Город с высоким уровнем жизни, город возможностей и перспектив
У тюменцев есть немало поводов для гордости. Например, международные эксперты включили Тюмень во всемирный рейтинг крупнейших городов мира City 600 (600 мегаполисов мира). Областной центр стоит в списке рядом с такими городами, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Красноярск. По прогнозам, в 2025 году все эти города достигнут примерно таких же темпов роста экономики, как и столица.
Далее в сюжете: «Будем строить – значит будем жить!»
В заседании клуба принял участие глава администрации города Тюмени Александр Моор
У тюменцев есть немало поводов для гордости. Например, международные эксперты включили Тюмень во всемирный рейтинг крупнейших городов мира City 600 (600 мегаполисов мира). Областной центр стоит в списке рядом с такими городами, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Красноярск. По прогнозам, в 2025 году все эти города достигнут примерно таких же темпов роста экономики, как и столица.
А каким видит будущее Тюмени глава администрации города Александр Моор, который принял участие в заседании клуба «От первого лица»? Кроме обсуждения потенциала и перспектив развития областного центра, речь шла о благоустройстве и работе общественного транспорта, экологии и туризме. Звучали и «точечные» вопросы, поступавшие по телефону от тюменцев.
После традиционного удара в колокол члены клуба приступили к работе.
Александр Скорбенко:
- Примечательно, что наша встреча проходит накануне Дня города Тюмени, который отметит 427-й день рождения. Александр Викторович, поясните, пожалуйста, читателям, что входит в специфику деятельности сити-менеджера.
Александр Моор:
- Существуют две модели управления на уровне муниципального образования. В соответствии с одной из них глава муниципалитета одновременно является главой администрации, при этом должность является выборной. В областном центре действует вторая модель, когда главой муниципалитета является председатель Тюменской городской Думы. Исполнительную власть представляет сити-менеджер, который избирается в результате конкурса, и с ним глава муниципального образования подписывает контракт. У каждого свои полномочия и свои зоны ответственности.
Напомню, что городская Дума - представительно-распорядительный орган местного самоуправления города Тюмени, который определяет, по каким законам и правилам будут жить тюменцы. В свою очередь администрация реализует поставленные задачи, в том числе формирует бюджет, программы и конкретные мероприятия, и отвечает за их выполнение.
Александр Скорбенко:
- С какими вопросами обращаются к вам жители Тюмени?
Александр Моор:
- Горожане обращаются по любым вопросам, которые их беспокоят, призывая помочь, спасти, защитить. Нередко люди пишут обращения, начиная с личных просьб и заканчивая глобальными проблемами, поэтому определяю те вопросы, решение которых является моей прямой обязанностью. Остальные просьбы структурируются, и юристы определяют, в какие инстанции их следует направить. Гражданина обязательно ставят в известность о принятых решениях.
Раиса Ковденко:
- Александр Викторович, в чем вы - один из первых руководителей города - видите потенциал его развития? Какой представляете Тюмень в будущем - как административно-деловой, культурный, научный, медицинский, промышленный центр?
Александр Моор:
- Какой будет Тюмень? Она должна быть разной. Скорее всего, не промышленным городом с большим количеством труб и заводскими кварталами... Она и теперь не является моногородом в силу исторически сложившихся обстоятельств. В областном центре развиваются не слишком крупные производства, благодаря чему мировой кризис отразился на Тюмени с меньшими экономическими последствиями, поскольку предприятия довольно быстро смогли перестроиться. Это позволило пройти более успешно 2009-2010 годы и в социальном, и экономическом планах.
В моем представлении Тюмень - это город с высоким уровнем образовательных услуг, востребованных не только сибиряками, но и жителями других городов страны. Таким потенциалом она обладает, и его надо развивать. Наши институты и университеты предлагают широкий спектр специальностей для народного хозяйства и потому должны составлять конкуренцию московским и петербургским вузам.
Благодаря уникальному проекту «Медицинский городок», который представляет единый лечебно-диагностический комплекс по оказанию высокотехнологичной специализированной медицинской помощи и реализуется под патронатом губернатора региона, в недалеком будущем в областной центр будут приезжать не только граждане России, но и других стран. По мнению зарубежных специалистов, которые ознакомились с проектом, «Медицинский городок» сопоставим с лечебными центрами Германии и Израиля.
