Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Трепет живого слова

На телеканале «Культура «Регион-Тюмень» состоялась премьера фильма Анатолия Омельчука и Марины Тугариновой с необычным поэтическим названием «Невеста человечества». Рассказ-исследование жизни и творчества неординарной, самобытной поэтессы Ксении Некрасовой имел колоссальный общественный резонанс, всколыхнул ее коллег-современников и весь литературный бомонд Уральского федерального округа - тех, кто знаком с ее бесхитростными, незатейливыми, простыми, безыскусными, почти божьими стихами.

Культура, 02:34, 23 июля 2013,
Слушать новость
Трепет живого слова. На телеканале «Культура «Регион-Тюмень» состоялась премьера фильма Анатолия Омельчука и Марины Тугариновой с необычным поэтическим названием «Невеста человечества». Рассказ-исследование жизни и творчества неординарной, самобытной поэтессы Ксении Некрасовой имел колоссальный общественный резонанс, всколыхнул ее коллег-современников и весь литературный бомонд Уральского федерального округа - тех, кто знаком с ее бесхитростными, незатейливыми, простыми, безыскусными, почти божьими стихами..

На телеканале «Культура «Регион-Тюмень» состоялась премьера фильма Анатолия Омельчука и Марины Тугариновой с необычным поэтическим названием «Невеста человечества». Рассказ-исследование жизни и творчества неординарной, самобытной поэтессы Ксении Некрасовой имел колоссальный общественный резонанс, всколыхнул ее коллег-современников и весь литературный бомонд Уральского федерального округа - тех, кто знаком с ее бесхитростными, незатейливыми, простыми, безыскусными, почти божьими стихами.

Многие из них, как и автор фильма, писатель Анатолий Омельчук, считают Ксению Некрасову сибирским феноменом, азиатским явлением. Ее родина - Ирбитские Вершины (деревня Алтынай) в сотне верст от Тюмени. Наша землячка.


«Если в России есть поэт, достойный честной Нобелевской премии - то это Ксения Некрасова. Умел ли Бог говорить? Могли бы мы услышать от него русскую речь? Есть подозрение, если бы он заговорил - мы бы услышали речь, похожую на строки Ксении», - утверждает в своем фильме Анатолий Омельчук.


Среди множества откликов и рецензий на фильм «Невеста человечества», созданный на телевидении «Регион-Тюмень», для нашей тюменской публики мы выбрали горячий отклик-мнение профессора Федерального университета, доктора литературы, театрального критика Леонида Быкова.


Всем известен Николай Некрасов - поэт, который названием своей поэмы задал вопрос, всегда актуальный для нашего Отечества: «Кому на Руси жить хорошо». Многие знают замечательного прозаика Виктора Некрасова - автора первого, по сути, реалистического повествования о том, как шла война, «В окопах Сталинграда». И мало кто даже среди тех, кто читает не только афиши и магазинные ценники, знает поэта Ксению Некрасову. Меж тем ей посвящен новый телефильм Анатолия Омельчука (режиссер Марина Тугаринова), снятый на ГТРК «Регион-Тюмень».


Почему она удостоилась телерассказа о себе? И потому, что минувший год был годом ее столетия (увы, мало кем замеченного). И потому, что она нам, живущим в середине России, землячка, поскольку родилась, как говорится в фильме, там, где Урал перетекает в Сибирь или, наоборот, сибирская равнина поднимается в гору. И потому прежде всего, что в русской поэзии, где, по одному образному выражению, майоры командуют взводами (настолько велика концентрация талантов!), ее дар единствен. Исключителен. Что и подчеркнуто андрейплатоновским названием фильма - «Невеста человечества».


