Запоздалая весна – предвестник хорошего урожая?
Еще чуть-чуть и на тюменских полях загудят тракторы: хозяйства региона приступят к раннему весеннему боронованию, а немного позже – посевной кампании. Как скажется на проведении полевых работ снежное и морозное начало весны и сколько, по оценкам экспертов, будет весить каравай региона – эти и другие вопросы обсуждаем с профессором, доктором сельскохозяйственных наук, директором агротехнологического института государственного аграрного университета Северного Зауралья Юрием Логиновым.
С посевной не опоздаем
– Юрий Павлович, год назад, во время нашей беседы о видах на урожай 2012 года, вы говорили о возможной засухе, которая способна оказать негативное влияние на хлеба. В итоге из-за недостатка влаги образовалось щуплое зерно и регион недосчитал урожайности 8–10 ц/га. Каковы прогнозы на предстоящий аграрный сезон?
– Давать прогнозы – занятие неблагодарное (смеется). Ученые делают лишь выводы на основе имеющихся данных. Основываясь на сложившейся ситуации, в текущем году у тюменских земледельцев есть хорошее преимущество: значительный запас влаги в почве. Перед зимой он составлял в метровом слое от 150 до 200 мм. Это очень хороший показатель. Снега нынче выпало тоже много. Разумеется, уровень запаса влаги будет зависеть от температурного режима. Если весна будет дружная, то вода быстро скатится в низины. Тем не менее часть ее все равно впитается почвой. Поэтому пока для растениеводов складывается позитивная ситуация. Однако все будет зависеть от того, насколько оперативно хозяйства смогут задержать влагу на полях. Желательно своевременно провести раннее весеннее боронование.
– В прошлом году заводоуковцы приступили к закрытию влаги 12 апреля. Нынче сроки проведения работ значительно сдвигаются...
– В условиях Сибири, зоны рискованного земледелия, такое может быть. Помню, были годы, когда первые сроки сева на наших опытных полях приходились... на конец мая! То есть то время, когда регион уже, по сути, должен завершать весенне-полевую кампанию. Уборка тогда проводилась глубокой осенью, а часть хлебов вообще не дозрела. Но это исключение из правил. Думаю, нынче на боронование регион выйдет, как и положено, в апреле.
– Какие планы у учхоза?
– Учхоз государственного аграрного университета Северного Зауралья всегда неукоснительно соблюдает агротехнологические сроки сева. Как только подойдет физическая спелость почвы, сразу приступят к весенне-полевым работам. В этом году традиционно будем заниматься пшеницей, овсом, горохом, а также кормовыми. Учхоз производит семена элиты и высоких репродукций для проведения сортообновления в хозяйствах региона.
У агротехнологического института заключены договоры со многими ведущими сельхозпредприятиями области. Например, агрофирмой «КРиММ». В основном сотрудничество направлено на подготовку специалистов. Должен сказать, Упоровский район – пример для всего региона в части работы по подготовке кадров. Этому вопросу уделяют пристальное внимание как органы местного самоуправления, так и представители аграрного бизнеса.
Подбор будущих специалистов осуществляется прямо со школьной скамьи. Ребят отправляют по целевому направлению в аграрный университет, они проходят практику в выбранном предприятии с последующим гарантированным трудоустройством. Таким образом, бизнес получает грамотного, «заточенного» именно под его производство специалиста, а выпускники вуза – хорошее место работы.
– На доске объявлений агротехнологического института немало объявлений, размещенных хозяйствами региона, о том, что требуются агрономы. Молодые специалисты востребованы?
– Действительно, они пользуются спросом среди сельхозпредприятий. Отрадно, что и большинство отзывов о качестве подготовки специалистов положительные. Разумеется, многое зависит и от самих студентов: их желания учиться и работать по выбранной специальности, пытливости ума, дальнейшем углублении знаний.
Безопасный ген
– Читатели газеты интересуются: применяются ли в растениеводстве генно-модифицированные объекты?
– Работаем классическими, проверенными наукой методами: гибридизация, отбор, искусственный мутагенез. Для получения ГМО нужны современные лаборатории, которых у нас пока нет. Но, конечно, этим видом исследований надо заниматься, потому что как бы мы отрицательно ни относились к ГМО, за этим направлением будущее.
В век биотехнологий, генной инженерии необходимо конструировать новые генотипы, однако исследования нужно проводить разумно. Следует использовать безопасные гены растений (предположим, дикорастущих видов), которые контролируют устойчивость к болезням, вредителям, низким температурам и другим стрессовым факторам. На Западе применяют гены микроорганизмов, а это уже достаточно серьезный риск для здоровья человека.
– В текущем году структура посевных площадей региона пересмотрена в пользу рыночно выгодных культур, в частности рапса. Как вы относитесь к этой культуре?
– Решение расширять посевы рапса считаю правильным. Необходимо производить ту продукцию, на которую есть спрос. Рапс очень востребован.
Он идет на масло, жмых используют на корм для животных. Семенной материал активно приобретают не только в России, но и за рубежом, что очень актуально в свете вступления в ВТО. Рапс хорошо адаптирован к природно-климатическим условиям Тюменской области. Технологии его выращивания отработаны, поэтому никаких проблем не должно возникать.
Урожайность семян культуры можно получать от 15 до 20 ц/га. Рапс возделывают в учхозе аграрного университета. Причем здесь его используют в качестве «зеленого» конвейера. Одно из преимуществ рапса – длительная вегетация осенью. Когда остальные растения уже засыхают, он продолжает цвести вплоть до снега. К тому же рапс является хорошим предшественником для других культур, особенно для картофеля.
– Осуществлялись также эксперименты по выращиванию в Тюменской области сои, под которую отводили 600 га в Сорокинском, Сладковском, Казанском районах...
– Однозначного ответа по выращиванию сои не могут дать ни товаропроизводители, ни ученые. Требуется провести еще исследования, чтобы полностью отработать технологию выращивания. С одной стороны, эта культура теплолюбива. Поэтому сумма активных положительных температур должна быть более высокой, чем для возделываемых в регионе зерновых. С другой – селекция не стоит на месте, за последние годы наблюдается прогресс в создании скороспелых сортов. Особенно преуспели ученые из Омска, Новосибирска, Алтая. Созданные ими сорта неплохо адаптированы к сибирскому климату. За последние годы соя дает все более устойчивые урожаи. На мой взгляд, культурой необходимо заниматься, подбирать сорта, уточнять элементы технологии.
Необходимо возделывать и незаслуженно забытые культуры. Например, гречиху. Когда-то ее выращивали на территории региона и получали неплохие результаты. В советское время существовала специализация растениеводства по регионам страны. В частности, считалось, что твердую пшеницу невыгодно возделывать в условиях Сибири. Однако сегодня видим обратное: регион активно выращивает эту культуру. Кстати, на сортоиспытательном участке в Бердюжье получают урожайность, превосходящую урожайность мягкой пшеницы.
Нужно понимать, что селекция и генетика постоянно развиваются. Возьмем, например, горох. Если 15 лет назад товаропроизводители испытывали затруднения в выращивании этой культуры, то теперь созданы сорта, которые не полегают, созревают одновременно, их можно убирать напрямую. Поэтому нельзя ориентироваться только на прошлое, необходимо использовать и достижения настоящего.
– Как вы оцениваете перспективы выращивания озимых культур?
– Давайте вспомним историю их возделывания в Тюменском регионе. В первой половине ХХ века озимые, прежде всего рожь, занимали большую площадь посева. Она фактически доминировала в структуре посевных площадей. Однако с созданием новых сортов яровых хлебов озимым пришлось потесниться.
Сегодня площади, отведенные под озимую рожь, практически сведены до минимума. Почему? Все дело в конъюнктуре рынка. Цены на рожь ниже, нежели на яровые хлеба. Это и стало основной причиной сокращения посевных площадей озимой ржи. Что касается озимой пшеницы, то, к сожалению, пока не выведен надежный сорт, обладающий высокой зимостойкостью и адаптированный к нашим условиям.
– И все-таки, сколько может дать нынче хлеба Тюменская земля?
– Сто лет назад сибирские земледельцы собирали урожаи 5–6 ц/га. В сухие годы и того меньше. Сегодня с применением ГИС-технологий, новых сортов, минеральных удобрений реально можно получать в среднем по области урожайность 30 ц/га. На опытных участках аграрный университет в этом году намерен собрать при любых условиях, включая засуху, не менее 40 ц/га.
Отдельные селекционные линии могут дать до 90 центнеров. Так что новый аграрный сезон тюменские земледельцы ждут с оптимизмом.