отдам в гимназию». Да разве можно матери бросать детей? Это настоящее преступ­ление. Другое дело, если человек не обременен семейными обязанностями или находится в душевном кризисе, но при этом не нарушает права членов своей семьи, особенно малолетних детей. Хотя бывают случаи, когда допускается совмещение материнства и жизнь в монастыре. Ведь женщина с детьми, оставшаяся один на один с проблемами, более уязвима к невзгодам, ей сложно самостоятельно выйти из трудной жизненной ситуации. В этом случае ребенка определяем в монастырский приют, а маму трудиться в монастыре. Следует отметить, что в монастырь она приходит не монахиней, а трудницей. Вскоре ее душевное состояние восстанавливается, а тем временем ребенок живет в благоприятных условиях, посещает школу, творческие кружки или спортивные секции. Жизни этих людей спасены. При этом решаются проблемы жилья и материального достатка.

Признаюсь, в подобных случаях меня всегда возмущает отношение мужчин к своей семье. Как можно не нести ответственности ни перед женой, ни перед ребенком?

Сергей Исаев:
– Ирина Завьялова через сеть Интернет спрашивает: «Верно ли, что Господь не дает человеку испытаний, которые ему не по силам»?
Архиепископ Димитрий:
– Господь не дает никаких испытаний. Он попускает их. Испытания человек получает за счет своего жизненного поведения. Что посеяли, то и жнем. Все законом прописано – читайте Биб­лию. Чтишь отца и мать – и благо тебе будет, и тебя твои дети почтут. Не чтишь – и тебя уважать не станут. А это, говорится в Писании, самый тяжкий грех, вопиющий на Небо. Он убивает родителей заживо, хоронит их. Поэтому постигающие человека испытания в какой-то мере являются его расплатой за поведение и мысли, в которых он живет.

Александр Халтурин:
– Ваше Высокопреосвященство, можно ли заказывать службу или подавать записочки о здравии некрещеных людей или иноверцев? Как правильно это делать?
Архиепископ Димитрий:
– Вы лично можете и должны за них молиться, в том числе за иноверцев. Церковь молится евхаристической молитвой только за тех, кто является ее членом, то есть за крещеных людей. В записку иноверца или некрещеного вписывать нельзя.

Церковь, как всякое общество, – это общество кающихся грешников. Не надо думать, что если мы ходим в блестящих облачениях, то окружены ореолом – мы идем по пути покаяния. Потом Господь будет судить нас не по тому, что говорили, а как жили. Если были в нас раскаянность и смирение, значит, будем приняты Богом.

В определенное время церковь молится за всех, в том числе и за отступивших, чтобы просветить их светом разума. Если не умеете молиться, подойдите к батюшке, побеседуйте. Когда наше тело недомогает, мы идем к врачу, так и в духовном плане. Священник разъяснит правила и подходы к молитве, поможет понять некоторые ее моменты, ответит на вопросы. Кстати, у Тобольско-Тюменской епархии есть официальный сайт: http://www.tobolsk-eparhia.ru и специальная рубрика «Вопрос священнику».

Валерий Бычков:
– Гражданские браки стали популярны. Можно ли крестить детей, рожденных в таком браке?
Архиепископ Димитрий:
– Церковь может крестить всех детей. Что касается гражданского брака, то таковым следует называть брак, зарегист­рированный в ЗАГСе. Церковный брак – венчание. То, о чем вы говорили выше, называется сожительством, что с позиции государственного права и церковного права является незаконным.

Нелли Королькова, г. Тюмень:
– Живем на улице Олимпийской, рядом строится замечательный храм. Когда состоится его открытие?
Архиепископ Димитрий:
– К концу года должны стать очевидными сроки окончания строительства Благовещенского собора. Хорошую поддержку оказывает правительство Тюменской области, благотворители, но и вы должны молиться, чтобы Господь укреплял труды и дела всех, кто там работает.

