Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Власть заинтересована в активности граждан Губернатор Тюменской области Владимир Якушев: «Будущее – за активностью граждан»

Слушать новость
Власть заинтересована в активности граждан Губернатор Тюменской области Владимир Якушев: «Будущее – за активностью граждан». .

Главной темой для обсуждения на состоявшихся в Тюменской областной научной библиотеке Губернаторских чтениях стало местное самоуправление. После выступления докладчика, доктора экономических наук Эмиля Маркварта в дискуссии участвовали ученые, политики, представители общественных организаций. Но наиболее запоминающимся было выступление губернатора Тюменской области Владимира Якушева. Он поделился мыслями на эту и другие важные для жизни и развития региона темы.


Управлять делами сообща

Глава региона пояснил участникам, что первая в этом году встреча является новой по замыслу. Губернаторские чтения имеют свою историю: известными экспертами прочитано одиннадцать публичных лекций. Организаторы закрыли практически весь тематический спектр основных социальных, экономических и политических проблем – от ключевых факторов развития гражданской активности до перспектив нефтегазового комплекса.

Переносить фокус внимания на более узкие проблемы или идти по второму кругу нецелесообразно. В этом году встречи объединены одной сквозной темой – управление регионом как многосоставным и в то же время целостным сообществом, социальным организмом.

Выбор мотивирован несколькими соображениями. Губернатор уверен, что начатый разговор поможет преодолеть неправильное представление, в плену которого находятся некоторые представители власти, о возможности принимать то или иное решение по умолчанию, инерции ума. При этом происходит разделение общества на управляющих и управляемых, тех, кто принимает решение, и пассивных потребителей. Такое разделение способно обернуться противопоставлением, а это уже не только вредно, но и опасно.

По мнению главы региона, подлинное управление – это совместный солидарный и союзный процесс, в котором полноценно участвуют разные общественные силы и субъекты. В качестве примера он привел работу дирижера – маэстро управляет оркестром, хотя сам не издает ни звука. И плох тот дирижер, который заставит оркестр замолчать и попытается исполнить все партии самостоятельно. Ничего хорошего из этого не выйдет. С другой стороны, оркестр без дирижера ударится в разброд и шатания. Как известно, тот, кто возглавляет процесс, но не может направить его в нужное русло, неизбежно получает отрицательный результат.

– Создание в Тюменской области эффективных механизмов и инструментов социальной гармонии – главная задача, которая стоит перед властью, – сказал Владимир Якушев. – Управлять – не значит править. Управлять – значит управляться с делами сообща. О том, как это сделать, мы и будем говорить на Губернаторских чтениях. И вполне естественно, что этот разговор начнется с темы местного самоуправления. Потому что именно здесь, на уровне, как говорят, корней травы, начинается социальная гармония. Если гармонии не будет здесь, то не будет ее и выше.

Как финансировать муниципалитеты

На Губернаторских чтениях тема местного самоуправления вызвала серьезные споры. Высказывались разные, подчас прямо противоположные точки зрения.

В своем выступлении губернатор Владимир Якушев подчеркнул, что вопросы взаимоотношений между Федерацией, субъектами Федерации и муниципалитетами во многом зависят от налоговой системы, сложившейся в стране. Сегодня ситуация такова: основные налоги поступают в федеральный бюджет, затем в региональный. Оставшиеся после этого распределения финансы поступают в муниципалитеты.

В результате муниципальные образования оказываются в сложной ситуации: у местного самоуправления порой не хватает средств на реализацию полномочий, необходимых для эффективного развития территорий.

Опросы должны стать привычными

Владимир Якушев поднял перед участниками и другой важный вопрос – о потребности власти в привлечении общественности к выработке управленческих решений. Многие из них раньше принимались в тиши кабинетов и сегодня уже не актуальны, потому местная власть может получить в ответ достаточно серьезную и жесткую реакцию общественности.

В самом большом муниципалитете – в Тюмени проведен опрос по поводу сноса здания на одной из самых больших площадей города. В результате принято общее решение. Сейчас намечен еще один опрос – по поводу круглой бани, вокруг которой идет дискуссия, надо ли ее сносить. В районе областного центра, где находится этот объект, есть серьезная потребность в парковках. Муниципалитет готовит опрос, и граждане должны решить, сохранить баню или снести. Решение будет принято только после того, как жители выскажут точку зрения.

