Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Соединяя берега, прокладываем путь к процветанию регионов»

Николай Руссу, руководитель тюменской компании «Мостострой-11», человек слова и дела рассказал о жизненном пути, об эксклюзивных проектах и о любви к Тюмени

Общество, 01:15, 05 июля 2013,
Слушать новость
«Соединяя берега, прокладываем путь к процветанию регионов». Николай Руссу, руководитель тюменской компании «Мостострой-11», человек слова и дела рассказал о жизненном пути, об эксклюзивных проектах и о любви к Тюмени.

Тюменцам памятна осень прошлого года, когда на Московском тракте областной столицы открылась новая дорожная развязка. Она придала второе дыхание развитию города и близлежащих поселений. Данный объект возведен компанией «Мостострой-11» в рекордные для российского мостостроения сроки – всего за полгода, что принесло ей особую известность. Население до сих пор высказывает слова благодарности в адрес предприятия.
Успешная деятельность руководителя компании Николая Руссу позволила ему стать лидером общественного признания: «Клуб 7», в который входят руководители ведущих средств массовой информации региона, назвал его «Директором года – 2012». На днях Николай Руссу побывал в редакции в качестве гостя клуба «От первого лица».

Александр Скорбенко:

– Вот уже четверть века вы строите мосты и дороги, соединяя просторы Тюменской области. Предприятие «Мостострой-11» широко известно в регионе. За вашими плечами знаковые проекты, преобразившие Тюмень: путепровод через ул. Мельникайте, мост на ул. Профсоюзной, мост Влюбленных, Цветной бульвар, Дворец бракосочетаний, набережная, развязка на Московском тракте. В компании работает более 4 000 человек. Вы сумели создать предприятию блестящую репутацию, стать надежным партнером для региона, успешно управляете огромным коллективом и ресурсами.

Людмила Ведерникова:

– Профессиональный путь вы начали на Тюменском Севере. В 1989 году возглавили предприятие «Мостоотряд-36» треста «Мостострой-11». Чему научил Север, чем запомнился, как закалялся характер руководителя?

Николай Руссу:

– Начинал деятельность мастером в «Мостоотряде-15». Приехал туда работать по распределению в 1981 году после окончания Сибирского автомобильно-дорожного института. Чтобы самостоятельно выбрать будущее место работы, тогда предстояло набрать высокий балл в учебе, проявить себя в общественной деятельности вуза. Я шел вторым по распределению, поэтому и имел право выбора – предпочел «Мостоотряд-15». Приехали в Юганскую Обь, что под Нефтеюганском, с женой, которая ждала ребенка. Жили в деревянном бараке с печным отоплением, но, несмотря на бытовые трудности, работа сразу увлекла. Ведь это было легендарное время освоения Тюменского Севера. Мосты строили в разных регионах, приходилось ездить в длительные командировки.

Часто бригаду забрасывали на объект вертолетами, технику и стройматериалы доставляли зимником в район Ямбурга, на расстоянии две тысячи километров нас  с цивилизацией связывала только рация. В экстремальных условиях воспитывалось чувство повышенной ответственности. Из-за плохой погоды вертолет с провизией, горючим, сменой рабочих не всегда прилетал вовремя, и если ты плохо просчитал, изначально не сформировал запасы, то товарищи останутся без питания, техника без горючего. Эти обстоятельства вырабатывали умение четко планировать, мыслить стратегически. На Севере учился выстраивать взаимоотношения с более опытными коллегами, стремился завоевать их уважение.

Марина Белова:

– У каждого человека в начале его профессионального пути, как правило, бывает учитель, советы которого важны в становлении его личности, профессионализма. Был ли  у вас такой учитель?

Николай Руссу:

– Моими учителями стали рабочие люди. Когда пришел на предприятие, в первый же рабочий день узнал, что там трудятся три орденоносца: рабочий, бригадир и звеньевой. Руководители
среднего звена, прорабы, про­шли огромный путь в освоении Севера: строили железную дорогу Тюмень – Тобольск, Тобольск – Сургут, профессиональная школа там была замечательная. Работа с ними в одной связке многому научила. Еще Север запомнился бескорыстными, отзывчивыми людьми. Зарабатывали там больше, чем на Большой земле, но ни у кого не возникало желания чего-то урвать, сделать только для себя. Особо памятны человеческие отношения – полная открытость и дружелюбие, готовность подставить товарищу плечо.
Позже, став начальником, познакомился с легендарной личностью – Валентином Федоровичем Солохиным, который стоял у истоков создания «Мостостроя-11», долгие годы являлся его руководителем. Для нас он был из числа небожителей. Очень уважительно и с почетом к нему относимся.

Александр Скорбенко:

– Руссу – необычная фамилия для жителя Сибири. Знаете ли свои корни, родословную и каково происхождение фамилии?

Николай Руссу:

– Историю своей семьи знаю. По линии мамы нашли книгу, где родословная идет с 1728 года. А фамилия Руссу – молдавская, в переводе означает «русский».
В Сибири отец познакомился с мамой, здесь родился я, вот  и получился сибиряк Руссу.

Елена Михалькова:

– Николай Александрович, с чем связан выбор профессии мостостроителя, которой отдано больше 30 лет?

Николай Руссу:

– После школы хотел поступить с товарищами в Челябинское высшее летное училище. Мы были ребятами спортивными, любили ходить в походы, но дисциплина училища показалась слишком жесткой, забрали документы. В армии изъявил желание служить в подводном флоте, по здоровью не прошел и проходил службу в сухопутных войсках в Новосибирске. После решил: буду военным или строителем.

