Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

А «Зори» здесь... яркие!

Общество, 00:05, 28 марта 2013, Юрий ХОЗЯИНОВ
Слушать новость
А «Зори» здесь... яркие! . .

Знаменитому хореографическому коллективу исполняется 35 лет


Знатоки утверждают, что именно Арцеры основали тюменскую хореографическую школу. Визитной карточкой региона стал созданный ими государственный ансамбль танца «Зори Тюмени». Заслуженные деятели искусств России Валерий и Галина Арцер рассказали о том, как все начиналось и как коллектив стал столь знаменитым.


Предыстория ансамбля

Валерий Александрович родом из поволжских немцев, которые были высланы на Южный Урал в 1942 году. Родился в г. Копейске Челябинской области в 1952 году. Танцевать начал с 14 лет, а до того читал со сцены стихи, играл на баяне, пел. Когда поступил в Челябинский государственный институт культуры, на занятия народными танцами пошел во Дворец культуры железнодорожников. Там  в танцевальном ансамбле «Юность» занималась его будущая жена.

Галина Вениаминовна родилась в Челябинске. Папа трудился машинистом паровоза. Он был артистически одаренным, обладал красивым голосом, неплохо танцевал. Мама всю жизнь работала швеей. Она пела, играла на балалайке, в детстве занималась танцами. Но помешала война. Галина Арцер вспоминает:

– В моей школе проходили занятия хореографического кружка. Однажды пошла туда посмотреть.

Конечно, мечтала о профессии, связанной с танцами, но мама считала, что этим на жизнь не заработать. Пришлось пойти в Челябинский политех. Там было безумно скучно, и я просто перестала заниматься.

– Что было первым – создание семьи для творческого дуэта или наоборот?

– Это одновременно происходило. Валерий пришел к нам в коллектив. Он не мог не понравиться – он всем нравился, потому что был хорош собой. Мама работала в ансамбле костюмером. Как-то Валера попросил у нее сапоги для танца. Сапог не оказалось, и Валерий вдруг сказал: «Почему вы мне отказываете? Вдруг я ваш будущий зять?» Когда я училась в политехническом, мы встречались только на занятиях в кружке, а потом, когда перешла в ЧГИК, Валерий сказал: «Ну все, неотвратимость совершилась!» Свадьбу сыграли в декабре 1971 года. Я училась тогда на первом курсе, Валерий на третьем. После окончания вуза он уехал по распределению в Салехард преподавателем культпросветучилища. Когда в сентябре 1973 года родился сын Валера, муж уже работал в Салехарде.

Позже я с маленьким Валериком присоединилась к нему. Жили в общежитии. Я преподавала классический танец, а Валерий Саныч – народный. Салехард – период нашего становления. Первые ученики, первые успехи – все связано с Салехардским культпросвет-училищем. Дома было тепло, на работе ценили и понимали. Но Север – очень суровый край. Главная причина отъезда – начал болеть Валерик. Серьезно заболел и Валерий Александрович. В 1978 году шли  в отпуск с последующим увольнением. Но мы оставили в Салехарде довольно заметный след. Валерий Саныч внесен в Книгу почета Салехардского училища. Когда через 25 лет  приехали туда на юбилейные торжества и произнесли нашу фамилию, то  в зале прозвучали аплодисменты. Это очень приятно.

Рождение коллектива. Пока «Орленок»
Валерий Арцер:

– Собрались уезжать в Челябинск, но нас перехватила Тюмень, школа искусств № 1. Ее первый директор Анатолий Иконников мечтал организовать ансамбль песни и пляски. В школе действовал хор, ставили танцевальные номера, которые не соответствовали нашим эстетическим принципам. «Орленок» и стал ансамблем песни и танца. Вскоре его руководитель Дмитрий Велижанин понял, что хореография ярче, сильнее, интереснее статичного хора, и мы разделились. Хор получил название «Гармония», а мы остались «Орленком». В 1978 году мне дали возможность набрать лучших учеников хореографического отделения всех возрастов. Начали работать в сентябре, а в декабре уже выступали на сцене – это довольно быстро для детского коллектива.

– Наверняка то, что вы предлагали, не было легким. Что вы делали, чтобы ваши ученики смогли станцевать задуманное вами?

Галина Арцер:

– На сцене выступать всегда очень интересно. Ты же артистом станешь, выйдешь на публику, тебя увидят, оценят, похвалят! Этим и заинтересовывали детей. Когда мы приехали, в школе не было ни одного сапога, ни одной туфельки, все танцевали в тапочках. Валерий Саныч пришел и сказал Иконникову: «Народные танцы исполнять в тапочках нельзя!» А тот: «Да ладно, до вас танцевали и вы танцевать будете!» На что Валерий ответил: «До меня танцевали – и пусть! А я танцевать не буду!» На следующий день Анатолий Анатольевич поехал заказывать обувь и костюмы, и началась обычная работа по подготовке детей к сценическим выступлениям. Нескромно так говорить, но  с нашим появлением в городе уровень исполнения танцев стал выше. Всегда нацеливали ребят на профессионализм.

