Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Любите, берегите и цените друг друга»

Общество, 00:48, 12 июля 2013,
Слушать новость
«Любите, берегите и цените друг друга». .

В ходе заседания клуба «От первого лица» с архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием речь шла о вехах возрождения епархии, духовно-нравственных вопросах, воспитании детей и создании крепкой семьи


Текущий год богат на юбилейные даты: 1 150 лет со времени возникновения славянской письменности, 1 025-летие Крещения Руси и 400 лет дому Романовых, 400 лет подвигу костромского крестьянина Ивана Сусанина и 95 лет со дня расстрела семьи последнего русского царя Николая II... Каковы духовно-нравственные уроки событий отечественной истории? Нечасто журналистам в процессе работы удается поговорить о вечном, и потому разговор с архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием, который принял участие в работе 80-го заседания редакционного клуба «От первого лица», продолжался более трех часов.

В широкий круг тем, которые прозвучали во время заседания, вошли основные вехи возрождения Тобольско-Тюменской епархии и строительство храмов, воспитание детей и создание крепкой счастливой семьи, отношение к моде и пре­одоление соблазнов, почитание родителей и воспитание настоящих мужчин. Владыка Димит­рий в третий раз принял участие в работе клуба, что свидетельствует о непреходящей ценности его деятельности и актуальности поступивших вопросов. После экскурсии по новому офису редакции клуб приступил к работе.

Александр Скорбенко:
– Владыка Димитрий, коллектив редакции переехал в новое просторное помещение и, наверное, получил второе дыхание. И потому важно, чтобы вдохновение не оставляло нас.
Архиепископ Димитрий:
– У каждого человека складываются личные отношения с Богом. Человек – это дитя Божие, каждый имеет в себе дыхание Божие – душу живую, говорит Библия. И потому люди, как правило, думают о божественном. Если же утрачивается правильное понимание Бога, то человек начинает делать замены, иными словами – суррогаты: золотых тельцов, идолов, стремится обожествлять природу. В первых строках Библии сказано, что Бог есть дух, его никто никогда не видел, познать Его можно только в сердце. Когда говорим о Боге, на сердце появляются радость, спокойствие, утешение и, самое главное, любовь.

Александр Скорбенко:
– Вы возглавляете Тобольско-Тюменскую епархию с момента ее возрождения и выделения из Омско-Тюменской епархии по решению Священного синода и благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1990 году. Могли бы вы обозначить основные вехи возрождения епархии, ведь путь проделан колоссальный?
Архиепископ Димитрий:
– Одной из наиболее значимых вех стало открытие Тобольской духовной семинарии – духовно-образовательного центра, который когда-то был первым и единственным за Уралом. Впоследствии учебное заведение стало готовить кадры для Сибирского региона – в настоящее время более 600 человек служат в Зауралье, практически во всех епархиях Сибири есть наши выпускники.

Следующей вехой стал приезд в 1994 году Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Тюмень, Тобольск и северные города региона. Те годы были довольно сложными, и подготовка визита сопровождалась определенными трудностями и  недопониманием. Но когда глава Русской православной церкви впервые посетил древнюю столицу Сибири Тобольск, это вызвало огромный резонанс, пробуждение и понимание того, что церковь востребована людьми. Последовали серьезные изменения по северным приходам, началось строительство храмов, образование общин – доброе, теплое слово Святейшего патриарха легло на сердце тех, от кого это зависело. В те годы даже некоторая междоусобица поутихла – говорю о духовном плане.

Открытие в 1994 году в Тобольске православной гимназии, имеющей государственную лицензию и аккредитацию, тоже значимый этап. В следующем году будем отмечать ее 20-летие. Впоследствии такие гимназии открылись в Тюмени, Ишиме и Ялуторовске.

Среди важнейших событий назову принятие решений и постановлений о передаче церкви храмов и святынь Тобольска и Тюмени. Это произошло в годы, когда регион возглавлял Сергей Собянин. К диалогу подключились депутатский корпус, департамент культуры региона, Министерство культуры РФ. Отмечу, что не во всех регионах были приняты подобные решения, благодаря которым у нас нет конфликтов: с департаментом культуры проводим совместные мероприятия, являемся ближайшими помощниками музейных работников. Считаю, это очень значимый показатель.

Результаты, которые видимы в Тобольске, Тюмени, положительно характеризуют Тюменский регион, свидетельствуют о благорасположенности общества и руководства. Вот лишь основные вехи, они радуют, когда оглядываешься на прожитые годы.

Александр Скорбенко:
– В текущем году отмечаются 1 150 лет со времени возникновения славянской письменности, 1 025 лет Крещению Руси. В советских учебниках День Крещения Руси был указан как начало русской государственности. Каким образом трактуются эти события в настоящее время?
Архиепископ Димитрий:
– Не заметить эти даты невозможно, хотя в советский период их значимость размывалась или умалчивалась. Возьмем, например, создание азбуки. Это создание целого пласта культурной традиции славянских народов. В устройстве любой государственной системы любой страны, народа можно увидеть религиозную составляющую, которая формирует характер и культуру народа. Так сложилось, что матушка-Россия приняла христианство благодаря подвигу святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые составили азбуку, стали учить богослужению на славянском языке. Событие уникальное – ранее ни один народ не имел возможности молиться на родном языке.

Создание славянской азбуки дало импульс развитию семьи славянских народов. Появилась новая культурная формация, «питающаяся» византийской и  эллинской культурой, но уже на славянский лад. Азбука дала толчок развитию богословия, литургической жизни и, конечно, святоотеческой жизни в ее назидательной части. Процесс нельзя было остановить: славянские народы приобщались к православию и принимали христианскую веру, не меняя догматику. Далее пришли к крещению Руси. С принятием православия в стране исчезла междоусобица, стали осваиваться новые земли – за 65 лет от Урала дошли до Аляски. В числе первопроходцев были и священники.

