Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Пусть вылетит птичка!

Общество, 00:01, 20 апреля 2013,
Слушать новость
Пусть вылетит птичка!. .

Для того, чтобы фотографировать, прежде всего нужна голова


Увлечение тюменцев фотографией поражает: в погожий летний день на улицах города видишь сотни увлеченных молодых людей с камерами. Многие из сделанных ими снимков вскоре оказываются выложенными на страничках в социальных сетях в Интернете: вот он я – на скамейке в парке, а вот – у входа в университет. Это и есть искусство фотографии?

– Это мода, – уверен тюменский фотограф, член Союза фотохудожников России Игорь Ковалев. – Если это увлечение перерастает в нечто более серьезное, хорошо. Если нет – получается как у детей, которые немного поиграют игрушками и бросят. Фотографией серьезно занимаются, как правило, люди, которые уже имеют жизненный опыт и что-то из себя представляют. Для тех же, кто только начинает интересоваться этим, фотография – мода и увлечение, и ни о какой серьезности подхода здесь не может идти речи. Для них это просто развлечение.

Для того, чтобы увлечение переросло в серьезное и осмысленное занятие, в Тюмени работает около 10 фотошкол. Самые известные среди них – Академия фотографии, работающая по московской франшизе, школа Гильдии фотографов Николая Сульженко, школа Марата Губайдуллина. Все они дают системное платное образование. Продолжительность курсов абсолютно разная. Есть так называемые ворк-шопы – занятия, когда съемка, обработка и разбор проходят в течение одного дня.

Для детей работает фотокружок в клубе детского творчества имени Андрея Кижеватова. В небольшом помещении муниципального учреждения в 36 квадратных метров могут заниматься три группы по 12 человек начиная с 14 лет. Обучение продолжается три года.

– В принципе детей в школу нужно набирать начиная с семи лет, чтобы они не были испорчены цифровой фотографией, – уверен преподаватель фотокружка в клубе детского творчества Олег Орлов. – Но для этого нужно увеличивать штат педагогов и иметь дополнительное помещение.

Чем раньше человек начинает заниматься фотографией, тем более свежий и незамыленный у него взгляд, уверен Олег Михайлович. В доказательство он рассказал о том, что учащиеся фотокружка 17-летняя Дарья Прохорова и 18-летняя Татьяна Жукова в прошлом году заняли первые места в своих возрастных группах и получили президентскую премию в размере 60 тысяч рублей.

Если в первый год обучения в кружке дети знакомятся с пленочной фотографией, сами проявляют пленки и печатают фотографии, то в последний, третий год акцент делается на основы мастерства фотожурналиста, для того чтобы увлечение могло повлиять на выбор жизненного пути юного фотографа и помогло найти работу по душе в дальнейшем.

Фотографирует не камера, фотографирует человек

Возраст горожан, обуча-ющихся в фотошколах, разный. Правда, как заметил Игорь Ковалев, почему-то не бывает молодых людей в возрасте 18–25 лет. Может, потому что в этом возрасте люди учатся и активно обустраивают личную жизнь? Тем не менее молодежная фотография в городе представлена слабо.

– Почему-то все считают, что камера – это самое главное, – сокрушается Игорь Ковалев. – Люди уверены в том, что, если у тебя хорошая камера, ты классный фотограф. Между тем это совсем не так. Например, замечательный фотограф Сергей Шаповал снимает на всякие «мыльницы», среди них есть даже самые первые, доисторические. Складывается впечатление, что он их коллекционирует. Но у него нет цифрового зеркального фотоаппарата, который имеют многие студенты. Несмотря на то, что он снимает мыльницами, у него прекрасное художественное качество фотографий!