Новые номера Валерий ставил почти каждый месяц. Репетиции, выступления, гастроли по всему Тюменскому Северу. «Орленок» рос, приобретал известность, стал образцово-показательным коллективом. В Москве на ЦТ была записана концертная программа, которая несколько раз демонстрировалась на первом канале.

Золотые годы, следом –трудные времена

Гастрольные поездки требовали дополнительных средств, поэтому некоторое время ансамбль числился за Дворцом «Нефтяник» и до 1984 года назывался «Юный нефтяник». Когда перешли с основным составом в ДК «Геолог», назывались «Юным геологом», а затем старшая группа получила имя «Зори Тюмени».

Руководство «Геолога» окружило юных артистов отеческой заботой: у коллектива не возникало проблем с костюмами, организацией гастролей.

Начало ХХI века не было легким в судьбе ансамбля. Когда «Геолог» перепрофилировали во Дворец молодежи, самодеятельные коллективы разъехались кто куда, и только «Зори Тюмени» отвоевали себе место под прежней крышей. Танцоры гастролировали по югу области, иногда заворачивая на «севера». Зарплата у артистов небольшая, а труд огромный. Ансамбль столкнулся с проблемой кадрового голода, которая ослабла при появлении в Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий кафедры народного танца (ранее кафедра хореографии). В 2007 году в «Геолог» пришла новая хозяйка – наука, и артистов приютили в густонаселенном «Строителе», где  в репетиционном зале числилось 20 (!) коллективов. Из-за «дворцовых переворотов» супруги Арцер потеряли студию, в которой когда-то растили новое поколение танцоров.

– Будем создавать все заново, – говорят Валерий Александрович и Галина Вениаминовна. – Наш коллектив планируют перевести в ДК «Нефтяник». Надо подождать окончания реконструкции.

Пока ансамбль занимается в зале ТГАКИСТ, дает ежегодные концерты на сцене филармонии. Большую поддержку талантам оказывает областной департамент культуры, благодаря чему с 2009 года возобновилась зарубежная гастрольная деятельность. Коллектив живет и развивается, и 14 апреля в филармонии состоится юбилейный концерт, посвященный его 35-летию.

Знаменитому хореографическому коллективу исполняется 35 лет


Знатоки утверждают, что именно Арцеры основали тюменскую хореографическую школу. Визитной карточкой региона стал созданный ими государственный ансамбль танца «Зори Тюмени». Заслуженные деятели искусств России Валерий и Галина Арцер рассказали о том, как все начиналось и как коллектив стал столь знаменитым.


Предыстория ансамбля

Валерий Александрович родом из поволжских немцев, которые были высланы на Южный Урал в 1942 году. Родился в г. Копейске Челябинской области в 1952 году. Танцевать начал с 14 лет, а до того читал со сцены стихи, играл на баяне, пел. Когда поступил в Челябинский государственный институт культуры, на занятия народными танцами пошел во Дворец культуры железнодорожников. Там  в танцевальном ансамбле «Юность» занималась его будущая жена.

Галина Вениаминовна родилась в Челябинске. Папа трудился машинистом паровоза. Он был артистически одаренным, обладал красивым голосом, неплохо танцевал. Мама всю жизнь работала швеей. Она пела, играла на балалайке, в детстве занималась танцами. Но помешала война. Галина Арцер вспоминает:

– В моей школе проходили занятия хореографического кружка. Однажды пошла туда посмотреть.

Конечно, мечтала о профессии, связанной с танцами, но мама считала, что этим на жизнь не заработать. Пришлось пойти в Челябинский политех. Там было безумно скучно, и я просто перестала заниматься.

– Что было первым – создание семьи для творческого дуэта или наоборот?

– Это одновременно происходило. Валерий пришел к нам в коллектив. Он не мог не понравиться – он всем нравился, потому что был хорош собой. Мама работала в ансамбле костюмером. Как-то Валера попросил у нее сапоги для танца. Сапог не оказалось, и Валерий вдруг сказал: «Почему вы мне отказываете? Вдруг я ваш будущий зять?» Когда я училась в политехническом, мы встречались только на занятиях в кружке, а потом, когда перешла в ЧГИК, Валерий сказал: «Ну все, неотвратимость совершилась!» Свадьбу сыграли в декабре 1971 года. Я училась тогда на первом курсе, Валерий на третьем. После окончания вуза он уехал по распределению в Салехард преподавателем культпросветучилища. Когда в сентябре 1973 года родился сын Валера, муж уже работал в Салехарде.

