Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

В каком виде будут существовать университеты?

1:00, 2 июля 2013,
Слушать новость
В каком виде будут существовать университеты?. None. Университетское сообщество обсудило провокационный доклад Майкла Барбера 26 июня в Тюменском госуниверситете прошла встреча с руководителем Центра образовательных технологий Московской школы управления «СКОЛКОВО» Денисом Конанчуком, на которой состоялась презентация с последующим обсуждением доклада Майкла Барбера «An Avalanche is Coming». Работа, опубликованная  в марте этого года,  вызвала  много шума в экспертном сообществе. Обсуждение доклада в Тюменском госуниверситете носило демократичный характер, каждый мог смело высказаться о будущем высшего образования. Студенты и преподаватели пытались ответить на вопрос, прошло ли время традиционных университетов. Справедливости  ради следует вспомнить,  что университетам смерть предрекают на протяжении всей  истории их существования. Однако факты свидетельствуют о том, что «университеты были, есть и будут», отмечает ректор ТюмГУ Валерий Фальков. Это дает основание смотреть в будущее с оптимизмом. В начале дискуссии Денис Конанчук обратил внимание всех участников на основные тезисы доклада Майкла Барбера. Отмечены были три волны, которые могут оказать значительное влияние на будущее университетов. Первая – интернационализация. «У нас образуется рынок талантливых людей, которые мобильны и способны перемещаться в разные страны. Крупнейшие университеты мира вступили в ожесточенную войну за эти таланты, они предпринимают гигантские усилия, чтобы заманить этих людей себе», – анализирует доклад Денис Конанчук. Вторая волна – это вызовы промышленности. Университеты не отвечают запросам корпораций. «Нужно уходить от догмы – образовательных стандартов – в логику управления цепочкой создания стоимости продукта», – отмечает модератор дискуссии. Третья история связана с цифровой революцией в образовании. С появлением ряда довольно громких и набирающих популярность международных проектов, которые создаются параллельно традиционной системе образования в формате предпринимательских проектов. В ходе дискуссии возник открытый вопрос, ответ на который ищет все мировое сообщество. По словам руководителя Центра образовательных разработок, ХХ век можно назвать «массовизацией высшего образования»... Поскольку у всех теперь есть высшее образование, – а что же такое «новое высшее образование»? То есть то, которое еще в советское время считалось элитным, поскольку всего 15 процентов училось в университетах. В выступлениях, последовавших  после презентации Дениса Конанчука,  дискуссанты охотно проанализировали тенденции, которые могут существенно изменить высшее образование не только в Тюменской области, но и в стране в целом. Диалог – это толчок к изменениям. Но не все пришли к выводу, изложенному в докладе Барбера о том, что высшему образованию необходимы глубокие, кардинальные и экстренные преобразования. Консервативный дух, несомненно, сохраняется среди ученых представителей. Выступающими  был  поставлен ряд серьезных  вопросов по поводу того, в каком виде должен сохраниться университет: останется ли общение с преподавателем или университет превратится в «административно-компьютерное учреждение». Ректор ТюмГУ Валерий Фальков считает, что лавина находится еще очень далеко от российских вузов: «В России эту лавину серьезно сдерживает государство, потому что нормативная рамка не позволяет работать по современным технологиям, о которых могла бы идти речь. Зачем мы сегодня разрабатываем множество учебно-методических комплексов на бумажных носителях, хотя уже весь библиотечный фонд переводим в «цифру»? Надо понимать, что лавина, по большому счету, идет в западном мире. Россия отстает в изучении языков. И это нас защищает. Онлайн-образование остается пока дополнительным к высшему». Развернувшаяся дискуссия показала заинтересованность и готовность представителей Тюменского госуниверситета открывать новые направления развития вуза в сфере высшего образования, вносить свой вклад в поиск возможных путей пре-одоления кризиса в этой области. – Надо определить несколько приоритетных направлений развития нашего вуза. Такими платформами могут быть аналитические модели оборудования для нефтегазовой промышленности, наноэлектроника, искусственные когнитивные системы, генетика, геномика, системы управления в условиях меняющегося мира, информационная безопасность. К этим направлениям у нас есть предпосылки. Скорость движения настолько высока, что мы не можем предсказывать. Безусловно, появится искусственный интеллект, искусственные когнитивные системы. Сейчас надо стремиться сделать КОГНИТЕХ, – отметил Вадим Филиппов, руководитель Центра обучаемых наноматериалов и мемристорных систем ТюмГУ.

Университетское сообщество обсудило провокационный доклад Майкла Барбера


26 июня в Тюменском госуниверситете прошла встреча с руководителем Центра образовательных технологий Московской школы управления «СКОЛКОВО» Денисом Конанчуком, на которой состоялась презентация с последующим обсуждением доклада Майкла Барбера «An Avalanche is Coming».