Надеюсь, удастся раскрыть и туристический потенциал Тюмени. Оцениваю его достаточно сдержанно, потому что по большому счету туризм - это продажа истории и легенд. Их нужно найти, красиво описать и подать, для краеведов здесь непочатый край работы. Конечно, требуется и параллельное развитие инфраструктуры и сферы услуг. Правильное решение принято губернатором о строительстве «воздушных ворот» города: пассажиропоток аэропорта рассчитан на шесть миллионов человек. А дальше нужно продумывать обстоятельства, связанные с навигацией, нахождением и проживанием в Тюмени не только российских граждан, но и иностранцев. У меня даже была мысль провести эксперимент: оставить в нашем аэропорту типичного европейца, который не бывал здесь прежде, и посмот-реть, сможет ли он найти без посторонней помощи нужный объект в городе.
Александр Скорбенко:
- Могу рассказать о подобном эксперименте. Во время одного из визитов во Францию речь шла о геобрендировании территории городов Урала. Оказалось, что иностранные туристы с интересом относятся к нашим краям и готовы отправиться в путешествие на поезде по Транссибирской магистрали. И все же в Европе по-прежнему существует представление о Тюмени как о перспективном крае с точки зрения развития нефтегазовой промышленности, но совершенно не готовой для принятия иностранцев на своей территории, ведь у нас указатели написаны практически везде только на русском языке. Но потенциал есть однозначно.
Александр Моор:
- Согласен, потенциал есть, но предстоит реализовать много тонкостей, из которых складывается полноценная картина. Мы привыкли к Тюмени, любим ее и готовы отстаивать звание лучшего города Земли, но на такие вещи надо смотреть объективно. Конечно, нужно учесть много нюансов, чтобы иностранцы, приезжая сюда, рассказывали сооте-чественникам, что в Тюмени не только красиво, но и комфортно.
Александр Скорбенко:
- Конечно, все познается в сравнении. Интересно, как выглядит Тюмень на фоне других городов Уральского федерального округа и вообще России?
Александр Моор:
- Можно сказать, что Тюмень по многим параметрам выглядит как один из самых привлекательных городов страны. Может быть, не все и не для всех хорошо, но это нормально. Если все гладко, то не к чему стремиться.
Александр Скорбенко:
- С 2003 года Тюмень занимает призовые места во всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России» в своей «весовой категории». В этом году предвидятся какие-то открытия? Подавали заявки на участие в конкурсах?
Александр Моор:
- Заявки не подавали, но года-два назад в одном из рейтингов оценивали шестьсот городов мира, которые обладают большими перспективами развития до 2025 года. Из российских городов в список вошли всего пять, причем Тюмень оказалась на четвертом месте после обеих столиц и Екатеринбурга. Правда, согласно тому прогнозу численность населения в Тюмени должна уменьшиться, но думаю, этого не произойдет. Считаю, в целом исследование было объективным, с нашей стороны никаких заявок на его проведение не поступало. Кстати, данный рейтинг является хорошим показателем для инвесторов, которые принимают решение, где развивать бизнес.
Александр Скорбенко:
- То есть утверждение: «Тюмень - столица деревень» не актуально?
Александр Моор:
- Выражение не имело негативного оттенка, он появился позднее. Оно означало, что вокруг Тюмени сосредоточилось много крупных крепких деревень, которые были символом процветания территории. К сожалению, сейчас в нашем понимании деревня - это захолустье.
Александр Скорбенко:
- Тогда продолжите: Тюмень - столица административно-деловой жизни, спорта, интеллектуальная столица... Какой постулат больше подходит, на ваш взгляд?
Александр Моор:
- В зависимости от того, в масштабах чего оцениваем: области, страны или мира. Наверное, пока административно-деловой ресурс у нас развит больше, но есть потенциал и для других направлений.
Евгения Суворова:
- Размышляя о перспективах развития города, люди часто задаются вопросом: планируется ли построить в Тюмени метро? Хочется услышать ответ из первых уст.
Александр Моор:
- У нас сложные гидрологические условия, да и, собственно говоря, нет объективных экономических предпосылок. Тюмени сперва нужно стать городом-миллионником, а потом видно будет, так ли уж необходимо метро.
Какой будет Тюмень? Она должна быть разной. В моем представлении – это город с высоким уровнем образовательных, медицинских услуг, востребованных не только сибиряками, но и жителями других городов страны. Таким потенциалом она обладает, и его надо развивать. Надеюсь, что удастся раскрыть и туристический потенциал Тюмени.
Александр МООР
' Ирина Гущина, г. Тюмень:
- Александр Викторович, в городе часто можно встретить надписи и рисунки на домах. Вы их убираете?
Александр Моор:
- Конечно, стараемся все несанкционированные надписи убирать. Выписываем предписание собственнику, устанавливаем срок для устранения. Если обнаруживаем надписи незаконного характера, связанные с рекламой, то устраняем их в короткие сроки. Правда, сейчас реклама все больше уходит в Интернет...
Александр Скорбенко:
- В мае заработал портал «Тюмень - наш дом», он фактически связан с управлением города. Расскажите об этом проекте. С какими вопросами могут обращаться горожане, и какие надежды вы как управленец возлагаете на этот проект?
Александр Моор:
- Идея его возникновения не случайна. В настоящее время стандартный вариант общения власти и граждан - это письменные обращения последних либо через Интернет. После поступления обращения отписываю его исполнителю. По закону на рассмотрение писем отводится 30 дней. Если вопрос требует моего личного вмешательства, отвечаю сам, но, как правило, исполнитель дает ответ за своей подписью. При этом неизвестно, насколько полно и качественно он дал ответ, удовлетворен гражданин полученной информацией или нет. С другой стороны, анализ почты говорит о том, что вопросы в большинстве своем требуют простых, коротких, а главное - быстрых ответов. За 30 дней проблема, скорее всего, уже утратит актуальность.
Мы учли опыт коллег из других крупных городов, и в итоге возникла идея сделать более понятный и быстрый инструмент коммуникации администрации с жителями Тюмени - интернет-портал. Люди оперативно получают ответы, а мне удобно управлять структурами администрации города и контролировать процесс. Сейчас данный проект находится на начальной стадии. Она предусматривает несколько категорий вопросов, по которым граждане могут обращаться за советом или помощью и в течение восьми дней получить ответ, подготовленный исполнительными органами власти города, или посмотреть актуальную информацию о своем доме.
Мы пытались понять, удобен ли портал для горожан, каков будет примерный объем обращений и уложимся ли мы в восемь дней, которые определили для подготовки ответов. Причем ответ дается исключительно за подписью руководителя структурного подразделения, то есть не ниже директора департамента или руководителя управы. При этом руководитель пресс-службы главы администрации города следит за качеством ответов: они должны быть исключительно по существу - отписки не принимаются. Условились, что после пары месяцев работы портала в тестовом режиме будем постепенно наращивать новые категории вопросов, чтобы охватить все мероприятия, реализуемые в рамках ведомственных целевых программ за счет бюджета.
Поступает много вопросов о ремонте той или иной улицы. Хочу донести до всех: если она включена в план на ближайшие три года, то эту информацию можно найти в Интернете. Если ее там нет, то даже я не смогу ответить на такой вопрос.
Еще один инструмент управления городом - участие активных граждан в контроле действий подрядчиков и качества проводимых в ходе капитальных ремонтов работ. К сожалению, не всегда соблюдаются поставленные сроки исполнения работ... Поэтому на портале принимается вся информация о ненадлежащем исполнении капремонтов. Также есть категория вопросов, которая волнует всех горожан: благоустройство дворов и территорий, вывоз мусора, содержание дорог. Люди активно присылают фотографии с ямами, открытыми люками. Пока удается обрабатывать весь поступающий объем информации. Уверен, со временем поставленная сверхзадача - перевести основную часть обращений и ответов гражданам через портал управления «Тюмень - наш город» - будет выполнена.
Александр Скорбенко:
- Еще одна не менее важная тема - гражданская активность населения. В диалоге власти и общества должно решаться большинство проб-лем. Имеется позитивный опыт такой работы: народный контроль над строительством подземного перехода, решение дальнейшей судьбы «АРТ-Паласа», проведение референдумов. Эффективна ли работа в таком формате, когда люди сами говорят, что и где необходимо строить? Общество готово для зрелого диалога?