Позже я с маленьким Валериком присоединилась к нему. Жили в общежитии. Я преподавала классический танец, а Валерий Саныч – народный. Салехард – период нашего становления. Первые ученики, первые успехи – все связано с Салехардским культпросвет-училищем. Дома было тепло, на работе ценили и понимали. Но Север – очень суровый край. Главная причина отъезда – начал болеть Валерик. Серьезно заболел и Валерий Александрович. В 1978 году шли  в отпуск с последующим увольнением. Но мы оставили в Салехарде довольно заметный след. Валерий Саныч внесен в Книгу почета Салехардского училища. Когда через 25 лет  приехали туда на юбилейные торжества и произнесли нашу фамилию, то  в зале прозвучали аплодисменты. Это очень приятно.

Рождение коллектива. Пока «Орленок»
Валерий Арцер:

– Собрались уезжать в Челябинск, но нас перехватила Тюмень, школа искусств № 1. Ее первый директор Анатолий Иконников мечтал организовать ансамбль песни и пляски. В школе действовал хор, ставили танцевальные номера, которые не соответствовали нашим эстетическим принципам. «Орленок» и стал ансамблем песни и танца. Вскоре его руководитель Дмитрий Велижанин понял, что хореография ярче, сильнее, интереснее статичного хора, и мы разделились. Хор получил название «Гармония», а мы остались «Орленком». В 1978 году мне дали возможность набрать лучших учеников хореографического отделения всех возрастов. Начали работать в сентябре, а в декабре уже выступали на сцене – это довольно быстро для детского коллектива.

– Наверняка то, что вы предлагали, не было легким. Что вы делали, чтобы ваши ученики смогли станцевать задуманное вами?

Галина Арцер:

– На сцене выступать всегда очень интересно. Ты же артистом станешь, выйдешь на публику, тебя увидят, оценят, похвалят! Этим и заинтересовывали детей. Когда мы приехали, в школе не было ни одного сапога, ни одной туфельки, все танцевали в тапочках. Валерий Саныч пришел и сказал Иконникову: «Народные танцы исполнять в тапочках нельзя!» А тот: «Да ладно, до вас танцевали и вы танцевать будете!» На что Валерий ответил: «До меня танцевали – и пусть! А я танцевать не буду!» На следующий день Анатолий Анатольевич поехал заказывать обувь и костюмы, и началась обычная работа по подготовке детей к сценическим выступлениям. Нескромно так говорить, но  с нашим появлением в городе уровень исполнения танцев стал выше. Всегда нацеливали ребят на профессионализм.

Новые номера Валерий ставил почти каждый месяц. Репетиции, выступления, гастроли по всему Тюменскому Северу. «Орленок» рос, приобретал известность, стал образцово-показательным коллективом. В Москве на ЦТ была записана концертная программа, которая несколько раз демонстрировалась на первом канале.

Золотые годы, следом –трудные времена

Гастрольные поездки требовали дополнительных средств, поэтому некоторое время ансамбль числился за Дворцом «Нефтяник» и до 1984 года назывался «Юный нефтяник». Когда перешли с основным составом в ДК «Геолог», назывались «Юным геологом», а затем старшая группа получила имя «Зори Тюмени».

Руководство «Геолога» окружило юных артистов отеческой заботой: у коллектива не возникало проблем с костюмами, организацией гастролей.

Начало ХХI века не было легким в судьбе ансамбля. Когда «Геолог» перепрофилировали во Дворец молодежи, самодеятельные коллективы разъехались кто куда, и только «Зори Тюмени» отвоевали себе место под прежней крышей. Танцоры гастролировали по югу области, иногда заворачивая на «севера». Зарплата у артистов небольшая, а труд огромный. Ансамбль столкнулся с проблемой кадрового голода, которая ослабла при появлении в Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий кафедры народного танца (ранее кафедра хореографии). В 2007 году в «Геолог» пришла новая хозяйка – наука, и артистов приютили в густонаселенном «Строителе», где  в репетиционном зале числилось 20 (!) коллективов. Из-за «дворцовых переворотов» супруги Арцер потеряли студию, в которой когда-то растили новое поколение танцоров.

– Будем создавать все заново, – говорят Валерий Александрович и Галина Вениаминовна. – Наш коллектив планируют перевести в ДК «Нефтяник». Надо подождать окончания реконструкции.

Пока ансамбль занимается в зале ТГАКИСТ, дает ежегодные концерты на сцене филармонии. Большую поддержку талантам оказывает областной департамент культуры, благодаря чему с 2009 года возобновилась зарубежная гастрольная деятельность. Коллектив живет и развивается, и 14 апреля в филармонии состоится юбилейный концерт, посвященный его 35-летию.



В поисках приключений: какой детский лагерь выбрать летом в Тюмени

20 мая

В Тюмень приехал ретропоезд «Эшелон Победы»

20 мая