Сибирскими просветителями, подобно Кириллу и  Мефодию для славянских народов, можно назвать святителя Иоанна и  Филофея, митрополитов Тобольских. Они последовали подвигу святых: открыли в Тобольске школу и стали учить сибирских инородцев. У народов от Урала до Тихого океана появилась своя азбука и письменность на основе кириллицы.

Жаль, что не замечаем, как засоряется родной язык молодежным сленгом, нецензурной бранью и некорректными выражениями, а порой сами способствуем. Это явление сродни измене. А ведь «Слово было у Бога и Слово было Бог», – гласит Священное Писание. Словом не владеет ни одно живое существо на Земле, кроме человека. Речь тоже является тайной, она передает интонацию, настроение. Все это можно характеризовать духовно: любовь от Бога или неприязнь от лукавого, последнее зиждется на эгоизме.

Галина Сентемова, Голышмановский район:
– Недавно состоялся фестиваль «Православие и СМИ». На ваш взгляд, насколько успешно складывается сотрудничество епархии и журналистов Тюменского региона?
Архиепископ Димитрий:
– Конечно, успешно! Из года в год собираемся вместе, растет число участников, расширяется география: к нам присоединяются коллеги из соседних областей. Встречи и общение проходят в хорошем настроении. Общение и взаимопонимание – самое ценное для людей! Чувствую, как позитивная составляющая преобладает, люди сплачиваются в делах просвещения и доброго слова. Удивило и умилило, когда журналисты выбрали для себя Абалакский монастырь местом почитания и ежегодных встреч. Там установлен колокол, отлитый на средства журналистов, мозаичная икона Нестора Летописца, которого можно назвать одним из первых журналистов на Руси. Его деятельность со­единяет нас  в веках.

У нас немало знающих и талантливых журналистов, пишущих на православные темы, они вносят весомый вклад в укрепление духовности, нравственности, культуры, любви к Отечеству. Для многих фестиваль «Православие и СМИ» стал хорошей школой профессионального мастерства, творческого поиска, ознаменовался плодотворными встречами с коллегами и новыми яркими работами. В этом году на конкурс съехалось более сотни представителей средств массовой информации из регионов Уральского федерального округа и других областей.

Нина Терентьева, журналист, с. Исетское:
– Многие говорят, что верят в Бога, но  в храм не х одят. Насколько важно посещать церковные службы и причащаться?
Архиепископ Димитрий:
– Нина Федоровна, очень правильный и актуальный вопрос. Многие понимают, что Бог есть, но  в храм не идут по лености, небрежению, дескать, нас не приучили. Но ведь храм – это дом Божий, место, освященное Его благодатью. В храме, особенно древнем, молились перед образами наши предки, получали утешение. Святыни помогали им вдохновиться, вспомнить о Боге, принести покаяние. Исповедь – это таинство очищения души, пересмотра и очищения отношений друг с другом. После исповеди человек готовится к таинству причастия – со­единению со Христом. Во Христе мы соединяемся с Богом, потому что Иисус Христос является Сыном Божиим, освящаются наша душа и тело, которые взаимо­связаны в человеке.

Если человек отходит от Бога, душа меркнет, на месте божественной природы, божественного дыхания появляются происки лукавого. Душа начинает кривить, разрушаются душевные качества, силы разума. Человек оправдывает лень, неправду, эгоизм, зависть, неприязнь, а это противно воле Божией.

Наша воля дожна быть согласована с волей Божией, это значит творить добрые дела, дела любви и милосердия. Однако при эгоизме, гордыне и зависти в нас появляется дух противления и неприязни по отношению к ближним, что выражаем взглядом, словами или даже молчанием, это особенно трагично, если происходит в кругу семьи. Зачем? Зачем это? К чему это приведет? Надо набираться благодатной силы, чтобы переживать недуги ближних. Проявления несправедливости по отношению к нам следует воспринимать так, как говорил праведный Иоанн Кронштадтский: это не твой брат или сестра сделали, не твой близкий, а лукавый захватил их сознание и досаждает тебе. Надо сожалеть, что их уловил лукавый.

Еще одна важная составляющая души – совесть, то есть голос Божий, о чем говорится практически у всех народов, во всех религиях. Потому что иначе объяснить наличие совести у человека невозможно. Она показывает нам через нравственные чувства что есть добро и что есть зло. Порой человек преступает волю Божию и Его заповеди и начинает калечить, заглушать, усыплять свою совесть, отмахиваться от нее. Тем самым он вредит своей природе, потому что совесть дана для того, чтобы человек поступал доброкачественно, чтобы ничто злокачественное не разрушало его душу, природу и ближних в том числе. Церковь всегда призывает человека обращать внимание на ближних, с кем Гос­подь судил жить вместе. В первую очередь это семья. Чти отца своего и матерь свою и долголетен будешь на земле, говорится в заповедях Моисея. Причем обещается долголетие и народу.

Христос Спаситель сказал: где двое или трое соберутся во имя Мое, там  Я посреди них. Вот почему в храме присутствует особая благодать Божия. Многие, впервые приходя в церковь и еще не понимая службы, слов пения и молитв, чувствуют, что душа начинает отогреваться, и плачут от умиления и радости, потому что зачастую человек бывает удручен земными привязанностями, которые всецело приземляют душу и не дают ей обратиться к Богу.