' Нелли Королькова:
– Можно ли в крестные родители выбирать чужих людей, имея при этом кровных родственников? Не будут ли на малышей переходить от крестных характер, судьба и заболевания?
Архиепископ Димитрий:
– Никакие телесные болезни не могут перейти, однако душевные – да. Надо осознавать, что крестные – те же родители, только духовные. Так, у мальчика обязательно должен быть крестный отец, у девочки – крестная мать. На них возлагается ответственность за то, чтобы дите стало добрым и нравственным, росло на радость родителям. А родственник или не родственник – не столь важно, главное – чтобы человек был ответственным за судьбу своего крестника.

Евгения Суворова:
– Некоторые светские мероприятия предусматривают открытые платья, но нательный крест не хочется выставлять на всеобщее обозрение. Можно ли крещеному человеку снимать крестик?

Архиепископ Димитрий:
– Церковь считает, что человек должен одеваться целомуд­ренно, особенно, если состоит в браке. Если незамужним девушкам допускалось носить украшения, то выйдя замуж, они должны быть скромнее. Муж и жена принадлежат только друг другу, поэтому нужно одеваться скромно и обязательно носить крестик. Крест, как и ангел-хранитель, спасает и сохраняет нас от воздействия вражьего.

Людмила Шорохова:
– Зачастую людям сложно соблюдать библейские заповеди. Как укрепить себя?
Архиепископ Димитрий:
– Первый грех, который совершили наши прародители Адам и Ева, будучи божественными по своему происхождению, – невоздержание. Из-за этого пошло дальнейшее оскудение духовной природы человека. Поэтому воздержание лежит в основе здравия души и тела. По мысли святителя Митрофана Воронежского: «Употреби труд, храни мерность – богат будеши. Воздержно пий, мало яждь – здрав будеши. Твори благо, бегай злаго – спасен будеши».

По таким же принципам следует воспитывать детей. Не баловать их новой куклой или машинкой, а с младенчества приучать к воздержанию. К сожалению, в современном мире сложно удержаться от потребительских соблазнов. В городах повсюду яркая реклама, призывающая что-то купить. Следует быть скромнее в запросах. Детей, к примеру, раньше не принято было водить в магазины, зато сейчас малыша с пеленок берут в огромный торговый центр – океан соблазнов, где тут же начинаются капризы: купи то, купи это... Надо понимать: у дитя нет осмысления собственных потребностей. Для ребенка поводом для радости должен стать родитель, принесший подарок, а не яркий супермаркет. Считаю, что детей до семи лет следует оберегать от потребительских соблазнов. Лучше чаще выезжать с семьей на природу, посещать храм. Так формируется полноценная личность.

Помню, в детстве по воскресеньям мама всегда стряпала пироги. Выбежим утром на кухню (нас было четверо), но выпечку не берем. Ждем папу, который что-то мастерит в столярке. Придет отец, и тогда все садимся за стол. А сегодня что получается? Ребенок стал цент­ром Вселенной. Все лучшее только ему. Неровен час вырастить эгоиста. Еще пример. Как водится, папа играет роль строгого цензора, всегда что-то запрещающего. Женщины – более мягкие, уступчивые. Предположим, ребенок не хочет есть, капризничает, просит вместо супа пирожное-мороженое. Отец строго запрещает, а мама и бабушка в то же время шепчут: ничего, папа уйдет на работу, получишь сладенькое. Типичный случай, не правда ли? Однако мало кто задумывается, что таким поведением подрываем авторитет отца, учим детей лукавству.

Маргарита Шаманенко:
– Какова роль мужчины в жизни общества и семьи? Ведь сейчас все заботы переложены на плечи женщины: дамы деньги зарабатывают, детей воспитывают...
Архиепископ Димитрий:
– … и сумки таскают! Нужно понимать: несмотря на то, что мужчины и женщины разные, они должны дополнять друг друга. Если в семье кто-то кого-то подавляет силой, хитростью, лукавством, то идет нарушение баланса, предназначения людей. Семье нужна мужественность, твердый стержень, но одновременно и мягкость. Сегодня, увы, грани между мужчинами и женщинами размываются. Девушки начинают походить на ребят, парни становятся инфантильными, манерными. Это нарушение Божьего устроения, поэтому страдает семья.

