Култук – старше Иркутска
Давно мечтал побывать на Байкале. Нынче мы с моей второй половиной решили не откладывать поездку, собрались и поехали. Поездом. И не жалеем, впечатлений хватит надолго.
Тук-тук, кул-тук – ритмично стучат вагонные колеса. Извилистая, словно змейка, «железка» среди высоких лесистых скал, «нырнув» после станции Слюдяка под освещенный тоннель, устремляется по открытому плато к побережью озера-моря.
Вид из окна вагона открывается захватывающий: необозримая голубоватая даль озера и белокрылые чайки, летающие над водной гладью вместе с бакланами. Хотя это еще не сам Байкал, а его залив, но и он впечатляет своей мощью, синими отрогами приморского хребта, обрывающегося скалистыми гранями к водной глади.
У озера, зацепившись за пядь скалистой земли, поселок Култук, в переводе с тюркского – «угол», «тупик», «залив озера или моря». Так пояснила нам, пассажирам скорого, проводница вагона. Она когда-то жила в этих местах. «А вот там, за поселком, – продолжала Тамара, будто она не проводница вагона, а опытный экскурсовод, – за речкой Культучной широким клином вдается в залив Шаманский мыс, видите? Это считается на карте самой западной точкой байкальского побережья».
Еще мы узнали от «гида», что ветер, дующий с южной оконечности вдоль котловины озера, тоже называется Култук. Этот ветер, особенно осенью, всегда несет с собой мощные морские штормы, затяжные дожди и холодные ветры. Действительно, когда смотришь на Байкал вдаль, то начинаешь представлять себе шестьсот с лишним километров водной глади, 70–80 км ее ширины, свыше полутора тысяч метров глубины, не покидает ощущение, что именно здесь, за Шаманским мысом, и берет свое начало «славное море»…
Столице Восточной Сибири – Иркутску в прошлом году исполнилось 350 лет, но Култук на 14 лет старше. Весной 1647 года команда казака Ивана Похабова построила острог на байкальском берегу. Первая трактовая дорога была проложена в Култук из Иркутска в конце XVII века. Позднее ее проложили в обход Байкала через горный хребет Хамар – Дабан, и это была уже знаменитая караванная дорога в Монголию и далее в Китай – великий чайный путь.
Немало воды утекло с той поры, прежде чем Култук оказался опорным пунктом строительства одного из участков Транссибирской магистрали, известной ранее под названием Кругобайкальской железной дороги. В дорожном музее Иркутска, куда мы попали с экскурсией, заведующая Алла Гордиенко рассказывала посетителям о воссоздании историко-культурной среды Транссиба на рубеже XIX–XX веков.
Она предусматривает создание целого комплекса «Историческая (музейная) Кругобайкальская железная дорога». Станции Култук в проекте отводится особая роль. По мнению историков, здесь должен быть построен современный вокзал с обширной площадью и цветным фонтаном, пересадочный пассажирский комплекс и музей железнодорожной техники…
13 сентября 1904 года у тоннеля № 18 была осуществлена стыковка Великого сибирского пути. Министр путей сообщения Михаил Хилков собственноручно забил последний, символический «золотой» костыль.
Сквозное движение поездов между Иркутском и столицей Бурятии Улан-Удэ (тогда Нижнеудинск) было открыто в 23 часа по московскому времени.