Все  в жизни надо соотносить с традицией, по которой жил наш народ. Это путь, который принесет успех, благоденствие личное, семейное, общественное, гражданское. Поэтому храм – очень важное место. Перейду к культурологической или эстетической составляющей. Раньше по воскресеньям семьи с деточками шли  в храм, надев лучшую одежду, молились, общались. Исполнялась заповедь, которую дал Господь Моисею: шесть дней трудись, а седьмой посвяти Богу, своей душе. В воскресные дни надо отойти от дел, прийти в храм – дом Божий, там человеческая душа расцветает. Подобную радость человек чувствует, когда приходит в родительский дом. Человек здравомыслящий понимает, что всем обязан родителям, которые его питали, одевали, учили, воспитали любовью. Всему этому мы назидаемся в храме.

Конечно, «несть человек, иже жив будет, и не согрешит» – мы грешим, но когда обращаемся к Богу с покаянным чувством, Он помогает встать на правильный путь.

Елена Сергеева, г. Тюмень:
– Известна библейская фраза: «Жена да убоится мужа своего». Мужчины часто не сов­сем верно трактуют это выражение.
Архиепископ Димитрий:
– Слов из Священного Писания не выбросишь, однако важно правильно их понимать. Любовь с христианской точки зрения – это способность усвоять в себе другое существо и воспринимать его как самого себя. Фраза, которую вы назвали, – посыл супруге правильно выстроить отношения в семье. Мужу заповедано любить жену как самого себя. Такая любовь исключает отношения господства и страха. Мы еще больше утвердимся в таком понимании, если внимательно прочтем Послание к Ефесянам апостола Павла: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как  и Бог во Христе простил вас». Апостол говорит о том, что христианский брак строится по образу отношений между Христом и Церковью: «Мужья, любите своих жен, как  и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее».

Важно не забывать, что природа женская и мужская различны не только физиологически, но  и психологически. Жена должна правильно воспринимать мужа. Нужно бояться травмировать его внутренний мир, чтобы мужчина не нарушил мир  в себе и не потерял свойство любить жену. Если жена, познав мужа и его немощи, начнет «нажимать на больные мозоли», то потеряет любовь. Идеальных людей нет, а словом можно нанести рану глубже, чем делом. Опираясь на пас­тырский опыт, могу сказать, что мужчины более ранимы, однако не могут этого показать. А женщины гибче, мягче, более чуткие в плане взаимоотношений. Непонимание мужской психологии приводит к разладу в семье, разводу. Муж не может простить скрытой обиды. Семейные отношения – очень тонкая материя, поэтому «убойтесь» мужа в правильном понимании этого слова: не давите. Лучше потерпеть, помолиться Богу о нем – это будет вашей победой.

Ольга Табанакова:
– Многие сказки заканчиваются словами: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день». Можно ли сказку сделать былью?
Архиепископ Димитрий:
– Можно. Как ректор духовного учебного заведения, согласно православной традиции, благословляю на брак молодых семинаристов. Благословение считается условием прочного и счастливого брака. Статистика показывает, что 95 процентов семей, получивших благословение, живут в любви и согласии.

Священническое благословение – это не только благочестивый церковный обряд, добрая традиция, но  и наставление. Бывают случаи, когда духовник не дает согласие на поспешное вступление в брак, поскольку считает, что молодые не готовы создать крепкую семью. Их дружба длится менее года, их сближают только внешние, поверхностные чувства, они еще не распознали внутренний мир друг друга. Вступать в брак должны только те, кто воспринимает друг друга не только в любви и радости, но  и в немощи и горе. Христианин должен знать, что каждый человек для другого предопределен Богом, чтобы восполнять друг друга.

Что греха таить, порой желание обладать другим человеком не дает сделать правильный, рассудительный выбор. Проявление уничижительного отношения к  мужу со стороны жены не позволяет ему чувствовать себя главой семьи. И как следствие, рано или поздно он перестает любить семью и жену. Если люди расположены друг к другу, то готовы не только жить в любви и согласии, но  и с неба звездочку достать. В этом случае сказка обязательно станет былью.

Анна Щербинина, г. Тобольск:
– В  школах введен новый предмет «Основы православной культуры». Можно ли спустя год говорить о предварительных итогах?
Архиепископ Димитрий:
– Пока сложно ответить на вопрос. Несколько лет назад вместе с Тюменским государственным университетом проводился социо­логический опрос, который показал, что 78 процентов респондентов отнесли себя к православной традиции. На основе полученных данных стали говорить о введении в школьный образовательный курс «Основ православной культуры». Однако время показало, что не только родители, но  и учителя не были готовы к введению такого курса. Статистика показывает, что его приняли 20–35 процентов (среднероссийский показатель), а в некоторых регионах – до 80 процентов населения. В Тюменской области показатель намного ниже.

Анна Щербинина:
– Можно ли переломить данную ситуацию?
Архиепископ Димитрий:
– Вот здесь необходима помощь журналистского сообщества. Можно рассказать о новом учебном предмете, включенном Министерством образования и науки России в школьную программу (4-й класс средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Верю, что  к родителям придет осознание необходимости данного предмета. Ведь основы духовно-нравственной культуры следует закладывать с детства.

Анна Щербинина:
– Владыка, можно еще вопрос? В чем заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий?
Архиепископ Димитрий:
– Говоря о духовности и нравственности, важно уяснить эти понятия. Слово «духовность» происходит от слова «дух», который может олицетворять собой два значения. В Священном Писании говорится: «Бог есть Дух». Дух Божий в человеке проявляется следующими свойствами: даром жертвенной любви, стремлением к правде, служением истине и, как следствие, жизнью добродетельной, высоконравственной.

Враг рода человеческого – диавол – падший дух, злой дух. Свойствами его проявления в человеке является эгоизм, лицемерие, лживость и, как следствие, греховная жизнь, жизнь безнравственная.