В Ишиме ведется общественная дискуссия вокруг строительства автодорожного моста.

Вопрос о прокладке еще одного путепровода через Транссибирскую магистраль стоял десять лет. В региональном бюджете на это предусмотрели средства. Но когда определились с местом для строительства, среди жителей города начались споры, дело дошло даже до митингов. Причем глава администрации города Ишима с самого начала был в курсе того, что должно быть изучено общественное мнение, что необходимо провести опрос. Если бы это было сделано своевременно, непонимания бы не возникло.

– Закон предписывает проведение опросов и референдумов, по его результатам местная Дума должна принять соответствующее решение, и тогда все вопросы о митингах отпали бы сами собой. Ведь 90 процентов жителей Ишима поддерживают строительство, – подчеркнул Владимир Якушев.

Как заметил губернатор, предложение о проведении опроса или муниципального референдума вызывает у глав муниципалитетов опаску. Тем не менее, такую практику надо вводить. Потому что только так можно получить юридически закрепленное мнение большинства жителей и в соответствии с этим принимать решение.

Власть заинтересована в активности граждан

Владимир Якушев уверен, что за активностью граждан – будущее. И власть в этом заинтересована.

– Нужно давать гражданам возможность высказаться, – убежден губернатор. – Опросы общественного мнения должны стать привычными. Когда люди будут понимать, что совместно с властью участвуют в принятии решений, уровень их доверия к принимаемым решениям станет намного выше, чем сегодня.

Глава региона отметил: чем меньше муниципалитет, тем проще привлечь граждан для решения проблем, потому что там все на виду, все друг друга знают. Решений, которые там принимаются без изучения мнения населения, либо нет совсем, либо их очень мало. Эту практику нужно переносить на все территории.

Инициативы людей и наличие лидера

Местное самоуправление – это неотъемлемая часть жизни общества, тот институт, который взаимодействует с другими сферами общества и государства.

В зависимости от того, как устроено государственное управление, как работает налоговая система, какими ресурсами обладают муниципалитеты, как они готовы работать теми инструментами, которые им дает 131-й закон в деле развития активности граждан, таким и будет местное самоуправление – либо зрелым, либо нет. Проблема в том, что потенциал, содержащийся в законодательных актах, в силу тех или иных причин в одних муниципалитетах используется, в других – нет.

Глава региона рассказал участникам Губернаторских чтений о случае, который произошел во время его поездки в одно из поселений Заболотья в 2003 году. На собрании встал человек, которого поддержали все участники, и сказал: не надо нам никакой поддержки, мы можем сами решить проблемы, помогите только найти специалиста, который смог бы возглавить рыболовецкий кооператив, сами мы это сделать не можем. Два раза собирались, избирали председателя, а к согласию так и не при-шли. Привезите нам такого человека, и все! Остальное сделаем сами. Никакой другой помощи нам не надо!

– Все, что касается само-управления, название которого говорит само за себя – сами управимся, зависит от желания, инициативы людей и от лидера, который на муниципальном уровне должен направить гражданские инициативы людей в правильное русло, – подвел итог Владимир Якушев.

компетентно

Геннадий ЧЕБОТАРЕВ,

президент Тюменского госуниверситета, заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор:

– Опыт российского местного самоуправления существенно отличается от германского, который приводил в пример господин Маркварт. Многие высказанные предложения очень полемичны. На мой взгляд, в России общественная модель местного самоуправления, заложенная в Конституции страны, увы, до сих пор не реализовалась на практике. Поэтому предстоит сделать некий выбор: либо создавать, развивать образ местного самоуправления, рисуемый Конституцией, либо подумать о концептуальном изменении подходов. Но сегодня важно определиться с путем развития местного самоуправления. Представляется, что органы местного самоуправления должны стать органами власти на местах, а общественные формы участия населения в управлении территорией, без всякого сомнения, необходимо развивать и тем самым формировать муниципалитеты как платформу для гражданского общества.

Светлана МООР,

доктор социологических наук, профессор, директор центра дистанционного образования ТюмГНГУ:

– В муниципальном управлении возникает проблема при делегировании государством полномочий, но не делегировании ресурсной базы. Хорошо, если в стране сформировалось гражданское общество и к работе муниципалитетов подключаются сознательные граждане. Но, на мой взгляд, Россия – особенная страна, здесь своеобразный менталитет народа, поэтому власти нужно приложить очень много усилий, чтобы люди включились в муниципальный процесс на добровольных началах.

Игорь УРАКОВ,

председатель Тюменского городского отделения общественного движения «В защиту человека труда»:

– Немаловажно, что тема муниципального управления затронута в начале года, так как нынче пройдут выборы в Тюменскую городскую Думу – орган, представляющий местное самоуправление. Ответы на многие вопросы, связанные с эффективностью данной системы, кроются в истории государств. Если в Германии местное самоуправление развивается уже несколько столетий, то  в России лишь последние 20 лет  в условиях демократического правового государства формируется модель местного самоуправления. Но уже можно отметить некоторые положительные тенденции. Например, с прошлого года в Тюмени активно создаются советы многоквартирных домов – это один из механизмов эффективного управления домом и придомовой территорией.

Вера БАРОВА,

исполнительный директор Благотворительного фонда развития города Тюмени:

– Нужно не только перенимать зарубежный опыт – нужно изучать и продвигать опыт собственный. Пять лет назад БФРГТ на средства фонда Мотта инициировал реализацию программы «Новая модель эффективного управления муниципальным образованием: качество жизни в наших руках». В программу включилось муниципальное образование «Сорокинский район». Цель – сделать людей не только получателями благ, но  и активными участниками общественных процессов. Улучшение качества жизни населения происходит через включение граждан в местное самоуправление. Создан фонд местного сообщества, в который привлечено уже 700 тысяч рублей – это все внебюджетные средства. Один предприниматель, участвующий в программе, сказал: «Привлекло то, что мы не тушим пожары, а вкладываем деньги в развитие района».

Главной темой для обсуждения на состоявшихся в Тюменской областной научной библиотеке Губернаторских чтениях стало местное самоуправление. После выступления докладчика, доктора экономических наук Эмиля Маркварта в дискуссии участвовали ученые, политики, представители общественных организаций. Но наиболее запоминающимся было выступление губернатора Тюменской области Владимира Якушева. Он поделился мыслями на эту и другие важные для жизни и развития региона темы.


Управлять делами сообща

Глава региона пояснил участникам, что первая в этом году встреча является новой по замыслу. Губернаторские чтения имеют свою историю: известными экспертами прочитано одиннадцать публичных лекций. Организаторы закрыли практически весь тематический спектр основных социальных, экономических и политических проблем – от ключевых факторов развития гражданской активности до перспектив нефтегазового комплекса.

Переносить фокус внимания на более узкие проблемы или идти по второму кругу нецелесообразно. В этом году встречи объединены одной сквозной темой – управление регионом как многосоставным и в то же время целостным сообществом, социальным организмом.

Выбор мотивирован несколькими соображениями. Губернатор уверен, что начатый разговор поможет преодолеть неправильное представление, в плену которого находятся некоторые представители власти, о возможности принимать то или иное решение по умолчанию, инерции ума. При этом происходит разделение общества на управляющих и управляемых, тех, кто принимает решение, и пассивных потребителей. Такое разделение способно обернуться противопоставлением, а это уже не только вредно, но и опасно.

По мнению главы региона, подлинное управление – это совместный солидарный и союзный процесс, в котором полноценно участвуют разные общественные силы и субъекты. В качестве примера он привел работу дирижера – маэстро управляет оркестром, хотя сам не издает ни звука. И плох тот дирижер, который заставит оркестр замолчать и попытается исполнить все партии самостоятельно. Ничего хорошего из этого не выйдет. С другой стороны, оркестр без дирижера ударится в разброд и шатания. Как известно, тот, кто возглавляет процесс, но не может направить его в нужное русло, неизбежно получает отрицательный результат.

– Создание в Тюменской области эффективных механизмов и инструментов социальной гармонии – главная задача, которая стоит перед властью, – сказал Владимир Якушев. – Управлять – не значит править. Управлять – значит управляться с делами сообща. О том, как это сделать, мы и будем говорить на Губернаторских чтениях. И вполне естественно, что этот разговор начнется с темы местного самоуправления. Потому что именно здесь, на уровне, как говорят, корней травы, начинается социальная гармония. Если гармонии не будет здесь, то не будет ее и выше.

Как финансировать муниципалитеты

На Губернаторских чтениях тема местного самоуправления вызвала серьезные споры. Высказывались разные, подчас прямо противоположные точки зрения.

В своем выступлении губернатор Владимир Якушев подчеркнул, что вопросы взаимоотношений между Федерацией, субъектами Федерации и муниципалитетами во многом зависят от налоговой системы, сложившейся в стране. Сегодня ситуация такова: основные налоги поступают в федеральный бюджет, затем в региональный. Оставшиеся после этого распределения финансы поступают в муниципалитеты.

В результате муниципальные образования оказываются в сложной ситуации: у местного самоуправления порой не хватает средств на реализацию полномочий, необходимых для эффективного развития территорий.

Опросы должны стать привычными

Владимир Якушев поднял перед участниками и другой важный вопрос – о потребности власти в привлечении общественности к выработке управленческих решений. Многие из них раньше принимались в тиши кабинетов и сегодня уже не актуальны, потому местная власть может получить в ответ достаточно серьезную и жесткую реакцию общественности.

В самом большом муниципалитете – в Тюмени проведен опрос по поводу сноса здания на одной из самых больших площадей города. В результате принято общее решение. Сейчас намечен еще один опрос – по поводу круглой бани, вокруг которой идет дискуссия, надо ли ее сносить. В районе областного центра, где находится этот объект, есть серьезная потребность в парковках. Муниципалитет готовит опрос, и граждане должны решить, сохранить баню или снести. Решение будет принято только после того, как жители выскажут точку зрения.

В Ишиме ведется общественная дискуссия вокруг строительства автодорожного моста.

Вопрос о прокладке еще одного путепровода через Транссибирскую магистраль стоял десять лет. В региональном бюджете на это предусмотрели средства. Но когда определились с местом для строительства, среди жителей города начались споры, дело дошло даже до митингов. Причем глава администрации города Ишима с самого начала был в курсе того, что должно быть изучено общественное мнение, что необходимо провести опрос. Если бы это было сделано своевременно, непонимания бы не возникло.

– Закон предписывает проведение опросов и референдумов, по его результатам местная Дума должна принять соответствующее решение, и тогда все вопросы о митингах отпали бы сами собой. Ведь 90 процентов жителей Ишима поддерживают строительство, – подчеркнул Владимир Якушев.

Как заметил губернатор, предложение о проведении опроса или муниципального референдума вызывает у глав муниципалитетов опаску. Тем не менее, такую практику надо вводить. Потому что только так можно получить юридически закрепленное мнение большинства жителей и в соответствии с этим принимать решение.

Власть заинтересована в активности граждан

Владимир Якушев уверен, что за активностью граждан – будущее. И власть в этом заинтересована.

– Нужно давать гражданам возможность высказаться, – убежден губернатор. – Опросы общественного мнения должны стать привычными. Когда люди будут понимать, что совместно с властью участвуют в принятии решений, уровень их доверия к принимаемым решениям станет намного выше, чем сегодня.

Глава региона отметил: чем меньше муниципалитет, тем проще привлечь граждан для решения проблем, потому что там все на виду, все друг друга знают. Решений, которые там принимаются без изучения мнения населения, либо нет совсем, либо их очень мало. Эту практику нужно переносить на все территории.

Инициативы людей и наличие лидера

Местное самоуправление – это неотъемлемая часть жизни общества, тот институт, который взаимодействует с другими сферами общества и государства.