Очень разные собеседники у авторов ленты. О Некрасовой говорят старые и малые жители той деревеньки, где она росла. Рассуждают искусствоведы и краеведы, музейные работники и литераторы. Обстоятельными воспоминаниями делится импозантный Илья Глазунов, в пору своего студенчества написавший редкостно выразительный портрет героини фильма. (Жаль, что нельзя расспросить другого живописца - Роберта Фалька, который знал Некрасову куда ближе и рисовал ее куда больше). При всем несходстве возникающих на экране лиц все они подчеркивают ее житейскую неприкаянность, безбытность и все обращают внимание на расплывчатость и разноречивость сведений о ее жизни. Но когда начинают звучать строки Некрасовой (а их - в разном чтении - в фильме оправданно много), понимаешь, что этим стихам житейские сведения об их авторе едва ли что добавят. Ибо они не нуждаются в биографической подпорке.


Кажется, что ее стихи - создания того, кто первым на русской земле почувствовал в себе дар поэта. Идущая не от литературы, подчеркнуто самодостаточная, поэзия Некрасовой - в кровном родстве с вольным словом народной поэзии, равно как с творениями уральских камнерезов и мастеров дымковской игрушки. Ощутима тут и типологическая близость к Бажову, в сказах которого литературными средствами возрождалась «долитературность». Простота ее строк - это органика первозданности и цельности, где все идет от непосредственности души. Души равно чистой и содержательной.


Пафосом некрасовской поэзии, убеждает фильм, стало поклонение жизни в самых разных ее проявлениях. Как много в ее стихах неба, цветов, деревьев, птиц, земного простора! Она радуется «босоногой роще», весне - «тоненькой и ломкой», «шелковой воде», «утренним лицам людей, идущих на работу». Умением, точнее, способностью видеть поэзию всюду она и делится в своих стихах. И создателям фильма удалось показать, что чудо бытия, его «огромная красота» открываются поэту в самых заурядных ситуациях и явлениях. Ее героиня лишена малейшей предубежденности по отношению к чему-либо (или кому-либо) на земле. Привычная для большинства иерархия, согласно которой все сущее делится на главное и второстепенное, новое и привычное, праздничное и обыденное, природное и сотворенное человеком, неведома этой поэзии - она ко всему приязненна, всему открыта. Видеоряд ленты убеждает:


Угодно было солнцу


и земле -


из желтых листьев


и росы


сверчка, поющего стихом,


на свет произвести.


Героиня этих стихов живет совсем вроде бы не поэтично: «Колоть дрова / привыкла я...»; «За картошкой к бабушке / ходили мы...»; «С утра я целый день стирала, / а в полдень вышла за порог / к колодцу за водой»; «Я полоскала небо в речке / и на новой лыковой веревке / развесила небо сушиться. / А потом мы овечьи шубы / с отцовской спины надели / и сели в телегу/ и с плугом / поехали в поле сеять». Но стихи свидетельствуют, что каждое утро она вставала не просто для того, чтобы стирать, сеять, заготавливать еду и топливо, но для того, чтобы - жить.


Природная «одаренность к жизни» помогла Некрасовой пронести сквозь все земные дни восхищение всегдашней новизной мира. Близкое мифологическому, первобытийное жизневосприятие этого «старинного ребенка» основывается именно на зоркости и цепкости взгляда, жадного до земной материи и плоти. И потому некрасовским строчкам оказываются равно необходимы в фильме и исполненные будничной красоты динамическиезапечатления уральской природы, и ликующие локальной цветностью бесхитростные детские рисунки.


Хоронили ее за счет Литфонда, а двумя годами позже как «член Литфонда» будет похоронен и Пастернак - поэт совсем иной славы и принципиально другими художественными аргументами отстаивавший близкую героине этого телепортрета творческую позицию: мир прекрасен даже в своих случайностях. И едва ли неуместным будет отнесение к Некрасовой тех слов, что были однажды сказаны автором «Сестры моей - жизни» по иному адресу: «...вы - инородное тело, органическое явление природы (значит, поэзии) среди неорганического, но организованного мира. Организованный мир вечно уничтожает органический. Организованный мир нюхом чует противоположность себе (чем бы она ни прикрывалась) и норовит все органическое уничтожить...».


