Профессия – журналист
74 года ветераны журналистики отмечали День печати 5 мая
С 1917 года День печати отмечался 5 мая – в этот день в свет вышла главная советская газета «Правда». В 1991 году праздник российской печати возвратился к дате 13 января, дню, когда в России по указу Петра I в 1703 году вышел первый номер российской газеты «Ведомости». Тем не менее, 74 года журналисты страны отмечали День печати в начале мая, и этот факт дает нам основания вспомнить ветеранов журналистики, для которых этот праздник был важной вехой профессиональной жизни.
Ты помнишь, как все начиналось
Есть и еще одна дата, значимая для тюменских журналистов. 25 октября 1957 года на заседании организационного бюро в Тюмени было решено создать областное отделение Союза журналистов СССР. На этом историческом мероприятии присутствовали легендарные журналисты Станислав Мальцев и Николай Данилин, которые до сих пор живут в Тюмени. Участники заседания рекомендовали для вступления в его ряды областных журналистов, издателей, полиграфистов и литераторов. С тех пор 25 октября считается днем образования областной журналисткой организации.
Этим же историческим днем вошла в строй любительская студия тюменского телевидения и состоялась первая телевизионная передача. Как рассказал краевед Виктор Копылов в книге «Окрик памяти», ее принимал в Тюмени весь наличный парк городских телевизоров в количестве... трех аппаратов. В декабре начались регулярные передачи. Качество изображения оставляло желать лучшего, оно прыгало на экране, исчезало, синхронизация сбивалась, артисты в студии падали в обморок от невыносимой жары, тяжеленную передающую камеру с трудом передвигали пять человек. Но главное – изображение шло в эфир.
Телестудия на четвертом этаже главпочтамта существовала до 1965 года, когда была построена телестудия на южной окраине Тюмени.
Героический этап тюменской журналистики
После открытия в Тюменской области в 1960-х годах крупных месторождений нефти и газа повысилась общественная значимость журналистов. Известия из региона не сходили с первых страниц периодических изданий страны. Журналисты вместе с геологами, нефтяниками и газовиками работали на передовой, сообщая жителям страны о трудовых достижениях в области. Они же первыми попытались художественно осмыслить происходящие процессы и создать летопись небывалого по срокам и масштабам развития края.
В то время популярностью пользовались не сухие отчеты о достижениях нефтяников, а рассказы побывавших на Севере корреспондентов о том, какие сложности преодолевают тюменцы, побеждая дикую природу и подчиняя ее человеку.
Редактор «Тюменской правды» Николай Лагунов вспоминал, как первый секретарь Тюменского обкома КПСС Борис Щербина, выступая перед журналистами в 1968 году, заявил: «Каждый номер газеты должен пахнуть нефтью!»
Из некоторых журналистов Север со временем делал писателей, а писателей вынуждал, по выражению литературоведа Павла Басинского, сложить с чела лавровый венок поэта и надеть кепку журналиста.
От блокнотов к ноутбукам
Сейчас на учете в Тюменском отделении Союза журналистов России 525 членов. За семь лет численность областного Союза журналистов увеличилась более чем в два раза. В структуру объединения входит свыше 30 местных и территориальных журналистских организаций, а также два общественных формирования – совет ветеранов, объединяющий ветеранов областной журналистики, и Ассоциация молодых журналистов.
Союз журналистов – организатор многих мероприятий. Это ежегодные фестивали «Тюменская пресса» и «Православие и СМИ», конкурс репортажной фотографии памяти Александра Ефимова, спартакиада журналистов, пресс-конференции, презентации медийных и издательских проектов, фотовыставки, обучающие мероприятия, чествования юбиляров.
Акция «Живая память»
В прошлом году ветераны оформили огромную стенгазету в Доме печати. На четырех листах были размещены фотографии молодых Сюбаева, Мингалева, Штейна, дневниковые записи Фатеева. Газета имела большой успех. Молодые журналисты подходили, смотрели, читали. Даже форма подачи, которая для журналистов со стажем вполне привычна, стала для них откровением.
Девиз «Никто не забыт, ничто не забыто» для ветеранов тюменской прессы снова стал руководством к действию. В прошлом году накануне 9 Мая ветераны вместе с молодыми журналистами совершили объезд могил журналистов-фронтовиков. С ними поехали их родственники.
– Благодаря акции «Живая память» были восстановлены десятки забытых имен, – рассказала председатель совета ветеранов Союза журналистов Тюменской области Людмила Попович. – Большинство фронтовиков у нас не забыто, потому что могилы у них ухожены. В этом году добавили к списку десять новых имен. 7 мая вместе с юными журналистами посетим могилы и возложим цветы. Делать это станем каждый год.
Памяти великого фоторепортера
Журналисты погибали не только на фронтах Великой Отечественной войны, но и в мирные времена. С 2001 года ежегодно в день рождения погибшегов Чечне тюменского фотографа проходит открытый конкурс репортажной фотографии «Памяти Александра Ефремова».
В том же году губернатор Сергей Собянин посмертно вручил боевую медаль «За отвагу» матери Александра Ефремова – Антонине Семеновне.
Первоначально конкурс имел региональное значение, но с июля 2005 года получил федеральный статус благодаря категории «Репортаж из России», в которой принимают участие фотографы из любого региона. В 2011 году появилась номинация «Новые медиа», на победу в которой могут претендовать фотографы страны – одна из форм демонстрации документальной фотографии и репортажа в современных масс-медиа.
В жюри конкурса участвуют известные фотографы, представители фотографических союзов, объединений и независимых фондов России.
– В этом году фотоконкурс «Памяти Александра Ефремова» пройдет в 12-й раз, – рассказал бессменный организатор и директор конкурса, фотограф Сергей Русанов. – По его итогам состоится фотовыставка, на которой будут представлены лучшие работы. Ждем от участников ярких и образных снимков, которые обещаем оценить по достоинству.
мнения
Виктор ГОРБАЧЕВ,
директор Сибирского издательского дома:
– Нужно было снять документальный фильм о строителях линии электропередачи Тобольск – Сургут. Это было в начале 1970-х годов. Передвигаться на автобусе в 40-градусный мороз нереально, нужен вертолет. Обратились к начальнику Правдинской нефтеразведочной экспедиции Фарману Салманову. Он дал на семь дней в распоряжение телевизионщиков вертолет и решил все проблемы с заправкой горючим. В Горноправдинске, где располагался штаб экспедиции, гостиница была лучше, чем в Сургуте, и нас с операторами Славой Терешиным и Витей Николаевым поместили в самый удобный номер. Фильм мы сняли, думаю, помогли рассказать о проблемах строителей ЛЭП. Помню один кадр: строитель бьет молотком по железному бруску – и тот разваливается на куски. Такая деталь о работе в условиях сибирских морозов действовала на принятие решений лучше всяких слов.
Николай МОРОЗОВ,
руководитель Тобольского Дома журналистов:
– Более четверти века работал в газете «Тобольская правда». Начинал с ответственного секретаря. Дорос до заместителя редактора, а затем стал главным редактором. Прежде всего писали о людях, события подавали через человека-труженика. Однажды отправили нас с фотокорреспондентом Валерием Тархановым на смотр художественной самодеятельности в деревню Овсянникова. Стояла поздняя осень. Машину из деревни за нами не прислали из-за распутицы. Что делать? Решили пойти пешком, хотя о маршруте имели слабое представление. На полпути нас все-таки встретили. Обогрели, накормили, нашлось место для ночлега – люди в районах гостеприимные, радушные, доброжелательные. К газетчикам в глубинке отношение было не такое, как сейчас: радовались, доверяли, делились наболевшим.
Тимур ВОЛКОВ,
участник совета ветеранов Тюменского отделения СЖР:
– Приехала работать в областную многотиражку «Авиатор Тюмени» из Волгограда. До этого летала на самолете раза 3–4 и не представляла, что меня ждет. Мне было 26, юное, хрупкое создание. Мне сказали: «Да ты что, с ума сошла? В Тюмени по улицам свиней гоняют! И тротуары деревянные!» Там было +30, здесь –15. Выхожу по трапу с Ан-24 – ветер в физиономию: куда я помчалась? Зачем? Первые впечатления от города были жуткие. Когда летела, думала, что выйду замуж за летчика. Через год сказала: «Никогда!» В летных отрядах меня, юное существо с квадратными глазами, встречали шуточками. Причем шутили так, что я взвыла. Пришла к редактору, спрашиваю: «Почему надо мной издеваются?» Он говорит: «Не обращай внимания!» Через полгода научилась общаться так же. Сложно было и научиться летать – на самолетах, вертолетах, амфибиях. Ничего, освоила. Страшно было только сначала. Работала в газете с 1967-го по 1972-й год, потом перешла на областное радио. Так, как я знала Север, его в Тюмени не знал никто, потому что я объехала его вдоль и поперек. Сейчас на пенсии, и мои слушатели – 11 кошек.
Нина ЗАРУБИНА,
участник совета ветеранов Тюменского отделения СЖР:
– Приехала работать в областную многотиражку «Авиатор Тюмени» из Волгограда. До этого летала на самолете раза 3–4 и не представляла, что меня ждет. Мне было 26, юное, хрупкое создание. Мне сказали: «Да ты что, с ума сошла? В Тюмени по улицам свиней гоняют! И тротуары деревянные!» Там было +30, здесь –15. Выхожу по трапу с Ан-24 – ветер в физиономию: куда я помчалась? Зачем? Первые впечатления от города были жуткие. Когда летела, думала, что выйду замуж за летчика. Через год сказала: «Никогда!» В летных отрядах меня, юное существо с квадратными глазами, встречали шуточками. Причем шутили так, что я взвыла. Пришла к редактору, спрашиваю: «Почему надо мной издеваются?» Он говорит: «Не обращай внимания!» Через полгода научилась общаться так же. Сложно было и научиться летать – на самолетах, вертолетах, амфибиях. Ничего, освоила. Страшно было только сначала. Работала в газете с 1967-го по 1972-й год, потом перешла на областное радио. Так, как я знала Север, его в Тюмени не знал никто, потому что я объехала его вдоль и поперек. Сейчас на пенсии, и мои слушатели – 11 кошек.
Людмила ПОПОВИЧ,
председатель совета ветеранов Союза журналистов Тюменской области:
– Моя журналистская работа начиналась в Закарпатье, красивой горной местности. Домики были разбросаны по горным склонам и находились далеко друг от друга. Чтобы найти человека, приходилось сначала зайти на одну территорию, а потом километра 2 идти по наводке соседа. У нас была командировка по письму в глухое село Богдан – там хранился красный флаг, который водружали на сельсовете. Это был символ советской власти в Закарпатье. С превеликим трудом туда добрались. Заходим во двор и видим: сидит старый-престарый дед лет под 90. Смотрит на нас совершенно детскими глазами. Мы стали объяснять, что нам нужен флаг. Он не понимает. А потом говорит: «Так на онучи порвал! Вчерась было холодно...» Патриотического материала у меня тогда не получилось.