Считаю, что большая роль в жизни семьи и общества принадлежит именно женщине. Она формирует не только саму себя, но и мужскую половину. Часто бывает, что мамы балуют сыновей, особенно матери-одиночки, не понимая, что этим портят их. И тогда вырастает личность капризная, непонятная. Он и маме потом будет досадой.

Поэтому на женщине лежит большая ответственность, даже природой это предусмотрено: быть мудрой и в то же время целомудренной. Если девушки, начиная со школьной скамьи, поддаются потоку неправильных киношных образов поведения, то это неправильно формирует и юношей. Если она становится фривольной, а порой слишком открытой и распущенной, то это противоречит самой природе. Не ко времени все это, не ко времени. Потому и мужская половина не вырастает твердой, понимаете? Мужчины становятся инфантильными, падкими на соблазны. В результате получаем то, что имеем – некрепкие семьи, когда пожили, побаловались и разбежались. А вот если бы соблюдались устои старой Руси… Нужно отдать должное исламскому миру: там женщины твердо себя сохраняют. В Биб­лии говорилось: если девушка нарушила свою чистоту, ее побивали камнями. И объяснялось, почему: она не может стать матерью здоровых детей. Тогда, во времена Моисея, возможно, это было трудно понять, но сейчас, зная микробиологию, генетику, очевидно.

Чистоту надо возрождать. Вы спросили, каким представляю мир через сто лет. Хочется, чтобы девушки надели платья. Это тоже культура: в зависимости от региона, природных условий и физиологии выработаны определенные формы одежды, образы мужчин и женщин не должны смешиваться, иначе происходит нарушение сознания и восприятия. И красоты, конечно.

Александр Скорбенко:
– Насколько опасна компьютерная зависимость?
Архиепископ Димитрий:
– Современные технологии разрушают духовный мир человека. Люди, особенно дети, начинают перерождаться, жить виртуально. Компьютерные игры делают детей жестокими. Вы, наверное, видели в новостях: дети живут не в семье, они поглощены компьютером. Любой призыв родителей опомниться и вернуться на эту землю приводит к конфликтам. Осенью мальчик из-за конфликта с отцом выбросился в окно, причина – увлечение компьютерными играми. А что это за желание «прославиться», когда девочки снимают на телефон зверское избиение подруги?! Сто, двести лет назад такого и представить было нельзя. Из жизни уходит красота, романтика. Остается пошлость. А ведь человек должен вызревать, в том числе его чувства. Здесь велика роль родителей и школы.

Если, к примеру, человек приобретает холодильник или стиральную машину, то изучает технику безопасности. Крайне необходима «техника безопасности» посещения Интернета, работы с компьютером, телефоном. Почему все, что стыдно и срамно, находится в открытом доступе?

Виртуальная зависимость влияет на психику, люди «уходят» из реальной жизни. Как-то ко мне обратилась с вопросом женщина: «Что делать с сыном? До армии трудился, сейчас ничего не делает, работать не хочет, только пьет, ест и сидит у компьютера». А мать при этом надрывается на трех работах. Спрашиваю: «Кто купил ему компьютер? Вы? А научили его безопасности при обращении с ним?»

Полностью отвергать новые технологии тоже нельзя, неразумно. Жизнь не остановишь. Журналистское сообщество должно помочь выработать какие-то инструкции по технике безопасности. Нужно ставить заслонки, «программные предохранители», чтобы защитить детей.



В регионах УФО построили и отремонтировали 116 объектов культуры

02 мая

Тюменская молодежь создала фотопроект к празднику Весны и Труда

02 мая