– Фотокорреспондент должен уметь снимать везде и все, – убежден Олег Орлов. – К нам приходят и приносят, у кого что есть. Пленочная классика – это высшая дисциплина, потому что у фотографа всего лишь 36 кадров, а не 32 гигабайта. Когда у тебя 36 кадров, ты сначала думаешь, стоит ли это снимать, выбираешь правильную точку съемки и верную экспозицию. Владельцы же цифры начинают косить направо и налево, снимая все подряд. Это не фотографы. Это принцип «Кодака»: вы нажимаете кнопку, а все остальное мы делаем за вас.

Многие подменяют художественную сторону технической. Они уходят от творчества в сторону технического совершенства, гоняясь за техникой. Покупка дорогой аппаратуры, конечно, оправдана в тех случаях, когда фотограф снимает спортивные состязания или события и объекты, которые трудно снять обычной техникой. Тогда нужна матрица и объектив с высокой светочувствительностью. Но такие условия для съемки возникают у одного из тысячи фотографов. Все остальные снимают в обыкновенных условиях, поэтому для них достаточно самой обычной камеры. Современные «мыльницы» стоимостью от 7 тысяч рублей для этого вполне подходят – они справятся практически с любыми условиями съемки. Единственное требование – необходимо уметь ею управлять.

Между тем богатые люди или фотографы, имеющие спонсоров, могут купить себе, например, камеру Hasselblad H6, которая стоит полтора миллиона рублей. После этого можно начинать приобретать для нее объективы по цене 300–400 тысяч рублей каждый. Так, в Тюмени есть профессиональные фотографы, имеющие камеры стоимостью 10 тысяч долларов. Они зарабатывают на этом деньги и могут себе позволить приобрести средства производства, а так как попадают в особые условия съемки, такие камеры могут быть им нужны. Хотя Игорь Ковалев уверен, что всегда можно обойтись камерами более скромными для того, чтобы получить тот же самый результат.

Чем раньше человек начинает заниматься фотографией, тем более свежий и незамыленный у него взгляд

Дополнительные аксессуары – фотообъективы, вспышки, штативы – можно докупить по мере необходимости после того, как появится осмысленная потребность в них.

– Для начала достаточно головы, – считает Игорь Ковалев. – Перед тем, как фотографировать, достаточно начать смотреть вокруг себя. Всегда привожу пример господина Анри Картье-Бретона, величайшего фотографа, который в конце жизни говорил: «Мне достаточно ходить и смотреть фотографии». Он много не снимал, он больше смотрел.

– Фотографирует не камера, фотографирует человек, – согласен с коллегой Олег Орлов. – Если купишь дорогую камеру, это вовсе не значит, что будут клас-сные снимки. Когда я собирался сдавать на права, мне сказали, что сначала проще всего купить «Запорожец». А вот уже потом, когда набьешь шишки, помнешь бока, можно будет думать и о «Мерседесе». Так же и с фототехникой – это всего лишь средство, а не цель.

Бывает, что на фотокурсы приходят люди, которые после окончания учебы просто пропадают из внимания преподавателей. Пришли из ниоткуда и уходят в никуда – не участвуют в выставках и перестают интересоваться фотографией. Возникает странное ощущение непонимания. Зачем они это делали? Зачем тратили деньги на дорогую технику и обучение? Возможно, люди просто попробовали и бросили это занятие.

Для того, чтобы стимулировать людей к занятию фотографией, в городе работает фотоклуб – каждую субботу в областной научной библиотеке собираются любители и общаются, высказывают суждения и оценки. Те, кто сможет перешагнуть порог неосознанной увлеченности, начинают серьезно и осмысленно заниматься фотографией.

Станет ли ветреное увлечение любимым делом, зависит от нас с вами, людей с фотоаппаратами, снимающими пока все подряд.

