Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Устанавливать срок службы – право, а не обязанность изготовителя

Экономика, 00:11, 03 мая 2013,
Слушать новость
Устанавливать срок службы – право, а не обязанность изготовителя. .

Что такое гарантийный срок, срок службы или срок годности товара? Какие права имеют потребители при их отсутствии? Читателям газеты «Тюменская область сегодня» рассказывает специалист первой категории отдела по защите прав потребителей департамента потребительского рынка администрации г. Тюмени Елена Валерьевна Михалева (тел.(3452) 51-09-40).

Довольно часто потребители, купив товар, на который продавец (изготовитель) не установил гарантийный срок, срок службы или срок годности, считают, что в случае обнаружения недостатков в товаре никаких претензий по качеству товара (выполненной работы, оказанной услуги) продавцу предъявить не смогут.

Однако это не так. В первую очередь необходимо определиться, является ли установление гарантийного срока, срока службы, срока годности обязанностью изготовителя (продавца, исполнителя).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона РФ «О защите прав потребителей», на товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.

Срок служб ы

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона РФ обязанность, устанавливать срок службы на товар (работу) длительного пользования, в том числе комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), возникает у изготовителя (исполнителя) в том случае, когда по истечении определенного периода они могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) утвержден постановлением правительства РФ от 16.06.1997 № 720 и включает в себя восемь групп товаров: товары для детей, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные товары, культтовары, спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства, технические средства для домашнего содержания животных и по уходу за растениями.

Срок годности

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона РФ, изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности -- период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Это такие товары как: продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (результаты работы). Перечень таких товаров утвержден постановлением правительства РФ от 16.06.1997 № 720.

Пункт 6 статьи 5 Закона РФ наделяет изготовителя (исполнителя) правом устанавливать на товар (работу) гарантийный срок -- период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя.

Гарантийный срок

В случае, если гарантийный срок не установлен изготовителем (исполнителем), продавец вправе установить его сам.

Информация о гарантийном сроке предоставляется потребителю в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Обращаем внимание потребителей, что установление срока службы, либо гарантийного срока на товар является правом изготовителя (исполнителя, продавца), а не обязанностью (за исключением тех товаров, которые могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде).

Итак, потребитель вправе предъявить, предусмотренные действующим законодательством, требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара либо требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. В данном случае потребитель вправе предъявлять требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю, то есть необходимо провести экспертизу за свой счет.

В отношении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) действует аналогичная норма закона. Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня передачи выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

В период гарантийного срока продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер, исполнитель) обязан провести экспертизу за свой счет, в случае, если гарантийный срок не установлен, либо истек, экспертиза проводиться за счет потребителя.

Полное возмещение убытков

Если потребитель докажет, что недостатки в товаре возникли до передачи его продавцом, он по своему выбору вправе предъявить любое требование, предусмотренное статьей 18 Закона РФ, а именно:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Обращаем внимание на тот факт, что согласно пункту 6 статьи 18 Закона РФ продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Возврат в течение 15 дней

Необходимо также помнить, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законов РФ сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

В соответствии с пунктами 4, 5 Закона РФ исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах этого времени потребитель вправе предъявить требования по недостаткам товара если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата, работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

Недостатки в выполненной работе

При обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе по своему выбору предъявить любое требование, предусмотренное статьей 29 Закона РФ, а именно:

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Кроме того, удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Что такое гарантийный срок, срок службы или срок годности товара? Какие права имеют потребители при их отсутствии? Читателям газеты «Тюменская область сегодня» рассказывает специалист первой категории отдела по защите прав потребителей департамента потребительского рынка администрации г. Тюмени Елена Валерьевна Михалева (тел.(3452) 51-09-40).

Довольно часто потребители, купив товар, на который продавец (изготовитель) не установил гарантийный срок, срок службы или срок годности, считают, что в случае обнаружения недостатков в товаре никаких претензий по качеству товара (выполненной работы, оказанной услуги) продавцу предъявить не смогут.

Однако это не так. В первую очередь необходимо определиться, является ли установление гарантийного срока, срока службы, срока годности обязанностью изготовителя (продавца, исполнителя).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона РФ «О защите прав потребителей», на товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.

Срок служб ы

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона РФ обязанность, устанавливать срок службы на товар (работу) длительного пользования, в том числе комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), возникает у изготовителя (исполнителя) в том случае, когда по истечении определенного периода они могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) утвержден постановлением правительства РФ от 16.06.1997 № 720 и включает в себя восемь групп товаров: товары для детей, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные товары, культтовары, спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства, технические средства для домашнего содержания животных и по уходу за растениями.

Срок годности

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона РФ, изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности -- период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Это такие товары как: продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (результаты работы). Перечень таких товаров утвержден постановлением правительства РФ от 16.06.1997 № 720.

Пункт 6 статьи 5 Закона РФ наделяет изготовителя (исполнителя) правом устанавливать на товар (работу) гарантийный срок -- период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя.

Гарантийный срок

В случае, если гарантийный срок не установлен изготовителем (исполнителем), продавец вправе установить его сам.

Информация о гарантийном сроке предоставляется потребителю в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Обращаем внимание потребителей, что установление срока службы, либо гарантийного срока на товар является правом изготовителя (исполнителя, продавца), а не обязанностью (за исключением тех товаров, которые могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде).

Итак, потребитель вправе предъявить, предусмотренные действующим законодательством, требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара либо требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. В данном случае потребитель вправе предъявлять требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю, то есть необходимо провести экспертизу за свой счет.

В отношении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) действует аналогичная норма закона. Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня передачи выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

В период гарантийного срока продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер, исполнитель) обязан провести экспертизу за свой счет, в случае, если гарантийный срок не установлен, либо истек, экспертиза проводиться за счет потребителя.

Полное возмещение убытков

Если потребитель докажет, что недостатки в товаре возникли до передачи его продавцом, он по своему выбору вправе предъявить любое требование, предусмотренное статьей 18 Закона РФ, а именно:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Обращаем внимание на тот факт, что согласно пункту 6 статьи 18 Закона РФ продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Возврат в течение 15 дней

Необходимо также помнить, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законов РФ сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

В соответствии с пунктами 4, 5 Закона РФ исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах этого времени потребитель вправе предъявить требования по недостаткам товара если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата, работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

Недостатки в выполненной работе

При обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе по своему выбору предъявить любое требование, предусмотренное статьей 29 Закона РФ, а именно:

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Кроме того, удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).



Владимир Путин присвоил тюменке звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации»

08 августа

В Тюмени перекроют движение транспорта на участке улицы Республики

08 августа