×
В социальных сетях
В печатной версии

Абалакская икона ждет

30.04.2013
00:11
Абалакская икона ждет. None. На крутом берегу своенравного землероя-Иртыша взметнулся ввысь белоснежный Абалакский Знаменский мужской монастырь. Когда-то здесь находилась особо почитаемая сибирская святыня – икона Абалакской Божией Матери «Знамение», написанная в 1637 году протодьяконом тобольского кафедрального собора Матвеем. Она  и вызвала в небольшом селе появление крупного религиозного центра, воплотившего чудотворную икону в камне. Уникальный историко-архитектурный комплекс в стиле барокко сформировался в XVIII веке. В него входят Знаменский собор с широким восьмигранным куполом, невысокая изящная Никольская церковь и монументальная столпообразная ярусная церковь Марии Египетской с восьмериком колокольни. Драматические события начала ХХ века черным вихрем пронеслись над страной, разметали-рассеяли веками накоп-ленные сокровища – и духовные, и зримые воочию. Исчезла и Абалакская икона, поиски которой продолжаются до сих пор. Икона написана на доске длиной 1 аршин 5 вершков, шириной 1 аршин 2 вершка (аршин равен 71,1 см, вершок равен 4,44 см). В Абалакском монастыре находится чудотворный список, именуемый «Наместница». Вернется ли первообраз в родную обитель? Об этом наш разговор с известным тюменским писателем, историком, краеведом, полковником ФСБ  в отставке Александром Петрушиным. – Поиски сибирской святыни, в которых вы принимаете активное участие, продолжаются. Александр Антонович, вы опровергли так называемый австралийский след. Почему? – Версия о том, что Абалакская икона находится в Австралии, говорит о том, что ее последователи недостаточно знакомы с историей гражданской войны в Сибири. Гипотеза гласит, что  в 1918 году некий священник Мефодий вывез икону на Дальний Восток, а потом она якобы оказалась в одном из православных храмов Сиднея в Австралии. Дело в том, что  в тот период не было никакой необходимости вывозить ее на восток. Напомню основные события революции и гражданской войны в нашем крае. Советскую власть в Тобольске установили 9 апреля 1918 года, председателем исполкома советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избрали Павла Хохрякова – бывшего балтийского моряка, кочегара линкора, который фактически узурпировал власть в городе. Добавлю, что  в 24 года он уже был заместителем председателя Екатеринбургской ЧК. Хохряков прибыл в Тобольск под легендой «жениха» профсоюзной активистки Татьяны Наумовой, родители которой там жили. Настоящая цель поездки заключалась в выяснении обстоятельств пребывания в городе царя Николая II и его семьи. Как известно, царскую семью вывезли в Екатеринбург в два этапа. Вначале это сделал особо уполномоченный ВЦИК Василий Яковлев, он же Мячин, он же уральский боевик по кличке Антон – личность таинственная, до настоящего времени не разгаданная. Оставшихся членов царской семьи в дом Ипатьева доставил Хохряков. Это произошло 23 мая, а через 2 дня  в Сибири восстал чехословацкий корпус военнопленных и в нашем крае началась гражданская война. В начале июня большевики оставили Омск и на флотилии речных судов отбыли в сторону Тобольска и Тюмени. Тобольск они покинули 11 июня 1918 года, на следующий день там была установлена власть Временного Сибирского правительства. – Где находилась Абалакская икона в тот период?  – Все это время она пребывала в Абалакском Знаменском мужском монастыре. Дальше события развивались следующим образом. Диктатура Колчака была установлена в ноябре 1918 года, но  в 1919 году его армии пришлось отступать на восток. Тобольск красные брали дважды – сначала в сентябре и окончательно в октябре того же года. Проводилась эвакуация, в том числе церковных ценностей, к поиску которых имею непосредственное отношение. Они затеряны где-то на пространствах Среднего Приобья и Приполярного Урала. Например, вывезли вызолоченную серебряную раку в 16 пудов из-под мощей святителя Иоанна Тобольского. Его мощи тайно закопал под кафедральным собором епископ Иринарх (Синеоков-Андреевский), к