Но на мостостроительный факультет поступил совершенно случайно, ведь там, где родился и вырос, рек  и соответственно мостов не было. Поехал поступать в Омск в Сибирский автомобильно-дорожный институт вместе с другом Сергеем Широковым, который сейчас работает главным инженером Омского метрополитена. Он хотел идти на дорожное строительство, я – на гражданское. Чтобы никому не было обидно, оба по­шли на факультет мостостроения. Ни разу об этом не пожалел – очень интересная профессия.

Галина Сентемова, Голышмановский район:

– Известно, что «Мостострой-11» работает на олимпийских объектах в Сочи. Что там возводите? Чем российские строители собираются удивить мир?

Николай Руссу:

– В рамках подготовки к Олимпиаде сдали четыре объекта: замечательную развязку на выезде из Сочи в сторону Новороссийска – Виноградная – Донская и два моста в Сочи через реку Мзымта возле Адлера. В самом городе также есть наши развязки. Еще два строительных объекта будут сданы в ближайшие сроки.

Красная Поляна очень преобразилась – стала европейским центром. Здесь появились грандиозные спортивные сооружения, стадион, где будет проходить открытие Олимпиады. В Сочи изменилась инфраструктура: построены порт, железнодорожный вокзал, аэропорт в Адлере. Современными объектами, возведенными по мировым технологиям, страна может гордиться.

Нина Генне:

– Вы прошли последовательный путь от мастера до директора предприятия. Многие молодые люди, выучившись в вузе на управленцев, хотят сразу занять кресло начальника. Как вы считаете, возможно ли без понимания того, как работает предприятие, без прохождения всех профессиональных ступеней, быть успешным руководителем?

Николай Руссу:

– Все зависит от личности сотрудника. Одним требуется всего полгода, чтобы вникнуть в ситуацию, другим гораздо больше. Раньше действительно считалось: чтобы стать хорошим руководителем, надо пройти все стадии производства. Теперь понимаем, управление – это несколько иное: тут нужна и юридическая подкованность, и знание психологии, экономики, маркетинга. Но команда на предприятии однозначно должна формироваться из профессиональных кадров: если будут одни управленцы, экономисты и юристы, производство встанет.

Нина Генне:

– Как складываются карьерные традиции в вашей компании: растите собственных
руководителей подразделений или привлекаете специалистов со стороны?

Николай Руссу:

– Мы не футболисты – звезд не покупаем. Стараемся воспитывать руководителей из молодых специалистов, приходящих на предприятие. Сегодня мостоотрядами в регионе руководят наши сотрудники, проработавшие в организации с десяток и более лет.

Раиса Ковденко:

– Взаимодействуете ли с каким-то конкретным вузом, который поставляет вам
кадры?

Николай Руссу:

– Ежегодно требуется 20–30 специалистов, ведь выполнять заказы приходится не только в Тюменской области, но  и в других регионах России. К нам приходят выпускники московских, новосибирских, омских вузов, Тюменского государственного строительного университета. В этом году практику в «Мостострое-11» пройдут 154 студента.

Маргарита Шаманенко:

– Вы строите сложнейшие объекты – мосты и дорожные развязки по всей стране. Вантовый мост через Обь  в Сургуте занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Как уже говорилось, в 2012 году со значительным опережением графика построена транспортная развязка в Тюмени на Московском тракте. Теперь ведутся работы по строительству развязки у торгового центра «Южный». Каждый проект индивидуален? Используете готовые решения или разрабатываете технологии сами?

Николай Руссу:

– Тем  и интересны мосты, что каждый новый отличается от предыдущих. Технологии мостостроения в России, и у нас на предприятии в том числе, находятся на мировом уровне, отечественные специалисты не уступают зарубежным коллегам. Взять хотя бы мост на остров Русский – самый большой на сегодня и по пилону, и по пролету. Применяем передовые технологии, приобретаем современную технику и оборудование. Например, в развязке на Московском тракте использовали монолитные пролетные строения, хотя раньше они считались
невыполнимыми в Западной Сибири. В плане производства работ многое придумываем сами, потому что создать универсальную технологию для всех объектов невозможно. Скажем, при строительстве моста в Ханты-Мансийске центральный пролет весом 3 200 тонн доставлялся по воде. Это уникальная для России технология.

Марина Белова:

– Каким образом происходит знакомство с новинками отрасли?

Николай Руссу:

– Поддерживаем обучение специалистов. Всегда в курсе того, где строятся новые объекты, поэтому организуем поездки инженеров, как за рубеж, так  и в пределах России. Регулярно посещаем всемирные выставки по технике и оборудованию.

Марина Белова:

– Как складываются ваши отношения с конкурентами? Делитесь ли вы опытом с профессиональным сообществом?

Николай Руссу:

– Мы не секретная военная организация. Возводя новые объекты, приглашаем специалистов других организаций, чтобы поделиться опытом. Очень лояльно друг к другу относимся до наступления торгов: там уже становимся серьезными конкурентами.

Александр Скорбенко:

– Берете ли  в проект эксклюзивного специалиста со стороны, как театр приглашает режиссера для постановки спектакля?

Николай Руссу:

– Видите ли, в нашей отрасли проектирование и строительство разделены. Обычно, когда в заказе имеется разработка документации на стадии проектирования, конечно, привлекаем передовые институты Москвы и Северной столицы. Кстати, с прошлого года сами занялись проектированием не только мостов, но  и дорог.

