Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Верховный суд обязал страховщиков компенсировать моральный вред

Правопорядок, 00:11, 24 апреля 2013,
Слушать новость
Верховный суд обязал страховщиков компенсировать моральный вред. .

Попавшие в дорожно-транспортные происшествия автомобилисты зачастую сталкиваются с произволом страховых компаний, умышленно занижающих причиненный ущерб. Где  и как восстановить справедливость, читателям газеты рассказывает заместитель председателя Тюменского областного суда Александр Кликушин.
– Александр Анатольевич, часто ли жители области жалуются на деятельность страховых организаций и идут в суды за защитой прав?

– В минувшем году мировые и районные суды юга Тюменской области рассмотрели около 95 тысяч гражданских дел. Из них по искам к страховым компаниям рассмотрено 4 562 дела, суды удовлетворили 4 345 исков, что составило 95 процентов. В течение года суды области взыскали в пользу граждан со страховых компаний 266 миллионов рублей.

– Чем грешат страховые компании? В попытке сохранить средства занижают товарную стоимость пострадавшего имущества или вообще отказывают в выплатах?

– Чаще всего занижают страховые выплаты либо отказывают в них. Но люди сейчас грамотные и за защитой интересов идут в суд.

Основания для претензий по страховым делам могут быть различными. Как правило, у граждан возникают претензии, когда страховщики проводят экспертизы причиненного ущерба в своих же экспертных учреждениях, и после их «вердикта» суммы страховых возмещений могут в два-три раза разниться с реальным ущербом не  в пользу клиента. Если гражданин не согласен с условиями страховщика, то ему остается только один путь – добиваться прав в суде.

– Закон на стороне гражданина?

– С июня 2012 года постановлением пленума Верховного суда на правоотношения в области страхования распространены требования Закона «О защите прав потребителей», и гражданам, наверное, стало выгодно бороться с неправомерными отказами, занижением и затягиванием страховых выплат. Теперь по закону в полтора-три раза увеличатся расходы страховщика, неправомерно отказавшему гражданину в выплате страховой суммы или ее задержке.

Недобросовестному страховщику отныне придется заплатить клиенту штраф в 50 процентов от взысканной с компании суммы. За просрочку с выплатой он сможет получить большую неустойку. Со страховой может быть взыскана не только сумма ущерба (сумма страхового возмещения), но  и компенсация морального вреда. Эти меры, ранее не применявшиеся в страховании, предусмотрены постановлением пленума Верховного суда России «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28 июня 2012 года.

Согласно закону, страхователи (физические лица) освобождаются от уплаты госпошлины, могут подавать иски к страховщикам в суд по  месту жительства, а не по месту регистрации страховой компании, и требовать со страховщика компенсации морального вреда. Также это постановление дает право общественным организациям и страховому надзору (ФСФР) выступать с исками в пользу неограниченного круга лиц  и требовать признания отдельных положений правил страхования, ущемляющих права потребителей.

Приняв новое постановление, Верховный суд РФ занял позицию, в корне отличающуюся от предыдущей. Ранее закон о защите прав потребителей практически не применялся к спорам по правоотношениям в имущественном страховании.

Постановление требует от страховщиков максимально корректного поведения в отношении страхователей. Возможность взыскания пятидесятипроцентного штрафа именно в пользу потребителя, а не госбюджета, будет стимулировать клиентов активнее защищать права, а страховым компаниям придется внимательнее относиться к требованиям клиентов о выплатах. Действие постановления распространяется и на договоры страхования, заключенные в пользу третьего лица. Закон отводит два месяца на процедуру рассмотрения дела в суде вместе с вынесением по нему решения (без учета кассационного и апелляционного обжалования).

– Чтобы получить компенсацию морального вреда, надо писать заявление?

– Штраф за нарушение автоматически взыскивается судом в доход потребителя, а о компенсации морального вреда гражданину надо указывать в направляемом в суд исковом заявлении. По статистическим данным, в минувшем году на 10–15 процентов выросло количество обращений граждан в суды по страховым спорам.

– Можете составить рейтинг страховых компаний, к которым наиболее часто предъявляются претензии?

– Специальной статистики не ведем. Многие страховые компании злоупотребляют правами, но одна, «Росгосстрах», явно лидирует. Ленинский районный суд  и мировые судьи Ленинского района г. Тюмени в минувшем году рассмотрели более 2 000 исков граждан только к этой компании, что составляет годовую нагрузку четырех судей.