Александр Моор:
- Когда возник вопрос, что делать с «АРТ-Паласом», мы, честно говоря, испытывали опасения, что люди не проявят активность. Ведь в таком случае решение могло бы стать нелегитимным. Но, когда за две недели в голосовании приняло участие 105 тысяч человек, поняли: у населения есть потребность в такой форме работы. За снос объекта тогда высказалось 94 процента тюменцев. Это коллективное мнение никто не пытался опротестовать.
Конечно, бывают случаи, когда принимать решения нужно в ручном режиме: то есть я как руководитель обладаю большей информацией и, соответственно, должен поступить именно так, даже если мои действия поддерживает лишь половина населения. На то глава администрации и наделен специальными полномочиями. Но, разумеется, желательно, чтобы все решения выносились на всеобщее обсуждение. Гражданам нужно предоставить возможность аргументированно высказывать свою позицию. Проведенный опрос по поводу «АРТ-Паласа» был не очень затратным с точки зрения финансов, однако требовал серьезного организационного ресурса, поскольку проводился на всей территории города. В будущем, если возникнет та или иная проблема, касающаяся жителей лишь одного района, опрос можно будет проводить локально.
Александр Скорбенко:
- То есть опыт такой работы можно тиражировать и на другие города?
Александр Моор:
- Разумеется! Есть разные формы обсуждений. Одна из самых сложных - референдум, поскольку является полной аналогией выборов. Причем в этом случае законодательно закреп-лено, что решение считается легитимным, если в референдуме приняло участие более 50 процентов людей, включенных в избирательные списки. Получается, для Тюмени, где проживает 480 тысяч избирателей, на голосование должно прийти 240 тысяч человек. Однако даже на выборы не всегда набирается столько народу. В этом и заключается риск проведения референдумов: недостаточное количество избирателей, а значит, потраченное впустую время. Поэтому, решая судьбу «АРТ-паласа», мы и остановились на форме опроса, который наиболее полно учитывает мнение горожан.
Раиса Ковденко:
- Даже в центре города есть старые дома, которые не восстанавливают. Эта земля держится для каких-то особых целей или не хватает средств для сноса объектов?
Александр Моор:
- Эти дома находятся в частной собственности. Если инвестор интересуется конкретным участком, то ведутся переговоры с владельцами, территория выкупается, начинается строительство новых объектов. Что касается ветхих многоквартирных домов (к сожалению, такие в городе имеются), эти вопросы планомерно решаем. Есть еще одна болевая точка: жилые дома - памятники архитектуры, где проживают люди. Снести такой дом нельзя. Следовательно, нужно расселять жильцов, находить инвестора, который смог бы отреставрировать дом и потом использовать его в интересах бизнеса.
' Галина Попова:
- Вопрос по поводу дома, расположенного по адресу: Текстильная, 5. Мы, его жители, обеспокоены тем, что у нас едва ли не самый плохой двор в Ленинском округе. Работы там не проводились с советских времен. В дождливую погоду без резиновых сапог не пройти. Детской площадки нет - всюду одни автомобили.
Следующий вопрос. Рядом со строящейся гимназией 16 находится «замороженная» с 2007 года стройка магазина. Забор наполовину упал, валяется мусор... По мнению жителей, никаких новых объектов у школы не должно быть, это портит вид территории.
Еще одна жалоба: ДК «Строитель» кольцом окружен машинами. Как можно решить эти проблемы?
Александр Моор:
- Спасибо за звонок. Обязательно разберемся с каждой ситуацией и перезвоним на указанный вами номер телефона.
Константин Елисеев:
- С вашей точки зрения, как выполняется генеральный план застройки Тюмени?
Александр Моор:
- Точечную застройку еще не победили, но в течение ближайших месяцев решим эту проблему. Дело в том, что в настоящее время проходят публичные слушания по внесению изменений в Правила землепользования и застройки. Именно в них имеется разночтение: можно либо наложить запрет на строительство, либо сделать исключение из правил. В августе поправки в Правила будут приняты, они учтут нюансы реализации градостроительной политики в Тюмени, и точечная застройка будет исключена. Раньше возможности для ее появления, увы, были, поскольку существовала несогласованность между земельным и градостроительным законодательством.
Маргарита Шаманенко:
- В этом году отмечается 400-летие династии Романовых. Ее представители бывали в Тюмени. В частности, с пристани города отправили в Тобольск царя Николая Второго с семьей. Как скоро набережная Тюмени дойдет до Царской пристани?
Александр Моор:
- Решение о финансировании этого проекта губернатором принято. До августа мне, как главе администрации, и комитету по историко-культурному наследию дано поручение проанализировать все аспекты и подготовить концепцию развития этой части набережной.
Есть разные предложения, как оформить эту территорию. Первоначальная концепция набережной была разработана в 2007 году. Сложность в том, что часть зданий и сооружений, которые расположены на Царской пристани, находится в частной собственности. Однако собственники готовы к диалогу: одни согласны на реконструкцию дома, другие - на продажу.
В ближайшее время в администрации города планируется провести круглый стол, на заседание пригласим архитекторов, краеведов, представителей СМИ, чтобы обсудить судьбу Царской пристани. Хочется общими усилиями принять правильное решение, ведь это место может стать одной из интереснейших «легенд» города. Поступали предложения сделать в этой части коммерческий проект: открыть магазины и рестораны, что, на мой взгляд, не совсем верно. Больше нравится идея создания музейного комплекса под открытым небом. Возможно панорамное воссоздание пристани, какой она была в 1917 году, с деревянными тротуарами и мостами... До революции экономика Тюмени была тесно связана с рекой, с судостроением. По тем деньгам состояние судовладельцев оценивалось в 4,5 миллиона рублей - потрясающая цифра! На пристани могут появиться музеи: исторический, судостроения и так далее. В целом это должен быть музейный квартал.
' Иван КОВАЛЕВ, г. Тюмень:
- Почему не во всех автобусах объявляют остановки? Второй вопрос: в городе не хватает скамеек для отдыха, в том числе людей-инвалидов, к примеру, на улице Инженерной...
Александр Моор:
- Готов дать конкретные поручения, чтобы специалисты выехали и оценили ситуацию. Улицу Инженерную проверим и обязательно отрегулируем этот вопрос.
Евгения Суворова:
- В Тюмени есть Цветной бульвар, можно прогуляться по красивой набережной. Появятся ли в городе новые пешеходные зоны?
Александр Моор:
- В этом году закончится благоустройство нескольких зон отдыха. Ведутся работы по обустройству бульвара Чукмалдина на улице 30 лет Победы. Бульвар получился большой, протяженностью примерно километр. Он не широкий, но дорожки, освещение и даже фонтан там будут. В Тенистом сквере, на перекрестке улиц Республики и Тульской, поставят фигурки героев из русских сказок и отечественных мультфильмов.
Отремонтируем сквер Юность в районе «Маяка» и аллею, которая ведет в сторону железнодорожного перехода на Дом обороны. Там же построим велодорожку, пешеходную гравийную дорожку. По ней можно бегать летом, а зимой ходить на лыжах. Займемся благоустройством площади Борцов Революции. Многое предстоит сделать в Гилевской роще...
Любите Тюмень, даже если что-то
не получается. Надо не только критиковать,
но иметь активную позицию и помогать,
чтобы становилось лучше. Любовь спасет мир, поэтому любите друг друга, любите город, и все будет хорошо!
Александр МООР
' Андрей Ведерников, г. Тюмень:
- Планируете ли перенести тюрьму из центра города на окраину?
Александр Моор:
- Вопрос непростой и в ближайшее время не будет решен. Дело в том, что тюрьма является федеральной собственностью, относится к УФСИН. Некоторые инвесторы пытались выйти на переговоры, чтобы на этом участке возвести культурные, образовательные и другие учреждения, а новую тюрьму построить за территорией города. Но требования к строительству подобных заведений достаточно жесткие, и себестоимость строительства тюрьмы высокая. Тем не менее в генеральном плане города эту территорию предназначили в перспективе под социальную сферу.
- Второй вопрос. На мой взгляд, Цветной бульвар утратил статус пешеходного. Там небезопасно гулять с детьми: велосипедисты, байкеры, лошади, уборочные машины. Можно навести порядок?
Александр Моор:
- Вы не первый, кто говорит об этом. Действительно, с одной стороны, есть желание малых предпринимателей оказывать услуги, но на Цветном бульваре они плохо организованы. Будем наводить порядок.
Михаил Казанцев:
- За чистотой и порядком в городе следят, как правило, мигранты, а сами тюменцы участвуют в благоустройстве города, например, на субботниках?
Александр Моор:
- Субботники проводим, 20 июля состоялся очередной. Всем желающим, а их было более 60 тысяч, помогли с инвентарем и вывозом мусора. У нас есть примеры дворов, где жители не ждут указаний и призывов, а сами благоустраивают территорию - сажают цветы и не позволяют владельцам авто парковаться на газонах. В таких дворах красиво и чисто всегда.
Ирина Медведева:
- Езжу на работу на общественном транспорте и возмущена тем, что водители включают радио, на котором звучат пошлые шутки. Можно ли избавить пассажиров от этого?
Александр Моор:
- Планируем обсудить с депутатами городской Думы стандарты транспортного обслуживания и принять их как нормативный документ. Стандарты обслуживания должны предусмотреть практически все: сколько автобусов и какого размера должно быть в городе, каким должно быть время ожидания на остановке и на каком расстоянии от жилых домов должны располагаться остановочные комплексы. В правилах следует прописать требования к внешнему и внутреннему виду автобусов. На мой взгляд, нужно запретить любую информацию, кроме названий остановок и объявлений социального характера. Все это должно отразиться в стандартах - другого способа воздействовать на водителей нет.
Раиса Ковденко:
- Согласно статистике, треть тюменцев систематически занимается спортом. Планирует ли администрация какие-то коллективные физкультурные мероприятия, например, зарядку на Цветном бульваре?
Александр Моор:
- Такие мероприятие есть, и я возлагаю на спортивных организаторов задачу вовлекать в этот процесс больше и больше горожан. Спорторганизаторы закреплены за спортивными школами, им повысили заработную плату, поэтому спрос с них будет не как с совместителей, а как с полноценных тренеров.
Владимир Полищук:
- Будет ли в Тюмени, как в европейских городах, развиваться сеть велодорожек?
Александр Моор:
- Дорожки будут появляться там, где это возможно. Строительство дорожек на улицах Республики или Ленина станет половинчатым решением, так как они доставят неудобство как пешеходам, так и велосипедистам. Улицы, которые планируем строить или реконструировать, например, на Казачьих Лугах, будут оснащаться двухметровыми велодорожками. Велосипедные дорожки появятся вдоль улиц Широтной и Дамбовской, также будет сделано кольцо по улицам Газовиков, Щербакова и Солнечному проезду. От кольца «Дины» велодорожка пройдет по частному сектору до моста Влюбленных.
Сергей Исаев:
- Насколько реально решить проблему автопробок в Тюмени?
Александр Моор:
- Очевидно, что рост автомобилизации не остановить, да это и не надо делать. Мы находимся на этапе, пройденном европейскими городами. Там принимаются решения, которые большинство жителей Тюмени не поймет. Например, в Лондоне строительство новых офисных зданий планируется без парковок, ведь если они есть, туда кто-нибудь обязательно приедет. А если стоянок нет, ты должен добираться на велосипеде или общественном транспорте. Для большинства из нас логика совершенно непонятна, потому что тюменцы требуют строить парковки. Но сколько бы мы их ни построили, они будут забиты, и все равно машины будут стоять на дорогах. В Париже закрыли 14 тысяч парковочных мест в центре - для личного транспорта не создают точек притяжения. Транспортом можно пользоваться там, где для него отведено место, и владеть им дорого - все парковки в центре платные. К этой идее и мы будем идти, ее уже внедряют в Москве, но большинство жителей Тюмени должно прийти к пониманию, что автомобиль - это дорого. Если вы его приобрели, придется за него платить, где бы он ни стоял.
Единственный способ упорядочить дорожное движение - отдать приоритет общественному транспорту. В обществе сложилось представление, что ездить на машине «круто», а в автобусах ездят неудачники. Нужно изменить это представление, но для этого придется сделать многое. Создать современный автобусный парк с культурными водителями. Ввести безналичный проезд и единый проездной, чтобы не платить при пересадке. Создать удобную маршрутную сеть с выделенными полосами. Все это сделает общественный транспорт удобным. Конечно, нужны новые дороги - есть районы, например, МЖК, в которые нельзя пустить общественный транспорт, потому что габариты улиц не обеспечивают безопасного движения.
То есть нужно сделать так, чтобы человек в любом месте города, где бы ни жил, знал, что быстро дойдет до остановки, подождет автобус пять минут и с двумя-тремя пересадками доберется до любой точки города скорее, чем сделает это на автомобиле. Вот тогда все будут пользоваться общественным транспортом.
Несмотря на то что это большая программа, она единственный способ решить проблему. Строить дороги и развязки для обеспечения движения легкового транспорта - это самый дорогой, неэффективный и всегда догоняющий метод.
Лидия Бобаченко:
- Геннадий Бессонов пишет: «Можно ли в Тюмени возродить фестиваль авторской песни на озере Андреевском?» Насколько вы приветствуете подобные массовые мероприятия?
Александр Моор:
- Если смотреть на эти мероприятия с точки зрения событийности, они интересны, к тому же привлекают любителей туризма. Чем больше творческих, спортивных событий и мероприятий в городе проводится, причем не локального, а межобластного или российского уровня, тем больше они популяризируют Тюмень. Мероприятия проводятся на хорошем организационном уровне - они, как правило, высоко оцениваются населением. Те, кто приезжает из других городов, с удовольствием принимают в них участие. Конечно, хлопот много: вопросы безопасности, организации проживания и питания требуют серьезного подхода. Но это делать нужно, если Тюмень хочет стать еще и культурной столицей.
Александр Скорбенко:
- Александр Викторович, что бы вы пожелали горожанам в преддверии дня рождения Тюмени?
Александр Моор:
- У нас есть лозунг: «Тюмень - лучший город Земли». Это не утверждение, а целеполагание, не физическая, а эмоциональная оценка состояния города. Любите Тюмень, даже если что-то не получается. Надо не только критиковать, но и иметь активную позицию и помогать, чтобы становилось лучше. Любовь спасет мир, поэтому любите друг друга, любите город, и все будет хорошо!
Блиц-опрос
- Ваш любимый уголок в Тюмени?
- Там, где провел детство. Это школа 49 на Червишевском тракте, знаю каждый уголок, каждый поворот.
- Кому бы вы поставили памятник в Тюмени?
- Есть интересное предложение установить памятник комсомольцам-первопроходцам Западной Сибири, людям молодым, инициативным, зажигательным. Такие как раз сейчас нужны.
- Кем мечтали стать в детстве?
- Хотел стать военным, десантником.
- Самое большое достижение в жизни?
- Дети: два сына и дочь.
- У вас есть домашние животные?
- Кот. У нас в семье всегда были домашние животные.
- Когда последний раз проходила встреча одноклассников?
- В 2011 году было 20-летие окончания школы, но я, к сожалению, не смог принять в ней участие. С глубочайшим уважением отношусь к родной школе и педагогам. Всегда стараюсь приходить на встречи выпускников. Есть несколько человек из класса, с которыми и поныне дружу. Моя супруга - одноклассница с четвертого класса.
- Вы умеете готовить? Есть любимое блюдо?
- Не умею. Все, что вкусно, с удовольствием съем.
- Ваш любимый вид спорта?
- Люблю все, что связано с «железом»: поднимать, потягать. У меня была цель - выполнить норматив мастера спорта по силовому троеборью. Но год назад от этой идеи отказался.
- Три вещи, которые взяли бы на необитаемый остров?
- Подойду к этому вопросу практично: спички, нож, соль.
- За каким рулем любите сидеть?
- Люблю водить машину, но времени зачастую не бывает. Получается только по выходным.
- Какие цветы любите дарить женщинам?
- Розы.
- В свободное время чем занимаетесь?
- Люблю думать. На работе нужно действовать. Любые сложные решения принимаются не на работе, не в кабинете, а дома.
- Ваш любимый предмет в школе?
- Математика, царица наук. Моя мама - преподаватель математики в старших классах, готовит к ЕГЭ. В семье всегда были любимы семейные математические забавы. Мама приносила олимпиадные задачи повышенной сложности, и мы соревновались, кто быстрее решит.
Ранее в сюжете