Советы начинающим фотографам
Особое внимание уделите флэш-карте. Она должна быть достаточной емкости, не меньше 4 ГБайт.
Лучшие кадры получатся, если снимать пейзажи и лица людей в утренние часы, а также с 15 часов и до заката. Летний полдень — самое неудачное время для фотосъемки.
Если фотографируете человека с близкого расстояния, ни в коем случае не снимайте его в упор широкоугольным объективом и не приближайте камеру слишком близко. Происходит искажение лица, эффект отражения в самоваре.
Если фотографируете человека в полный рост, очень важно правильно соблюсти пропорции. Желательно, чтобы объектив находился на уровне бедра человека – фотографу лучше присесть.
Если решили сфотографировать человека на фоне достопримечательности или памятника, ни в коем случае не ставьте его у самого подножия высокого объекта, потому что в этом случае получается фотография «из жизни муравьев». Ставьте человека ближе к объективу, дальше от памятника.
Если солнце расположено за спиной того, кого снимаете, включите режим принудительной вспышки. Это поможет подсветить теневые стороны объекта.
Чтобы получить интересный кадр, меняйте точки съемки, ищите интересный ракурс. Пейзажи, например, лучше всего снимать сверху – с горы, с башни, с балкона. Верхняя точка для ощущения красоты мира наиболее выгодна.
Если снимаете город и отдельные здания, не делайте этого с уровня земли. Дома получаются опрокинутыми назад. Чтобы избежать этого, советуем фотографу оглядеться и выбрать более высокую точку, которая приближается к середине высоты снимаемых зданий.
Для съемки в темное время суток включите режим ночной съемки либо поставьте камеру так, чтобы она не дрожала в руках. Это нужно для того, чтобы снимок получился четким, а не смазанным. Советуем использовать «режимное время» – за 30–40 минут до полной темноты, когда еще видны фасады домов, люди и машины.
При съемке интерьеров с недостаточной освещенностью либо повышайте чувствительность ISO, либо используйте фотовспышку с принудительным или автоматическим режимом.
Во многих современных камерах есть режим макросъемки. Это позволит вам снять цветок, капли воды, букашку с высоким качеством.
Старайтесь делать дубли понравившихся вам сюжетов, чтобы позже выбрать наиболее удачные кадры. Это спасет вас, например, от портретов с закрытыми глазами.

Для того, чтобы фотографировать, прежде всего нужна голова


Увлечение тюменцев фотографией поражает: в погожий летний день на улицах города видишь сотни увлеченных молодых людей с камерами. Многие из сделанных ими снимков вскоре оказываются выложенными на страничках в социальных сетях в Интернете: вот он я – на скамейке в парке, а вот – у входа в университет. Это и есть искусство фотографии?

– Это мода, – уверен тюменский фотограф, член Союза фотохудожников России Игорь Ковалев. – Если это увлечение перерастает в нечто более серьезное, хорошо. Если нет – получается как у детей, которые немного поиграют игрушками и бросят. Фотографией серьезно занимаются, как правило, люди, которые уже имеют жизненный опыт и что-то из себя представляют. Для тех же, кто только начинает интересоваться этим, фотография – мода и увлечение, и ни о какой серьезности подхода здесь не может идти речи. Для них это просто развлечение.

Для того, чтобы увлечение переросло в серьезное и осмысленное занятие, в Тюмени работает около 10 фотошкол. Самые известные среди них – Академия фотографии, работающая по московской франшизе, школа Гильдии фотографов Николая Сульженко, школа Марата Губайдуллина. Все они дают системное платное образование. Продолжительность курсов абсолютно разная. Есть так называемые ворк-шопы – занятия, когда съемка, обработка и разбор проходят в течение одного дня.

Для детей работает фотокружок в клубе детского творчества имени Андрея Кижеватова. В небольшом помещении муниципального учреждения в 36 квадратных метров могут заниматься три группы по 12 человек начиная с 14 лет. Обучение продолжается три года.

– В принципе детей в школу нужно набирать начиная с семи лет, чтобы они не были испорчены цифровой фотографией, – уверен преподаватель фотокружка в клубе детского творчества Олег Орлов. – Но для этого нужно увеличивать штат педагогов и иметь дополнительное помещение.

Чем раньше человек начинает заниматься фотографией, тем более свежий и незамыленный у него взгляд, уверен Олег Михайлович. В доказательство он рассказал о том, что учащиеся фотокружка 17-летняя Дарья Прохорова и 18-летняя Татьяна Жукова в прошлом году заняли первые места в своих возрастных группах и получили президентскую премию в размере 60 тысяч рублей.

Если в первый год обучения в кружке дети знакомятся с пленочной фотографией, сами проявляют пленки и печатают фотографии, то в последний, третий год акцент делается на основы мастерства фотожурналиста, для того чтобы увлечение могло повлиять на выбор жизненного пути юного фотографа и помогло найти работу по душе в дальнейшем.

Фотографирует не камера, фотографирует человек

Возраст горожан, обуча-ющихся в фотошколах, разный. Правда, как заметил Игорь Ковалев, почему-то не бывает молодых людей в возрасте 18–25 лет. Может, потому что в этом возрасте люди учатся и активно обустраивают личную жизнь? Тем не менее молодежная фотография в городе представлена слабо.

– Почему-то все считают, что камера – это самое главное, – сокрушается Игорь Ковалев. – Люди уверены в том, что, если у тебя хорошая камера, ты классный фотограф. Между тем это совсем не так. Например, замечательный фотограф Сергей Шаповал снимает на всякие «мыльницы», среди них есть даже самые первые, доисторические. Складывается впечатление, что он их коллекционирует. Но у него нет цифрового зеркального фотоаппарата, который имеют многие студенты. Несмотря на то, что он снимает мыльницами, у него прекрасное художественное качество фотографий!

– Фотокорреспондент должен уметь снимать везде и все, – убежден Олег Орлов. – К нам приходят и приносят, у кого что есть. Пленочная классика – это высшая дисциплина, потому что у фотографа всего лишь 36 кадров, а не 32 гигабайта. Когда у тебя 36 кадров, ты сначала думаешь, стоит ли это снимать, выбираешь правильную точку съемки и верную экспозицию. Владельцы же цифры начинают косить направо и налево, снимая все подряд. Это не фотографы. Это принцип «Кодака»: вы нажимаете кнопку, а все остальное мы делаем за вас.

Многие подменяют художественную сторону технической. Они уходят от творчества в сторону технического совершенства, гоняясь за техникой. Покупка дорогой аппаратуры, конечно, оправдана в тех случаях, когда фотограф снимает спортивные состязания или события и объекты, которые трудно снять обычной техникой. Тогда нужна матрица и объектив с высокой светочувствительностью. Но такие условия для съемки возникают у одного из тысячи фотографов. Все остальные снимают в обыкновенных условиях, поэтому для них достаточно самой обычной камеры. Современные «мыльницы» стоимостью от 7 тысяч рублей для этого вполне подходят – они справятся практически с любыми условиями съемки. Единственное требование – необходимо уметь ею управлять.

Между тем богатые люди или фотографы, имеющие спонсоров, могут купить себе, например, камеру Hasselblad H6, которая стоит полтора миллиона рублей. После этого можно начинать приобретать для нее объективы по цене 300–400 тысяч рублей каждый. Так, в Тюмени есть профессиональные фотографы, имеющие камеры стоимостью 10 тысяч долларов. Они зарабатывают на этом деньги и могут себе позволить приобрести средства производства, а так как попадают в особые условия съемки, такие камеры могут быть им нужны. Хотя Игорь Ковалев уверен, что всегда можно обойтись камерами более скромными для того, чтобы получить тот же самый результат.

Чем раньше человек начинает заниматься фотографией, тем более свежий и незамыленный у него взгляд

Дополнительные аксессуары – фотообъективы, вспышки, штативы – можно докупить по мере необходимости после того, как появится осмысленная потребность в них.

– Для начала достаточно головы, – считает Игорь Ковалев. – Перед тем, как фотографировать, достаточно начать смотреть вокруг себя. Всегда привожу пример господина Анри Картье-Бретона, величайшего фотографа, который в конце жизни говорил: «Мне достаточно ходить и смотреть фотографии». Он много не снимал, он больше смотрел.

– Фотографирует не камера, фотографирует человек, – согласен с коллегой Олег Орлов. – Если купишь дорогую камеру, это вовсе не значит, что будут клас-сные снимки. Когда я собирался сдавать на права, мне сказали, что сначала проще всего купить «Запорожец». А вот уже потом, когда набьешь шишки, помнешь бока, можно будет думать и о «Мерседесе». Так же и с фототехникой – это всего лишь средство, а не цель.

Бывает, что на фотокурсы приходят люди, которые после окончания учебы просто пропадают из внимания преподавателей. Пришли из ниоткуда и уходят в никуда – не участвуют в выставках и перестают интересоваться фотографией. Возникает странное ощущение непонимания. Зачем они это делали? Зачем тратили деньги на дорогую технику и обучение? Возможно, люди просто попробовали и бросили это занятие.

Для того, чтобы стимулировать людей к занятию фотографией, в городе работает фотоклуб – каждую субботу в областной научной библиотеке собираются любители и общаются, высказывают суждения и оценки. Те, кто сможет перешагнуть порог неосознанной увлеченности, начинают серьезно и осмысленно заниматься фотографией.

Станет ли ветреное увлечение любимым делом, зависит от нас с вами, людей с фотоаппаратами, снимающими пока все подряд.

Советы начинающим фотографам
Особое внимание уделите флэш-карте. Она должна быть достаточной емкости, не меньше 4 ГБайт.
Лучшие кадры получатся, если снимать пейзажи и лица людей в утренние часы, а также с 15 часов и до заката. Летний полдень — самое неудачное время для фотосъемки.
Если фотографируете человека с близкого расстояния, ни в коем случае не снимайте его в упор широкоугольным объективом и не приближайте камеру слишком близко. Происходит искажение лица, эффект отражения в самоваре.
Если фотографируете человека в полный рост, очень важно правильно соблюсти пропорции. Желательно, чтобы объектив находился на уровне бедра человека – фотографу лучше присесть.
Если решили сфотографировать человека на фоне достопримечательности или памятника, ни в коем случае не ставьте его у самого подножия высокого объекта, потому что в этом случае получается фотография «из жизни муравьев». Ставьте человека ближе к объективу, дальше от памятника.
Если солнце расположено за спиной того, кого снимаете, включите режим принудительной вспышки. Это поможет подсветить теневые стороны объекта.
Чтобы получить интересный кадр, меняйте точки съемки, ищите интересный ракурс. Пейзажи, например, лучше всего снимать сверху – с горы, с башни, с балкона. Верхняя точка для ощущения красоты мира наиболее выгодна.
Если снимаете город и отдельные здания, не делайте этого с уровня земли. Дома получаются опрокинутыми назад. Чтобы избежать этого, советуем фотографу оглядеться и выбрать более высокую точку, которая приближается к середине высоты снимаемых зданий.
Для съемки в темное время суток включите режим ночной съемки либо поставьте камеру так, чтобы она не дрожала в руках. Это нужно для того, чтобы снимок получился четким, а не смазанным. Советуем использовать «режимное время» – за 30–40 минут до полной темноты, когда еще видны фасады домов, люди и машины.
При съемке интерьеров с недостаточной освещенностью либо повышайте чувствительность ISO, либо используйте фотовспышку с принудительным или автоматическим режимом.
Во многих современных камерах есть режим макросъемки. Это позволит вам снять цветок, капли воды, букашку с высоким качеством.
Старайтесь делать дубли понравившихся вам сюжетов, чтобы позже выбрать наиболее удачные кадры. Это спасет вас, например, от портретов с закрытыми глазами.



Читайте также

В 2023 году выросло количество заявок на регистрацию изобретений

27 марта

У здания правительства Тюменской области горожане заметили скопление спецтехники МЧС

27 марта