Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Избрание Михаила Федоровича на царство

Общество, 00:27, 24 мая 2013,
Слушать новость
Избрание Михаила Федоровича на царство. .

В 2013 году исполняется 400 лет дому Романовых. Властители – личности неординарные, сильные, у каждого из них своя судьба, но все они вложили душу в свою страну…

25 октября 1612 года русское войско под начальством князя Дмитрия Пожарского торжественно вступило в Московский Кремль, освобожденный от власти поляков. Вслед и сам польский король Сигизмунд III, потерпев от русских поражение, ушел из наших пределов в Польшу. И вот здесь, когда Москва и русское государство были очищены от Литвы и поляков, оставалось положить конец смуте и опасному безначалию путем избрания царя.

Московские воеводы и бояре разослали во все концы русского государства гонцов с грамотами о том, чтобы присланы были в столицу духовные власти и выборные из всех сословий лучшие люди, твердые и разумные, для избрания царя всей землей. Таким образом, для избрания нового царя в начале 1613 года был собран Земский собор. Когда власти и выборные съехались на Земский собор в Москву, по всей стране объявили трехдневный пост и только после поста и молебствий приступили к совещаниям. Прежде всего определили, чтобы в цари был избран природный русский, православный. Но при рассуждениях о том, кому же именно из православных русских людей следует вручить царскую власть, начались споры, происки, смуты и волнения, потому что претендентов на престол было не менее 500 человек служилых людей и казаков. Среди них князья Василий Голицын и Федор Мстиславский, Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой, польский королевич Владислав, шведский принц Филипп-Карл и другие.

Образовалось несколько мнений, но ни одно не приняли единодушно; искателей престола было много, но никто не мог одержать верх. Единогласного избрания не могло состояться потому, что никому пока не пришла мысль назвать такое лицо, которое могло бы сразу стать излюбленным и выбранным по сердцу. Наконец при имени шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова споры сразу затихли и все согласились, так как он был ближайший родственник и единственная ветвь древнего царского дома святого Владимира. Действительно, по женской линии Михаил Федорович приходился двоюродным внуком царю Ивану Васильевичу Грозному и двоюродным племянником Федору Ивановичу, последнему царю из угасшей династии Рюрика.

Сверх того, род бояр Романовых издавна был  в особенной чести на Руси. Ни об одной из цариц не сохранилось в народе таких светлых преданий, как об Анастасии Романовне, кроткой и добродетельной супруге царя Ивана Грозного, жившей в лучший период его царствования. Все на Руси чтили память и брата ее, доблестного боярина Никиты Романовича, о котором народ даже сложил песни как  о милосердном и великодушном защитнике опальных перед грозным царем.

Особенно свежо и трогательно было воспоминание о том, каким страшным гонениям безвинно подверглось все семейство бояр Романовых при царе Борисе Годунове и какие незаслуженные страдания перенесли в особенности родители Михаила Федоровича – всем народом почитаемый Федор Никитич и Ксения Ивановна, урожденная Шестова.

Боярин Федор Никитич Романов благодаря уму, образованию, твердости характера, приветливости и красоте пользовался общей любовью и уважением. Как двоюродный брат царя Федора Ивановича он имел большой вес при этом государе, и предание говорит, будто бы царь Федор Иванович, умирая бездетным, желал передать престол именно Федору Никитичу.

Но по смерти Федора венец достался шурину умершего государя – Борису Годунову, который, опасаясь соперничества братьев Романовых, отправил братьев Федора Никитича без законной причины в тяжелое заточение, а его самого с именем Филарета и супругу его  с именем Марфа насильно постриг в монашество. Их заточили в далекие обители, а малолетний Михаил Федорович с сестрой и теткою подвергся ссылке на Белое озеро.

С падением Годуновых участь Филарета изменилась к лучшему: он был посвящен в сан митрополита Ростовского. Во время рассуждений на Земском соборе об избрании царя митрополит Филарет томился в плену у поляков.

21 февраля 1613 года, в первое воскресенье Великого поста, состоялось последнее совещание Земского собора, на которое явились все выборные. Каждый из них подал от своего города грамоту, и когда пересмотрели все грамоты, везде было написано одно: «Да будет всей Русской державе царь-государь Михаил Феодорович Романов».

Тогда Рязанский архиепископ Феодорит, Новоспасский архимандрит Иосиф, Троице-Сергиева монастыря келарь Авра-амий Палицын и боярин Василий Морозов вышли на Красную площадь спросить у народа, кого он хочет в цари. Народ, в бесчисленном множестве наполнявший площадь, громогласно дал единодушный ответ: «Михаил Федорович Романов да будет наш царь-государь!»

Тогда отслужили благодарственный молебен и помянули на молебствии избранного царя Михаила. В тот же день вся Москва ему присягнула. За столицей признала его государем и вся Россия.

Все спешили поздравить друг друга с единодушным избранием государя, слышались самые задушевные благожелания юному царю и искренняя похвала его роду.

В народе говорили: «Давно бы пора просить на царство бояр Романовых, они всегда желали добра Русской земле. Молоденек Михаил Федорович, да Господь и отрока умудрит».

Сами же выборные смотрели на избрание Михаила как на дело Божие. Земский собор, отправляя торжественное посольство к Михаилу Федоровичу, чтобы просить нареченного государя на царство, должен был говорить ему: «не мы сей подвиг сотворили, но Пречистая Богородица с великими чудотворцами возлюбила тебя и святую волю Сына Своего и Бога нашего изволила исполнить на тебе, государе нашем».

