Учитель Георгий Симонов - энтузиаст краеведения
Далее в сюжете: Скульптор-фронтовик, автор памятников разведчику Николаю Кузнецову
Среди писем, поступивших от школьников на конкурс «Книга рекордов Тюменской области сегодня», хотелось бы отметить послание ученицы 5 «а» класса школы № 1 Тобольска Ани Буланкиной. Оно являет собой своеобразный рекорд - это тексты самой юной участницы состязания. Из достаточно тщательно подобранных обширных материалов возникает образ российского интеллигента эпохи, переломной для страны…
Двадцатые годы ХХ века в истории России -- «золотое десятилетие краеведения», и наглядное тому доказательство - его развитие в нашем крае. После утверждения советской власти в области организуется общество изучения края, унаследовавшее все лучшие традиции дореволюционного краеведения. В июле 1921 года утвержден его первый устав... При Главполитпросвете создаются школьный и экскурсионные отделы. На их заседаниях разрабатывалась общая методика преподавания краеведения, велась работа по созданию учебника и школьной краеведческой хрестоматии.
В Тобольске начала 20-х годов это направление работы неразрывно связано с краеведом Георгием Симоновым, преподававшим в 1-й школе 2-й ступени историю и словесность. Выпускник Казанской духовной академии служебную деятельность в тобольской женской Мариинской гимназии начал в 1914 г. После Октябрьской революции он был одним из тех, кто воспринял план строительства новой школы. Краеведение Георгий Иванович считал одним из основных предметов в практике школьного обучения. Он совмещал преподавание с исследованием кабинетов родиноведения, возглавлял на общественных началах экскурсионную секцию общества изучения края при музее тобольского севера. Разработанная им программа включила 30 тем о природе и истории Тобольска, знаменитых и памятных местах, памятниках о пребывании декабристов, о жизни и творчестве знаменитых земляков. Благодаря стараниям Симонова в 1-й школе был организован кабинет тобольского краеведения, посещением которого заканчивались все экскурсии. Здесь были представлены справочно-библиографические пособия, карты, планы, программы, общие сочинения о Сибири, о геологии и палеонтологии Сибири, научные, художественные и литературные иллюстрации о Ермаке и Кучуме.
В создании кабинета активное участие принимали учащиеся четвертых групп школы. Работа в тематических кабинетах, считал Георгий Иванович, способствовала развитию самостоятельности ребят, побуждала к поиску и исследованиям в Кондинском и Шеркальском районах. Проблемы краеведения освещались в журналах «Наш край» и «Тобольский край».
Кроме того, Георгием Симоновым создан кабинет Петра Ершова. Общество изучения края проявило инициативу в организации чествования памяти Ершова, одной из школ присвоено его имя. Следует также отметить, что в учительской среде Тобольского, Туринского и Ялуторовского уездов Симонов сумел найти истинных ценителей края, настоящих исследователей. Заслуги энтузиаста-краеведа поощрены участием в 1-й Всероссийской конференции научных обществ и учреждений (г. Москва, декабрь 1922 года).
Звездным часом для Георгия Ивановича явилось празднование 335-летия города Тобольска в августе 1922 года. В 1-й школе по этому поводу был проведен специальный вечер, на котором Симонов выступил с докладом. Его речь была дополнена декламацией, пением, музыкой, причем использовались произведения только тобольских поэтов и композиторов. Зал был украшен произведениями художников-тоболяков Чукомина, Желудкова и др.
В своих юбилейных выступлениях Георгий Иванович поставил перед тоболяками новую задачу: «...ходатайствовать перед Центром о проведении в Тобольск железной дороги и об открытии в устье реки Оби гавани». Решение этих проблем, считал он, поможет оживить общественную жизнь Тобольска.
К концу 20-х годов школьное краеведение в Тобольске упрочилось на плановой основе. При кабинете народного просвещения школьное краеведческое бюро занималось составлением краеведческих книг для учащихся школ. Учителя получали практические навыки по сбору растений, птиц и животных, их препарированию и хранению, знакомились с инструкциями по организации школьных музеев, уголков. В 1928 году на годичном заседании общества изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока отмечалось, что в краеведческую работу началось вовлечение сибирского студенчества, которое рассматривалось как ядро будущего актива общества.
Однако до той поры Георгий Иванович не дожил, поскольку по причинам, о которых можно только догадываться, в декабре 1923 года на 45-м году свел свои счеты с жизнью…
Ранее в сюжете