которому перешло управление епархией. Именно он знал все обстоятельства сокрытия церковных ценностей и самой иконы Абалакской Божией Матери, я в этом убежден. – Что движет вами? – Исторические, духовные интересы, хотя стараюсь избегать высоких слов и являюсь реалистом. Среди сокрытых сокровищ – ордена из драгоценных металлов, учрежденные Временным Сибирским правительством. Они остались не врученными из-за переворота, который привел к власти Александра Колчака. Мечтаю вернуть их тюменским музеям. – А как же икона? – В феврале 1921 года наш край охватило Западно-Сибирское крестьянское восстание. В ночь на 21 февраля красные тайно оставили Тобольск и ушли в сторону Омска. Бывший губернский центр оказался в руках повстанцев. Сохранились газеты того времени под названием «Голос народной армии». В 1991 году управление КГБ СССР по Тюменской области передало на государственное хранение два комплекта этих газет. Газета выходила в повстанческом Тобольске с конца февраля по 8 апреля, до дня, когда красные вновь установили в городе советскую власть. Тобольск – уникальный город: за пять лет там десять раз сменилась власть. Еще одним городом, где так же часто менялась власть, является Одесса. Когда руководитель проф-союзов Алексей Коряков (вот кому надо поставить в Тобольске памятник или установить мемориальную доску) взял инициативу в свои руки, был создан временный городской комитет, который помог избежать хаоса, разграбления, смуты. В Тобольске провели первые демократические выборы, которые привели к власти крестьянский городской совет. «Голос народной армии» пишет, что  в конце февраля открылось первое организационное собрание в бывшем здании драматического театра, которое потом сгорело. До сих пор помню публикацию: «Оркестр грянул «Марсельезу»... Как символ справедливости и милосердия в зал внесли икону Абалакской Божией Матери». Подведем итог: в конце февраля 1921 года икона находилась в Тобольске. Таким образом, австралийская версия оказалась несостоятельной. В этом году в Сиднее побывал главный редактор газеты «Тобольская правда» Тимур Волков. Он по моей информации нашел храм, встретился с его настоятелем, который на основании документов доказал, что икона является списком, подаренным храму дочерью генерала Дитерихса. – Значит, первообраз не покидал Тобольска? – Повстанцы 8 апреля ушли на север. Иринарх остался в городе, его резиденция находилась в Знаменском монастыре – древнейшем в Сибири. Уникальное каменное сооружение построено в XVII веке. Это значит, что оно возводилось по схемам средневековых монастырей, с потайными комнатами, подземными ходами, винтовыми лестницами и тайниками, где можно было хранить церковные ценности и все то, что должно быть скрыто от посторонних глаз. До того как началось разграбление православных храмов и монастырей, а также храмов других конфессий, Иринарха Синеокова осудили на десять лет, потом освободили по амнистии в связи со смертью Ленина. Затем его снова осудили. Одно из дел, когда его привлекали в период 1932–1933 гг., представляет пять огромных томов. Внимательно просмотрел их  и выцедил все, что относилось к царским сокровищам, которые охранял епископ Тобольский и Сибирский Гермоген. В деле есть упоминание и об Абалакской иконе. Иринарх сгинул в заключении, а икона и ее драгоценный оклад остались в тайниках Знаменского монастыря. – Неужели до этого времени нельзя было обследовать здание? – В настоящее время оно разрушено, разграблено и нуждается в реставрации. Помещение долгое время использовали в хозяйственных целях, одно время в нем находился ликероводочный завод. Уверен, Абалакская икона откроется в том случае, если восстановим это уникальное здание Тобольска. В подобных случаях действуют некие духовные, таинственные законы. Подчеркиваю: обретем икону, когда православные люди, в том числе журналисты, возьмутся за его возрождение. Абалак восстановили, реставрация Иоанно-Введенского монастыря практически завершена, очередь – за Знаменским монастырем. Абалакская икона Божией Матери ждет.