Нина Терентьева, Исетский район:

– У строителей очень ответственная работа, ведь возводимый объект должен быть надежным, служить людям веками. Как воспитываете в сотрудниках чувство ответственности?

Николай Руссу:

– Ответственность большая, поэтому органы контроля – лаборатории, инженерные службы, тщательно следят за качеством работ. Российские мосты очень редко падают, честно говоря, даже не помню таких случаев. Наша компания дорожит репутацией, поэтому стараемся прививать дисциплину и специалистам, и рабочим. Хотя говорят, что воспитание возможно до четырех лет, потом уже сложно что-то исправить. Тем не менее стараемся поддерживать в людях лучшие качества.

Сергей Исаев:

– Поступил вопрос по Интернету. Кирилл из Тюмени интересуется: «Компания «Мостострой-11» возводит и жилые дома. Помогаете ли сотрудникам решать жилищный вопрос?»

Николай Руссу:

– Чтобы привлечь специалиста и увидеть, насколько он перспективен, нужно время. Идем навстречу молодым сотрудникам, обеспечиваем их съемным жильем или предоставляем общежитие. В компании имеется положение, предусматривающее для них льготы по приобретению жилья. Если компетентная комиссия определяет, что работник перспективный и нужен компании, даем ему на десять лет беспроцентную ссуду либо предлагаем другие формы решения квартирного вопроса. Таким образом хорошего специалиста стимулируем, стараемся сделать все, чтобы он мог спокойно трудиться, не думая о жилищной проблеме.

Раиса Ковденко:

– Текучесть кадров существует?

Николай Руссу:

– Текучесть кадров у нас, как  и у всех предприятий, есть, но среди инженерно-технических работников она минимальна.

Марина Белова:

– Дорожная инфраструктура позволяет развиваться территориям. На ваш взгляд, почему в России не удается повсеместно построить хорошие дороги?

Николай Руссу:

– Согласен, что для экономики дороги очень важны. Когда построили автодорогу на  Ханты-Мансийск, город резко преобразился. В 1998 году построили в Тюмени путепровод по улице Мельникайте через железную дорогу. Район из отсталого, малоперспективного превратился в преуспевающий: и жилье в нем выросло в цене, инфраструктура значительно улучшилась, появились предприятия и рабочие места. То есть появление лишь одного объекта принесло городу много нового. Соединяя берега, мы прокладываем путь к процветанию регионов.

На сегодняшний день в Европе пробег автомобиля в сутки составляет 800 километров, в России – 300. Поэтому для перевозки скоропортящихся продуктов питания в них надо добавлять консерванты, это влетает в копеечку потребителям. В России существовал дорожный фонд, потом его отменили, теперь снова возвратили. Но его средств не хватает не только на строительство, но  и на содержание и ремонт дорог. Если в Тюменской области дорогам уделяется большое внимание, то других дорог в региональном измерении стало меньше, чем было 15 лет назад. Строить дороги, конечно, нужно, это существенно поддержит отечественную экономику. Китай в кризисные годы построил 60 тысяч километров дорог.

Людмила Ведерникова:

– Тюменцы отмечают, что пробки стали проблемой номер один для города. На ваш взгляд, есть ли какие-то радикальные строительные решения в этом вопросе? Может, это многоуровневые мосты-развязки, которые действуют, например, в Японии?

Николай Руссу:

– Город Тюмень стал заложником своего комфорта, высокой заработной платы, привлекательности рынка труда – даже северяне покупают здесь квартиры. В итоге количество машин на тысячу жителей в Тюмени одно из самых высоких в России. Потому, несмотря на то, что правительство Тюменской области выделяет огромные финансовые средства на строительство дорог, городская инфраструктура не успевает модернизироваться за бурным ростом автомобильного потока. Но меры принимаются: вскоре замкнется окружная кольцевая дорога, через весь город пробивается улица Мельникайте, чтобы транзитный транспорт мог уходить, не заезжая в центр, появятся другие развязки. Надеюсь, через пять лет Тюмень вздохнет от пробок.

Что касается многоуровневых развязок… Я бывал в Токио, там они сделаны в очень стесненных условиях. Строить подобные в Тюмени можно, но необходимо все детально просчитать, вписав их  в дорожную инфраструктуру так, чтобы они были эффективны и приносили максимальную пользу.

Евгения Суворова:

– Метро решило бы транспортную проблему в Тюмени? Существует ли возможность его строительства?

Николай Руссу:

– Считаю, что для Тюмени строительство метро не актуальный вопрос. Не такой большой это город, и практика показывает – метро востребовано только там, где проживает несколько миллионов человек. Его возведение идет десятилетиями и выливается в огромную сумму. Не верю, что  в Тюмени оно появится в ближайшие 20–30 лет. А вот подземные переходы и туннели должны быть, и этот вопрос обсуждается. Но надо принимать во внимание и климатические условия. Объекты, аномальные для региона, потребуют дополнительных затрат в обслуживании.

Нина Генне:

– Каким образом вы участвовали в строительстве тюменской набережной?

Николай Руссу:

– Это был субподряд. Выполняли всю инженерную часть, занимались строительством подпорной стены, осуществляли бетонные работы, делали облицовку, вплоть до чистовой отделки.

Александр Скорбенко:

– Мы уже затрагивали вопросы конкуренции в отрасли, какие могут быть опасности в мостостроении в связи с вступлением России в ВТО? Подвержена ли строительная сфера кризисам?

Николай Руссу:

– Строительная отрасль всегда подвержена кризису и больше всех ощущает его явления на себе. Бюджет не может уменьшить зарплату учителям, врачам, и по остаточному принципу остаются строители. За мою деятельность не один раз приходили бумаги, постановляющие приостановить строительство объекта из-за того, что нет финансирования.

Если благодаря ВТО  в России начнут активно строить иностранные компании, составляя нам конкуренцию, то мы ее не боимся, потому что умеем работать, знаем местные климатические условия, наши технологии им не уступают. Признаться честно, немного отстаем от западных стран с культурой работы, производительностью труда. Но  в любом случае не опасаемся, что ВТО нас как-то потеснит.

Марина Белова:

– Вы действительно в настоящее время строите около сотни объектов?

Николай Руссу:

– Объектов, которые строим, много. Например, в Воронеже возводим 5 объектов, в Краснодарском крае – 7, не считая Сочи, Надыме – 25. Если все подсчитать, наберется около 80.

Раиса Ковденко:

– Строительство мостов по-прежнему остается востребованным в стране?

Николай Руссу:

– К счастью, ожидаемый кризис должен пройти мимо нас, потому что  в России есть потребность в детских садах и школах, дорогах и мостах, центрах досуга,
будем строить и строить. Кроме того, здания и сооружения, возведенные в послевоенные годы, ветшают, поэтому их будут сносить и возводить новые, так что перспективы у нас хорошие.

Маргарита Шаманенко:

– Николай Александрович, профессионализм сотрудников вашей организации не вызывает сомнений. Вам по плечу объекты любой сложности? Есть ли  у вас мечта построить еще нечто выдающееся?

Николай Руссу:

– У строителя, как  и у любого другого человека, мечта довольно простая: необходимо, чтобы его деятельность приносила удовлетворение, было поменьше проблем. Хотя того, кто пережил 90-е годы, когда наблюдались перебои с продуктами, по полгода не выдавали заработную плату, расчеты производили бартером, едва ли можно чем-то удивить.

Не возьмусь утверждать, что сможем построить объект любой сложности, к примеру, большие трудности представляют инфраструктурные строения, что сразу вызывает вопрос об увеличении штата, поскольку реализуем в год огромные объемы, придется решать организационные вопросы. Что касается работы – ее не боимся. Добавлю, что строим не только мосты, но  и жилье, которое стали возводить в период мирового экономического кризиса. В настоящее время в организации действует три завода железобетонных изделий, проектный институт, создано дорожное предприятие, гражданское строительное управление... Например, в Тюмени построили Дворец бракосочетания, который называют лучшим в стране, мемориал Памяти, часовню.

Мечтаю, чтобы благодаря дорожным развязкам у горожан не было проблем с передвижением. Время – это тоже ценность, надо успеть пообщаться с родными, друзьями, зайти в Интернет, почитать книгу, посмотреть телепередачу, то есть его необходимо тратить на личную жизнь и воспитание детей.

Блиц


– Вы физик или лирик?
– В душе, скорее всего, лирик, но  и математика мне близка.

– Любите ли вы художественную литературу, ваша любимая книга?
– «Реквием каравану PQ-17» Валентина Пикуля. Добавлю, что не могу посвящать много времени чтению книг.

– Чем вы любите заниматься в свободное от работы время?
– Нравится работать на земле, охотиться и общаться с друзьями, но люб­лю и более активный отдых – спорт.

– Какие виды спорта предпочитаете?
– Увлекался футболом, участвовал в первенстве России «Кожаный мяч». Занимался боксом. Не отказываю в удовольствии поболеть за нашу сборную.

– За рулем любите посидеть?
– Как правило, делаю это  в выходные. Суббота для меня практически рабочий день, но водителя не вызываю, вожу машину сам.

– Есть ли  у вас домашние животные?
– Нет.

– Любите ли вы готовить, есть ли  у вас любимое блюдо?
– Готовлю мясные блюда, но редко. Дети говорят, что получается вкусно, но потому, что происходит нечасто.

– В отпуск собираетесь?
– Обычно мой отпуск длится не более двух недель.

– Во сколько начинается и заканчивается ваш рабочий день?
– Начинается в 8 часов утра, а далее – в зависимости от работы, как придется.

– Самый ценный подарок в вашей жизни?
– Внук Александр, ему будет 4 года.

– Сколько поколений будет ездить по мостам и дорогам, которые вы построили?
– Хочется, чтобы их было как можно больше, но есть нормативные сроки.

– Какие сайты посещаете в Интернете?
– В первую очередь новостные.

– Богаты ли вы друзьями?
– Друзей не может быть много, но они у меня есть, они со мной и в радости, и в трудных ситуациях.

– В чем заключается счастье мостостроителя?
– Приведу пример строи­тельства развязки на Московском тракте. По плану ее сооружение должно было растянуться на два года. Наша команда (в основном это молодые люди) задумалась: можно ли сдать развязку не  в 2013 году, а на год раньше? Поначалу казалось, что мечта несбыточна – слишком велик объем работ. До сих пор отечест­венные и зарубежные коллеги считают, что мы сделали невозможное. Когда вместе с главным инженером Андреем Лазаревым встали под мостом во время сдачи развязки, спросил его: «Если бы нам показали этот объект и спросили, сможем ли построить его за полгода?», он ответил: «Нет». Когда проезжаю мимо, каждый раз удивляюсь, что  у нас все получилось и люди довольны. Наверное, это и есть счастье мостостроителя.