В 2013 году исполняется 400 лет дому Романовых. Властители – личности неординарные, сильные, у каждого из них своя судьба, но все они вложили душу в свою страну…

25 октября 1612 года русское войско под начальством князя Дмитрия Пожарского торжественно вступило в Московский Кремль, освобожденный от власти поляков. Вслед и сам польский король Сигизмунд III, потерпев от русских поражение, ушел из наших пределов в Польшу. И вот здесь, когда Москва и русское государство были очищены от Литвы и поляков, оставалось положить конец смуте и опасному безначалию путем избрания царя.

Московские воеводы и бояре разослали во все концы русского государства гонцов с грамотами о том, чтобы присланы были в столицу духовные власти и выборные из всех сословий лучшие люди, твердые и разумные, для избрания царя всей землей. Таким образом, для избрания нового царя в начале 1613 года был собран Земский собор. Когда власти и выборные съехались на Земский собор в Москву, по всей стране объявили трехдневный пост и только после поста и молебствий приступили к совещаниям. Прежде всего определили, чтобы в цари был избран природный русский, православный. Но при рассуждениях о том, кому же именно из православных русских людей следует вручить царскую власть, начались споры, происки, смуты и волнения, потому что претендентов на престол было не менее 500 человек служилых людей и казаков. Среди них князья Василий Голицын и Федор Мстиславский, Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой, польский королевич Владислав, шведский принц Филипп-Карл и другие.

Образовалось несколько мнений, но ни одно не приняли единодушно; искателей престола было много, но никто не мог одержать верх. Единогласного избрания не могло состояться потому, что никому пока не пришла мысль назвать такое лицо, которое могло бы сразу стать излюбленным и выбранным по сердцу. Наконец при имени шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова споры сразу затихли и все согласились, так как он был ближайший родственник и единственная ветвь древнего царского дома святого Владимира. Действительно, по женской линии Михаил Федорович приходился двоюродным внуком царю Ивану Васильевичу Грозному и двоюродным племянником Федору Ивановичу, последнему царю из угасшей династии Рюрика.

Сверх того, род бояр Романовых издавна был  в особенной чести на Руси. Ни об одной из цариц не сохранилось в народе таких светлых преданий, как об Анастасии Романовне, кроткой и добродетельной супруге царя Ивана Грозного, жившей в лучший период его царствования. Все на Руси чтили память и брата ее, доблестного боярина Никиты Романовича, о котором народ даже сложил песни как  о милосердном и великодушном защитнике опальных перед грозным царем.

Особенно свежо и трогательно было воспоминание о том, каким страшным гонениям безвинно подверглось все семейство бояр Романовых при царе Борисе Годунове и какие незаслуженные страдания перенесли в особенности родители Михаила Федоровича – всем народом почитаемый Федор Никитич и Ксения Ивановна, урожденная Шестова.

Боярин Федор Никитич Романов благодаря уму, образованию, твердости характера, приветливости и красоте пользовался общей любовью и уважением. Как двоюродный брат царя Федора Ивановича он имел большой вес при этом государе, и предание говорит, будто бы царь Федор Иванович, умирая бездетным, желал передать престол именно Федору Никитичу.

Но по смерти Федора венец достался шурину умершего государя – Борису Годунову, который, опасаясь соперничества братьев Романовых, отправил братьев Федора Никитича без законной причины в тяжелое заточение, а его самого с именем Филарета и супругу его  с именем Марфа насильно постриг в монашество. Их заточили в далекие обители, а малолетний Михаил Федорович с сестрой и теткою подвергся ссылке на Белое озеро.

С падением Годуновых участь Филарета изменилась к лучшему: он был посвящен в сан митрополита Ростовского. Во время рассуждений на Земском соборе об избрании царя митрополит Филарет томился в плену у поляков.

21 февраля 1613 года, в первое воскресенье Великого поста, состоялось последнее совещание Земского собора, на которое явились все выборные. Каждый из них подал от своего города грамоту, и когда пересмотрели все грамоты, везде было написано одно: «Да будет всей Русской державе царь-государь Михаил Феодорович Романов».

Тогда Рязанский архиепископ Феодорит, Новоспасский архимандрит Иосиф, Троице-Сергиева монастыря келарь Авра-амий Палицын и боярин Василий Морозов вышли на Красную площадь спросить у народа, кого он хочет в цари. Народ, в бесчисленном множестве наполнявший площадь, громогласно дал единодушный ответ: «Михаил Федорович Романов да будет наш царь-государь!»

Тогда отслужили благодарственный молебен и помянули на молебствии избранного царя Михаила. В тот же день вся Москва ему присягнула. За столицей признала его государем и вся Россия.

Все спешили поздравить друг друга с единодушным избранием государя, слышались самые задушевные благожелания юному царю и искренняя похвала его роду.

В народе говорили: «Давно бы пора просить на царство бояр Романовых, они всегда желали добра Русской земле. Молоденек Михаил Федорович, да Господь и отрока умудрит».

Сами же выборные смотрели на избрание Михаила как на дело Божие. Земский собор, отправляя торжественное посольство к Михаилу Федоровичу, чтобы просить нареченного государя на царство, должен был говорить ему: «не мы сей подвиг сотворили, но Пречистая Богородица с великими чудотворцами возлюбила тебя и святую волю Сына Своего и Бога нашего изволила исполнить на тебе, государе нашем».



Жители Югры и Ямала празднуют День образования округов

10 декабря

В Тюменской области важную роль в сохранении профессиональных традиций играют трудовые династии

10 декабря