Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Лошади для царя

Власть и политика, 00:10, 25 июня 2013,
Слушать новость
Лошади для царя. .

Эту историю я записала со слов Бориса Трухина, моего земляка и друга. Его дед в 1918 году менял лошадей царской семье. Борису об этой истории, которую, как семейную реликвию, передавали из поколения в поколение, рассказала матушка, так как случаю тому была очевидцем.

Его дед по матери, Григорий Вакарин, жил  в старинном селе Карачино. Располагался этот населенный пункт на Сибирском тракте и служил пересыльным пунктом с острогом-ночлегом для заключенных кандальных каторжников, политических ссыльных. Потом ночлег сгорел.

В царское время Григорий возил на тройках земскую поч­ту. Он держал двенадцать лошадей. Хозяйство у него было крепкое: пятистенный дом с надворными постройками. Дед, как и все деревенские, пускал на ночлег проезжающих, обозников. В ту пору у него было семеро детей, мать Бориса Клавдия – старшая.

Когда в апреле 1918 года под конвоем из Тобольска в Екатеринбург перевозили царскую семью, у деда меняли лошадей. Клавдия рассказывала сыну, как они все прилипли к окнам, пока извозчики перепрягали лошадей. Николай II был  в шинели. Показался он им невысоким. Он прохаживался, держа руки за спиной.

Среди деревенских мужиков, которые помогали запрягать лошадей, одного звали Николай Александрович, и когда они обращались к нему по имени-отчеству, царь все время оглядывался. Мужики смекнули, что оплошали, и умолкли.

И вот уже лошади уносили вдаль царских особ. Дети шумной ватагой выбежали провожать обоз. А  бабушка Бориса Степанида перекрестила их на дорожку, будто чувствовала, что едут они на страдания.

Вскоре грянула гражданская война. Белые заняли село. Стояли у деда на постое, за продукты ничего не платили. Хорошо хоть дед успел спрятать в лесу лошадей. Белые заставляли деревенских девок рыть окопы вдоль Тобольского тракта. Но однажды им удалось сбежать от белогвардейцев на дырявой лодке через речку Деньгино. Шли бои. Бабка Степанида, известная повитуха, знахарка и травница, спрятала в бане и выходила молодого раненого красноармейца. И вот село уже под красными. Они вели себя скромней, за продукты рассчитывались, ничего не тащили, но выкалывали глаза на фотографиях и портретах членам царской семьи, а дед хотел сберечь их как историческую реликвию.

Много еще выпало испытаний и потрясений на долю Григория Вакарина. Пережил он  и восстание сибирских мужиков в 1921 году, и коллективизацию, и образование колхозов. Дед Григорий работал в колхозе конюхом, на судьбу не жаловался. Работа для него была привычная. Старшую дочь Клавдию в 1919 году он выдал замуж в Сумкино. Два его сына погибли на войне. Борис еще застал деда, крепкий, говорит, был старик, рослый. Умер он после войны. Бабушки не стало в 1955 году. Дедовский дом  и поныне стоит в Карачино, но там давно живут чужие люди.

Иногда Бориса так  и подмывает съездить туда да хоть одним глазком посмотреть на тот дом. Но он инвалид и в передвижениях затруднен. Главное, что сохранил он эти уникальные воспоминания.

Эту историю я записала со слов Бориса Трухина, моего земляка и друга. Его дед в 1918 году менял лошадей царской семье. Борису об этой истории, которую, как семейную реликвию, передавали из поколения в поколение, рассказала матушка, так как случаю тому была очевидцем.

Его дед по матери, Григорий Вакарин, жил  в старинном селе Карачино. Располагался этот населенный пункт на Сибирском тракте и служил пересыльным пунктом с острогом-ночлегом для заключенных кандальных каторжников, политических ссыльных. Потом ночлег сгорел.

В царское время Григорий возил на тройках земскую поч­ту. Он держал двенадцать лошадей. Хозяйство у него было крепкое: пятистенный дом с надворными постройками. Дед, как и все деревенские, пускал на ночлег проезжающих, обозников. В ту пору у него было семеро детей, мать Бориса Клавдия – старшая.

Когда в апреле 1918 года под конвоем из Тобольска в Екатеринбург перевозили царскую семью, у деда меняли лошадей. Клавдия рассказывала сыну, как они все прилипли к окнам, пока извозчики перепрягали лошадей. Николай II был  в шинели. Показался он им невысоким. Он прохаживался, держа руки за спиной.

Среди деревенских мужиков, которые помогали запрягать лошадей, одного звали Николай Александрович, и когда они обращались к нему по имени-отчеству, царь все время оглядывался. Мужики смекнули, что оплошали, и умолкли.

И вот уже лошади уносили вдаль царских особ. Дети шумной ватагой выбежали провожать обоз. А  бабушка Бориса Степанида перекрестила их на дорожку, будто чувствовала, что едут они на страдания.

Вскоре грянула гражданская война. Белые заняли село. Стояли у деда на постое, за продукты ничего не платили. Хорошо хоть дед успел спрятать в лесу лошадей. Белые заставляли деревенских девок рыть окопы вдоль Тобольского тракта. Но однажды им удалось сбежать от белогвардейцев на дырявой лодке через речку Деньгино. Шли бои. Бабка Степанида, известная повитуха, знахарка и травница, спрятала в бане и выходила молодого раненого красноармейца. И вот село уже под красными. Они вели себя скромней, за продукты рассчитывались, ничего не тащили, но выкалывали глаза на фотографиях и портретах членам царской семьи, а дед хотел сберечь их как историческую реликвию.

Много еще выпало испытаний и потрясений на долю Григория Вакарина. Пережил он  и восстание сибирских мужиков в 1921 году, и коллективизацию, и образование колхозов. Дед Григорий работал в колхозе конюхом, на судьбу не жаловался. Работа для него была привычная. Старшую дочь Клавдию в 1919 году он выдал замуж в Сумкино. Два его сына погибли на войне. Борис еще застал деда, крепкий, говорит, был старик, рослый. Умер он после войны. Бабушки не стало в 1955 году. Дедовский дом  и поныне стоит в Карачино, но там давно живут чужие люди.

Иногда Бориса так  и подмывает съездить туда да хоть одним глазком посмотреть на тот дом. Но он инвалид и в передвижениях затруднен. Главное, что сохранил он эти уникальные воспоминания.



На пост главы Тюмени зарегистрировались четыре кандидата

25 июня

Нейросетями и ИИ-технологиями пользуются 52% тюменцев

18 июня