Работа, опубликованная  в марте этого года,  вызвала  много шума в экспертном сообществе. Обсуждение доклада в Тюменском госуниверситете носило демократичный характер, каждый мог смело высказаться о будущем высшего образования. Студенты и преподаватели пытались ответить на вопрос, прошло ли время традиционных университетов.

Справедливости  ради следует вспомнить,  что университетам смерть предрекают на протяжении всей  истории их существования. Однако факты свидетельствуют о том, что «университеты были, есть и будут», отмечает ректор ТюмГУ Валерий Фальков. Это дает основание смотреть в будущее с оптимизмом.

В начале дискуссии Денис Конанчук обратил внимание всех участников на основные тезисы доклада Майкла Барбера. Отмечены были три волны, которые могут оказать значительное влияние на будущее университетов.

Первая – интернационализация. «У нас образуется рынок талантливых людей, которые мобильны и способны перемещаться в разные страны. Крупнейшие университеты мира вступили в ожесточенную войну за эти таланты, они предпринимают гигантские усилия, чтобы заманить этих людей себе», – анализирует доклад Денис Конанчук.

Вторая волна – это вызовы промышленности. Университеты не отвечают запросам корпораций. «Нужно уходить от догмы – образовательных стандартов – в логику управления цепочкой создания стоимости продукта», – отмечает модератор дискуссии.

Третья история связана с цифровой революцией в образовании. С появлением ряда довольно громких и набирающих популярность международных проектов, которые создаются параллельно традиционной системе образования в формате предпринимательских проектов.

В ходе дискуссии возник открытый вопрос, ответ на который ищет все мировое сообщество. По словам руководителя Центра образовательных разработок, ХХ век можно назвать «массовизацией высшего образования»... Поскольку у всех теперь есть высшее образование, – а что же такое «новое высшее образование»? То есть то, которое еще в советское время считалось элитным, поскольку всего 15 процентов училось в университетах.

В выступлениях, последовавших  после презентации Дениса Конанчука,  дискуссанты охотно проанализировали тенденции, которые могут существенно изменить высшее образование не только в Тюменской области, но и в стране в целом. Диалог – это толчок к изменениям. Но не все пришли к выводу, изложенному в докладе Барбера о том, что высшему образованию необходимы глубокие, кардинальные и экстренные преобразования. Консервативный дух, несомненно, сохраняется среди ученых представителей.

Выступающими  был  поставлен ряд серьезных  вопросов по поводу того, в каком виде должен сохраниться университет: останется ли общение с преподавателем или университет превратится в «административно-компьютерное учреждение».

Ректор ТюмГУ Валерий Фальков считает, что лавина находится еще очень далеко от российских вузов: «В России эту лавину серьезно сдерживает государство, потому что нормативная рамка не позволяет работать по современным технологиям, о которых могла бы идти речь. Зачем мы сегодня разрабатываем множество учебно-методических комплексов на бумажных носителях, хотя уже весь библиотечный фонд переводим в «цифру»? Надо понимать, что лавина, по большому счету, идет в западном мире. Россия отстает в изучении языков. И это нас защищает. Онлайн-образование остается пока дополнительным к высшему».

Развернувшаяся дискуссия показала заинтересованность и готовность представителей Тюменского госуниверситета открывать новые направления развития вуза в сфере высшего образования, вносить свой вклад в поиск возможных путей пре-одоления кризиса в этой области.

– Надо определить несколько приоритетных направлений развития нашего вуза. Такими платформами могут быть аналитические модели оборудования для нефтегазовой промышленности, наноэлектроника, искусственные когнитивные системы, генетика, геномика, системы управления в условиях меняющегося мира, информационная безопасность. К этим направлениям у нас есть предпосылки. Скорость движения настолько высока, что мы не можем предсказывать. Безусловно, появится искусственный интеллект, искусственные когнитивные системы. Сейчас надо стремиться сделать КОГНИТЕХ, – отметил Вадим Филиппов, руководитель Центра обучаемых наноматериалов и мемристорных систем ТюмГУ.

Читайте также

Новость Тюмени: Как мобилизованные будут платить за ЖКУ и алименты

Как мобилизованные будут платить за ЖКУ и алименты

16:11

Новость Тюмени: Потеря военного билета и сохранение зарплаты: ответы на вопросы о частичной мобилизации

Потеря военного билета и сохранение зарплаты: ответы на вопросы о частичной мобилизации

27 сентября

Новость Тюмени: Изобретение молодой тюменки поможет нефтедобытчикам сэкономить

Изобретение молодой тюменки поможет нефтедобытчикам сэкономить

27 сентября