В зависимости от того, как устроено государственное управление, как работает налоговая система, какими ресурсами обладают муниципалитеты, как они готовы работать теми инструментами, которые им дает 131-й закон в деле развития активности граждан, таким и будет местное самоуправление – либо зрелым, либо нет. Проблема в том, что потенциал, содержащийся в законодательных актах, в силу тех или иных причин в одних муниципалитетах используется, в других – нет.

Глава региона рассказал участникам Губернаторских чтений о случае, который произошел во время его поездки в одно из поселений Заболотья в 2003 году. На собрании встал человек, которого поддержали все участники, и сказал: не надо нам никакой поддержки, мы можем сами решить проблемы, помогите только найти специалиста, который смог бы возглавить рыболовецкий кооператив, сами мы это сделать не можем. Два раза собирались, избирали председателя, а к согласию так и не при-шли. Привезите нам такого человека, и все! Остальное сделаем сами. Никакой другой помощи нам не надо!

– Все, что касается само-управления, название которого говорит само за себя – сами управимся, зависит от желания, инициативы людей и от лидера, который на муниципальном уровне должен направить гражданские инициативы людей в правильное русло, – подвел итог Владимир Якушев.

компетентно

Геннадий ЧЕБОТАРЕВ,

президент Тюменского госуниверситета, заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор:

– Опыт российского местного самоуправления существенно отличается от германского, который приводил в пример господин Маркварт. Многие высказанные предложения очень полемичны. На мой взгляд, в России общественная модель местного самоуправления, заложенная в Конституции страны, увы, до сих пор не реализовалась на практике. Поэтому предстоит сделать некий выбор: либо создавать, развивать образ местного самоуправления, рисуемый Конституцией, либо подумать о концептуальном изменении подходов. Но сегодня важно определиться с путем развития местного самоуправления. Представляется, что органы местного самоуправления должны стать органами власти на местах, а общественные формы участия населения в управлении территорией, без всякого сомнения, необходимо развивать и тем самым формировать муниципалитеты как платформу для гражданского общества.

Светлана МООР,

доктор социологических наук, профессор, директор центра дистанционного образования ТюмГНГУ:

– В муниципальном управлении возникает проблема при делегировании государством полномочий, но не делегировании ресурсной базы. Хорошо, если в стране сформировалось гражданское общество и к работе муниципалитетов подключаются сознательные граждане. Но, на мой взгляд, Россия – особенная страна, здесь своеобразный менталитет народа, поэтому власти нужно приложить очень много усилий, чтобы люди включились в муниципальный процесс на добровольных началах.

Игорь УРАКОВ,

председатель Тюменского городского отделения общественного движения «В защиту человека труда»:

– Немаловажно, что тема муниципального управления затронута в начале года, так как нынче пройдут выборы в Тюменскую городскую Думу – орган, представляющий местное самоуправление. Ответы на многие вопросы, связанные с эффективностью данной системы, кроются в истории государств. Если в Германии местное самоуправление развивается уже несколько столетий, то  в России лишь последние 20 лет  в условиях демократического правового государства формируется модель местного самоуправления. Но уже можно отметить некоторые положительные тенденции. Например, с прошлого года в Тюмени активно создаются советы многоквартирных домов – это один из механизмов эффективного управления домом и придомовой территорией.

Вера БАРОВА,

исполнительный директор Благотворительного фонда развития города Тюмени:

– Нужно не только перенимать зарубежный опыт – нужно изучать и продвигать опыт собственный. Пять лет назад БФРГТ на средства фонда Мотта инициировал реализацию программы «Новая модель эффективного управления муниципальным образованием: качество жизни в наших руках». В программу включилось муниципальное образование «Сорокинский район». Цель – сделать людей не только получателями благ, но  и активными участниками общественных процессов. Улучшение качества жизни населения происходит через включение граждан в местное самоуправление. Создан фонд местного сообщества, в который привлечено уже 700 тысяч рублей – это все внебюджетные средства. Один предприниматель, участвующий в программе, сказал: «Привлекло то, что мы не тушим пожары, а вкладываем деньги в развитие района».



На пост главы Тюмени зарегистрировались четыре кандидата

25 июня

Нейросетями и ИИ-технологиями пользуются 52% тюменцев

18 июня