С богословской точки зрения проявление в человеке духовности и нравственности взаимосвязаны.

Следует указать, что оценка духовной и нравственной деятельности может применяться только к человеку или обществу, обладающими божественной природой, живой душой.

Сергей Исаев:
– Фантастические фильмы рисуют будущее человечества технически гиперразвитым: невероятные звездолеты, молниеносные летающие автотрансформеры, человек обитает не  в природной, а электронной среде. Каким вы представляете общество через 100–300 лет?
Архиепископ Димитрий:
– Мне видится, что города должны походить на круги на дереве: столетие прошло и уже не надо трогать архитектуру улиц и кварталов, пусть она останется прежней. Каждому столетию – следующий круг. Тогда наши правнуки с удовольствием будут гулять по улицам, где ходили наши прадеды. Идея проста, но важно попытаться сохранить систему исторических колец. Например, в Тобольске в кремле стоит телега, но лошади нет. Думаю, скоро она появится и будет возить по исторической части города паломников и туристов, которые смогут проникнуться красотой простой жизни. Мне импонирует, что  в Ялуторовске воссоздали острог. Это попытка показать, как жили наши далекие предки, возможность прикоснуться к истории… Надеюсь, к тому времени в школах будут преподавать основы православной культуры.

Маргарита Шаманенко:
– В этом году отмечаем несколько знаменательных дат: 400 лет династии Романовых, 400 лет подвигу крестьянина Ивана Сусанина, 95-летие мученического подвига царской семьи. Каковы духовно-нравственные уроки этих событий?
Архиепископ Димитрий:
– Празднование 400-летия правления дома Романовых – значительный период, который отразился в истории государства Российского. Тюменская и Тобольская земля должны отметить эти даты достойно. Тобольск причастен к судьбе последнего российского императора, который с семьей жил  в Доме свободы. В городе не проявили к ним такого жестокого отношения, как  в  Екатеринбурге. Было понятно, что здесь не смогут убить царскую семью – когда арестовывали царя и епископа Гермогена, горожане стали возмущаться и красные испугались.

Недавно в Ялуторовском районе в селе Романовском освятили возрожденный Богородице-Казанский храм. Село названо в честь династии Романовых, ибо цесаревич Александр, будущий Александр II, проезжая по Тобольской губернии, посетил его  и там молился. В ознаменование события был построен храм. За ХХ век он пришел в полное разорение – трудно было разглядеть даже черты храма, но при поддержке благотворителей, правительства Тюменской области его воссоздали.

Поступок Ивана Сусанина – пример жертвенности. Человек пожертвовал собой, чтобы защитить свой народ, страну. Из истории России можно много привести таких примеров. Постараемся разглядеть уникальную судьбу России, которая прошла через тяжелейшие испытания и осталась жива. Давайте сплотимся – духовенство, журналисты, врачи, инженеры, каменщики, пекари и станем трудиться на укрепление Отечества.

Светлана Хозяинова:
– Владыка, как вы относитесь к идее причислить к лику святых Григория Распутина?
Архиепископ Димитрий:
– Мне довелось работать в комиссии по общецерковной канонизации. С этой целью изучали многие документы, привлекали светских ученых, были предоставлены записи из тобольского архива, где упоминались события, связанные с Григорием Распутиным. Вопрос рассмат­ривался на Архиерейском соборе. Комиссия и Священный синод признали: никаких оснований для рассмотрения вопроса о канонизации Григория Распутина нет. Это церковное решение, и я не вправе его пересматривать.

Александр Скорбенко:
– Что бы вы пожелали читателям и прихожанам в заключение встречи?
Архиепископ Димитрий:
– Чтобы каждый нашел правильный путь в жизни. Он тогда будет правильным, когда наши душевные силы – разум, воля, нравственные чувства – будут освящены любовью к Богу и сопряжены с любовью к ближнему.

Пусть не будет нигде: ни  в городах, ни  в селах, особенно внут­ри семьи зависти, алчности. Любите, цените и берегите друг друга!

Александр Скорбенко:
– Благодарим за беседу.

Блиц-опрос


– Во сколько начинается и заканчивается обычный рабочий день архиепископа?
– Начинается в 6 или 7 часов утра с молитвенных правил – я должен помолиться о здравии и помянуть родных и близких. Заканчивается в лучшем случае в 22.30, чаще – в половине первого ночи.

– Какие три вещи вы бы взяли на необитаемый остров?
– Евангелие, чтимую икону, благословленную моей крестной матерью, и велосипед.

– Есть ли  у вас хобби?
– Служить в храме.

– Любимый писатель?
– Иоанн Златоуст.

– У архиепископа бывает отпуск?
– Бывает просвет, недели две. В этот период еду  в столицу (я москвич), участвую там  в общецерковных мероприятиях.

– Часто ли вы пользуетесь компьютером?
– Редко, в основном это делают мои помощники.

– Что человеку нужно для счастья?
– Надо быть разумным, реалистом и самодостаточным. Не завидуй – и ты будешь счастлив.

– Ваша любимая музыка?
– Есть любимая песня:

Слово «мама» – дорогое,
Мамой надо дорожить.
С ее лаской и заботой
Легче нам на свете жить.
Если мать еще живая,
Счастлив ты, что на земле
Есть кому, переживая,
Помолиться о тебе.

– Когда вы были в редакции прошлый раз, вы сказали, что работали над  диссертацией, посвященной демографии. Над какими темами сейчас работаете?
– Они из области социологии и педагогики. Думаю коснуться проникновения новых технологий в систему образования.

Далее в сюжете: В поисках эффективности регионального управления

В ходе заседания клуба «От первого лица» с архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием речь шла о вехах возрождения епархии, духовно-нравственных вопросах, воспитании детей и создании крепкой семьи


Текущий год богат на юбилейные даты: 1 150 лет со времени возникновения славянской письменности, 1 025-летие Крещения Руси и 400 лет дому Романовых, 400 лет подвигу костромского крестьянина Ивана Сусанина и 95 лет со дня расстрела семьи последнего русского царя Николая II... Каковы духовно-нравственные уроки событий отечественной истории? Нечасто журналистам в процессе работы удается поговорить о вечном, и потому разговор с архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием, который принял участие в работе 80-го заседания редакционного клуба «От первого лица», продолжался более трех часов.

В широкий круг тем, которые прозвучали во время заседания, вошли основные вехи возрождения Тобольско-Тюменской епархии и строительство храмов, воспитание детей и создание крепкой счастливой семьи, отношение к моде и пре­одоление соблазнов, почитание родителей и воспитание настоящих мужчин. Владыка Димит­рий в третий раз принял участие в работе клуба, что свидетельствует о непреходящей ценности его деятельности и актуальности поступивших вопросов. После экскурсии по новому офису редакции клуб приступил к работе.

Александр Скорбенко:
– Владыка Димитрий, коллектив редакции переехал в новое просторное помещение и, наверное, получил второе дыхание. И потому важно, чтобы вдохновение не оставляло нас.
Архиепископ Димитрий:
– У каждого человека складываются личные отношения с Богом. Человек – это дитя Божие, каждый имеет в себе дыхание Божие – душу живую, говорит Библия. И потому люди, как правило, думают о божественном. Если же утрачивается правильное понимание Бога, то человек начинает делать замены, иными словами – суррогаты: золотых тельцов, идолов, стремится обожествлять природу. В первых строках Библии сказано, что Бог есть дух, его никто никогда не видел, познать Его можно только в сердце. Когда говорим о Боге, на сердце появляются радость, спокойствие, утешение и, самое главное, любовь.

Александр Скорбенко:
– Вы возглавляете Тобольско-Тюменскую епархию с момента ее возрождения и выделения из Омско-Тюменской епархии по решению Священного синода и благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1990 году. Могли бы вы обозначить основные вехи возрождения епархии, ведь путь проделан колоссальный?
Архиепископ Димитрий:
– Одной из наиболее значимых вех стало открытие Тобольской духовной семинарии – духовно-образовательного центра, который когда-то был первым и единственным за Уралом. Впоследствии учебное заведение стало готовить кадры для Сибирского региона – в настоящее время более 600 человек служат в Зауралье, практически во всех епархиях Сибири есть наши выпускники.

Следующей вехой стал приезд в 1994 году Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Тюмень, Тобольск и северные города региона. Те годы были довольно сложными, и подготовка визита сопровождалась определенными трудностями и  недопониманием. Но когда глава Русской православной церкви впервые посетил древнюю столицу Сибири Тобольск, это вызвало огромный резонанс, пробуждение и понимание того, что церковь востребована людьми. Последовали серьезные изменения по северным приходам, началось строительство храмов, образование общин – доброе, теплое слово Святейшего патриарха легло на сердце тех, от кого это зависело. В те годы даже некоторая междоусобица поутихла – говорю о духовном плане.

Открытие в 1994 году в Тобольске православной гимназии, имеющей государственную лицензию и аккредитацию, тоже значимый этап. В следующем году будем отмечать ее 20-летие. Впоследствии такие гимназии открылись в Тюмени, Ишиме и Ялуторовске.

Среди важнейших событий назову принятие решений и постановлений о передаче церкви храмов и святынь Тобольска и Тюмени. Это произошло в годы, когда регион возглавлял Сергей Собянин. К диалогу подключились депутатский корпус, департамент культуры региона, Министерство культуры РФ. Отмечу, что не во всех регионах были приняты подобные решения, благодаря которым у нас нет конфликтов: с департаментом культуры проводим совместные мероприятия, являемся ближайшими помощниками музейных работников. Считаю, это очень значимый показатель.

Результаты, которые видимы в Тобольске, Тюмени, положительно характеризуют Тюменский регион, свидетельствуют о благорасположенности общества и руководства. Вот лишь основные вехи, они радуют, когда оглядываешься на прожитые годы.

Александр Скорбенко:
– В текущем году отмечаются 1 150 лет со времени возникновения славянской письменности, 1 025 лет Крещению Руси. В советских учебниках День Крещения Руси был указан как начало русской государственности. Каким образом трактуются эти события в настоящее время?
Архиепископ Димитрий:
– Не заметить эти даты невозможно, хотя в советский период их значимость размывалась или умалчивалась. Возьмем, например, создание азбуки. Это создание целого пласта культурной традиции славянских народов. В устройстве любой государственной системы любой страны, народа можно увидеть религиозную составляющую, которая формирует характер и культуру народа. Так сложилось, что матушка-Россия приняла христианство благодаря подвигу святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые составили азбуку, стали учить богослужению на славянском языке. Событие уникальное – ранее ни один народ не имел возможности молиться на родном языке.

Создание славянской азбуки дало импульс развитию семьи славянских народов. Появилась новая культурная формация, «питающаяся» византийской и  эллинской культурой, но уже на славянский лад. Азбука дала толчок развитию богословия, литургической жизни и, конечно, святоотеческой жизни в ее назидательной части. Процесс нельзя было остановить: славянские народы приобщались к православию и принимали христианскую веру, не меняя догматику. Далее пришли к крещению Руси. С принятием православия в стране исчезла междоусобица, стали осваиваться новые земли – за 65 лет от Урала дошли до Аляски. В числе первопроходцев были и священники.