На мраморной плите колумбария Донского кладбища в Москве, где покоится урна с прахом Некрасовой, над именем и годами ее присутствия на земле вместо фотографии воспроизведены ее строки. Точнее - начальная страница ее первой книги:


И слышит стих мой,


как корни в почве собирают влагу


и как восходят над землею


от корневищ могучие стволы.


Надеюсь, что каждый, кому доведется увидеть «Невесту человечества», непременно попробует найти сборники Ксении Некрасовой. Жаль, что они даже в год ее столетия не переиздавались.


На телеканале «Культура «Регион-Тюмень» состоялась премьера фильма Анатолия Омельчука и Марины Тугариновой с необычным поэтическим названием «Невеста человечества». Рассказ-исследование жизни и творчества неординарной, самобытной поэтессы Ксении Некрасовой имел колоссальный общественный резонанс, всколыхнул ее коллег-современников и весь литературный бомонд Уральского федерального округа - тех, кто знаком с ее бесхитростными, незатейливыми, простыми, безыскусными, почти божьими стихами.

Многие из них, как и автор фильма, писатель Анатолий Омельчук, считают Ксению Некрасову сибирским феноменом, азиатским явлением. Ее родина - Ирбитские Вершины (деревня Алтынай) в сотне верст от Тюмени. Наша землячка.


«Если в России есть поэт, достойный честной Нобелевской премии - то это Ксения Некрасова. Умел ли Бог говорить? Могли бы мы услышать от него русскую речь? Есть подозрение, если бы он заговорил - мы бы услышали речь, похожую на строки Ксении», - утверждает в своем фильме Анатолий Омельчук.


Среди множества откликов и рецензий на фильм «Невеста человечества», созданный на телевидении «Регион-Тюмень», для нашей тюменской публики мы выбрали горячий отклик-мнение профессора Федерального университета, доктора литературы, театрального критика Леонида Быкова.


Всем известен Николай Некрасов - поэт, который названием своей поэмы задал вопрос, всегда актуальный для нашего Отечества: «Кому на Руси жить хорошо». Многие знают замечательного прозаика Виктора Некрасова - автора первого, по сути, реалистического повествования о том, как шла война, «В окопах Сталинграда». И мало кто даже среди тех, кто читает не только афиши и магазинные ценники, знает поэта Ксению Некрасову. Меж тем ей посвящен новый телефильм Анатолия Омельчука (режиссер Марина Тугаринова), снятый на ГТРК «Регион-Тюмень».


Почему она удостоилась телерассказа о себе? И потому, что минувший год был годом ее столетия (увы, мало кем замеченного). И потому, что она нам, живущим в середине России, землячка, поскольку родилась, как говорится в фильме, там, где Урал перетекает в Сибирь или, наоборот, сибирская равнина поднимается в гору. И потому прежде всего, что в русской поэзии, где, по одному образному выражению, майоры командуют взводами (настолько велика концентрация талантов!), ее дар единствен. Исключителен. Что и подчеркнуто андрейплатоновским названием фильма - «Невеста человечества».


Очень разные собеседники у авторов ленты. О Некрасовой говорят старые и малые жители той деревеньки, где она росла. Рассуждают искусствоведы и краеведы, музейные работники и литераторы. Обстоятельными воспоминаниями делится импозантный Илья Глазунов, в пору своего студенчества написавший редкостно выразительный портрет героини фильма. (Жаль, что нельзя расспросить другого живописца - Роберта Фалька, который знал Некрасову куда ближе и рисовал ее куда больше). При всем несходстве возникающих на экране лиц все они подчеркивают ее житейскую неприкаянность, безбытность и все обращают внимание на расплывчатость и разноречивость сведений о ее жизни. Но когда начинают звучать строки Некрасовой (а их - в разном чтении - в фильме оправданно много), понимаешь, что этим стихам житейские сведения об их авторе едва ли что добавят. Ибо они не нуждаются в биографической подпорке.