Далее в сюжете: В гостях редакции Сергей Рожков, директор компании «Загрос»

Тюменцам памятна осень прошлого года, когда на Московском тракте областной столицы открылась новая дорожная развязка. Она придала второе дыхание развитию города и близлежащих поселений. Данный объект возведен компанией «Мостострой-11» в рекордные для российского мостостроения сроки – всего за полгода, что принесло ей особую известность. Население до сих пор высказывает слова благодарности в адрес предприятия.
Успешная деятельность руководителя компании Николая Руссу позволила ему стать лидером общественного признания: «Клуб 7», в который входят руководители ведущих средств массовой информации региона, назвал его «Директором года – 2012». На днях Николай Руссу побывал в редакции в качестве гостя клуба «От первого лица».

Александр Скорбенко:

– Вот уже четверть века вы строите мосты и дороги, соединяя просторы Тюменской области. Предприятие «Мостострой-11» широко известно в регионе. За вашими плечами знаковые проекты, преобразившие Тюмень: путепровод через ул. Мельникайте, мост на ул. Профсоюзной, мост Влюбленных, Цветной бульвар, Дворец бракосочетаний, набережная, развязка на Московском тракте. В компании работает более 4 000 человек. Вы сумели создать предприятию блестящую репутацию, стать надежным партнером для региона, успешно управляете огромным коллективом и ресурсами.

Людмила Ведерникова:

– Профессиональный путь вы начали на Тюменском Севере. В 1989 году возглавили предприятие «Мостоотряд-36» треста «Мостострой-11». Чему научил Север, чем запомнился, как закалялся характер руководителя?

Николай Руссу:

– Начинал деятельность мастером в «Мостоотряде-15». Приехал туда работать по распределению в 1981 году после окончания Сибирского автомобильно-дорожного института. Чтобы самостоятельно выбрать будущее место работы, тогда предстояло набрать высокий балл в учебе, проявить себя в общественной деятельности вуза. Я шел вторым по распределению, поэтому и имел право выбора – предпочел «Мостоотряд-15». Приехали в Юганскую Обь, что под Нефтеюганском, с женой, которая ждала ребенка. Жили в деревянном бараке с печным отоплением, но, несмотря на бытовые трудности, работа сразу увлекла. Ведь это было легендарное время освоения Тюменского Севера. Мосты строили в разных регионах, приходилось ездить в длительные командировки.

Часто бригаду забрасывали на объект вертолетами, технику и стройматериалы доставляли зимником в район Ямбурга, на расстоянии две тысячи километров нас  с цивилизацией связывала только рация. В экстремальных условиях воспитывалось чувство повышенной ответственности. Из-за плохой погоды вертолет с провизией, горючим, сменой рабочих не всегда прилетал вовремя, и если ты плохо просчитал, изначально не сформировал запасы, то товарищи останутся без питания, техника без горючего. Эти обстоятельства вырабатывали умение четко планировать, мыслить стратегически. На Севере учился выстраивать взаимоотношения с более опытными коллегами, стремился завоевать их уважение.

Марина Белова:

– У каждого человека в начале его профессионального пути, как правило, бывает учитель, советы которого важны в становлении его личности, профессионализма. Был ли  у вас такой учитель?

Николай Руссу:

– Моими учителями стали рабочие люди. Когда пришел на предприятие, в первый же рабочий день узнал, что там трудятся три орденоносца: рабочий, бригадир и звеньевой. Руководители
среднего звена, прорабы, про­шли огромный путь в освоении Севера: строили железную дорогу Тюмень – Тобольск, Тобольск – Сургут, профессиональная школа там была замечательная. Работа с ними в одной связке многому научила. Еще Север запомнился бескорыстными, отзывчивыми людьми. Зарабатывали там больше, чем на Большой земле, но ни у кого не возникало желания чего-то урвать, сделать только для себя. Особо памятны человеческие отношения – полная открытость и дружелюбие, готовность подставить товарищу плечо.
Позже, став начальником, познакомился с легендарной личностью – Валентином Федоровичем Солохиным, который стоял у истоков создания «Мостостроя-11», долгие годы являлся его руководителем. Для нас он был из числа небожителей. Очень уважительно и с почетом к нему относимся.

Александр Скорбенко:

– Руссу – необычная фамилия для жителя Сибири. Знаете ли свои корни, родословную и каково происхождение фамилии?

Николай Руссу:

– Историю своей семьи знаю. По линии мамы нашли книгу, где родословная идет с 1728 года. А фамилия Руссу – молдавская, в переводе означает «русский».
В Сибири отец познакомился с мамой, здесь родился я, вот  и получился сибиряк Руссу.

Елена Михалькова:

– Николай Александрович, с чем связан выбор профессии мостостроителя, которой отдано больше 30 лет?

Николай Руссу:

– После школы хотел поступить с товарищами в Челябинское высшее летное училище. Мы были ребятами спортивными, любили ходить в походы, но дисциплина училища показалась слишком жесткой, забрали документы. В армии изъявил желание служить в подводном флоте, по здоровью не прошел и проходил службу в сухопутных войсках в Новосибирске. После решил: буду военным или строителем.

Но на мостостроительный факультет поступил совершенно случайно, ведь там, где родился и вырос, рек  и соответственно мостов не было. Поехал поступать в Омск в Сибирский автомобильно-дорожный институт вместе с другом Сергеем Широковым, который сейчас работает главным инженером Омского метрополитена. Он хотел идти на дорожное строительство, я – на гражданское. Чтобы никому не было обидно, оба по­шли на факультет мостостроения. Ни разу об этом не пожалел – очень интересная профессия.

Галина Сентемова, Голышмановский район:

– Известно, что «Мостострой-11» работает на олимпийских объектах в Сочи. Что там возводите? Чем российские строители собираются удивить мир?

Николай Руссу:

– В рамках подготовки к Олимпиаде сдали четыре объекта: замечательную развязку на выезде из Сочи в сторону Новороссийска – Виноградная – Донская и два моста в Сочи через реку Мзымта возле Адлера. В самом городе также есть наши развязки. Еще два строительных объекта будут сданы в ближайшие сроки.

Красная Поляна очень преобразилась – стала европейским центром. Здесь появились грандиозные спортивные сооружения, стадион, где будет проходить открытие Олимпиады. В Сочи изменилась инфраструктура: построены порт, железнодорожный вокзал, аэропорт в Адлере. Современными объектами, возведенными по мировым технологиям, страна может гордиться.

Нина Генне:

– Вы прошли последовательный путь от мастера до директора предприятия. Многие молодые люди, выучившись в вузе на управленцев, хотят сразу занять кресло начальника. Как вы считаете, возможно ли без понимания того, как работает предприятие, без прохождения всех профессиональных ступеней, быть успешным руководителем?

Николай Руссу:

– Все зависит от личности сотрудника. Одним требуется всего полгода, чтобы вникнуть в ситуацию, другим гораздо больше. Раньше действительно считалось: чтобы стать хорошим руководителем, надо пройти все стадии производства. Теперь понимаем, управление – это несколько иное: тут нужна и юридическая подкованность, и знание психологии, экономики, маркетинга. Но команда на предприятии однозначно должна формироваться из профессиональных кадров: если будут одни управленцы, экономисты и юристы, производство встанет.

Нина Генне:

– Как складываются карьерные традиции в вашей компании: растите собственных
руководителей подразделений или привлекаете специалистов со стороны?

Николай Руссу:

– Мы не футболисты – звезд не покупаем. Стараемся воспитывать руководителей из молодых специалистов, приходящих на предприятие. Сегодня мостоотрядами в регионе руководят наши сотрудники, проработавшие в организации с десяток и более лет.

Раиса Ковденко:

– Взаимодействуете ли с каким-то конкретным вузом, который поставляет вам
кадры?

Николай Руссу:

– Ежегодно требуется 20–30 специалистов, ведь выполнять заказы приходится не только в Тюменской области, но  и в других регионах России. К нам приходят выпускники московских, новосибирских, омских вузов, Тюменского государственного строительного университета. В этом году практику в «Мостострое-11» пройдут 154 студента.

Маргарита Шаманенко:

– Вы строите сложнейшие объекты – мосты и дорожные развязки по всей стране. Вантовый мост через Обь  в Сургуте занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Как уже говорилось, в 2012 году со значительным опережением графика построена транспортная развязка в Тюмени на Московском тракте. Теперь ведутся работы по строительству развязки у торгового центра «Южный». Каждый проект индивидуален? Используете готовые решения или разрабатываете технологии сами?

Николай Руссу:

– Тем  и интересны мосты, что каждый новый отличается от предыдущих. Технологии мостостроения в России, и у нас на предприятии в том числе, находятся на мировом уровне, отечественные специалисты не уступают зарубежным коллегам. Взять хотя бы мост на остров Русский – самый большой на сегодня и по пилону, и по пролету. Применяем передовые технологии, приобретаем современную технику и оборудование. Например, в развязке на Московском тракте использовали монолитные пролетные строения, хотя раньше они считались
невыполнимыми в Западной Сибири. В плане производства работ многое придумываем сами, потому что создать универсальную технологию для всех объектов невозможно. Скажем, при строительстве моста в Ханты-Мансийске центральный пролет весом 3 200 тонн доставлялся по воде. Это уникальная для России технология.

Марина Белова:

– Каким образом происходит знакомство с новинками отрасли?

Николай Руссу:

– Поддерживаем обучение специалистов. Всегда в курсе того, где строятся новые объекты, поэтому организуем поездки инженеров, как за рубеж, так  и в пределах России. Регулярно посещаем всемирные выставки по технике и оборудованию.

Марина Белова:

– Как складываются ваши отношения с конкурентами? Делитесь ли вы опытом с профессиональным сообществом?

Николай Руссу:

– Мы не секретная военная организация. Возводя новые объекты, приглашаем специалистов других организаций, чтобы поделиться опытом. Очень лояльно друг к другу относимся до наступления торгов: там уже становимся серьезными конкурентами.

Александр Скорбенко:

– Берете ли  в проект эксклюзивного специалиста со стороны, как театр приглашает режиссера для постановки спектакля?

Николай Руссу:

– Видите ли, в нашей отрасли проектирование и строительство разделены. Обычно, когда в заказе имеется разработка документации на стадии проектирования, конечно, привлекаем передовые институты Москвы и Северной столицы. Кстати, с прошлого года сами занялись проектированием не только мостов, но  и дорог.

Нина Терентьева, Исетский район:

– У строителей очень ответственная работа, ведь возводимый объект должен быть надежным, служить людям веками. Как воспитываете в сотрудниках чувство ответственности?

Николай Руссу:

– Ответственность большая, поэтому органы контроля – лаборатории, инженерные службы, тщательно следят за качеством работ. Российские мосты очень редко падают, честно говоря, даже не помню таких случаев. Наша компания дорожит репутацией, поэтому стараемся прививать дисциплину и специалистам, и рабочим. Хотя говорят, что воспитание возможно до четырех лет, потом уже сложно что-то исправить. Тем не менее стараемся поддерживать в людях лучшие качества.

Сергей Исаев:

– Поступил вопрос по Интернету. Кирилл из Тюмени интересуется: «Компания «Мостострой-11» возводит и жилые дома. Помогаете ли сотрудникам решать жилищный вопрос?»

Николай Руссу:

– Чтобы привлечь специалиста и увидеть, насколько он перспективен, нужно время. Идем навстречу молодым сотрудникам, обеспечиваем их съемным жильем или предоставляем общежитие. В компании имеется положение, предусматривающее для них льготы по приобретению жилья. Если компетентная комиссия определяет, что работник перспективный и нужен компании, даем ему на десять лет беспроцентную ссуду либо предлагаем другие формы решения квартирного вопроса. Таким образом хорошего специалиста стимулируем, стараемся сделать все, чтобы он мог спокойно трудиться, не думая о жилищной проблеме.

Раиса Ковденко:

– Текучесть кадров существует?

Николай Руссу:

– Текучесть кадров у нас, как  и у всех предприятий, есть, но среди инженерно-технических работников она минимальна.

Марина Белова:

– Дорожная инфраструктура позволяет развиваться территориям. На ваш взгляд, почему в России не удается повсеместно построить хорошие дороги?

Николай Руссу:

– Согласен, что для экономики дороги очень важны. Когда построили автодорогу на  Ханты-Мансийск, город резко преобразился. В 1998 году построили в Тюмени путепровод по улице Мельникайте через железную дорогу. Район из отсталого, малоперспективного превратился в преуспевающий: и жилье в нем выросло в цене, инфраструктура значительно улучшилась, появились предприятия и рабочие места. То есть появление лишь одного объекта принесло городу много нового. Соединяя берега, мы прокладываем путь к процветанию регионов.

На сегодняшний день в Европе пробег автомобиля в сутки составляет 800 километров, в России – 300. Поэтому для перевозки скоропортящихся продуктов питания в них надо добавлять консерванты, это влетает в копеечку потребителям. В России существовал дорожный фонд, потом его отменили, теперь снова возвратили. Но его средств не хватает не только на строительство, но  и на содержание и ремонт дорог. Если в Тюменской области дорогам уделяется большое внимание, то других дорог в региональном измерении стало меньше, чем было 15 лет назад. Строить дороги, конечно, нужно, это существенно поддержит отечественную экономику. Китай в кризисные годы построил 60 тысяч километров дорог.

Людмила Ведерникова:

– Тюменцы отмечают, что пробки стали проблемой номер один для города. На ваш взгляд, есть ли какие-то радикальные строительные решения в этом вопросе? Может, это многоуровневые мосты-развязки, которые действуют, например, в Японии?

Николай Руссу:

– Город Тюмень стал заложником своего комфорта, высокой заработной платы, привлекательности рынка труда – даже северяне покупают здесь квартиры. В итоге количество машин на тысячу жителей в Тюмени одно из самых высоких в России. Потому, несмотря на то, что правительство Тюменской области выделяет огромные финансовые средства на строительство дорог, городская инфраструктура не успевает модернизироваться за бурным ростом автомобильного потока. Но меры принимаются: вскоре замкнется окружная кольцевая дорога, через весь город пробивается улица Мельникайте, чтобы транзитный транспорт мог уходить, не заезжая в центр, появятся другие развязки. Надеюсь, через пять лет Тюмень вздохнет от пробок.

Что касается многоуровневых развязок… Я бывал в Токио, там они сделаны в очень стесненных условиях. Строить подобные в Тюмени можно, но необходимо все детально просчитать, вписав их  в дорожную инфраструктуру так, чтобы они были эффективны и приносили максимальную пользу.

Евгения Суворова:

– Метро решило бы транспортную проблему в Тюмени? Существует ли возможность его строительства?

Николай Руссу:

– Считаю, что для Тюмени строительство метро не актуальный вопрос. Не такой большой это город, и практика показывает – метро востребовано только там, где проживает несколько миллионов человек. Его возведение идет десятилетиями и выливается в огромную сумму. Не верю, что  в Тюмени оно появится в ближайшие 20–30 лет. А вот подземные переходы и туннели должны быть, и этот вопрос обсуждается. Но надо принимать во внимание и климатические условия. Объекты, аномальные для региона, потребуют дополнительных затрат в обслуживании.

Нина Генне:

– Каким образом вы участвовали в строительстве тюменской набережной?

Николай Руссу:

– Это был субподряд. Выполняли всю инженерную часть, занимались строительством подпорной стены, осуществляли бетонные работы, делали облицовку, вплоть до чистовой отделки.

Александр Скорбенко:

– Мы уже затрагивали вопросы конкуренции в отрасли, какие могут быть опасности в мостостроении в связи с вступлением России в ВТО? Подвержена ли строительная сфера кризисам?

Николай Руссу:

– Строительная отрасль всегда подвержена кризису и больше всех ощущает его явления на себе. Бюджет не может уменьшить зарплату учителям, врачам, и по остаточному принципу остаются строители. За мою деятельность не один раз приходили бумаги, постановляющие приостановить строительство объекта из-за того, что нет финансирования.

Если благодаря ВТО  в России начнут активно строить иностранные компании, составляя нам конкуренцию, то мы ее не боимся, потому что умеем работать, знаем местные климатические условия, наши технологии им не уступают. Признаться честно, немного отстаем от западных стран с культурой работы, производительностью труда. Но  в любом случае не опасаемся, что ВТО нас как-то потеснит.

Марина Белова:

– Вы действительно в настоящее время строите около сотни объектов?

Николай Руссу:

– Объектов, которые строим, много. Например, в Воронеже возводим 5 объектов, в Краснодарском крае – 7, не считая Сочи, Надыме – 25. Если все подсчитать, наберется около 80.

Раиса Ковденко:

– Строительство мостов по-прежнему остается востребованным в стране?

Николай Руссу:

– К счастью, ожидаемый кризис должен пройти мимо нас, потому что  в России есть потребность в детских садах и школах, дорогах и мостах, центрах досуга,
будем строить и строить. Кроме того, здания и сооружения, возведенные в послевоенные годы, ветшают, поэтому их будут сносить и возводить новые, так что перспективы у нас хорошие.

Маргарита Шаманенко:

– Николай Александрович, профессионализм сотрудников вашей организации не вызывает сомнений. Вам по плечу объекты любой сложности? Есть ли  у вас мечта построить еще нечто выдающееся?

Николай Руссу:

– У строителя, как  и у любого другого человека, мечта довольно простая: необходимо, чтобы его деятельность приносила удовлетворение, было поменьше проблем. Хотя того, кто пережил 90-е годы, когда наблюдались перебои с продуктами, по полгода не выдавали заработную плату, расчеты производили бартером, едва ли можно чем-то удивить.

Не возьмусь утверждать, что сможем построить объект любой сложности, к примеру, большие трудности представляют инфраструктурные строения, что сразу вызывает вопрос об увеличении штата, поскольку реализуем в год огромные объемы, придется решать организационные вопросы. Что касается работы – ее не боимся. Добавлю, что строим не только мосты, но  и жилье, которое стали возводить в период мирового экономического кризиса. В настоящее время в организации действует три завода железобетонных изделий, проектный институт, создано дорожное предприятие, гражданское строительное управление... Например, в Тюмени построили Дворец бракосочетания, который называют лучшим в стране, мемориал Памяти, часовню.

Мечтаю, чтобы благодаря дорожным развязкам у горожан не было проблем с передвижением. Время – это тоже ценность, надо успеть пообщаться с родными, друзьями, зайти в Интернет, почитать книгу, посмотреть телепередачу, то есть его необходимо тратить на личную жизнь и воспитание детей.

Блиц


– Вы физик или лирик?
– В душе, скорее всего, лирик, но  и математика мне близка.

– Любите ли вы художественную литературу, ваша любимая книга?
– «Реквием каравану PQ-17» Валентина Пикуля. Добавлю, что не могу посвящать много времени чтению книг.

– Чем вы любите заниматься в свободное от работы время?
– Нравится работать на земле, охотиться и общаться с друзьями, но люб­лю и более активный отдых – спорт.

– Какие виды спорта предпочитаете?
– Увлекался футболом, участвовал в первенстве России «Кожаный мяч». Занимался боксом. Не отказываю в удовольствии поболеть за нашу сборную.

– За рулем любите посидеть?
– Как правило, делаю это  в выходные. Суббота для меня практически рабочий день, но водителя не вызываю, вожу машину сам.

– Есть ли  у вас домашние животные?
– Нет.

– Любите ли вы готовить, есть ли  у вас любимое блюдо?
– Готовлю мясные блюда, но редко. Дети говорят, что получается вкусно, но потому, что происходит нечасто.

– В отпуск собираетесь?
– Обычно мой отпуск длится не более двух недель.

– Во сколько начинается и заканчивается ваш рабочий день?
– Начинается в 8 часов утра, а далее – в зависимости от работы, как придется.

– Самый ценный подарок в вашей жизни?
– Внук Александр, ему будет 4 года.

– Сколько поколений будет ездить по мостам и дорогам, которые вы построили?
– Хочется, чтобы их было как можно больше, но есть нормативные сроки.

– Какие сайты посещаете в Интернете?
– В первую очередь новостные.

– Богаты ли вы друзьями?
– Друзей не может быть много, но они у меня есть, они со мной и в радости, и в трудных ситуациях.

– В чем заключается счастье мостостроителя?
– Приведу пример строи­тельства развязки на Московском тракте. По плану ее сооружение должно было растянуться на два года. Наша команда (в основном это молодые люди) задумалась: можно ли сдать развязку не  в 2013 году, а на год раньше? Поначалу казалось, что мечта несбыточна – слишком велик объем работ. До сих пор отечест­венные и зарубежные коллеги считают, что мы сделали невозможное. Когда вместе с главным инженером Андреем Лазаревым встали под мостом во время сдачи развязки, спросил его: «Если бы нам показали этот объект и спросили, сможем ли построить его за полгода?», он ответил: «Нет». Когда проезжаю мимо, каждый раз удивляюсь, что  у нас все получилось и люди довольны. Наверное, это и есть счастье мостостроителя.



Ранее в сюжете

Тюмень – прекрасный город для комфортной жизни

28

Тюмень – прекрасный город для комфортной жизни

28

Более 2 тысяч гектаров тюменского леса восстановили в 2024 году

26 ноября

Жители Омутинского района отправят три автомобиля в зону СВО

26 ноября