Сибирскими просветителями, подобно Кириллу и  Мефодию для славянских народов, можно назвать святителя Иоанна и  Филофея, митрополитов Тобольских. Они последовали подвигу святых: открыли в Тобольске школу и стали учить сибирских инородцев. У народов от Урала до Тихого океана появилась своя азбука и письменность на основе кириллицы.

Жаль, что не замечаем, как засоряется родной язык молодежным сленгом, нецензурной бранью и некорректными выражениями, а порой сами способствуем. Это явление сродни измене. А ведь «Слово было у Бога и Слово было Бог», – гласит Священное Писание. Словом не владеет ни одно живое существо на Земле, кроме человека. Речь тоже является тайной, она передает интонацию, настроение. Все это можно характеризовать духовно: любовь от Бога или неприязнь от лукавого, последнее зиждется на эгоизме.

Галина Сентемова, Голышмановский район:
– Недавно состоялся фестиваль «Православие и СМИ». На ваш взгляд, насколько успешно складывается сотрудничество епархии и журналистов Тюменского региона?
Архиепископ Димитрий:
– Конечно, успешно! Из года в год собираемся вместе, растет число участников, расширяется география: к нам присоединяются коллеги из соседних областей. Встречи и общение проходят в хорошем настроении. Общение и взаимопонимание – самое ценное для людей! Чувствую, как позитивная составляющая преобладает, люди сплачиваются в делах просвещения и доброго слова. Удивило и умилило, когда журналисты выбрали для себя Абалакский монастырь местом почитания и ежегодных встреч. Там установлен колокол, отлитый на средства журналистов, мозаичная икона Нестора Летописца, которого можно назвать одним из первых журналистов на Руси. Его деятельность со­единяет нас  в веках.

У нас немало знающих и талантливых журналистов, пишущих на православные темы, они вносят весомый вклад в укрепление духовности, нравственности, культуры, любви к Отечеству. Для многих фестиваль «Православие и СМИ» стал хорошей школой профессионального мастерства, творческого поиска, ознаменовался плодотворными встречами с коллегами и новыми яркими работами. В этом году на конкурс съехалось более сотни представителей средств массовой информации из регионов Уральского федерального округа и других областей.

Нина Терентьева, журналист, с. Исетское:
– Многие говорят, что верят в Бога, но  в храм не х одят. Насколько важно посещать церковные службы и причащаться?
Архиепископ Димитрий:
– Нина Федоровна, очень правильный и актуальный вопрос. Многие понимают, что Бог есть, но  в храм не идут по лености, небрежению, дескать, нас не приучили. Но ведь храм – это дом Божий, место, освященное Его благодатью. В храме, особенно древнем, молились перед образами наши предки, получали утешение. Святыни помогали им вдохновиться, вспомнить о Боге, принести покаяние. Исповедь – это таинство очищения души, пересмотра и очищения отношений друг с другом. После исповеди человек готовится к таинству причастия – со­единению со Христом. Во Христе мы соединяемся с Богом, потому что Иисус Христос является Сыном Божиим, освящаются наша душа и тело, которые взаимо­связаны в человеке.

Если человек отходит от Бога, душа меркнет, на месте божественной природы, божественного дыхания появляются происки лукавого. Душа начинает кривить, разрушаются душевные качества, силы разума. Человек оправдывает лень, неправду, эгоизм, зависть, неприязнь, а это противно воле Божией.

Наша воля дожна быть согласована с волей Божией, это значит творить добрые дела, дела любви и милосердия. Однако при эгоизме, гордыне и зависти в нас появляется дух противления и неприязни по отношению к ближним, что выражаем взглядом, словами или даже молчанием, это особенно трагично, если происходит в кругу семьи. Зачем? Зачем это? К чему это приведет? Надо набираться благодатной силы, чтобы переживать недуги ближних. Проявления несправедливости по отношению к нам следует воспринимать так, как говорил праведный Иоанн Кронштадтский: это не твой брат или сестра сделали, не твой близкий, а лукавый захватил их сознание и досаждает тебе. Надо сожалеть, что их уловил лукавый.

Еще одна важная составляющая души – совесть, то есть голос Божий, о чем говорится практически у всех народов, во всех религиях. Потому что иначе объяснить наличие совести у человека невозможно. Она показывает нам через нравственные чувства что есть добро и что есть зло. Порой человек преступает волю Божию и Его заповеди и начинает калечить, заглушать, усыплять свою совесть, отмахиваться от нее. Тем самым он вредит своей природе, потому что совесть дана для того, чтобы человек поступал доброкачественно, чтобы ничто злокачественное не разрушало его душу, природу и ближних в том числе. Церковь всегда призывает человека обращать внимание на ближних, с кем Гос­подь судил жить вместе. В первую очередь это семья. Чти отца своего и матерь свою и долголетен будешь на земле, говорится в заповедях Моисея. Причем обещается долголетие и народу.

Христос Спаситель сказал: где двое или трое соберутся во имя Мое, там  Я посреди них. Вот почему в храме присутствует особая благодать Божия. Многие, впервые приходя в церковь и еще не понимая службы, слов пения и молитв, чувствуют, что душа начинает отогреваться, и плачут от умиления и радости, потому что зачастую человек бывает удручен земными привязанностями, которые всецело приземляют душу и не дают ей обратиться к Богу.

Все  в жизни надо соотносить с традицией, по которой жил наш народ. Это путь, который принесет успех, благоденствие личное, семейное, общественное, гражданское. Поэтому храм – очень важное место. Перейду к культурологической или эстетической составляющей. Раньше по воскресеньям семьи с деточками шли  в храм, надев лучшую одежду, молились, общались. Исполнялась заповедь, которую дал Господь Моисею: шесть дней трудись, а седьмой посвяти Богу, своей душе. В воскресные дни надо отойти от дел, прийти в храм – дом Божий, там человеческая душа расцветает. Подобную радость человек чувствует, когда приходит в родительский дом. Человек здравомыслящий понимает, что всем обязан родителям, которые его питали, одевали, учили, воспитали любовью. Всему этому мы назидаемся в храме.

Конечно, «несть человек, иже жив будет, и не согрешит» – мы грешим, но когда обращаемся к Богу с покаянным чувством, Он помогает встать на правильный путь.

Елена Сергеева, г. Тюмень:
– Известна библейская фраза: «Жена да убоится мужа своего». Мужчины часто не сов­сем верно трактуют это выражение.
Архиепископ Димитрий:
– Слов из Священного Писания не выбросишь, однако важно правильно их понимать. Любовь с христианской точки зрения – это способность усвоять в себе другое существо и воспринимать его как самого себя. Фраза, которую вы назвали, – посыл супруге правильно выстроить отношения в семье. Мужу заповедано любить жену как самого себя. Такая любовь исключает отношения господства и страха. Мы еще больше утвердимся в таком понимании, если внимательно прочтем Послание к Ефесянам апостола Павла: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как  и Бог во Христе простил вас». Апостол говорит о том, что христианский брак строится по образу отношений между Христом и Церковью: «Мужья, любите своих жен, как  и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее».

Важно не забывать, что природа женская и мужская различны не только физиологически, но  и психологически. Жена должна правильно воспринимать мужа. Нужно бояться травмировать его внутренний мир, чтобы мужчина не нарушил мир  в себе и не потерял свойство любить жену. Если жена, познав мужа и его немощи, начнет «нажимать на больные мозоли», то потеряет любовь. Идеальных людей нет, а словом можно нанести рану глубже, чем делом. Опираясь на пас­тырский опыт, могу сказать, что мужчины более ранимы, однако не могут этого показать. А женщины гибче, мягче, более чуткие в плане взаимоотношений. Непонимание мужской психологии приводит к разладу в семье, разводу. Муж не может простить скрытой обиды. Семейные отношения – очень тонкая материя, поэтому «убойтесь» мужа в правильном понимании этого слова: не давите. Лучше потерпеть, помолиться Богу о нем – это будет вашей победой.

Ольга Табанакова:
– Многие сказки заканчиваются словами: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день». Можно ли сказку сделать былью?
Архиепископ Димитрий:
– Можно. Как ректор духовного учебного заведения, согласно православной традиции, благословляю на брак молодых семинаристов. Благословение считается условием прочного и счастливого брака. Статистика показывает, что 95 процентов семей, получивших благословение, живут в любви и согласии.

Священническое благословение – это не только благочестивый церковный обряд, добрая традиция, но  и наставление. Бывают случаи, когда духовник не дает согласие на поспешное вступление в брак, поскольку считает, что молодые не готовы создать крепкую семью. Их дружба длится менее года, их сближают только внешние, поверхностные чувства, они еще не распознали внутренний мир друг друга. Вступать в брак должны только те, кто воспринимает друг друга не только в любви и радости, но  и в немощи и горе. Христианин должен знать, что каждый человек для другого предопределен Богом, чтобы восполнять друг друга.

Что греха таить, порой желание обладать другим человеком не дает сделать правильный, рассудительный выбор. Проявление уничижительного отношения к  мужу со стороны жены не позволяет ему чувствовать себя главой семьи. И как следствие, рано или поздно он перестает любить семью и жену. Если люди расположены друг к другу, то готовы не только жить в любви и согласии, но  и с неба звездочку достать. В этом случае сказка обязательно станет былью.

Анна Щербинина, г. Тобольск:
– В  школах введен новый предмет «Основы православной культуры». Можно ли спустя год говорить о предварительных итогах?
Архиепископ Димитрий:
– Пока сложно ответить на вопрос. Несколько лет назад вместе с Тюменским государственным университетом проводился социо­логический опрос, который показал, что 78 процентов респондентов отнесли себя к православной традиции. На основе полученных данных стали говорить о введении в школьный образовательный курс «Основ православной культуры». Однако время показало, что не только родители, но  и учителя не были готовы к введению такого курса. Статистика показывает, что его приняли 20–35 процентов (среднероссийский показатель), а в некоторых регионах – до 80 процентов населения. В Тюменской области показатель намного ниже.

Анна Щербинина:
– Можно ли переломить данную ситуацию?
Архиепископ Димитрий:
– Вот здесь необходима помощь журналистского сообщества. Можно рассказать о новом учебном предмете, включенном Министерством образования и науки России в школьную программу (4-й класс средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Верю, что  к родителям придет осознание необходимости данного предмета. Ведь основы духовно-нравственной культуры следует закладывать с детства.

Анна Щербинина:
– Владыка, можно еще вопрос? В чем заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий?
Архиепископ Димитрий:
– Говоря о духовности и нравственности, важно уяснить эти понятия. Слово «духовность» происходит от слова «дух», который может олицетворять собой два значения. В Священном Писании говорится: «Бог есть Дух». Дух Божий в человеке проявляется следующими свойствами: даром жертвенной любви, стремлением к правде, служением истине и, как следствие, жизнью добродетельной, высоконравственной.

Враг рода человеческого – диавол – падший дух, злой дух. Свойствами его проявления в человеке является эгоизм, лицемерие, лживость и, как следствие, греховная жизнь, жизнь безнравственная.

С богословской точки зрения проявление в человеке духовности и нравственности взаимосвязаны.

Следует указать, что оценка духовной и нравственной деятельности может применяться только к человеку или обществу, обладающими божественной природой, живой душой.

Сергей Исаев:
– Фантастические фильмы рисуют будущее человечества технически гиперразвитым: невероятные звездолеты, молниеносные летающие автотрансформеры, человек обитает не  в природной, а электронной среде. Каким вы представляете общество через 100–300 лет?
Архиепископ Димитрий:
– Мне видится, что города должны походить на круги на дереве: столетие прошло и уже не надо трогать архитектуру улиц и кварталов, пусть она останется прежней. Каждому столетию – следующий круг. Тогда наши правнуки с удовольствием будут гулять по улицам, где ходили наши прадеды. Идея проста, но важно попытаться сохранить систему исторических колец. Например, в Тобольске в кремле стоит телега, но лошади нет. Думаю, скоро она появится и будет возить по исторической части города паломников и туристов, которые смогут проникнуться красотой простой жизни. Мне импонирует, что  в Ялуторовске воссоздали острог. Это попытка показать, как жили наши далекие предки, возможность прикоснуться к истории… Надеюсь, к тому времени в школах будут преподавать основы православной культуры.

Маргарита Шаманенко:
– В этом году отмечаем несколько знаменательных дат: 400 лет династии Романовых, 400 лет подвигу крестьянина Ивана Сусанина, 95-летие мученического подвига царской семьи. Каковы духовно-нравственные уроки этих событий?
Архиепископ Димитрий:
– Празднование 400-летия правления дома Романовых – значительный период, который отразился в истории государства Российского. Тюменская и Тобольская земля должны отметить эти даты достойно. Тобольск причастен к судьбе последнего российского императора, который с семьей жил  в Доме свободы. В городе не проявили к ним такого жестокого отношения, как  в  Екатеринбурге. Было понятно, что здесь не смогут убить царскую семью – когда арестовывали царя и епископа Гермогена, горожане стали возмущаться и красные испугались.

Недавно в Ялуторовском районе в селе Романовском освятили возрожденный Богородице-Казанский храм. Село названо в честь династии Романовых, ибо цесаревич Александр, будущий Александр II, проезжая по Тобольской губернии, посетил его  и там молился. В ознаменование события был построен храм. За ХХ век он пришел в полное разорение – трудно было разглядеть даже черты храма, но при поддержке благотворителей, правительства Тюменской области его воссоздали.

Поступок Ивана Сусанина – пример жертвенности. Человек пожертвовал собой, чтобы защитить свой народ, страну. Из истории России можно много привести таких примеров. Постараемся разглядеть уникальную судьбу России, которая прошла через тяжелейшие испытания и осталась жива. Давайте сплотимся – духовенство, журналисты, врачи, инженеры, каменщики, пекари и станем трудиться на укрепление Отечества.

Светлана Хозяинова:
– Владыка, как вы относитесь к идее причислить к лику святых Григория Распутина?
Архиепископ Димитрий:
– Мне довелось работать в комиссии по общецерковной канонизации. С этой целью изучали многие документы, привлекали светских ученых, были предоставлены записи из тобольского архива, где упоминались события, связанные с Григорием Распутиным. Вопрос рассмат­ривался на Архиерейском соборе. Комиссия и Священный синод признали: никаких оснований для рассмотрения вопроса о канонизации Григория Распутина нет. Это церковное решение, и я не вправе его пересматривать.

Александр Скорбенко:
– Что бы вы пожелали читателям и прихожанам в заключение встречи?
Архиепископ Димитрий:
– Чтобы каждый нашел правильный путь в жизни. Он тогда будет правильным, когда наши душевные силы – разум, воля, нравственные чувства – будут освящены любовью к Богу и сопряжены с любовью к ближнему.

Пусть не будет нигде: ни  в городах, ни  в селах, особенно внут­ри семьи зависти, алчности. Любите, цените и берегите друг друга!

Александр Скорбенко:
– Благодарим за беседу.

Блиц-опрос


– Во сколько начинается и заканчивается обычный рабочий день архиепископа?
– Начинается в 6 или 7 часов утра с молитвенных правил – я должен помолиться о здравии и помянуть родных и близких. Заканчивается в лучшем случае в 22.30, чаще – в половине первого ночи.

– Какие три вещи вы бы взяли на необитаемый остров?
– Евангелие, чтимую икону, благословленную моей крестной матерью, и велосипед.

– Есть ли  у вас хобби?
– Служить в храме.

– Любимый писатель?
– Иоанн Златоуст.

– У архиепископа бывает отпуск?
– Бывает просвет, недели две. В этот период еду  в столицу (я москвич), участвую там  в общецерковных мероприятиях.

– Часто ли вы пользуетесь компьютером?
– Редко, в основном это делают мои помощники.

– Что человеку нужно для счастья?
– Надо быть разумным, реалистом и самодостаточным. Не завидуй – и ты будешь счастлив.

– Ваша любимая музыка?
– Есть любимая песня:

Слово «мама» – дорогое,
Мамой надо дорожить.
С ее лаской и заботой
Легче нам на свете жить.
Если мать еще живая,
Счастлив ты, что на земле
Есть кому, переживая,
Помолиться о тебе.

– Когда вы были в редакции прошлый раз, вы сказали, что работали над  диссертацией, посвященной демографии. Над какими темами сейчас работаете?
– Они из области социологии и педагогики. Думаю коснуться проникновения новых технологий в систему образования.



Ранее в сюжете

Город, устремленный в будущее

12

Александр Викторович Моор в гостях у редакции

11

Более 2 тысяч гектаров тюменского леса восстановили в 2024 году

26 ноября

Жители Омутинского района отправят три автомобиля в зону СВО

26 ноября