Хрупкое могущество Севера
Персональная выставка «Югра сокровенная» члена Союза художников России и международной ассоциации художников ЮНЕСКО Людмилы Гайнановой, открывшаяся в Тюменском музее изобразительных искусств, привлекла большое внимание художественной общественности. Ее творчество заставляет задуматься о значении цвета и необходимости творчества в жизни.
Про ее картины говорят, что они рождаются из хаоса, тем не менее в них чувствуется серьезная школа. Художница окончила художественно-графический факультет Чебоксарского пединститута и долгое время работала на Севере. В Когалыме, ставшем ей родным городом, в художественной галерее хранятся картины, в которых соединяются местные мотивы и воспоминания о временах, когда люди были чуточку добрее... Людмила Гайнанова не придумывает сюжеты, они рождаются при оттиске красок в оригинальной технике монотипии.
– Сейчас нет классической методики художественного образования, многое зависит от преподавателя, – говорит художница, – если у него есть классический стержень искусства – он выдерживает его основу. Меня волнует, что стало много «измов», которые не всегда основательно оформлены и трактуют изобразительное искусство по-своему. Зачастую получаются отвлеченные и немного абстрактные решения... Не сказала бы, что это дает больше свободы творческим началам, скорее наоборот. Нужно обязательно пройти реалистическую школу искусства, а потом увлекаться экспериментами.
Людмила Гайнанова убеждена, что прежде всего художник должен научиться рисунку, живописи, а также изучить технологию. «Без знания ремесла сложно развиваться», – говорит она, комментируя огромное количество работ на выставках, которые не остаются в памяти. Вопрос сохранения работы художника в вечности решается через отбор временем и людьми. Но выбранный ею жанр монотипии – не попытка тиражировать удачно найденные решения. «Печатать много экземпляров позволяют гравюра и офорт, в монотипии можно сделать только один отпечаток, и каждый из них уникален», – поясняет художница.
Ее выставка совпала с проходившей в Тюмени выставкой «Монохром», посвященной черно-белой фотографии. По мнению Людмилы Гайнановой, возвращение к традициям обусловлено ностальгией по прошедшим временам. Молодые фотографы сознательно используют старую технику съемки, пытаясь переосмыслить творчество предшественников. Возможно, они чувствуют, что в прошлом было больше содержательности, душевности и гармонии.
– Надо не просто щелкать фотоаппаратом или делать зарисовку, а вложить туда душу, – советует Людмила Гайнанова. – Если у художника есть внутренний стержень, его картина рождается, живет и привлекает внимание зрителей. Сейчас в мире очень много агрессии, непредвиденных ситуаций, динамики, которая давяще действует на личности определенного типа. Каждый по-своему воспринимает окружающую действительность, для кого-то этот ритм жизни хорош, а кто-то плохо себя чувствует, особенно те люди, которые еще помнят спокойные времена, когда подход к людям был другим. Изменились понятия – изменилось и искусство.
Художница вспоминает, что в былые времена работы на выставки проходили через художественный совет, а сейчас многие из них попадают к зрителям случайно. Мы стали очень толерантными к происходящему, и это немного тревожит Людмилу Гайнанову. Профессионалы оценивают выставку как «хорошую и нужную». По словам искусствоведа Александра Валова, она дает возможность тюменцам познакомиться с новым художником. Небольшой проблемой он назвал смешение разных типов освещения на экспозиции, ведь картины такого типа должны экспонироваться при одном свете – дневном или искусственном. Следовательно, нужен более цельный подход в оформлении выставки.
– Выставка – особенный праздник для художника сродни дню рождения, – говорит живописец Александр Павлов. – Когда картины пишешь – они живут отдельно друг от друга, а когда их собираешь – происходит чудо. Начинаешь по-новому видеть и узнавать работы, во время выставки они наполняются энергией.
Работы художницы рождены Севером и посвящены ему, поэтому резонно было узнать ее мнение по поводу перспектив развития этого края. Чем, кроме северных надбавок, задержать людей в этих суровых условиях? Туда «вломились» за природными богатствами, а что будет, когда они закончатся? На этот вопрос Людмила Гайнанова ответила с оптимизмом: «Отрицаю мысль о том, что у Севера есть тупиковый вариант развития. Наоборот, думаю, он будет возрождаться в духовном плане – через людей, потому что имеет ауру творчества. Его притягательная сила неповторима – сочетание суровости вечной мерзлоты и нежности весенней природы, северного сияния и белых ночей...
Человек получает от этого незабываемые ощущения, а нас всегда тянет к неожиданным и прекрасным вещам. Я не ясновидящая и не могу предсказать будущее, но думаю, что плохого не случится: Север – это могучая территория, которая держит всю Россию!»