Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Железный путь в Тобольск – извивы истории

Культура, 00:04, 02 мая 2013,
Слушать новость
Железный путь в Тобольск – извивы истории. .

Век шествует путем своим железным…
Евгений Баратынский


В этом году исполняется 45 лет, как открылось железнодорожное движение из Тюмени в Тобольск. И в то же время прошло более ста лет, как в апреле 1908 г. увидела свет «Докладная записка» депутата Государственной думы России от Тобольска Скалозубова (1861, Кострома – 1915, Курган) на имя председателя Совета министров с предложением о начале строительства железного пути Тюмень – Тобольск.
Железная дорога или шлюзы?

Депутат сообщает, что весной 1908 г. «в Тюмени состоялось совещание тюменских пароходовладельцев, представителей хлебных фирм и железной дороги, с участием лиц, состоящих на службе Иртышского участка Томского округа Путей сообщения». На совещании вопрос о строительстве магистрали в Тобольск не рассматривался, поскольку в государственный генеральный план прокладки Транссиба этот участок пути не вошел. Но вместе с тем остро стоял вопрос о бесперебойном сообщении не только с Тобольском, но и с северными регионами губернии, поскольку движение пароходов в летний период осуществлялось с трудом из-за обмеления речной системы. В результате «совещание пришло к тому, что необходимо устройство шлюзов по рекам Тура и Тобол, так как реки обмелели. Расход на установку шлюзов - 5 миллионов рублей».

И далее! «Тобольские рыбопромышленники считали необходимым и своевременным поставить на очередь вопрос о проведении железной дороги Тюмень – Тобольск, считая, что только осуществление этого проекта является важным шагом в развитии северного края, так как Тобольск и при нынешнем положении является центральным пунктом для торговли и промышленности Севера». Так что бытующая до сих пор легенда, будто сибирские купцы выступали главными противниками железнодорожного пути на север, не подтверждается.

При этом были высказаны мнения, «что шлюзование реки Туры и Тобол поможет в перевозке зимней мороженой рыбы, которая привозится с Севера в Тобольск до 1 000 000 (миллиона) пудов и может не дать желаемых результатов», поскольку «большинство грузов с Севера приходят на казенных и частных пароходах в конце сентября и в октябре грузы рыбопромышленников замерзают в Тобольске. Не имея железнодорожного сообщения, грузы Севера отправляются в Тюмень зимним путем тюменским перекупщиками. Железная дорога дала бы возможность продавать товар непосредственно потребителю».

Обыватели - против

Не только экономические интересы края отстаивает Скалозубов. Он отмечает: «Южная дорога отняла движение на Тобольск, между тем с Тобольска началась культура Севера и теперь две трети Тобольской губернии находятся в совершенно некультурном состоянии, отсутствует собственный хлеб, тогда как имеются громадные пространства земли, вполне годной для хлебопашества, татарские уезды находились в таких же состояниях. Железная дорога явится незаменимым культурным двигателем в развитии промышленности и вообще всего Севера. Проведение железной дороги имеет государственное значение, появится возможность направить переселенческое движение через Тобольск».

После этого депутат излагает краткую историю попыток местных патриотов «возбудить общественный интерес» к железнодорожному пути в Тобольск. Он перечисляет ряд попыток по началу строительства, однако итог их печален: сибирское общество осталось равнодушно к этому важнейшему для города вопросу. Более того – Тобольская городская Дума неоднократно высказывалась против этого решительного шага! Получается все наоборот: купцы видели в ней прогрессивное решение наболевших проблем, а вот рядовым обывателям было абсолютно все равно!

«Впервые этот вопрос был поднят тобольским мещанином Кузьмой Николаевым, произведшим за свой счет изыскание и издавшем брошюру: «Проект Пермского-Тобольской железной дороги, соединение рек Оби и Енисея посредством судоходных рек Камы и Иртыша». В декабре 1880 года ирбитский городской голова Хитров известил телеграммой тобольского городского голову Плотникова о надеждах ирбитского городского общества на успех ходатайства о проведении железной дороги Ирбит – Тагил – Тобольск и предложил просить другие крупные города Сибири поддержать ходатайство Ирбита. Тобольской городской Думой предложение это было отклонено, а Николаеву представлено было продолжать вести хлопоты о проведении железной дороги до Тобольска на прежних основаниях. В 1881 г. кяхтинский купец Орлов представил в Московский Биржевой комитет записку, в которой говорилось о продолжении железнодорожной линии до Тобольска. Тобольская городская Дума также эту записку оставила без внимания. Еще через два года за ходатайство о проведении железной дороги взялся тобольский купец Ширков и сумел привлечь к этому делу всех заинтересованных лиц и учреждений». Но, как видим, патриоты-одиночки не смогли изменить мнение общества и городская Дума высказалась против!

После того как железнодорожное сообщение пришло в Тюмень, «были назначены совещания, на которых должны были рассмотрены проекты, как улучшить пути сообщения до Тобольска. Предлагалось углубить Туру и Тобол или провести железную дорогу до Тобольска. Прошло более 10 лет, землечерпательные машины продолжают работать и до сих пор, ежегодно тратя сотни тысяч рублей на эти работы, но положительных результатов нет. В настоящее время для всех стало ясно, в том числе и министерству путей сообщения, что расчистка реки Туры и Тобола является бесконечной тратой времени».

И снова о сослагательном наклонении

Скалозубов пытается экономически обосновать, какие суммы необходимы для прокладки железнодорожной магистрали, и сравнивает их с затратами на строительство шлюзов на сибирских реках: «Железная дорога до Тобольска приблизительно обойдется около 10 000 000 (десяти миллионов) рублей. Проведение железной дороги обойдется вдвое дороже, чем шлюзование, но зато железная дорога даст возможность отправлять грузы круглый год и станет крупнейшим развивающимся двигателем промышленности Тобольского Севера».

В конце докладной записки он обосновывает причины ее написания.

Среди них: «Город Тобольск имеет хорошие водные пути на север, восток и юг губернии, по своему местоположению является естественным и необходимым пунктом для развития промышленности и культуры Севера и препятствием такому развитию является отсутствие хороших путей сообщения с Европейской Россией»; «Проектируемое тюменскими промышленниками шлюзование Туры и Тобола нисколько не поможет доставке на рынок Европейской России рыбных богатств Сибири»; «Товары, идущие с Севера до Тобольска, не могут быть продаваемы прямо потребителю, а продаются большей частью скупщиками в Тюмени»; «Все природные богатства севера, востока и юга Тобольской губернии не могут в настоящее время быть использованы только благодаря отсутствию железной дороги от Тобольска до Европейской России».

Как не согласиться с мнением одного из патриотов Сибири, пытавшегося убедить сограждан в необходимости железнодорожного сообщения между южной и северной части губернии? Не была ли то обычная зависть обывателей к тем, кто намеревался за счет экономически выгодного пути умножить свой капитал? Или то была обычная провинциальная косность мышления? А может, просто боялись наплыва «чуждых элементов» в тихий городок? Вряд ли мы сегодня сумеем ответить на этот непростой вопрос. Ясно одно: своим нежеланием к развитию горожане обрекли Тобольск если не на полное, то на долгое забвение, и он незаметно шагнул из разряда города губернского в категорию уездную и какое-то время как бы застыл в своем развитии в начале прошлого века, что прошествовал мимо «путем своим железным». Не об этом ли мечтали наши предки?

Век шествует путем своим железным…
Евгений Баратынский


В этом году исполняется 45 лет, как открылось железнодорожное движение из Тюмени в Тобольск. И в то же время прошло более ста лет, как в апреле 1908 г. увидела свет «Докладная записка» депутата Государственной думы России от Тобольска Скалозубова (1861, Кострома – 1915, Курган) на имя председателя Совета министров с предложением о начале строительства железного пути Тюмень – Тобольск.
Железная дорога или шлюзы?

Депутат сообщает, что весной 1908 г. «в Тюмени состоялось совещание тюменских пароходовладельцев, представителей хлебных фирм и железной дороги, с участием лиц, состоящих на службе Иртышского участка Томского округа Путей сообщения». На совещании вопрос о строительстве магистрали в Тобольск не рассматривался, поскольку в государственный генеральный план прокладки Транссиба этот участок пути не вошел. Но вместе с тем остро стоял вопрос о бесперебойном сообщении не только с Тобольском, но и с северными регионами губернии, поскольку движение пароходов в летний период осуществлялось с трудом из-за обмеления речной системы. В результате «совещание пришло к тому, что необходимо устройство шлюзов по рекам Тура и Тобол, так как реки обмелели. Расход на установку шлюзов - 5 миллионов рублей».

И далее! «Тобольские рыбопромышленники считали необходимым и своевременным поставить на очередь вопрос о проведении железной дороги Тюмень – Тобольск, считая, что только осуществление этого проекта является важным шагом в развитии северного края, так как Тобольск и при нынешнем положении является центральным пунктом для торговли и промышленности Севера». Так что бытующая до сих пор легенда, будто сибирские купцы выступали главными противниками железнодорожного пути на север, не подтверждается.

При этом были высказаны мнения, «что шлюзование реки Туры и Тобол поможет в перевозке зимней мороженой рыбы, которая привозится с Севера в Тобольск до 1 000 000 (миллиона) пудов и может не дать желаемых результатов», поскольку «большинство грузов с Севера приходят на казенных и частных пароходах в конце сентября и в октябре грузы рыбопромышленников замерзают в Тобольске. Не имея железнодорожного сообщения, грузы Севера отправляются в Тюмень зимним путем тюменским перекупщиками. Железная дорога дала бы возможность продавать товар непосредственно потребителю».

Обыватели - против

Не только экономические интересы края отстаивает Скалозубов. Он отмечает: «Южная дорога отняла движение на Тобольск, между тем с Тобольска началась культура Севера и теперь две трети Тобольской губернии находятся в совершенно некультурном состоянии, отсутствует собственный хлеб, тогда как имеются громадные пространства земли, вполне годной для хлебопашества, татарские уезды находились в таких же состояниях. Железная дорога явится незаменимым культурным двигателем в развитии промышленности и вообще всего Севера. Проведение железной дороги имеет государственное значение, появится возможность направить переселенческое движение через Тобольск».

После этого депутат излагает краткую историю попыток местных патриотов «возбудить общественный интерес» к железнодорожному пути в Тобольск. Он перечисляет ряд попыток по началу строительства, однако итог их печален: сибирское общество осталось равнодушно к этому важнейшему для города вопросу. Более того – Тобольская городская Дума неоднократно высказывалась против этого решительного шага! Получается все наоборот: купцы видели в ней прогрессивное решение наболевших проблем, а вот рядовым обывателям было абсолютно все равно!

«Впервые этот вопрос был поднят тобольским мещанином Кузьмой Николаевым, произведшим за свой счет изыскание и издавшем брошюру: «Проект Пермского-Тобольской железной дороги, соединение рек Оби и Енисея посредством судоходных рек Камы и Иртыша». В декабре 1880 года ирбитский городской голова Хитров известил телеграммой тобольского городского голову Плотникова о надеждах ирбитского городского общества на успех ходатайства о проведении железной дороги Ирбит – Тагил – Тобольск и предложил просить другие крупные города Сибири поддержать ходатайство Ирбита. Тобольской городской Думой предложение это было отклонено, а Николаеву представлено было продолжать вести хлопоты о проведении железной дороги до Тобольска на прежних основаниях. В 1881 г. кяхтинский купец Орлов представил в Московский Биржевой комитет записку, в которой говорилось о продолжении железнодорожной линии до Тобольска. Тобольская городская Дума также эту записку оставила без внимания. Еще через два года за ходатайство о проведении железной дороги взялся тобольский купец Ширков и сумел привлечь к этому делу всех заинтересованных лиц и учреждений». Но, как видим, патриоты-одиночки не смогли изменить мнение общества и городская Дума высказалась против!

После того как железнодорожное сообщение пришло в Тюмень, «были назначены совещания, на которых должны были рассмотрены проекты, как улучшить пути сообщения до Тобольска. Предлагалось углубить Туру и Тобол или провести железную дорогу до Тобольска. Прошло более 10 лет, землечерпательные машины продолжают работать и до сих пор, ежегодно тратя сотни тысяч рублей на эти работы, но положительных результатов нет. В настоящее время для всех стало ясно, в том числе и министерству путей сообщения, что расчистка реки Туры и Тобола является бесконечной тратой времени».

И снова о сослагательном наклонении

Скалозубов пытается экономически обосновать, какие суммы необходимы для прокладки железнодорожной магистрали, и сравнивает их с затратами на строительство шлюзов на сибирских реках: «Железная дорога до Тобольска приблизительно обойдется около 10 000 000 (десяти миллионов) рублей. Проведение железной дороги обойдется вдвое дороже, чем шлюзование, но зато железная дорога даст возможность отправлять грузы круглый год и станет крупнейшим развивающимся двигателем промышленности Тобольского Севера».

В конце докладной записки он обосновывает причины ее написания.

Среди них: «Город Тобольск имеет хорошие водные пути на север, восток и юг губернии, по своему местоположению является естественным и необходимым пунктом для развития промышленности и культуры Севера и препятствием такому развитию является отсутствие хороших путей сообщения с Европейской Россией»; «Проектируемое тюменскими промышленниками шлюзование Туры и Тобола нисколько не поможет доставке на рынок Европейской России рыбных богатств Сибири»; «Товары, идущие с Севера до Тобольска, не могут быть продаваемы прямо потребителю, а продаются большей частью скупщиками в Тюмени»; «Все природные богатства севера, востока и юга Тобольской губернии не могут в настоящее время быть использованы только благодаря отсутствию железной дороги от Тобольска до Европейской России».

Как не согласиться с мнением одного из патриотов Сибири, пытавшегося убедить сограждан в необходимости железнодорожного сообщения между южной и северной части губернии? Не была ли то обычная зависть обывателей к тем, кто намеревался за счет экономически выгодного пути умножить свой капитал? Или то была обычная провинциальная косность мышления? А может, просто боялись наплыва «чуждых элементов» в тихий городок? Вряд ли мы сегодня сумеем ответить на этот непростой вопрос. Ясно одно: своим нежеланием к развитию горожане обрекли Тобольск если не на полное, то на долгое забвение, и он незаметно шагнул из разряда города губернского в категорию уездную и какое-то время как бы застыл в своем развитии в начале прошлого века, что прошествовал мимо «путем своим железным». Не об этом ли мечтали наши предки?



В Голышманово проходит выставка местных мастеров и мастериц

30 апреля

В Тюменской области приведены в порядок более 70% памятников архитектуры

29 апреля