Попавшие в дорожно-транспортные происшествия автомобилисты зачастую сталкиваются с произволом страховых компаний, умышленно занижающих причиненный ущерб. Где  и как восстановить справедливость, читателям газеты рассказывает заместитель председателя Тюменского областного суда Александр Кликушин.
– Александр Анатольевич, часто ли жители области жалуются на деятельность страховых организаций и идут в суды за защитой прав?

– В минувшем году мировые и районные суды юга Тюменской области рассмотрели около 95 тысяч гражданских дел. Из них по искам к страховым компаниям рассмотрено 4 562 дела, суды удовлетворили 4 345 исков, что составило 95 процентов. В течение года суды области взыскали в пользу граждан со страховых компаний 266 миллионов рублей.

– Чем грешат страховые компании? В попытке сохранить средства занижают товарную стоимость пострадавшего имущества или вообще отказывают в выплатах?

– Чаще всего занижают страховые выплаты либо отказывают в них. Но люди сейчас грамотные и за защитой интересов идут в суд.

Основания для претензий по страховым делам могут быть различными. Как правило, у граждан возникают претензии, когда страховщики проводят экспертизы причиненного ущерба в своих же экспертных учреждениях, и после их «вердикта» суммы страховых возмещений могут в два-три раза разниться с реальным ущербом не  в пользу клиента. Если гражданин не согласен с условиями страховщика, то ему остается только один путь – добиваться прав в суде.

– Закон на стороне гражданина?

– С июня 2012 года постановлением пленума Верховного суда на правоотношения в области страхования распространены требования Закона «О защите прав потребителей», и гражданам, наверное, стало выгодно бороться с неправомерными отказами, занижением и затягиванием страховых выплат. Теперь по закону в полтора-три раза увеличатся расходы страховщика, неправомерно отказавшему гражданину в выплате страховой суммы или ее задержке.

Недобросовестному страховщику отныне придется заплатить клиенту штраф в 50 процентов от взысканной с компании суммы. За просрочку с выплатой он сможет получить большую неустойку. Со страховой может быть взыскана не только сумма ущерба (сумма страхового возмещения), но  и компенсация морального вреда. Эти меры, ранее не применявшиеся в страховании, предусмотрены постановлением пленума Верховного суда России «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28 июня 2012 года.

Согласно закону, страхователи (физические лица) освобождаются от уплаты госпошлины, могут подавать иски к страховщикам в суд по  месту жительства, а не по месту регистрации страховой компании, и требовать со страховщика компенсации морального вреда. Также это постановление дает право общественным организациям и страховому надзору (ФСФР) выступать с исками в пользу неограниченного круга лиц  и требовать признания отдельных положений правил страхования, ущемляющих права потребителей.

Приняв новое постановление, Верховный суд РФ занял позицию, в корне отличающуюся от предыдущей. Ранее закон о защите прав потребителей практически не применялся к спорам по правоотношениям в имущественном страховании.

Постановление требует от страховщиков максимально корректного поведения в отношении страхователей. Возможность взыскания пятидесятипроцентного штрафа именно в пользу потребителя, а не госбюджета, будет стимулировать клиентов активнее защищать права, а страховым компаниям придется внимательнее относиться к требованиям клиентов о выплатах. Действие постановления распространяется и на договоры страхования, заключенные в пользу третьего лица. Закон отводит два месяца на процедуру рассмотрения дела в суде вместе с вынесением по нему решения (без учета кассационного и апелляционного обжалования).

– Чтобы получить компенсацию морального вреда, надо писать заявление?

– Штраф за нарушение автоматически взыскивается судом в доход потребителя, а о компенсации морального вреда гражданину надо указывать в направляемом в суд исковом заявлении. По статистическим данным, в минувшем году на 10–15 процентов выросло количество обращений граждан в суды по страховым спорам.

– Можете составить рейтинг страховых компаний, к которым наиболее часто предъявляются претензии?

– Специальной статистики не ведем. Многие страховые компании злоупотребляют правами, но одна, «Росгосстрах», явно лидирует. Ленинский районный суд  и мировые судьи Ленинского района г. Тюмени в минувшем году рассмотрели более 2 000 исков граждан только к этой компании, что составляет годовую нагрузку четырех судей.



Прокуратура проведет проверку по факту ДТП с машиной скорой помощи на тюменской трассе

25 апреля

В Тюмени один из пострадавших в ДТП с участием машины скорой помощи находится в реанимации

25 апреля