Кажется, что ее стихи - создания того, кто первым на русской земле почувствовал в себе дар поэта. Идущая не от литературы, подчеркнуто самодостаточная, поэзия Некрасовой - в кровном родстве с вольным словом народной поэзии, равно как с творениями уральских камнерезов и мастеров дымковской игрушки. Ощутима тут и типологическая близость к Бажову, в сказах которого литературными средствами возрождалась «долитературность». Простота ее строк - это органика первозданности и цельности, где все идет от непосредственности души. Души равно чистой и содержательной.


Пафосом некрасовской поэзии, убеждает фильм, стало поклонение жизни в самых разных ее проявлениях. Как много в ее стихах неба, цветов, деревьев, птиц, земного простора! Она радуется «босоногой роще», весне - «тоненькой и ломкой», «шелковой воде», «утренним лицам людей, идущих на работу». Умением, точнее, способностью видеть поэзию всюду она и делится в своих стихах. И создателям фильма удалось показать, что чудо бытия, его «огромная красота» открываются поэту в самых заурядных ситуациях и явлениях. Ее героиня лишена малейшей предубежденности по отношению к чему-либо (или кому-либо) на земле. Привычная для большинства иерархия, согласно которой все сущее делится на главное и второстепенное, новое и привычное, праздничное и обыденное, природное и сотворенное человеком, неведома этой поэзии - она ко всему приязненна, всему открыта. Видеоряд ленты убеждает:


Угодно было солнцу


и земле -


из желтых листьев


и росы


сверчка, поющего стихом,


на свет произвести.


Героиня этих стихов живет совсем вроде бы не поэтично: «Колоть дрова / привыкла я...»; «За картошкой к бабушке / ходили мы...»; «С утра я целый день стирала, / а в полдень вышла за порог / к колодцу за водой»; «Я полоскала небо в речке / и на новой лыковой веревке / развесила небо сушиться. / А потом мы овечьи шубы / с отцовской спины надели / и сели в телегу/ и с плугом / поехали в поле сеять». Но стихи свидетельствуют, что каждое утро она вставала не просто для того, чтобы стирать, сеять, заготавливать еду и топливо, но для того, чтобы - жить.


Природная «одаренность к жизни» помогла Некрасовой пронести сквозь все земные дни восхищение всегдашней новизной мира. Близкое мифологическому, первобытийное жизневосприятие этого «старинного ребенка» основывается именно на зоркости и цепкости взгляда, жадного до земной материи и плоти. И потому некрасовским строчкам оказываются равно необходимы в фильме и исполненные будничной красоты динамическиезапечатления уральской природы, и ликующие локальной цветностью бесхитростные детские рисунки.


Хоронили ее за счет Литфонда, а двумя годами позже как «член Литфонда» будет похоронен и Пастернак - поэт совсем иной славы и принципиально другими художественными аргументами отстаивавший близкую героине этого телепортрета творческую позицию: мир прекрасен даже в своих случайностях. И едва ли неуместным будет отнесение к Некрасовой тех слов, что были однажды сказаны автором «Сестры моей - жизни» по иному адресу: «...вы - инородное тело, органическое явление природы (значит, поэзии) среди неорганического, но организованного мира. Организованный мир вечно уничтожает органический. Организованный мир нюхом чует противоположность себе (чем бы она ни прикрывалась) и норовит все органическое уничтожить...».


На мраморной плите колумбария Донского кладбища в Москве, где покоится урна с прахом Некрасовой, над именем и годами ее присутствия на земле вместо фотографии воспроизведены ее строки. Точнее - начальная страница ее первой книги:


И слышит стих мой,


как корни в почве собирают влагу


и как восходят над землею


от корневищ могучие стволы.


Надеюсь, что каждый, кому доведется увидеть «Невесту человечества», непременно попробует найти сборники Ксении Некрасовой. Жаль, что они даже в год ее столетия не переиздавались.




Тюменские студенты разработали уникальный рецепт сибирского кулича с орехами и шишками

03 мая

В регионах УФО построили и отремонтировали 116 объектов культуры

02 мая