На крутом берегу своенравного землероя-Иртыша взметнулся ввысь белоснежный Абалакский Знаменский мужской монастырь. Когда-то здесь находилась особо почитаемая сибирская святыня – икона Абалакской Божией Матери «Знамение», написанная в 1637 году протодьяконом тобольского кафедрального собора Матвеем. Она  и вызвала в небольшом селе появление крупного религиозного центра, воплотившего чудотворную икону в камне.

Уникальный историко-архитектурный комплекс в стиле барокко сформировался в XVIII веке. В него входят Знаменский собор с широким восьмигранным куполом, невысокая изящная Никольская церковь и монументальная столпообразная ярусная церковь Марии Египетской с восьмериком колокольни. Драматические события начала ХХ века черным вихрем пронеслись над страной, разметали-рассеяли веками накоп-ленные сокровища – и духовные, и зримые воочию. Исчезла и Абалакская икона, поиски которой продолжаются до сих пор. Икона написана на доске длиной 1 аршин 5 вершков, шириной 1 аршин 2 вершка (аршин равен 71,1 см, вершок равен 4,44 см). В Абалакском монастыре находится чудотворный список, именуемый «Наместница».

Вернется ли первообраз в родную обитель? Об этом наш разговор с известным тюменским писателем, историком, краеведом, полковником ФСБ  в отставке Александром Петрушиным.

– Поиски сибирской святыни, в которых вы принимаете активное участие, продолжаются. Александр Антонович, вы опровергли так называемый австралийский след. Почему?

– Версия о том, что Абалакская икона находится в Австралии, говорит о том, что ее последователи недостаточно знакомы с историей гражданской войны в Сибири. Гипотеза гласит, что  в 1918 году некий священник Мефодий вывез икону на Дальний Восток, а потом она якобы оказалась в одном из православных храмов Сиднея в Австралии. Дело в том, что  в тот период не было никакой необходимости вывозить ее на восток.

Напомню основные события революции и гражданской войны в нашем крае. Советскую власть в Тобольске установили 9 апреля 1918 года, председателем исполкома советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избрали Павла Хохрякова – бывшего балтийского моряка, кочегара линкора, который фактически узурпировал власть в городе. Добавлю, что  в 24 года он уже был заместителем председателя Екатеринбургской ЧК.

Хохряков прибыл в Тобольск под легендой «жениха» профсоюзной активистки Татьяны Наумовой, родители которой там жили. Настоящая цель поездки заключалась в выяснении обстоятельств пребывания в городе царя Николая II и его семьи.

Как известно, царскую семью вывезли в Екатеринбург в два этапа. Вначале это сделал особо уполномоченный ВЦИК Василий Яковлев, он же Мячин, он же уральский боевик по кличке Антон – личность таинственная, до настоящего времени не разгаданная. Оставшихся членов царской семьи в дом Ипатьева доставил Хохряков. Это произошло 23 мая, а через 2 дня  в Сибири восстал чехословацкий корпус военнопленных и в нашем крае началась гражданская война.

В начале июня большевики оставили Омск и на флотилии речных судов отбыли в сторону Тобольска и Тюмени. Тобольск они покинули 11 июня 1918 года, на следующий день там была установлена власть Временного Сибирского правительства.

– Где находилась Абалакская икона в тот период? 

– Все это время она пребывала в Абалакском Знаменском мужском монастыре. Дальше события развивались следующим образом. Диктатура Колчака была установлена в ноябре 1918 года, но  в 1919 году его армии пришлось отступать на восток. Тобольск красные брали дважды – сначала в сентябре и окончательно в октябре того же года.

Проводилась эвакуация, в том числе церковных ценностей, к поиску которых имею непосредственное отношение. Они затеряны где-то на пространствах Среднего Приобья и Приполярного Урала. Например, вывезли вызолоченную серебряную раку в 16 пудов из-под мощей святителя Иоанна Тобольского. Его мощи тайно закопал под кафедральным собором епископ Иринарх (Синеоков-Андреевский), к которому перешло управление епархией. Именно он знал все обстоятельства сокрытия церковных ценностей и самой иконы Абалакской Божией Матери, я в этом убежден.

– Что движет вами?

– Исторические, духовные интересы, хотя стараюсь избегать высоких слов и являюсь реалистом. Среди сокрытых сокровищ – ордена из драгоценных металлов, учрежденные Временным Сибирским правительством. Они остались не врученными из-за переворота, который привел к власти Александра Колчака. Мечтаю вернуть их тюменским музеям.

– А как же икона?

– В феврале 1921 года наш край охватило Западно-Сибирское крестьянское восстание. В ночь на 21 февраля красные тайно оставили Тобольск и ушли в сторону Омска. Бывший губернский центр оказался в руках повстанцев. Сохранились газеты того времени под названием «Голос народной армии». В 1991 году управление КГБ СССР по Тюменской области передало на государственное хранение два комплекта этих газет. Газета выходила в повстанческом Тобольске с конца февраля по 8 апреля, до дня, когда красные вновь установили в городе советскую власть. Тобольск – уникальный город: за пять лет там десять раз сменилась власть. Еще одним городом, где так же часто менялась власть, является Одесса.

Когда руководитель проф-союзов Алексей Коряков (вот кому надо поставить в Тобольске памятник или установить мемориальную доску) взял инициативу в свои руки, был создан временный городской комитет, который помог избежать хаоса, разграбления, смуты. В Тобольске провели первые демократические выборы, которые привели к власти крестьянский городской совет. «Голос народной армии» пишет, что  в конце февраля открылось первое организационное собрание в бывшем здании драматического театра, которое потом сгорело. До сих пор помню публикацию: «Оркестр грянул «Марсельезу»... Как символ справедливости и милосердия в зал внесли икону Абалакской Божией Матери».

Подведем итог: в конце февраля 1921 года икона находилась в Тобольске. Таким образом, австралийская версия оказалась несостоятельной. В этом году в Сиднее побывал главный редактор газеты «Тобольская правда» Тимур Волков. Он по моей информации нашел храм, встретился с его настоятелем, который на основании документов доказал, что икона является списком, подаренным храму дочерью генерала Дитерихса.

– Значит, первообраз не покидал Тобольска?

– Повстанцы 8 апреля ушли на север. Иринарх остался в городе, его резиденция находилась в Знаменском монастыре – древнейшем в Сибири. Уникальное каменное сооружение построено в XVII веке. Это значит, что оно возводилось по схемам средневековых монастырей, с потайными комнатами, подземными ходами, винтовыми лестницами и тайниками, где можно было хранить церковные ценности и все то, что должно быть скрыто от посторонних глаз.

До того как началось разграбление православных храмов и монастырей, а также храмов других конфессий, Иринарха Синеокова осудили на десять лет, потом освободили по амнистии в связи со смертью Ленина. Затем его снова осудили. Одно из дел, когда его привлекали в период 1932–1933 гг., представляет пять огромных томов. Внимательно просмотрел их  и выцедил все, что относилось к царским сокровищам, которые охранял епископ Тобольский и Сибирский Гермоген. В деле есть упоминание и об Абалакской иконе.

Иринарх сгинул в заключении, а икона и ее драгоценный оклад остались в тайниках Знаменского монастыря.

– Неужели до этого времени нельзя было обследовать здание?

– В настоящее время оно разрушено, разграблено и нуждается в реставрации. Помещение долгое время использовали в хозяйственных целях, одно время в нем находился ликероводочный завод.

Уверен, Абалакская икона откроется в том случае, если восстановим это уникальное здание Тобольска. В подобных случаях действуют некие духовные, таинственные законы. Подчеркиваю: обретем икону, когда православные люди, в том числе журналисты, возьмутся за его возрождение. Абалак восстановили, реставрация Иоанно-Введенского монастыря практически завершена, очередь – за Знаменским монастырем. Абалакская икона Божией Матери ждет.

657Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
По народному календарю – Андрей Налива. По этому дню судили о том, какой погода будет 11 августа.
Представляем анонс номера газеты за среду.
Десятилетия сквер у гостиницы «Восток», которой более 45 лет, считался безымянным.
Мобильным бригадам 23 комплексных центров соцобслуживания населения выделены микроавтобусы Ford Transit.
Летом 1991 года редакция газеты «Известия» совместно с представителями международной организации «Гринпис» и группой иностранных журналистов организовала экологическую экспедицию, которая взяла старт вблизи истока реки Томь, а завершилась в Салехарде. Точнее, даже еще севернее – в Салемале.
Рассказ о Эмме Генриховне Редозубовой, коренной жительнице Тюменской области, которую можно назвать талантливым человеком с активной жизненной позицией.
Он состоится 27 июля, в День города.
Опрос
По каким критериям вы выбираете место для отдыха?
Морское побережье
Горный курорт
Сервис «Все включено»
Безвизовый режим
Приемлемая стоимость
Транспортная доступность
Познавательный досуг
Развлечения
Все вышеперечисленное

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное