×
В социальных сетях
В печатной версии

«Белая роза» в соцветии красавиц

05.06.2013
00:50
«Белая роза» в соцветии красавиц. None. Прозвище Blanchfleur, данное принцессе Шарлотте, в будущем императрице российской Александре Федоровне, за сходство с нежным белым цветком, культивировалось на протяжении всей ее жизни в символике, в окружении, в любимом цвете нарядов. Венок, в котором она позирует Джорджу Доу для парадного портрета, – не исключение. Когда в 1829 году Николай I появился в Берлине вместе с супругой, газеты сообщали: «Словно сама блаженной памяти королева Луиза ко всеобщей радости снисходила во славе с небес». Шарлотта не только внешне очень напоминала мать, но  и обладала особо утонченной грацией в духе модного на ту пору романтизма. Дочь Луизы – Шарлотта, ласковое – Лотхен (Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина, принцесса Прусская) запомнилась современникам «эфирно-чудным обликом». Пушкин удивлялся, что она все еще красавица, хотя ей уже 35(!), государь то ревниво одергивал ей платье, то смотрел на нее с восхищением спустя десять лет брака, и хотя был скуповатым, не жалел денег на подарки для «счастия его жизни». Впервые увидев юную Шарлотту, Николай Павлович был восхищен ее красотой. Случилось это, когда он приехал в Европу для участия в Венском конгрессе. В 1815 году Александр I объ­явил о помолвке «самой красивой пары в Европе», что романтично свершилась в любимом саду среди роз. Союз, основанный на чувствах, а не на политических расчетах (Николай, казалось, был далек от перспективы престолонаследия), был счастливым и многодетным. Укрепились и русско-германские связи: после «англомании» времен Александра I появилось пристрастие ко всему немецкому. Мебель в стиле неоготика, мода в стиле бидермайер, постройки в духе Средневековья характерны для Николаевской эпохи. Костюмированные балы и турниры, «Праздник белой розы» – все посвящалось ей, любительнице белых цветов. «Золотой век» был золотым для русской культуры в прямом и переносном смысле. Творят великие художники и поэты: великий Карл (Брюллов), «солнце русской поэзии» (Пушкин). Золотой цвет в интерьере напоминает об апартаментах короля Солнце в Версале. «Птичка», как звал Александру Федоровну Николай, тяготится золотой клеткой, по­этому в Петергофе для нее строится уютный «Коттедж». Легкие одежды, изящество благородной осанки и воздушную поступь императрица сохранила до глубокой старости, стойко перенося и романы супруга, и его раннюю смерть, как и нападки Герцена в демократической публицистике о ее «византийском размахе в тратах». Но  в русской литературе она осталась «лилией крылатой» благодаря столь же легкому и богатому слогу Пушкина – ценителя утонченной, благородной красоты.О проектеВ рамках проекта газеты «Тюменская область сегодня» и музейного комплекса имени Словцова «Я покажу тебе музей» представляем цикл публикаций, приуроченных к славной дате в истории России – 400‑летнему юбилею дома Романовых в 2013 году. Героями рубрики «Музей одной картины» стали персоны, находившиеся в родственных, династических и дружественных связях с августейшим семейством.Среди живописных парадных портретов Александры Федоровны популярен этот, созданный как парный к портрету великого князя (пока не государя) Николая Павловича, где венценосная красавица сидит в окружении первенца Александра и дочери Марии, на которую нежно смотрит. Хранящийся в Государственном Эрмитаже, он словно продолжает знаменитую галерею героев 1812 года, поскольку принадлежит кисти одного мастера, Джорджа (Георга) Доу. Приехав для выполнения этого почетного заказа по приглашению Александра I в Россию в 1819 году, мастер остался в нашей стране на 10 лет, чтобы не только выполнить 329 (по другим источникам 333) портрета для знаменитой галереи, но и написать членов семейства Романовых, знатных и родовитых особ. При такой работоспособности и успехе он нажил массу врагов, которые называли его беглую манеру небрежной и этюдной. Доу пригласил в Россию младшего брата и зятя – прекрасных граверов, которые «множили» его портреты для публики, последний еще  и завершил три неоконченных портрета после смерти художника в 1829 году. Чтобы успеть и выполнить заказ, не упустить богатых клиентов, Доу работал на износ, нигде не бывал, не появлялся в свете, почти не покидал стен мастерской, поэтому о нем почти не осталось воспоминаний. Скорость его манеры не позволяла «изучить» заказчика, прочувствовать глубины его души. Поэтому сложно усмотреть в облике Александры Федоровны ту кротость и обаяние, что ценили Жуковский и Пушкин. Иное дело – портрет, хранящийся в Тюменском музее изобразительных искусств. Написан он русскими помощниками Доу  с его оригинала. В оплечном изображении Александра Федоровна кажется уже «ближе» и «демократичнее», а венок из нежных роз и тонкие черты не затмевают фон и аксессуары. Портрет можно увидеть на выставке, посвященной 400-летию дома Романовых, на первом этаже музея изобразительных искусств.

Прозвище Blanchfleur, данное принцессе Шарлотте, в будущем императрице российской Александре Федоровне, за сходство с нежным белым цветком, культивировалось на протяжении всей ее жизни в символике, в окружении, в любимом цвете нарядов. Венок, в котором она позирует Джорджу Доу для парадного портрета, – не исключение.

Когда в 1829 году Николай I появился в Берлине вместе с супругой, газеты сообщали: «Словно сама блаженной памяти королева Луиза ко всеобщей радости снисходила во славе с небес». Шарлотта не только внешне очень напоминала мать, но  и обладала особо утонченной грацией в духе модного на ту пору романтизма.

Дочь Луизы – Шарлотта, ласковое – Лотхен (Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина, принцесса Прусская) запомнилась современникам «эфирно-чудным обликом». Пушкин удивлялся, что она все еще красавица, хотя ей уже 35(!), государь то ревниво одергивал ей платье, то смотрел на нее с восхищением спустя десять лет брака, и хотя был скуповатым, не жалел денег на подарки для «счастия его жизни».

Впервые увидев юную Шарлотту, Николай Павлович был восхищен ее красотой. Случилось это, когда он приехал в Европу для участия в Венском конгрессе. В 1815 году Александр I объ­явил о помолвке «самой красивой пары в Европе», что романтично свершилась в любимом саду среди роз.

Союз, основанный на чувствах, а не на политических расчетах (Николай, казалось, был далек от перспективы престолонаследия), был счастливым и многодетным. Укрепились и русско-германские связи: после «англомании» времен Александра I появилось пристрастие ко всему немецкому. Мебель в стиле неоготика, мода в стиле бидермайер, постройки в духе Средневековья характерны для Николаевской эпохи. Костюмированные балы и турниры, «Праздник белой розы» – все посвящалось ей, любительнице белых цветов.

«Золотой век» был золотым для русской культуры в прямом и переносном смысле. Творят великие художники и поэты: великий Карл (Брюллов), «солнце русской поэзии» (Пушкин). Золотой цвет в интерьере напоминает об апартаментах короля Солнце в Версале. «Птичка», как звал Александру Федоровну Николай, тяготится золотой клеткой, по­этому в Петергофе для нее строится уютный «Коттедж».

Легкие одежды, изящество благородной осанки и воздушную поступь императрица сохранила до глубокой старости, стойко перенося и романы супруга, и его раннюю смерть, как и нападки Герцена в демократической публицистике о ее «византийском размахе в тратах». Но  в русской литературе она осталась «лилией крылатой»

благодаря столь же легкому и богатому слогу Пушкина – ценителя утонченной, благородной красоты.

О проекте
В рамках проекта газеты «Тюменская область сегодня» и музейного комплекса имени Словцова «Я покажу тебе музей» представляем цикл публикаций, приуроченных к славной дате в истории России – 400‑летнему юбилею дома Романовых в 2013 году. Героями рубрики «Музей одной картины» стали персоны, находившиеся в родственных, династических и дружественных связях с августейшим семейством.

Среди живописных парадных портретов Александры Федоровны популярен этот, созданный как парный к портрету великого князя (пока не государя) Николая Павловича, где венценосная красавица сидит в окружении первенца Александра и дочери Марии, на которую нежно смотрит. Хранящийся в Государственном Эрмитаже, он словно продолжает знаменитую галерею героев 1812 года, поскольку принадлежит кисти одного мастера, Джорджа (Георга) Доу. Приехав для выполнения этого почетного заказа по приглашению Александра I в Россию в 1819 году, мастер остался в нашей стране на 10 лет, чтобы не только выполнить 329 (по другим источникам 333) портрета для знаменитой галереи, но и написать членов семейства Романовых, знатных и родовитых особ. При такой работоспособности и успехе он нажил массу врагов, которые называли его беглую манеру небрежной и этюдной.

Доу пригласил в Россию младшего брата и зятя – прекрасных граверов, которые «множили» его портреты для публики, последний еще  и завершил три неоконченных портрета после смерти художника в 1829 году.

Чтобы успеть и выполнить заказ, не упустить богатых клиентов, Доу работал на износ, нигде не бывал, не появлялся в свете, почти не покидал стен мастерской, поэтому о нем почти не осталось воспоминаний. Скорость его манеры не позволяла «изучить» заказчика, прочувствовать глубины его души. Поэтому сложно усмотреть в облике Александры Федоровны ту кротость и обаяние, что ценили Жуковский и Пушкин.

Иное дело – портрет, хранящийся в Тюменском музее изобразительных искусств. Написан он русскими помощниками Доу  с его оригинала. В оплечном изображении Александра Федоровна кажется уже «ближе» и «демократичнее», а венок из нежных роз и тонкие черты не затмевают фон и аксессуары. Портрет можно увидеть на выставке, посвященной 400-летию дома Романовых, на первом этаже музея изобразительных искусств.

613Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Современное здание станет центром притяжения жителей района.
Проект «Золотая линия Тюмени» откроет и презентует уникальный пешеходный маршрут.
27 июля в городских парках, скверах и других праздничных площадках пройдут мастер-классы, выставки, экскурсии.
19 июля в 12 часов в студии газеты «Тюменская область сегодня» начнется прямой эфир с исполнительным директором межрегионального фестиваля авторской песни «Зимний Грушинский в Тюмени» и организатором детского фестиваля авторской песни «Попутного ветра!» Сергеем Ломакиным.
Сельских подростков знакомят с форматом рок-квартирника.
В 46-й раз состоялся в Самарской области фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, ставший уже международным.
19 июля в 16:30 в редакции газеты «Тюменская область сегодня» начнется прямой эфир программы Елены Станиславской «Быть блогером» с главным редактором журнала «Егорка» Виолетой Кураш.
Кинотеатр «Космос»… Сколько ярких воспоминаний хранит это место!
Опрос
По каким критериям вы выбираете место для отдыха?
Морское побережье
Горный курорт
Сервис «Все включено»
Безвизовый режим
Приемлемая стоимость
Транспортная доступность
Познавательный досуг
Развлечения
Все вышеперечисленное
Популярные статьи

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное